Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Елена Кузьмина

К.полит.н., зав. сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт РСМД

На протяжении 2000–2016 гг. в Молдове не удалось внедрить стабильную экономическую модель. За период независимости в республике произошло обнищание граждан. В 2015 г. Молдова заняла 92 по­зицию из 142 государств мира в рейтинге благополучия (Legatum Prosperity Index 2015). А в рейтинге, включающем толь­ко европейские страны, Молдова занимает последнюю строчку по уровню жизни. При этом отметим, что самый высокий рейтинг у республики был в 2011 г. — 79-е место, а с 2012 г. шло постоянное снижение индекса. Размер номинального ВВП республики снизился с 7,9 млрд долл. в 2013 г. до 6,2 млрд долл. в 2015 г. В 2015 г. ВВП на душу населения по данным Всемирного банка уменьшился сразу на 7,7% до 1 848,1 долл. по сравнению с предыдущим годом, в 2016 г. снизился еще на 7,4% до 1 712,2 долл. (143 место из 187 стран).

Панацеей от экономических проблем в Кишинёве виделось создание ассоциации с Европейским союзом, соглашение о которой было подписано в июне 2014 г., ратифицировано 1 сентября 2014 г, но полностью вступило в силу 1 июля 2016 г.


В результате действительно увеличилась торговля республики со странами Евросоюза с 45,3% в 2012 г. до 54,5% в 2016 г. При этом молдавский экспорт в ЕС в этот период вырос с 47,0% до 65,1%, а импорт из Евразийского союза увеличился с 44,5% до 49,1%.

Но в экспорте в ЕС в 2015 г. опережающее и значительное увеличение (на 54%) пришлось на реэкспорт. 

В связи с подписанием договора об ассоциации с ЕС Россия, крупнейший на тот период торговый партнер страны, объявила о экономических мерах в отношении РМ.

Краткосрочная перспектива продолжает оставаться сложной. Это вызывает недовольство населения, более 60% которого выступают против европейского вектора интеграции Молдовы. ЕС, являющийся ее основным спонсором, настойчиво требует от республики проводить реформы судебной системы, деполитизацию государственных учреждений, расследования кражи 1 млрд долл. из банковской системы страны и др., угрожая, что в случае их невыполнения ЕС не будет оказывать финансовую помощь.

На протяжении 2000–2016 гг. в Молдове не удалось внедрить стабильную экономическую модель. За период независимости в республике произошло обнищание граждан. В 2015 г. Молдова заняла 92 по­зицию из 142 государств мира в рейтинге благополучия (Legatum Prosperity Index 2015)[i]. А в рейтинге, включающем толь­ко европейские страны, Молдова занимает последнюю строчку по уровню жизни. При этом отметим, что самый высокий рейтинг у республики был в 2011 г. — 79-е место, а с 2012 г .шло постоянное снижение индекса. Размер номинального ВВП республики снизился с 7,9 млрд долл. в 2013 г. до 6,2 млрд долл. в 2015 г. В 2015 г. ВВП на душу населения по данным Всемирного банка уменьшился сразу на 7,7% до 1 848,1 долл. по сравнению с предыдущим годом, в 2016 г. снизился еще на 7,4% до 1 712,2 долл. (143 место из 187 стран).

Панацеей от экономических проблем в Кишинёве виделось создание ассоциации с Европейским союзом, соглашение о которой было подписано в июне 2014 г., ратифицировано 1 сентября 2014 г, но полностью вступило в силу 1 июля 2016 г. Это соглашение включает в себя Углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (DCFTA), направленную на содействие экономической интеграции и политической ассоциации между ЕС и Молдовой. Автономные торговые преференции, введенные еще с 2008 г. в рамках Восточного партнерства, также должны обеспечивать беспошлинный и неквотируемый доступ для почти всех молдавских товаров на рынок ЕС.

Торговые преференции имеют два режима: полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, но в рамках квот и отмену адвалорных частей ввозных пошлин[ii]. Но 80% продукции молдавского экспорта вообще не коснулось ЗСТ с ЕС. Квоты на экспорт товаров в ЕС в беспошлинном режиме были предоставлены для следующей молдавской продукции — мясо крупного рогатого скота и птицы, яйца, молочные продукты, ячмень, кукуруза, пшеница, колбасы, сахар и виноградное вино. Однако из-за несоответствия молдавской продукции европейским стандартам качества и ветеринарным, санитарным нормам квоты на мясо, яйца, молочную продукцию, колбасы практически не использовались. А квоты на остальные товары выбирались не полностью.

В результате действительно увеличилась торговля республики со странами Евросоюза с 45,3% в 2012 г. до 54,5% в 2016 г. При этом молдавский экспорт в ЕС в этот период вырос с 47,0% до 65,1%, а импорт из Евразийского союза увеличился с 44,5% до 49,1%.[iii]

Но в экспорте в ЕС в 2015 г. опережающее и значительное увеличение (на 54%) пришлось на реэкспорт. Так, по расчетам молдавских экспертов экспорт в ЕС молдавской продукции, очищенной от давальческого сырья (реэкспорта) сократился на 6,6%. Остальная часть (без поставок продукции на давальческом сырье) в структуре экспорта в ЕС представлена первичным сырьем с низкой добавочной стоимостью: пшеницей, кукурузой, подсолнечником, орехами, медом, необработанной кожей и металлом. Фактически Молдова в минимальной степени смогла воспользоваться расширением рынка сбыта своих несырьевых товаров.

В связи с подписанием договора об ассоциации с ЕС Россия, крупнейший на тот период торговый партнер страны, объявила о экономических мерах в отношении РМ. Во-первых, переход Молдовы к более жестким требованиям на ветеринарные сертификаты ЕАЭС защищенной формы. Во-вторых, с сентября 2014 г. было введено эмбарго на поставку молдавских вин. Убытки от него для Молдовы только за три последующих месяца превысили 20 млн долл. А за весь 2014 г. либерализация экспорта вина в ЕС не смогла компенсировать потери российского рынка. В-третьих, введение с сентября пошлин на всю сельскохозяйственную продукцию в размере ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС, и соответственно лишение Молдовы привилегий в торговле с РФ. Всего в список товаров, подлежащих таможенному налогообложению, вошло 19 видов товаров. Среди них: мебель, алкогольная продукция, овощи, мясо, сахар, зерно, а также некоторые продукты питания.

В результате предпринятых мер для защиты российского рынка в 2014 г. молдавский экспорт в Россию сократился почти на 35%. При этом падение экспорта по 19 группам товаров из РМ в Россию оценивалось в 200 млн долл. А потери фермеров составили около 145 млн долл.

Таким образом, молдавская экономика крайне уязвима из-за воздействия внешних шоков со стороны торговых партнеров и глобальных мировых процессов, а также внутренней политической нестабильности. Краткосрочная перспектива продолжает оставаться сложной. Это вызывает недовольство населения, более 60% которого выступают против европейского вектора интеграции Молдовы. ЕС, являющийся ее основным спонсором, настойчиво требует от республики проводить реформы судебной системы, деполитизацию государственных учреждений, расследования кражи 1 млрд долл. из банковской системы страны и др., угрожая, что в случае их невыполнения ЕС не будет оказывать финансовую помощь.

В связи со сложным состоянием экономики руководство РМ осознало необходимость восстановления торгово-экономических отношений с Россией и евразийского интеграционного вектора в целом. Но единства в молдавской политической элите по этому вопросу нет. Новый президент страны — лидер Парии социалистов И. Додон, пришедший к власти после прямых выборов 13 ноября 2016 г., еще в предвыборных обещаниях заявлял о намерении возобновить стратегическое партнерство с Россией. Но сделать это возможно лишь после решения проблемы с таможенными пошлинами в трехстороннем формате — Россия–ЕС–Молдова. Более того, работа президента будет осуществляться в условиях противостояния с действующими до конца 2018 г. проевропейскими парламентом и правительством страны.

В апреле 2017 г. в Бишкеке был сделан первый шаг по восстановлению экономических связей с евразийскими странами: президент РМ И. Додон подписал документ, дающий республике статус наблюдателя в ЕАЭС. Однако этот документ должен ратифицировать молдавский парламент. Премьер-министр страны П. Филип, например, считает, что президент превысил свои полномочия, подписав данный документ. Также И. Додон и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т. Саркисян подписали меморандум о сотрудничестве между республикой и ЕАЭС.

Говоря об экономических связях со странами Евразийского экономического союза, необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, до 2008 г. безусловное первенство в экономическом взаимодействии принадлежало странам СНГ (ЕАЭС — это 5 из 11 стран СНГ), прежде всего РФ. Доля России, которая в 1997 г. в экспорте страны составляла 61,5%, в 2015 г. стремительно упала до 12,2%. Такое падение привело к тому, что Россия, благодаря поставкам энергоресурсов, в первую очередь газа, сохранила свое лидерство в импорте Молдовы. А первое место в экспорте республики, принадлежавшее России, заняла с 2014 г. Румыния, через которую идут молдавские поставки в ЕС. Во-вторых, внешнеторговые связи страны с ЕС уже к 2017 г. приобрели устойчивый характер и республика не станет их разрушать. В-третьих, исходя из политической конъюнктуры в стране, не был проведен анализ возможных выигрышей и потерь от европейской и евразийской интеграции. В итоге Молдова за три года евроинтеграции мало чего приобрела в торговле с ЕС, но при этом утратила выгоды от фактической потери емкого рынка ЕАЭС, в первую очередь рынка РФ.

Анализ торговли Молдовы со странами-членами Евразийского союза за 2012–2016 гг. (по данным ВТО) показывает следующее. Резко сократилась доля главного торгового партнера — России: с 20,0% до 12,7%. Это произошло за счет падения экспорта на 26% и импорта — на 12% в среднем за этот период. У второго по объемам торговли евразийского партнера — Беларуси — доля в общем объеме внешней торговли сохранилась на уровне 3,4%, однако при увеличении молдавского экспорта на 9% произошло сокращение импорта на 17%. Казахстан также сильно сократил свое присутствие на молдавском рынке с 1,1% до 0,3% за счет сокращения экспорта на 20%, а импорта на 41%.

Таблица

Торговля Молдовы со странами ЕАЭС

Страны

2012

2016

Экспорт

Импорт

объем

Экспорт

Импорт

Объем

Армения

1,4

0,4

1,8

0,9

0,3

1,2

Беларусь

80,7

172,2

252,9

103,5

101,2

204,7

Казахстан

50,3

28,5

78,8

13,2

3,1

16,3

Кыргызстан

2,8

0,3

3,1

1,8

0,1

1,9

Россия

655,1

816,9

1472,0

233,2

535,2

768,4

Источник: http://trademap.org

[i] Ин­декс включает восемь категорий: экономика, образование, здраво­охранение, личные свободы, без­опасность, предпринимательство, управление и социальный капи­тал.


[ii] Адвалорный порядок исчисления ставок таможенных пошлин — это способ определения пошлины через процент от таможенной стоимости продукта. Размер пошлины высчитывается по формуле. Это аналог пропорционального налогообложения на продажу. Адвалорная пошлина взимается с товаров с разными качествами в рамках одного класса. Рассчитывается она на основе стоимости груза. Пошлина предполагает оплату суммы, установленной в процентах к таможенной стоимости продукта.
Подробнее: http://vedinform.com/customs/payments/advalornaja-poshlina.html


[iii] Посчитано автором по данным ВТО // http://trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1|498|||14719|TOTAL|||2|1|1|1|2|1|1|1|1


[iv] См подробнее: Фокина Л.В Молдова на перепутьемежду ТС и ЕС // Россия и новые государства Евразии. 2013. № 2 (19). С. 43-52.


[v] «Молдовагаз» — совместное молдавско-российское акционерное общество, созданное «Газпромом», правительством Молдовы и Министерством промышленности Приднестровья.



Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся