Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.56)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Аркадий Рябиченко

К.и.н., эксперт РСМД

Термин «цифровая дипломатия», обозначающий использование государством социальных сетей для прямого взаимодействия с зарубежной аудиторией, с каждым днём приобретает всё большую популярность. Получить представление о специфике работы с иностранцами через Интернет и оценить её преимущества поможет экскурс в историю нового явления и краткий обзор деятельности Представительства МИД России в Калининграде в социальной сети Twitter.

О том, что стремительное расширение сферы применения цифровых технологий не обошло стороной даже такую традиционно консервативную сферу как международные отношения, лучше всего свидетельствует скорость, с которой во внешней политике закрепилось новое явление, получившее название «цифровая дипломатия».

Что скрывается за популярным сегодня термином? По определению П. Доши, профессора Школы коммуникаций Американского университета (США), цифровая дипломатия — это новая область, в которой правительства напрямую взаимодействуют с общественностью за рубежом с помощью социальных сетей. В широком смысле к инструментам такой работы можно отнести любые доступные ресурсы сети Интернет, в том числе веб-сайты и блоги.

Бум социальных сетей, ставших в последние 10 лет неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, обусловлен рядом конкретных предпосылок — развитием программного обеспечения для портативных цифровых устройств (мобильных платформ), созданием мессенджеров, и, конечно же, доступностью новых технологий.

Социальные сети наряду с блогами и подкастами относятся к так называемым «новым медиа», которые, в противоположность традиционным СМИ, позволяют пользователям самостоятельно создавать публикации [1], вести диалог с читателями в режиме реального времени, общаться с аудиторией напрямую в неформальном ключе.

Будучи удобным инструментом для рассказа о привлекательных сторонах жизни в стране, культуре, истории, традициях и ценностях государств, социальные сети являются незаменимыми помощниками пресс-служб внешнеполитических ведомств. Цифровая дипломатия как элемент публичной дипломатии — важная составляющая «мягкой силы» мировых держав.

Исторически главной площадкой для цифровой дипломатии является социальная сеть Twitter. По этой причине между терминами «цифровая дипломатия» и «twitter-дипломатия» (или «твипломатия») зачастую ставится знак равенства. Twitter называют сервисом микроблогов, поскольку объём каждой публикации (твита) ограничен 280 символами (до 2017 г. в распоряжении пользователя находилось вдвое меньшее число знаков). Кроме текста и ссылок, в твите могут присутствовать до четырёх изображений или же форма для проведения опроса с вариантами ответа, видеозапись.

Twitter-дипломатия объединяет в себе разнообразные подходы к работе, поэтому в ленте социальной сети нейтральные объявления официальных страниц дипломатических представительств о графике приёма граждан по консульским вопросам соседствуют с образными, зачастую провокационными высказываниями политических деятелей. За диспутами, которые ведут между собой официальные страницы (аккаунты) внешнеполитических ведомств, внимательно следит многочисленная аудитория, состоящая, в том числе, из журналистов и иных лидеров мнений, то есть лиц, чья позиция по тем или иным вопросам оказывает влияние на мнение масс.

Но дипломаты, как и политики, не ограничиваются сетью Twitter, активно используя в своей работе возможности Facebook, YouTube и Instagram, блогов. В качестве интересного примера следует привести особый раздел сайта внешнеполитического ведомства Финляндии, где блоги ведут послы, представляющие республику в разных странах мира.

Раздел «Блоги» на сайте МИД Финляндии.

tanaptap1.jpg

Уточним, что пионерами Twitter-дипломатии, как и цифровой дипломатии в целом, являются США. Страница Госдепартамента в этой сети создана в 2007 г. и имеет 5,1 млн читателей. Сегодня в Twitter представлены внешнеполитические ведомства большинства стран мира. По данным ежегодного отчёта «Twiplomacy» коммуникационного агентства «Burson-Marsteller» (США), 97% от общего числа государств – членов ООН имеют официальные представительства на этой платформе.

Новое дыхание Twitter-дипломатии придал президент США Д. Трамп (52 млн подписчиков), чьи совсем не дипломатичные сообщения сбили сложившуюся систему координат Twitter, дав обильную пищу авторам прогнозов о будущем «твипломатии». К числу ветеранов социальной сети относится К. Бильдт, в 2004-2016 гг. возглавлявший внешнеполитическое ведомство Швеции (суммарный объём его аудитории в Twitter составляет 750,7 тыс. человек). Что характерно, за свои не всегда этичные высказывания в Twitter К. Бильдт подобно Д. Трампу, также был неоднократно подвергнут критике [2].

Российское измерение цифровой дипломатии

Майкл Коннери:
Фабрики мысли. Digital

В сентябре 2018 г. Министр иностранных дел России С.В. Лавров в ответ на вопрос участника встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО сказал, что «…без социальных сетей сейчас ни одна профессия не может обойтись, а дипломатия тем более. Одна из задач дипломатии — распространять информацию, разъяснять то, чем занимается та или иная страна».

Среди российских ведомств Министерство иностранных дел по праву считается одним из пионеров использования социальных сетей для информационно-разъяснительной работы. Страницы МИД России в Twitter на русском и английском языках были созданы в 2011 г. Инициатором активности российского внешнеполитического ведомства в «новых медиа» стала директор Департамента информации и печати МИД России М. Захарова. Достижения российского внешнеполитического ведомства на новой ниве были отмечены в ноябре 2014 г., когда Департамент информации и печати стал лауреатом «Премии Рунета» в номинации «Культура, СМИ и массовые коммуникации».

Сегодня Министерство присутствует в большинстве социальных сетей, продолжая наращивать аудиторию. Например, в сентябре 2017 г. в Twitter была создана страница МИД России на испанском языке, а в июне 2018 г. в Instagram открылся администрируемый Советом молодых дипломатов аккаунт, посвящённый С. Лаврову.

Аккаунт в социальной сети «Instagram», посвящённый С.В. Лаврову.

tanaptap1.jpg

Весьма показательным выглядит тот факт, что в рейтингах проекта «Twiplomacy» страницы Министерства иностранных дел Российской Федерации занимают лидирующие позиции. Twitter-аккаунт на русском языке (1,2 млн подписчиков) находится на 29-м месте в номинации «50 наиболее активных мировых лидеров» и на 47-м в номинации «50 наиболее связанных мировых лидеров». Англоязычная страница (194 тыс. подписчиков) занимает 3-е место в этой же номинации.

Среди загранучреждений МИД России наибольшим числом читателей в Twitter обладают российские представительства при НАТО (609 тыс. подписчиков), ООН (34,7 тыс. подписчиков), ОБСЕ (14,3 тыс. подписчиков) ООН и других международных организациях в Женеве (7,8 тыс. подписчиков), а также посольства в Великобритании (83,5 тыс. подписчиков), США (49 тыс. подписчиков), Японии (41,2 тыс. подписчиков), ЮАР (19,8 тыс. подписчиков), Турции (14,3 тыс. подписчиков), Канаде (13,6 тыс. подписчиков), Мексике (10,8 тыс. подписчиков), Италии (10,9 тыс. подписчиков), ОАЭ (9,5 тыс. подписчиков), Индонезии (9,3 тыс. подписчиков), Перу (8,7 тыс. подписчиков), Германии (7 тыс. подписчиков), Ираке (6,9 тыс. подписчиков), Париже (6,6 тыс. подписчиков), Эфиопии (6,5 тыс. подписчиков), Греции (5,6 тыс. подписчиков), Нигерии (5,4 тыс. подписчиков), Египте (5,4 тыс. подписчиков), Танзании (5,4 тыс. подписчиков), Эстонии (5,3 тыс. подписчиков), Кувейте (5 тыс. подписчиков).

Показатели «Twitter»-аккаунта МИД России в рейтинге проекта «Twiplomacy».

tanaptap1.jpg

Стоит отметить, что к числу официальных Twitter-аккаунтов Министерства также относятся страницы, принадлежащие Послу России в Великобритании А. Яковенко (24 тыс. читателей), Послу России в Сербии А. Чепурину (3,2 тыс. читателей), первому заместителю Постоянного представителя России при ООН Д. Полянскому (1,5 тыс. читателей). В сервисе также представлены Историко-документальный департамент (5,2 тыс. читателей), Департамент Ситуационно-кризисный центр (4,3 тыс. читателей), Первый департамент стран СНГ (0,3 тыс. читателей), пресс-центр Департамента информации и печати (0,6 тыс. читателей), отдельный профиль посвящён участию России в Баренцевом сотрудничестве (0,5 тыс. читателей). Подлинность страниц верифицирована администрацией сети Twitter с помощью специального символа возле имени пользователя и МИД России с помощью ссылки на официальном сайте ведомства. В Facebook действуют аккаунты Посла России в Австралии Г. Логвинова (0,2 тыс. читателей), Генерального консула России в Гётеборге (Швеция) А. Федоровой (0,3 тыс. читателей), Консульского департамента МИД России (6,1 тыс. читателей), Шанхайской организации сотрудничества (30,1 тыс. читателей).

Среди территориальных органов – представительств Министерства на территории Российской Федерации в пятёрку лидеров по числу читателей в Twitter вошли представительства, действующие в Симферополе (5,5 тыс. подписчиков), Калининграде (3,5 тыс. подписчиков), Краснодаре (3,1 тыс. подписчиков), Уфе (2,3 тыс. подписчиков) и Воронеже (2,3 тыс. подписчиков) Такая статистика вполне сопоставима с показателями многих российских дипломатических представительств за рубежом. Добавим, что работа территориальных органов Министерства в социальных сетях пока остаётся вне поле зрения авторов, исследующих «цифровую дипломатию» МИД России [3].

Страница Представительства МИД России в Симферополе в сети «Twitter».

tanaptap1.jpg

Янтарь и «Крузенштерн»

Получить представление о специфике работы территориальных органов МИД России в социальных сетях поможет краткий обзор «twitter-дипломатии» калининградского представительства внешнеполитического ведомства. Страница представительства в Twitter [4] была создана в ноябре 2014 г. Публикации делаются на двух языках — русском и английском. Интересен состав подписчиков, среди которых МИД Швеции, посольства Германии, Республики Беларусь, Италии в России, посольство Исландии в Швеции, генеральные консульства США, Польши, Турции, российские и зарубежные СМИ (в том числе такие издания как «The Guardian» (Великобритания), «The Telegraph» (Великобритания), телеканал «CBS» (США).

Одной из ключевых задач работы Представительства в социальных сетях является информирование аудитории о событиях из жизни территориального органа — встречах, визитах и других мероприятиях. На страницах в социальных сетях пресс-служба Представительства МИД России в Калининграде размещает краткие отчёты о международных мероприятиях, в организации и проведении которых учреждение принимало непосредственное участие; например, о семинаре для контактных пунктов государств — участников ОБСЕ по выполнению резолюции Совета безопасности ООН 1540 в 2016 г., посещении Калининграда С. Лавровым в 2017 г., матчах Чемпионата мира по футболу 2018 г. Также освещаются посещения региона Президентом В. Путиным, международная деятельность региональных органов власти, администрации Калининграда, учреждений науки, образования и культуры.

В некоторых случаях твиты о событиях из жизни региона содержат в себе краткий комментарий. Например, 2 ноября 2017 г. был опубликован текст: «Вчера на карте Калининграда появились Украинский и Нежинский переулки, Миргородский проезд. В России общую историю чтут, а не переписывают».

Благодаря использованию так называемых хэштегов [5], сообщения можно делить по темам. В рамках цикла «Инвестируйте в Калининград», Представительство размещает ссылки на информационные материалы, подготовленные подразделениями Правительства Калининградской области, рассказывает о преимуществах региональной Особой экономической зоны. Продвигать туристический потенциал региона помогает рубрика «Посетите Калининград», главные герои которой — «визитные карточки» Калининградской области (янтарь, Куршская коса, барк «Крузеншерн») [6]. В рубрике «Калининград в искусстве» публикуются картины, на которых изображен регион.

К числу постоянных разделов также относятся «Цифра дня», «Знаете ли вы?», «Фотомомент МИД», «Фотоистория Калининграда», «Калининград глазами жителей». В 2016–2018 гг. на странице регулярно появлялись материалы, посвящённые Чемпионату мира по футболу. В 2017 г. цикл заметок, посвящённый 25-летию Представительства, познакомил читателей с уникальными фотографиями из архива учреждения, воспоминаниями о страницах его истории.

В качестве иллюстраций к тексту используются фотоснимки, видеоролики и инфографика. В 2017 г. «твит» с фрагментом инфографики агентства «Sputnik Литва» под названием «Где в Литве похоронены советские воины» получил 88 тыс. показов, 297 лайков и 228 ретвитов.

Фрагмент инфографики агентства «Sputnik Литва». Публикация на странице Представительства МИД России в Калининграде в сети «Twitter». Декабрь 2017 года.

tanaptap1.jpg

В ряде случае пресс-служба Представительства разрабатывает собственные иллюстрации. Например, весной и летом 2017 г. в ответ на статьи ряда СМИ об участившихся полётах разведывательных самолётов ВВС Великобритании и США, а также американских бомбардировщиков [7] у границ Калининградской области, на странице были опубликованы авторские карикатуры.

Закрывая тему статистических показателей, отметим, что с мая по октябрь 2018 г. материалы страницы получили в общей сложности 1,7 млн просмотров. Наибольшее число взаимодействий для отдельного сообщения составило 680 лайков, 674 ретвитов. Максимальное количество просмотров встроенного видеоролика достигло 11 тыс. (клип был посвящён российско-китайским военно-морским учениям «Морское взаимодействие 2017»).

Публикация на странице Представительства МИД России в Калининграде в сети «Twitter», посвящённая семинару для контактных пунктов стран-участниц ОБСЕ по выполнению резолюции СБ ООН 1540. Июль 2016 года.

tanaptap1.jpg

Публикация на странице Представительства МИД России в Калининграде в сети «Twitter», посвящённая полётам разведывательных самолётов ВВС Великобритании у границ Калининградской области. Апрель 2017 года.

 tanaptap1.jpg

Страница Калининградской области в сети «Twitter», администрируемая Представительством МИД России в Калининграде.

tanaptap1.jpg

Противодействовать искажению истории, улучшать имидж региона

Важное место в «цифровой дипломатии» Представительства МИД России в Калининграде занимает реагирование на информационные «вбросы» зарубежных СМИ по калининградской тематике, особенно участившиеся в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. Наибольший резонанс получил отклик Представительства на статью британского издания «The Independent» (декабрь 2017 г.), автор которой сказал о Калининграде так: «Английские болельщики не должны ехать сюда в ожидании увидеть Европу. Старый Конингсбург был разбомблен во время Второй мировой войны. Визуально — приготовьтесь к самому советскому из городов».

В ответ редакции британского СМИ было предложено посетить Калининград, чтобы узнать, действительно ли он является таким, каким его описывает автор материала. «Также хотели бы спросить — известно ли Вам, какая именно страна бомбила Кёнигсберг (не Конингсбург) в августе 1944 г.?» — говорится в ответном сообщении. Полемика получила освещение в федеральных СМИ [8] и имела продолжение — в одном из последующих репортажей «The Independent», посвящённых Калининграду, прежнее название города было написано уже без ошибок. Также упоминалось, что город был «сравнен с землей британской бомбардировкой 1944 г.».

Другим примером реакции на недостоверную информацию стал твит Представительства, опровергающий утверждение русской службы «Би-би-си» о якобы имевшем место целенаправленном уничтожении властями Калининградской области в 1940-1950-е гг. немецкого архитектурного наследия.

Цифровое противодействие фальсификации истории не ограничивается рамками области. Например, летом 2017 г. на страницах Представительства в социальных сетях неоднократно публиковались ссылки на статьи исследователей об истинной истории литовских «Лесных братьев», воспоминания ветеранов. В ответ «аккаунты» Представительства подверглись информационным атакам из Литвы, в ходе которых оппоненты оставляли однотипные комментарии и искусственно занижали рейтинг страницы на Facebook [9].

В связи с отсутствием в сети «Twitter» информационной страницы Калининградской области на английском языке, направленной на зарубежную аудиторию, в апреле 2018 г. в преддверии матчей Чемпионата мира по футболу региональным представительством МИД России был создан профиль @KaliningradReg. Работа над новым проектом потребовала от пресс-службы Представительства чёткого следования тематике и стилистике администрируемой МИД России страницы @Russia и особо тщательного мониторинга событий в регионе.

Материалы регионального аккаунта не затрагивают политическую и экономическую тематику и посвящены культурным и спортивным событиям, истории Калининградской области, её жителям, природе, животному миру. О востребованности такого подхода свидетельствует статистика: в период с мая по август текущего года материалы страницы @KaliningradReg получили в общей сложности 746 тыс. просмотров. Заметим, что среди иностранных читателей страницы преобладают жители США, Великобритании, Германии и Италии.

Некоторые выводы

Как показала практическая деятельность Представительства МИД России в Калининграде в Twitter и других сетевых сервисах, «новые медиа» предоставляют реальную возможность донести до зарубежной аудитории информацию об инвестиционных преимуществах, культурных особенностях и туристическом потенциале субъектов Российской Федерации.

Общие правила, касающиеся создания публикаций в Twitter просты — важно правильно скомпоновать текст и графические символы, проработать иллюстративный ряд, не нарушив при этом ничьих авторских прав. Обязательна тщательная проверка достоверности фактов. И конечно же, стоит помнить о необходимости обеспечить защиту страницы от несанкционированного доступа злоумышленников.

Новые вызовы перед человечеством ставят технологии завтрашнего дня — дополненная [10] и виртуальная [11] реальности, а также связанная с их развитием «игрофикация» повседневности. Цифровой дипломатии в дальнейшем, очевидно, предстоит распространиться далеко за пределы Twitter, блогов и других «новых медиа». Вместе с тем полагаем важным не забывать слова С. Лаврова о том, что «во внешнеполитической деятельности никакие технологии не заменят живого, человеческого общения».

 

1. Такие публикации (контент) в английском языке обозначаются аббревиатурой UGC от «user-generated content».

2. К примеру после того, как в 2014 году К. Бильдт сравнил на своей странице в сервисе «Twitter» бывшего президента Украины В. Януковича с норвежским коллаборационистом В. Квислингом, критика в адрес главы шведского МИД прозвучала в Швеции и Норвегии. См.: Bildt får skarp kritik för Quisling-tweet // Aftonbladet, 05.03.2014 г.

3. См., например: Шакиров О. Российская цифровая дипломатия: 10 событий 2017 года // Блог Олега Шакирова на сайте РСМД, 05.04.2018 г.

4. Представительство также представлено на платформах «Facebook», «ВКонтакте», «Youtube», «Instagram»; общее число просмотров в 2017 году составило 2,6 млн. Сервис «Storify» использовался до момента закрытия в мае 2018 года.

5. Хэштег (от англ. Hashtag) – слово или несколько слов, предваряемые символом «решётка» - #hashtag, помогающие систематизировать информацию и вести тематический поиск внутри потока публикаций в социальной сети.

6. О востребованности информации об учебном парусном судне «Крузенштерн» (порт приписки – Калининград) свидетельствует тот факт, что один из «твитов», посвящённых паруснику, набрал рекордные 100 тыс. просмотров.

7. См., например: Plane spotters with £2.99 app expose top secret UK spy plane off Russia: Highly-classified mission involving £650m aircraft is watched by thousands online // Daily Mail Online, 22.04.2017 г.

8. См., например: МИД РФ напомнил Independent, что исторический центр Калининграда уничтожили британские самолёты // Интерфакс, 04.12.2017 г.

9. Интересно, что в качестве аргумента в дискуссии один из литовских гостей страницы Представительства в сети «Фейсбук» предложил к публикации фотографию, изображающую слившихся в поцелуе «солдата Вермахта» и «советскую санитарку» с комментарием о «дружбе СССР и Германии». В действительности, как показал несложный поиск в сети «Интернет», снимок был сделан в наше время в ходе исторической реконструкции и намеренно опубликован в чёрно-белой цветовой гамме.

10. Использование цифровых приложений в режиме реального времени, сочетающих информацию окружающего мира с информацией программного обеспечения.

11. Имитация окружающего мира средствами компьютерных программ.



Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.56)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся