Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 5)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Константин Суховерхов

Программный менеджер РСМД, аспирант МГИМО МИД России

Джозеф Байден стал 46-м президентом Соединённых Штатов Америки. В первый день своего правления он вернул США в Парижское соглашение по климату. Одним из его предвыборных обещаний было улучшение экологической ситуации в США. В ходе предвыборной кампании Джо Байден представил «План революции чистой энергии и экологической справедливости». В 2019 г. левыми демократами был предложен «Новый зелёный курс» (англ. Green New Deal). Эти экологические программы имеют сходства, но есть между ними и различия.

План президента США в сфере «чистой энергетики», пожалуй, один из самых смелых и амбициозных из всех президентских планов после «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта, но он не настолько радикален как предложения «Нового зеленого курса». В нем излагаются конкретные цели, включая достижение к 2050 г. нулевого уровня выбросов в целом по стране и модернизацию четырех миллионов зданий в течение четырех лет для соответствия высочайшим стандартам энергоэффективности. В «Новом зелёном курсе» предлагается достижение нулевого уровня выбросов уже к 2030 г.

Вместе с тем Джо Байден, в отличие от левых демократов, благосклонно смотрит на ядерную энергетику. Также президент не намерен до 2030-х гг. отказываться от применения гидроразрыва для добычи сланцевого газа и нефти.

Дж. Байден поощряет установку «миллионов новых солнечных панелей и десятков тысяч ветряных турбин» и инвестиции в технологии улавливания и хранения углерода для природного газа.

Переход на электрические автомобили в плане Дж. Байдена и «Новом зелёном курсе» рассматривается как основной способ снижения выбросов в атмосферу в сфере транспорта. В обоих планах предполагается увеличение их производства.

Ещё один элемент, который совпадает в указанных документах — социальная защита населения. В планах подчёркивается необходимость связать защиту окружающей среды с расовой и социальной справедливостью.

План Дж. Байдена по изменению климата предусматривает финансовые расходы в размере 1,7 трлн долл. в течение 10 лет. Анализ, проведенный консервативным «Американским форумом действий», показал, что стоимость «Нового зеленого курса» намного выше и может составить около 93 трлн долл.

Стоит отметить, что оба плана ставят перед собой весьма амбициозные задачи по срокам, учитывая, что, согласно данным Агентства энергетической информации США, возобновляемые источники энергии в настоящее время составляют около 20% производства всей энергии в США.

Будущее обоих планов не предопределено. «Новый зелёный курс» до сих пор представляет из себя теоретический план левых демократов об экологическом и экономическом преобразовании страны. Главной для него проблемой является существенный крен «влево» и значительная дороговизна исполнения в сравнении с планом Дж. Байдена. Поддерживать «Новый зелёный курс» не собираются ни умеренные и правые демократы, ни крупный бизнес.

Перспективы осуществления плана Дж. Байдена более реальные на фоне его избрания на пост президента и возвращения США в Парижское соглашение. У плана президента США есть неоспоримое преимущество — его поддерживают как правые и умеренные демократы, так и часть левых. План привлекателен и для бизнеса. Президент США менее радикален в достижении своих экологических целей — он не собирается отказываться от атомной энергетики и добычи сланцевого газа и нефти. Это создаёт перспективы для частных инвестиций в государственные экологические программы. Тем не менее стоит отметить, что представители ряда энергетических компаний готовы объединиться для борьбы с ним по вопросам добычи ископаемых источников энергии и сроков достижения безуглеродной энергетики.

Джозеф Байден стал 46-м президентом Соединённых Штатов Америки. В первый день своего правления он вернул США в Парижское соглашение по климату. Одним из его предвыборных обещаний было улучшение экологической ситуации в США. В ходе предвыборной кампании Джо Байден представил План революции чистой энергии и экологической справедливости». В 2019 г. левыми демократами был предложен «Новый зелёный курс» (англ. Green New Deal). Эти экологические программы имеют сходства, но есть между ними и различия.

Что такое «Новый зелёный курс»?

«Новый зеленый курс» — это резолюция, представленная в 2019 г. членом палаты представителей от Демократической партии от штата Нью-Йорк А. Окасио-Кортес и сенатором Э. Марки от штата Массачусетс. Документ представляет собой план по переходу к «зелёной» и «справедливой» экономике. В нем описывается экономическая программа, рассчитанная на 10 лет, которая должна привести к поэтапному отказу от использования ископаемого топлива и капитальному ремонту национальной дорожно-транспортной инфраструктуры, одновременно создавая новые рабочие места и укрепляя социальную защиту рабочих, а также людей с низким заработком и цветных сообществ.

Резолюция предусматривает 100% переход к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) с нулевым уровнем выбросов к 2030 г. и создание миллионов новых высокооплачиваемых рабочих мест, чтобы помочь искоренить бедность. Документ призывает к устранению загрязнения и выбросов парниковых газов в сфере сельского хозяйства, транспорта, производства и строительства. Однако документ не содержит упоминания о законодательном регулировании перехода к «зелёной» экономике.

В «Новом зелёном курсе» отмечается вариант использования государственных инвестиций для производства энергии ветра и солнечной энергии, автомобилей с нулевым уровнем выбросов, строительства высокоскоростных железных дорог, энергоэффективных [1] зданий и интеллектуальных электрических сетей. Также предполагается «совместная работа» с фермерами и владельцами ранчо для перехода к устойчивому сельскому хозяйству [2] .

Резолюция делает упор не только на «зелёную» экономику и энергетику, но и на поддержку бедного и цветного населения страны. Государственные инвестиции должны отдавать приоритет «уязвимым слоям населения», включая людей из сельских и деиндустриальных районов [3] , а также тех, кто зависит от углеродоемких отраслей, таких как добыча нефти и газа.

Поддержка населения должна подкрепляться обеспечением всеобщего здравоохранения (которое в перспективе А. Окасио-Кортес предлагает сделать бесплатным) и доступного жилья, защитой профсоюзов и достойной заработной платы, поддержкой семьи, а также сохранением бизнес-среды, свободной от монополий.

В документе не указывается стоимость предложенного плана и откуда на него брать необходимые денежные суммы. Анализ, проведенный консервативным «Американским форумом действий», показал, что стоимость плана может составить 93 трлн долл. (план рассчитан на 2021–2029 гг.).

Тем не менее сторонники плана утверждают, что переход на энергоносители, финансируемый из федерального бюджета, будет стимулировать экономический рост за счет создания рабочих мест, улучшения здоровья населения и сокращения количества отходов. Кроме того, они уверены, что правительство могло бы получить больше прибыли от инвестиций, сохранив доли участия в проектах, которые они построят. При этом сторонники плана закрывают глаза на возможные непомерные расходы из государственного бюджета на военные нужды страны.

Однако не только финансовый вопрос тормозит продвижение резолюции. Дело в том, что «Новый зеленый курс» видится достаточно левой идеей, что затрудняет её поддержку со стороны умеренных и правых демократов.

Чем отличается план Джо Байдена от «Нового зелёного курса»?

«План революции чистой энергии и экологической справедливости» действующего президента США, пожалуй, один из самых смелых и амбициозных из всех президентских планов после «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта, но он не настолько радикален как предложения «Нового зеленого курса».

Многие демократы из левого крыла партии долгое время относились к Джо Байдену в лучшем случае без интереса. Он решительно выступает против ряда главных приоритетов левых и прогрессистов. Дж. Байден в ходе предвыборной кампании заявил, что не поддерживает «бесплатную медицинскую помощь для всех» или отказ от финансирования полиции. Он не в полной мере поддержал резолюцию «Новый зелёный курс». Тем не менее его «зелёный» план нашел отклик у части прогрессивных и левых демократов, а также у умеренного и правого крыла.

В президентском плане излагаются конкретные цели, включая достижение к 2050 г. нулевого уровня выбросов в целом по стране и модернизацию четырех миллионов зданий в течение четырех лет для соответствия высочайшим стандартам энергоэффективности.

Стоит отметить, что Джо Байден, в отличие от левых демократов, благосклонно смотрит на ядерную энергетику. Также президент не намерен до 2030-х гг. отказываться от применения гидроразрыва для добычи сланцевого газа и нефти. Американский президент обошел этот вопрос стороной во время своей предвыборной кампании, поскольку гидроразрывная промышленность обеспечивает тысячи рабочих мест в штате Пенсильвания, который является его родным штатом и был колеблющимся штатом в ходе выборов 2020 года.

Дж. Байден рассчитывает достичь целей плана, поощряя установку «миллионов новых солнечных панелей и десятков тысяч ветряных турбин» и инвестируя в технологии улавливания и хранения углерода для природного газа. Кроме того, он обещает дополнительное финансирование для исследований в этой сфере и налоговые льготы для технологии улавливания углерода.

Переход на электрические автомобили в плане Джо Байдена и «Новом зелёном курсе» рассматривается как основной способ снижения выбросов в атмосферу в сфере транспорта. В обоих планах предполагается увеличение их производства. В частности, Дж. Байден заявил, что «автомобильная промышленность США и ее обширный круг поставщиков будут активизироваться, расширяя свои возможности, так что именно Соединенные Штаты, а не Китай, будут лидировать в мире по производству экологически чистых автомобилей». Кроме того, президент предлагает конкретный механизм для увеличения количества электромобилей на дорогах США, например, посредством введения налоговых льгот для их владельцев. Интересно и то, что американский президент планирует заменить правительственные автомобили на электрические.

В плане президента США говорится и о необходимости развития высокоскоростных железных дорог. При этом отмечается, что «местные сообщества» (подразумеваются штаты и города) смогут сами решать каким транспортом им пользоваться для снижения выбросов углеводорода. При этом Джо Байден не собирается отказываться от авиаперевозок. В то время как «Новый зелёный курс» предлагает сделать упор на развитии высокоскоростных поездов, которые в перспективе, по мнению авторов, будут конкурировать с авиаперевозками и вытеснят их, так как самолёты вносят свой деструктивный вклад в экологическую ситуацию на планете.

Ещё один элемент, который совпадает в указанных документах — это социальная защита населения. В планах подчёркивается необходимость связать защиту окружающей среды с расовой справедливостью и социальной справедливостью. Однако Джо Байден и авторы «Нового зелёного курса» расходятся в вопросах социальной защиты населения — кого и как защищать.

«Новый зелёный курс» предлагает увеличение минимальной заработной платы людям с низким уровнем доходов. Также предлагается уделять отдельное внимание цветному населению и людям, которые могут потерять работу (в основном в энергетическом секторе) при переходе к возобновляемым источникам энергии. По мнению авторов «курса» поддержка цветного населения позволит побороть социальную и расовую несправедливость, а также привести к дополнительному росту экономики.

Джо Байден в своём плане в целом повторяет идею «Нового зелёного курса», но при этом предлагает конкретные меры — создание отдела экологической и климатической справедливости при Министерстве юстиции и разработку широкого набора инструментов, позволяющих понять, почему «прошлые решения в области экологической политики терпели неудачу и вредили цветным сообществам» (почти каждый второй латиноамериканец живёт в округах, где воздух не соответствует санитарным нормам). Президент в своём плане поставил цель, чтобы малообеспеченное население получало 40% средств, потраченных на внедрение «зелёной» энергии, инфраструктурные проекты и другие инвестиции направлялись малообеспеченным слоям населения. Он также предлагает программу по улучшению условий жизни официально признанных племен индейцев.

Повторим, что в резолюции «Нового зелёного курса» нет упоминания о том, как именно и за счёт чего будет происходить финансирование предложенных мер. Предполагается, что государство будет покрывать большую часть расходов во исполнение «курса». План Джо Байдена по изменению климата предусматривает финансовые расходы в размере 1,7 трлн долл. в течение 10 лет. Чтобы заплатить за этот план Джо Байден предлагает увеличить ставку налога на прибыль с 21% до 28%, «попросив самых богатых американцев заплатить свою справедливую долю» и используя некоторую (пока еще неопределенную) сумму стимулирующих денег государственного бюджета.

***

Стоит отметить, что план президента Дж. Байдена и «Новый зелёный курс» ставят перед собой весьма амбициозные задачи по срокам, учитывая, что, согласно данным Агентства энергетической информации США, возобновляемые источники энергии в настоящее время составляют около 20% производства всей энергии в США. Это соответствует уровню ядерной энергии. Наибольшая доля энергии в США приходится на природный газ — около 32%, на уголь — 30%. По последним данным, к 2050 году на ВИЭ будет приходиться около 31% производства энергии в США с параллельным резким падением доли атомной и угольной энергетики.

Будущее обоих планов не предопределено. «Новый зелёный курс» до сих пор представляет из себя теоретический план левых демократов об экологическом и экономическом преобразовании страны. Главной для него проблемой является существенный крен «влево» и значительная дороговизна исполнения в сравнении с планом Дж. Байдена. Поддерживать «Новый зелёный курс» не собираются ни умеренные и правые демократы, ни крупный бизнес.

Перспективы осуществления плана Дж. Байдена более реальные на фоне его избрания на пост президента и возвращения США в Парижское соглашение. У плана президента США есть неоспоримое преимущество — его поддерживают как правые и умеренные демократы, так и часть левых. План привлекателен и для бизнеса. Президент США менее радикален в достижении своих экологических целей — он не собирается отказываться от атомной энергетики и добычи сланцевого газа и нефти, что создаёт перспективы для частных инвестиций в государственные экологические программы. Тем не менее стоит отметить, что представители ряда энергетических компаний готовы объединиться для борьбы с ним по вопросам добычи ископаемых источников энергии и сроков достижения безуглеродной энергетики. В частности, президент Western Energy Alliance Кэтлин Сгамма, представляющая интересы нефтегазовых компаний, заявила, что цели президента США «нереалистичны» и нанесут ущерб производителям энергии. «Мы сосредоточимся на сдерживании этой политики, как только Дж. Байден перейдет от умиротворения левых во время президентской кампании к реальному управлению [страной]», — сказала она.

1. Энергоэффективными называют здания, конструкция и инженерные системы которых позволяют значительно снижать затраты энергии на теплоснабжение по сравнению с обычными (типовыми) зданиями при одновременном повышении комфортности микроклимата в помещениях.

2. Устойчивое сельское хозяйство — это удовлетворение нынешних потребностей общества в продуктах питания и текстиле без ущерба для способности нынешнего или будущих поколений удовлетворять свои потребности при обеспечении экологической безопасности и постоянного возобновления плодородия экосистемы.

3. Районы, где разные секторы экономики доминируют над индустриальным производством (например, рынок услуг или добыча ископаемого топлива).


Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 5)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся