Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Ермаков

Научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

В конце сентября 2016 г. состоялось подписание долгожданного крупного контракта на поставку французских истребителей Rafale для нужд ВВС Индии, однако его недостаточно, чтобы удовлетворить все нужды индийцев. Медленно раскручивается новая гонка за потенциально самым крупным контрактом в области авиационных вооружений на ближайшие годы и, похоже, сойдутся в ней американцы и… шведы.

 

Контракт на закупку Rafale стал, как бы ни странно прозвучало, неудачным, но довольно логичным результатом конкурса MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft – «средний многоцелевой боевой самолет»). История MMRCA берет начало в Каргильской войне 1999 г. – в ней хорошо показали себя французские однодвигательные истребители “Mirage 2000”, на тот момент практически единственные самолеты ВВС Индии, способные уничтожать малоразмерные цели высокоточными средствами поражения. По результатам конфликта для замены планируемых к списанию по возрасту истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и “Jaguar” решили приобрести крупную партию французских машин.

 

Однако вмешалась политика, в тот момент внутренняя — ну как можно было позволить закупать без конкурса более сотни истребителей индийским военным, имеющим довольно специфическую славу в плане бескорыстности? Было решено объявить открытый конкурс, причем требования вскоре сделали максимально  либеральными, позволяющими принять участие практически всем производителям истребителей четвертого поколения (тут уже сыграл роль внешнеполитический фактор – принято считать, что такие условия «пробили» американцы). События разворачивались довольно неторопливо: запросы на предоставление информации были разосланы только в 2005 г., а коммерческие предложения запросили в 2007 г. Планировалось приобрести 126 самолетов с опционом еще на 74, причем большинство самолетов должно было быть собрано в Индии. Сумма оценивалась приблизительно в $10-11 млрд.

 

Rafale для ВВС Индии

 

Производство “Mirage 2000”, которые планировали приобрести изначально, к тому времени окончательно прекратилось, их сменили более дорогие двухдвигательные Rafale. Кроме него в конкурсе приняли участие американские истребители LockheedMartinF-16IN SuperViper и BoeingF/A-18 “SuperHornet, европейский Eurofighter “Typhoon”, шведский Saab “Gripen NG” и российский МиГ-35. В финал вышли детища французов и англо-немецко-итальянского альянса. В январе 2012 г. победителем был объявлен “Rafale”. Как принято считать, результат конкурса был обусловлен политическим курсом Индии на диверсификацию оборонных поставок (что ударило по российскому предложению) и желанием получить максимум технологий (на чем погорели американцы).

 

Однако дальнейшая история складывалась совершенно не радужно — когда начались финальные переговоры по обсуждению деталей, оказалось, что французское предложение не укладывается в изначальные планы по цене (причем минимум вдвое), а французскую сторону не устраивали требования Индии по организации производственной линии, в частности, о предоставлении гарантии на собранные в Индии самолеты. В результате долгих и трудных переговоров в апреле 2015 г. было принято решение ограничиться закупкой только 36 истребителей и отказаться от организации сборки в Индии. К сентябрю 2016 г. удалось сторговаться о сумме и подписать контракт — остановились на €7.878 млрд за 28 одноместных истребителей, 8 двухместных, а также необходимые комплекты запчастей, оборудования, вооружения и обучение персонала [1].

 

Хотя с “Rafale” что называется «отмучались», проблему нехватки истребителей в ВВС Индии это совершенно не решало — она только обострилась за полтора десятилетия, а 36 самолетов для них просто ничто: по оценкам индийских военных, для обеспечения надежной обороноспособности необходимо не менее 45 истребительных эскадрилий, при этом сейчас в составе только 33, а их численность только уменьшается.

 

Индийские ВВС пополняются за счет производства легкого истребителя “Tejas” национальной разработки и сборки по лицензии российских тяжелых Су-30МКИ. Однако “Tejas” до сих пор «сырой», производится низкими темпами и достигнет требуемых характеристик в лучшем случае в 2020-х гг. Су-30МКИ, конечно, прекрасная машина, но их производство подходит к концу. Индия и так закупила баснословное их количество — 272 самолета, а увеличивать долю тяжелых истребителей в ВВС еще больше нерационально: они дороги в эксплуатации и излишни для многих задач. Для замены МиГ-21, МиГ-27, “Jaguar” требуется более легкая машина. От дополнительных закупок «Рафалей» открещиваются заранее, а 8 октября стало известно о рестарте тендера на закупку большого количества истребителей с организацией производства в Индии, сообщается о рассылке запросов на предоставление информации. Причем в MMRCA 2.0” оговорено интересно условие — истребитель должен быть однодвигательным

saabgroup.com

Saab "Gripen" NG

 

Это автоматически сокращает список реальных кандидатов до двух машин, уже принимавших участие в MMRCA – американского Lockheed Martin F-16IN “Super Viper”[2] и шведского Saab “Gripen NG”[3]. Обе стороны за прошедшее лето активизировали свое представление на индийском рынке, регулярно заявляли о готовности наладить производство на месте.

 

На стороне шведов то, что они уже сотрудничают с индийцами, в частности, занимают работами над “Tejas”: потенциально меньшая стоимость жизненного цикла, внедрение передовых технологий, в частности, новейших ракет «воздух–воздух» большой дальности «Метеор». Но американцы могут противопоставить мощь своего ВПК (позволит быстро наладить поставку большего количество машинокомплектов для сборки), экономики (выгодные условия оплаты, встречные инвестиции) и свои технологии, к которым индийцы давно хотели приобщиться, если, конечно, в этот раз с секретностью ситуация будет проще. Однако серьезным минусом F-16 является то, что он основной истребитель ВВС Пакистана - главного как реального, так и идейного противника для Индии.

 

Lockheed Martin

Lockheed Martin F-16IN

 

В этот раз уже не обойдешься полумерами — если не выбрать в ближайшее время поставщика сотни, а то и более, истребителей то в 2020-х гг. индийские ВВС значительно просядут по численности и силе. И это на фоне усиливающегося Китая, не только выпускающего в больших количествах истребители четвертого поколения, но и готовящего к производству машину пятого. 

 

Во многом решение будет опять зависеть от политических предпочтений, все же в первую очередь выбор будет стоять между именно «американским» и «не американским» самолетом. Россия в этом соревновании, похоже, вновь не участвует — если информация о «однодвигательности» верна, то нам просто нечего выставлять (даже если бы нас «позвали» по политическим причинам, забыв о диверсификации). Впрочем, нам нет причин расстраиваться, так как вместо участия в довольно специфических индийских тендерах, мы на безальтернативной основе заключаем не менее крупные контракты по вопросам, с которыми индийцам идти больше просто не к кому — в частности, на модернизацию Су-30МКИ объемом ориентировочно $8 млрд и разработку на базе отечественного ПАК ФА истребителя пятого поколения для ВВС Индии по программе FGFA. Второй пока на ранней стадии, но там речь будет идти в общей сложности, несомненно, о десятках миллиардов долларов.  

 

1.      Часто ошибочно забывают об последних пунктах и бездумно делят общую сумму контрактов на количество самолетов, чтобы получить такую довольно эфемерную величину, как «цену истребителя» — это неверно, так как дополнения занимают порой львиную долю затрат покупателя. Так, в этом случае сами самолеты обошлись, по различным оценкам в €3,2-3,3 млрд.

 

2.      Официально F-16 в США носит имя “Fighting Falcon”, однако за ним закрепилось прозвище “Viper” («Гадюка»), ставшее столь популярным, что последнее время используется и производителем в маркетинге.

 

3.      «Грифон»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся