Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Василенко

Ведущий экономист отдела анализа климатических рисков Департамент финансовой стабильности Банка России

Анна Петрова

Студентка 2 курса бакалавриата МГИМО МИД России

С 30 октября по 12 ноября в Глазго (Великобритания) пройдет 26-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), которая впервые с начала пандемии COVID-19 соберет вместе всех участниц Конвенции для дальнейшей работы над совершенствованием международного климатического регулирования.

В настоящий момент можно говорить о четырех основных темах, вокруг которых будет строиться переговорный процесс на 26-ой сессии Конференции сторон РКИК: завершение формирования Свода правил Парижского соглашения; финансирование действий по борьбе с изменением климата; повышение устойчивости и борьба с ущербом и потерями; повышение климатической «амбициозности» стран. При этом каждый из этих аспектов климатического регулирования требует как серьезной технической работы, так и значительного политического участия. Также необходимо отметить, что итоги переговоров именно по этим вопросам во многом определят итоги всей Конференции: сторонам либо удастся прийти к компромиссу, либо окончательное формирование регулирования по Парижскому соглашению будет отложено еще на один год.

Приближающаяся Конференция — это шанс для всего мирового сообщества построить более экологичное и благополучное будущее. Ожидания от 26-й сессии включают в себя: реализацию целей Парижского соглашения, достижение соглашения о конкретных правилах для двух рыночных и нерыночных подходов, определенных в статье 6 Парижского соглашения, окончательное согласование правил и принципов функционирования Механизма устойчивого развития, пересмотр ОНУВ, установление единых целевых показателей выбросов, установление единых стандартов функционирования и правил ценообразования для международных рынков карбоновых квот, разработка проекта по имплементации концепции углеродного налога в национальные юрисдикции стран-участниц конференции, решение вопроса финансирования борьбы с глобальным потеплением.

Для достижения поставленных целей, странам-участницам предстоит интенсифицировать собственные усилия и действовать согласно принципам международного сотрудничества. Ведь именно сотрудничество между правительствами, представителями бизнеса и гражданским обществом — это единственный шанс построить благополучное будущее для нашей планеты.

С 30 октября по 12 ноября в Глазго (Великобритания) пройдет 26-ая сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), которая впервые с начала пандемии COVID-19 соберет вместе всех участниц Конвенции для дальнейшей работы над совершенствованием международного климатического регулирования.

Подобные конференции проводятся ежегодно с 1995 г. Тогда была организована первая сессия сторон Рамочной конвенции об изменении климата, в которой были изложены основные правовые рамки и принципы международного сотрудничества в области изменения климата с целью стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере. РКИК ООН официально была оформлена 21 марта 1994 г., сегодня она насчитывает 197 участников.

Каждый год представители сторон собираются вместе, чтобы обсудить дальнейшие действия, которые необходимо предпринять для борьбы с изменением климата. Так, например, Киотский протокол, принятый в декабре 1997 г. на 3-й Конференции сторон, обязал промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой достичь количественных показателей сокращения выбросов для корзины из шести парниковых газов.

На 15-й сессии Конференции сторон РКИК (декабрь 2009 г.) стороны заключили Копенгагенское соглашение, в котором подчеркивалось усиление долгосрочной глобальной цели (удержание роста средней температуры на планете в пределах 2 °C) на основе имеющихся на то время последних научных данных, в том числе в отношении повышения глобальной средней температуры на 1,5 °C. Следующая конференция сторон, проведенная в 2010 г., ознаменовалась принятием Канкунских договоренностей. В ходе переговоров сторонам удалось достигнуть договоренностей по созданию Зеленого климатического фонда (ЗКФ), принятию мер по сохранению и восстановлению лесов, а также о предоставлении развивающимся странам средств на проекты по адаптации к последствиям изменения климата. Бывший генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал результаты конференции «важным успехом».

Парижское соглашение

В декабре 2015 г. страны — участницы Рамочной конвенции по изменению климата подписали Парижское соглашение. Его ключевым положением является удержание роста средней температуры на планете в пределах 2˚С по отношению к показателям доиндустриальной эпохи. Для достижения этой цели все стороны обязаны вносить определяемый на национальном уровне вклад, а прогресс в области смягчения последствий изменения климата будет рассматриваться каждые пять лет в рамках Глобального подведения итогов. Парижское соглашение вступило в силу 4 ноября 2016 г. Россия ратифицировала его в сентябре 2019 г., спустя три года после его подписания.

Рамочный характер Парижского соглашения определил направления работы Конференции сторон на следующие несколько лет. Перед сторонами стояла задача по созданию четких правил и механизмов, с помощью которых будут реализовываться принятые на 21-ой сессии (Париж, 2015 г.) обязательства.

Следующие после принятия Парижского соглашении сессии Конференции сторон были в первую очередь посвящены окончательной доработке Свода правил Парижского соглашения. Большая часть обсуждений была завершена в 2018 г. на конференции в польском Катовице. По результатам переговоров был принят ряд решений, получивших название Katowice climate package. Однако странам — участницам Соглашения не удалось прийти к единому мнению относительно рыночных механизмов статьи 6, а также механизмов измерения, отчетности и верификации (англ. measurement, reporting and verification, MRV). Обсуждение этих вопросов было запланировано сначала на 2020 год, а затем перенесено на 2021 г. из-за ограничений, связанных с пандемией.

Ключевые вопросы повестки дня 26-й сессии Конференции сторон РКИК

В настоящий момент можно говорить о четырех основных темах, вокруг которых будет строиться переговорный процесс на 26-й сессии Конференции сторон РКИК: завершение формирования Свода правил Парижского соглашения; финансирование действий по борьбе с изменением климата; повышение устойчивости и борьба с ущербом и потерями; повышение климатической «амбициозности» стран. При этом каждый из этих аспектов климатического регулирования требует как серьезной технической работы, так и значительного политического участия. Также необходимо отметить, что итоги переговоров именно по этим вопросам во многом определят итоги всей Конференции: сторонам либо удастся прийти к компромиссу, либо окончательное формирование регулирования по Парижскому соглашению будет отложено еще на один год.

1. Завершение формирования Свода правил Парижского соглашения

В первую очередь делегатам предстоит обсудить установление общих сроков выполнения национальных климатических обязательств (определяемые на национальном уровне вклады — ОНУВ) до 2025 г., включая их целевые показатели. На сегодняшний день страны — участницы Соглашения не смогли договориться о том, нужно ли синхронизировать свои ОНУВ с установленным пятилетним амбициозным циклом, приняв ту же дату окончания ОНУВ, которая также определяет продолжительность периода реализации.

Также переговорщикам предстоит много работы по доработке технических деталей расширенной структуры прозрачности Парижского соглашения, которая направлена на привлечение стран к ответственности за свои обязательства в отношении климата. Ожидаемые решения будут включать подробную информацию о таблицах и форматах, которые страны будут использовать для отслеживания и отчетности о своих выбросах парниковых газов, климатических действиях и поддержке.

Кроме того, в ходе Ноябрьских климатических диалогов (23 ноября – 4 декабря 2020 г.) 27 стран (10 развитых и 17 развивающихся), включая Европейский союз, Австралию, Китай, Бразилию, Южную Африку, Сингапур, Индонезию, Колумбию, Намибию и Кот-д'Ивуар, провели индивидуальную оценку своих усилий по борьбе с изменением климата и прогресса в выполнении взятых на себя обязательств. Во время сессий страны поделились своим опытом выполнения требований прозрачности и отслеживания прогресса в выполнении взятых на себя обязательств.

Стороны все еще не пришли к согласию относительно конкретных правил для двух рыночных и нерыночных подходов, определенных в статье 6 Парижского соглашения. Переговоры не приводили к заключению соглашения, а пандемия COVID-19 способствовала переносу переговоров с 2020 г. на ноябрь 2021 г. В итоге переговоры по статье 6 не могут быть завершены до тех пор, пока страны не пересмотрят определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ).

На Конференции сторон в Глазго участникам предстоит решить пять «важных вопросов»:

  • Следует ли учитывать смягчение последствий, не охватываемых ОНУВ? К вопросу о том, что означает «вне ОНУВ», можно подойти по-разному. Он может относиться к «за пределами секторального охвата» или «за пределами действия по смягчению последствий, определенных ОНУВ». Компромиссное предложение состоит в том, чтобы исключить деятельность по Статье 6.4 «за пределами» ОНУВ до 2030 г., что предотвратит порочный стимул к ограничению ОНУВ в последующий период.
  • Каковы способы получения финансирования по статье 6.2? Компромиссное предложение «настоятельно побуждать к обязательству» вносить вклад в финансирование программы в соответствии с совместными подходами по статье 6.2 потребует более четкой степени практической реализации, особенно после вступления в силу Дохинской поправки к Киотскому протоколу, которая предусматривает финансирование со стороны всех трех киотских рыночных механизмов.
  • Следует ли переводить единицы МЧР (Механизма чистого развития) до 2020 г. Крайние даты для регистрации деятельности, генерирующей соответствующие сертифицированные сокращения выбросов (ССВ), и для использования ССВ в контексте первого периода внедрения ОНУВ были предложены в качестве компромисса. Прогрессу на COP25 препятствовало отсутствие понимания воздействия различных возможных сроков прекращения производства на объем ССВ. Количественная оценка этих воздействий в настоящее время проводится в рамках различных международных исследований.
  • Как ввести в действие концепцию «общего смягчения последствий глобальных выбросов»? Были выдвинуты две интерпретации: 1. на долю результатов смягчения воздействий никто не претендует; 2. базовые уровни кредитования устанавливаются настолько строго, что фактически зачисляется лишь небольшая доля достигнутых мер по смягчению последствий. Последнее позволило бы принимающей стране осуществлять меньшее количество мер по смягчению воздействий где-либо еще и при этом достигать своей цели ОНУВ. В переговорных текстах содержится только первая интерпретация, но с добровольным и обязательным вариантом.
  • Как подойти к установлению исходных условий и определению дополнительности в рамках механизма Статьи 6.4? Разногласия касаются строгости подходов к исходным условиям. Некоторые стороны хотят продолжать применять подходы, используемые в рамках МЧР, в то время как другие хотят выйти за рамки исходных условий, основанных на обычном ведении программы, или, по крайней мере, добиться координирующей функции ОНУВ и стратегии развития с низким уровнем выбросов в этом вопросе, как сообщается в докладе ECBI (European Capacity Building Initiative).

2. Повышение устойчивости и борьба с ущербом и потерями

В ходе климатических диалогов Комитет по адаптации и Исполнительный комитет Варшавского международного механизма по потерям и ущербу предоставили обновленную информацию о ходе работы. В Мадриде на 25-й Конференции сторон (2019 г.) страны обратились к Комитету по адаптации с просьбой определить, как оценивать коллективный прогресс в достижении глобальной цели повышения устойчивости к изменению климата и повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата. Комитет по адаптации начал изучать подходы и в следующем году подготовит проект технического отчета, который будет включать подходы, информацию и методологию для оценки прогресса в повышении адаптационной способности, а также устойчивости и снижении уязвимости к изменению климата.

25-я Конференция сторон также привела к созданию сети Santiago Network for Loss and Damage (SNLD), которая призвана обеспечить техническую помощь в борьбе с потерями и повреждениями. В ходе климатических диалогов стороны по-прежнему разделились во мнениях о том, какую конкретную техническую помощь должна предоставить SNLD и как она должна быть структурирована для выполнения своих функций. Развивающиеся страны подчеркнули необходимость создания стимулирующей и сетевой платформы, которая свяжет их с экспертами и откроет доступ к технической помощи, в то время как развитые страны поощряют использование существующих структур и органов, а также внешних структур и сетей.

3. Финансирование действий по борьбе с изменением климата

С государственным финансированием действий по борьбе с изменением климата связан наименьший прогресс, а также высокий уровень недоверия. Согласно последним отчетам ОЭСР и Oxfam, по состоянию на 2018 г. развитые страны не смогли выполнить свои обязательства по выплате 100 млрд долларов в год на климатическое финансирование для развивающихся стран. Также в отчетах отмечается продолжающийся дефицит поддержки адаптации, на которую по-прежнему поступает лишь около четверти общего государственного финансирования на борьбу с изменением климата.

Пандемия показала, что финансирование жизненно важно в условиях кризиса, обеспечивая стабильность и поддержку в областях, недоступных частному сектору. То же самое и с изменением климата — развивающиеся страны хотят получить заверения в том, что развитые страны будут выполнять свои финансовые обязательства. Конференция сторон будет иметь насыщенную финансовую повестку дня, в том числе запланированы переговоры по новой цели коллективного финансирования, которая должна быть согласована до 2025 г. Необходимо, чтобы развитые страны подтвердили свою приверженность увеличению финансирования борьбы с изменением климата в предстоящем году, чтобы повысить уверенность перед следующим решающим раундом переговоров.

4. Повышение климатической «амбициозности» стран-участниц

Ожидается, что многие мировые лидеры продемонстрируют и подтвердят свои амбициозные обязательства. Перспективы усовершенствованных ОНУВ — с более амбициозными целями по смягчению последствий на 2030 год и до середины века — выглядят обнадеживающими, учитывая позиции руководства уязвимых стран и последние заявления ЕС, Китая, Японии, Южной Кореи, а также Колумбии и Великобритании.

Импульс, наблюдаемый среди негосударственных субъектов во время «стремления к нулю» в рамках ноябрьских Климатических диалогов, и лидерство, продемонстрированное некоторыми странами (особенно странами с низким и средним уровнем доходов, которые внесли наименьший вклад в климатические изменения, но больше всего пострадали от кризиса), должен поддерживаться значительными государственными и частными инвестициями.

Ожидается, что в 2021 г. появится еще больше усовершенствованных ОНУВ и долгосрочных стратегий. Однако еще предстоит проделать значительный объем работы для успешного проведения COP26.

Почему 26-я сессии Конференции Сторон РКИК так значима?

В 2020 г. из-за пандемии COVID-19 официальных встреч сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) не состоялось. Делегаты не имели возможности участвовать в виртуальных переговорах, а встречались только для обсуждения центральных вопросов (июньские и ноябрьские Климатические диалоги).

По заявлению правительства Великобритании, 26-я сессии Конференции Сторон РКИК станет крупнейшим саммитом, который когда-либо проводился в Великобритании, с участием более 30 тыс. делегатов, включая мировых лидеров, экспертов и правительственных чиновников.

Великобритания и Италия, которые будут совместно председательствовать на Конференции, в своем совместном заявлении подчеркнули острую необходимость безотлагательных действий: «Мы рады, что все страны G7 взяли на себя обязательство по обеспечению нулевого показателя не позднее 2050 г. Это станет важным шагом на пути к сокращению глобальных выбросов. Теперь мы призываем все страны внести свой вклад и предпринять шаги, необходимые для удержания роста средней температуры на планете в пределах 1,5 ˚С, в том числе за счет постановки амбициозных вкладов, определяемых на национальном уровне (ОНУВ), и долгосрочных стратегий по сокращению выбросов и достижению нулевого показателя выбросов».

Приближающаяся Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата — это шанс для всего мирового сообщества построить более экологичное и благополучное будущее. Ожидания от 26-й сессии включают в себя: реализацию целей Парижского соглашения, достижение соглашения о конкретных правилах для двух рыночных и нерыночных подходов, определенных в статье 6 Парижского соглашения, окончательное согласование правил и принципов функционирования Механизма устойчивого развития, пересмотр ОНУВ, установление единых целевых показателей выбросов, установление единых стандартов функционирования и правил ценообразования для международных рынков карбоновых квот, разработка проекта по имплементации концепции углеродного налога в национальные юрисдикции стран-участниц конференции, решение вопроса финансирования борьбы с глобальным потеплением.

Для достижения поставленных целей, странам-участницам предстоит интенсифицировать собственные усилия и действовать согласно принципам международного сотрудничества. Ведь именно сотрудничество между правительствами, представителями бизнеса и гражданским обществом — это единственный шанс построить благополучное будущее для нашей планеты.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся