Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 5)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Никита Шпак

Магистрант МГИМО МИД России, член исполнительной дирекции школы Международной информационной безопасности

Восьмого февраля 2022 г. министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак торжественно объявил о создании нового компонента польских вооруженных сил — Войск обороны киберпространства (Wojska Obrony Cyberprzestrzeni, ВОК). Заявление, что ВОК предназначены для проведения полного спектра действий в киберпространстве — оборонительных, разведывательных и активных наступательных — вызвали особый интерес наблюдателей. Тем не менее реальные выводы можно сделать лишь на основе полноценного анализа известной информации о возможностях, статусе и перспективах развития недавно созданного подразделения.

Наиболее подробно статус, цели и дальнейшие задачи кибервойск обозначены в проекте «Закона о защите Родины» (Projekt ustawy o obronie Ojczyzny), который должен вступить в силу в июле 2022 г. Достаточно крупная часть данного 700-страничного документа посвящена именно ВОК. Согласно тексту законопроекта, «ВОК как специализированный компонент вооруженных сил ответственны за реализацию полного спектра задач в киберпространстве, в частности, в сфере проактивной защиты и активной обороны объектов и ресурсов, которые являются ключевыми с точки зрения вооруженных сил». Под проактивной защитой понимается постоянное отслеживание угроз, инструментов и тактик воздействия потенциального противника, что поможет превентивно реагировать на опасности в киберопространстве. Кроме того, среди задач ВОК указываются разработка ПО и тренировочных курсов, поддержание военной инфраструктуры для действий в киберпространстве, а также проведение самостоятельных и совместных киберопераций. Само ВОК будет подотчетно напрямую МНО, не входя в состав армии, ВВС или флота. Статус полноценного компонента вооруженных сил ВОК официально получат только при достижении полной операционной готовности: ВОК должны насчитывать около 2000 человек личного состава к 2024–2025 гг.

Создание ВОК — это, скорее, формальная процедура, ознаменовавшая новый этап в процессе формирования польских кибервойск. Осуществляется переход от концептуализации и консолидации к наращиванию потенциала. На сегодняшний день ВОК недоукомплектованы, находятся в процессе встраивания в общую национальную систему киберобороны, не имеют «полагающегося» им официального статуса «специального компонента» вооруженных сил Польши, а их задачи и возможности в киберпространстве сводятся преимущественно к действиям оборонительного характера, либо к действиям иного характера, но в составе киберсил ЕС или НАТО. Тем не менее, с учетом инициативной деятельности НЦБК и крупномасштабной программы по наращиванию личного состава через обучение собственных кадров буквально «со школьной скамьи», переподготовку действующих офицеров и привлечение гражданских специалистов, весьма вероятно, что ВОК смогут достигнуть полной операционной готовности в запланированный срок, то есть — к 2024–2025 гг. Опираясь на находящуюся в распоряжении информацию и учитывая, что создание киберкомпонента ВС — это часть более масштабной программы по технической модернизации польской армии, можно сделать предположение, что после 2024–2025 гг. программа «Cyber.mil.pl 3.0» будет фокусироваться на увеличении наступательного потенциала Польши в киберпространстве, в том числе через разработку собственных программных и технологических решений, а также усилении роли страны в структуре информационной безопасности блока НАТО.

Восьмого февраля 2022 г. министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак торжественно объявил о создании нового компонента польских вооруженных сил — Войск обороны киберпространства (Wojska Obrony Cyberprzestrzeni, ВОК). Заявление, что ВОК предназначены для проведения полного спектра действий в киберпространстве — оборонительных, разведывательных и активных наступательных — вызвали особый интерес наблюдателей. Тем не менее реальные выводы можно сделать лишь на основе полноценного анализа известной информации о возможностях, статусе и перспективах развития недавно созданного подразделения.

Развитие кибервойск Польши происходит в рамках более широкого процесса модернизации и расширения вооруженных сил республики. Так, долгосрочная программа модернизации Войска Польского на 2020–2035 гг., предусматривает выделение на техническое оснащение и обеспечение армии, а также на программы модернизации в сфере кибербезопасности около 2,6 млрд долларов. При этом, согласно Плану технической модернизации вооруженных сил на 2017–2026 гг., на программу «Cyber.mil.pl, в рамках которой и создаются ВОК, планируется выделить около 3 млрд злотых (около 800 млн долларов).

Наиболее подробно статус, цели и дальнейшие задачи кибервойск обозначены в проекте «Закона о защите Родины» (Projekt ustawy o obronie Ojczyzny), который должен вступить в силу в июле 2022 г. Достаточно крупная часть данного 700-страничного документа посвящена именно ВОК. Согласно тексту законопроекта, «ВОК как специализированный компонент вооруженных сил ответственны за реализацию полного спектра задач в киберпространстве, в частности, в сфере проактивной защиты и активной обороны объектов и ресурсов, которые являются ключевыми с точки зрения вооруженных сил». Под проактивной защитой понимается постоянное отслеживание угроз, инструментов и тактик воздействия потенциального противника, что поможет превентивно реагировать на опасности в киберопространстве. Кроме того, среди задач ВОК указываются разработка ПО и тренировочных курсов, поддержание военной инфраструктуры для действий в киберпространстве, а также проведение самостоятельных и совместных киберопераций. Само ВОК будет подотчетно напрямую МНО, не входя в состав армии, ВВС или флота. Статус полноценного компонента вооруженных сил ВОК официально получат только при достижении полной операционной готовности: ВОК должны насчитывать около 2000 человек личного состава к 2024–2025 гг.

Наиболее полное представление о текущем состоянии и возможностях ВОК можно получить через анализ динамики развития польских кибервойск с момента их создания. Впервые заявление об их создании прозвучало из уст предыдущего министра национальной обороны Антония Мацеревича в рамках европейского форума по кибербезопасности «Cybersec», который проходил в Кракове в 2017 г. Тогда речь шла о создании подразделения численностью 1 тыс. человек и выделении около 465 млн евро на его деятельность.

Полноценным началом формирования ВОК можно считать запуск в начале 2019 г. программы «Сyber.mil.pl», которая охватывает три стратегические цели в сфере информационной безопасности: консолидация и интеграция институтов Минобороны в сфере кибербезопасности, создание киберкомпонента вооруженных сил, обогащение образовательной среды в данной сфере.

В феврале 2019 г. министром обороны был утвержден «Концепт организации и функционирования Войск обороны киберпространства», который предполагал создание кибервойск численностью 2 тыс. человек к 2024 г. Специальным уполномоченным Министерства национальной обороны был назначен бригадный генерал Карол Моленда, выпускник Военно-технической Академии Варшавы с 12-летним опытом работы в военной контрразведке.

В марте 2019 г. на базе Национального центра криптологии и Инспектората информатики был создан Национальный центр безопасности киберпространства (Narodowy Centrum Bezpieczeństwa Cyberprzestrzeni). Главой НЦБК также был назначен Карол Моленда. Данный центр представляет собой специализированное военное подразделение, напрямую подотчетное Министерству национальной обороны и ответственное за сферы IT, криптологии и кибербезопасности. Фактически НЦБК стал ключевым органом консолидации потенциала Польской армии в киберсфере. Его первичные цели — взаимодействие с экспертами в сфере ИКТ и криптологии, а также создание и поддержание военных сетей и систем. Среди второстепенных задач НЦБК можно отметить такие функции, как проведение НИОКР, создание новых продуктов в области информационных и криптологических технологий, реализацию задач в области криптологии и информатики, ведение образовательной деятельности. Организационно НЦБК состоит из 10 региональных подразделений, в работу которых включено около 5,5 тыс. человек.

Первый этап Cyber.mil.pl длился с 2019 по 2022 гг. и ставил своей задачей консолидацию ответственных за военный аспект кибербезопасности польских учреждений и подразделений. Результатом стала концентрация военного киберпотенциала государства в двух ключевых органах: департамента кибербезопасности Министерства национальной обороны под руководством специального представителя МНО по безопасности киберпространства Анеты Трояновской и интегрированной связки из НЦБК и ВОК под руководством К. Моленды.

Таким образом, официальное создание ВОК стало лишь формальным обозначением этапа «Cyber.mil.pl 2.0», который направлен на достижение полного операционного потенциала кибервойск как обособленного компонента вооруженных сил через увеличение численности личного состава и наращивания экспертного потенциала. Вероятно, что в целом программа также будет длиться до 2035 г. вместе с общеармейской программой модернизации. Согласно заявлению на правительственном портале Министерства национальной обороны, «Cyber.mil.pl 2.0» будет развиваться в рамках следующих ключевых направлений:

  • дальнейшее построение национальной системы кибербезопасности и ее инфраструктуры;

  • укрепление международной позиции Польши;

  • разработка инструментария для полного спектра действий в киберпространстве;

  • привлечение новых служащих и формирование активного резерва потенциальных служащих;

  • образование, обучение и тренировка персонала.

Первое направление означает продолжение процесса интеграции имеющихся ресурсов для деятельности в киберпространстве, в том числе через дальнейшее сращивание НЦБК и ВОК. Так, в рамках дополнений к Закону о защите Родины НЦБК должен быть переименован в «НЦБК — командование ВОК». В дальнейшем ВОК будет фокусироваться непосредственно на кибероперациях, а НЦБК — на НИОКР в сфере технологий кибербезопасности. Также планируется введение должности специального представителя Министерства национальной обороны по развитию интегрированной системы связи и информационных технологий.

Укрепление международной позиции Польши также связано с деятельностью Министерства национальной обороны, так как именно НЦБК от имени правительства заключает международные договора о сотрудничестве в сфере информационной безопасности, они подписываются лично К. Молендой. Подобные двусторонние соглашения заключены с США, Южной Кореей, Латвией и Эстонией. Стоит отметить активную деятельность Польши в составе групп быстрого реагирования и взаимопомощи в киберпространстве ЕС, которые функционируют в рамках PESCO (CRRT). В контексте же взаимодействия по линии НАТО стоит отметить, что в рамках «Cyber.mil.pl 2.0» планируется создание Центра Совместных кибернетических операций.

Разработка инструментария для полного спектра действий в киберпространстве — один из ключевых вызовов ВОК, так как наличие оригинальных разработок усложняет анализ действий и возможностей польских кибервойск потенциальным противником. Однако проведение полного спектра действий в киберпространстве — пока, скорее, цель ВОК, чем актуальная возможность, в том числе из-за отсутствия собственного инструментария. Этот вывод подтверждает и сам К. Моленда. В частности, он отметил, что «ключевая задача ВОК на сегодняшний день — создание «киберщита» страны, защита критических объектов, а также ведение разведывательной деятельности в отношении потенциального противника и его инфраструктуры». Проведение наступательных операций предполагается лишь «в случае необходимости». По словам министра национальной обороны М. Блащака, основной целью таких наступательных операций будет «отпугивание агрессора», то есть они будут рассматриваться как составляющая общей оборонительной стратегии, а решение о проведении таких атак будет выноситься не самими ВОК, а «другими секретными службами».

На сегодняшний день наибольший вызов для польских кибервойск представляет задача расширения личного состава. Активный набор специалистов начался с 2019 г. Тогда планировалось, что в рамках ВОК количество специалистов по кибербезопасности будет утроено. Таким образом, можно предположить, что на тот момент численность личного состава достигала 600–700 человек, но данных о современной численности кибервойск нет, хотя планируемый показатель операционной готовности составляет 2 тыс. человек. После достижения необходимой численности личного состава планируется создание «киберрезерва».

ВОК предстоит набирать новых специалистов в условиях жесткой конкуренции с другими государственными учреждениями и частным сектором. Это особенно важно в контексте зарплат — они в ВОК превышают денежное довольствие других видов войск, но не могут конкурировать с уровнем частных компаний. Кроме того, закон о защите Родины также предусматривает для ВОК особое исключение в порядке отбора солдат на военную службу — в кибервойсках смогут служить даже люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. В рамках формирующихся Сил территориальной обороны в каждом воеводстве будут созданы «Группы действий в киберпространстве» (Zespół Działań Cyberprzestrzennych), насчитывающие до 100 человек, 10 из которых будут ежегодно направляться на службу в ВОК. Таким образом, теоретически эти группы могут готовить около 160 специалистов в год.

Ключевое направление деятельности МНО и ВОК в период до 2024–2025 гг. — развитие образовательных программ для новых специалистов и повышение квалификации имеющегося персонала. В сфере конструирования системы образовательных учреждений ВОК был дан карт-бланш: Министерство обороны приложило усилия для тренировки и взращивания будущих киберсолдат на всех этапах получения образования.

На стадии школьного образования было реализовано два проекта, оба из которых в 2021 г. вышли из «пилотной» стадии. Первый проект — открытие в 2019 г. Военного общеобразовательного лицея информатики при Военной технической академии Варшавы (Wojskowy Ogólnokształcący Liceum Informatyczny). В июле 2020 г. была начата программа «CYBER.MIL. с отличием», которая предусматривает создание в 16 школах и техникумах по всей стране специальных военно-технических классов. До 80% стоимости обучения субсидируется Министерством национальной обороны. Всего будет выделено 5,75 млн злотых.

ВОК рассматривает университеты как основной источник новых специалистов, поэтому работа с техническими вузами шла сразу по нескольким направлениям. С 2019 г. были утроены квоты приема абитуриентов на военно-технические специальности (в 2019–2020 учебном году они достигли 1482 абитуриентов), в программы «Академических легионов» были включены учебные модули по кибербезопасности, был создан институт «студентов-амбассадоров», ответственных за привлечение молодежи к выбору карьеры в НЦБК и ВОК. Отбор специалистов также происходит на различных научных конференциях и конкурсах. Яркий пример одного из наиболее крупных подобных мероприятий — хакатон HackYeah, который проводится с 2018 г. На каждом из них присутствуют представители Министерства национальной обороны, выступающие в качестве членов жюри, менторов или авторов заданий. Участникам наиболее успешных команд предлагается возможность трудоустройства в НЦБК. В целом самим МНО эксперимент с отбором потенциальных солдат на конкурсах был признан успешным, поэтому в дальнейшем планируется расширение данной практики.

Достаточно активное развитие получил академический сектор и процесс открытия новых программ по повышению компетенций военнослужащих. В 2019 г. в городе Зегже была открыта Офицерская Школа Информационных технологий и Связи (Szkoła Podoficerska Informatyki i Łączności). В 2020 г. был создан Центр кибербезопасности военно-морских сил, а также открыт Академический Центр Политики Кибербезопасности на базе Академии военного искусства в Варшаве, который позиционируется как аналитический центр, ориентированный на сотрудничество с НЦБК и ВОК.

Наибольший интерес в данном контексте представляет деятельность основанного в 2020 г. в городе Валч на базе военного комплекса 2147 Экспертного учебного центра по кибербезопасности Eksperckie Centrum Szkolenia Cyberbezpieczeństwa (ECSC). Он действует на базе варшавской Военно-технической академии и «подчинен министру национальной обороны через директора НЦБК» (то есть через главу ВОК К. Моленду). Ключевая задача центра — проведение тренингов и учений в интегрированном тренировочном поле, то есть с использованием крупного киберполигона, на котором может одновременно тренироваться до 200 человек. По словам директора центра П. Дзюбы, за 2021 год планировалось подготовить около 2,5 тыс. человек. В перспективах же в центре предполагается развитие программ по использованию ИИ в военных целях, расширение киберполигона и проведение на его базе международных программ подготовки (на сегодняшний день в роли преподавателей выступают эксперты НЦБК).

Создание ВОК — это, скорее, формальная процедура, ознаменовавшая новый этап в процессе формирования польских кибервойск. Осуществляется переход от концептуализации и консолидации к наращиванию потенциала. На сегодняшний день ВОК недоукомплектованы, находятся в процессе встраивания в общую национальную систему киберобороны, не имеют «полагающегося» им официального статуса «специального компонента» вооруженных сил Польши, а их задачи и возможности в киберпространстве сводятся преимущественно к действиям оборонительного характера, либо к действиям иного характера, но в составе киберсил ЕС или НАТО. Тем не менее, с учетом инициативной деятельности НЦБК и крупномасштабной программы по наращиванию личного состава через обучение собственных кадров буквально «со школьной скамьи», переподготовку действующих офицеров и привлечение гражданских специалистов, весьма вероятно, что ВОК смогут достигнуть полной операционной готовности в запланированный срок, то есть — к 2024–2025 гг. Опираясь на находящуюся в распоряжении информацию и учитывая, что создание киберкомпонента ВС — это часть более масштабной программы по технической модернизации польской армии, можно сделать предположение, что после 2024–2025 гг. программа «Cyber.mil.pl 3.0» будет фокусироваться на увеличении наступательного потенциала Польши в киберпространстве, в том числе через разработку собственных программных и технологических решений, а также усилении роли страны в структуре информационной безопасности блока НАТО.

Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 5)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся