Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Юрий Зверев

К.геог.н., зав. кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

Военно-политическая обстановка в Балтийском регионе пока явно не улучшилась, а скорее наоборот.

В новой администрации США возобладало довольно странное мнение, что для того, чтобы восстановить отношения с Россией, с ней надо говорить с «позиции силы». Планы американской администрации в отношении наращивания (или не наращивания) сил и средств в Восточной Европе (в том числе в Польше и Прибалтике) станут ясны к концу мая, когда появится окончательный проект военного бюджета США.

Размещение батальонов носит скорее пропагандистский характер и призвано успокоить местные элиты и население, всерьез опасающиеся мифической «российской агрессии».

Сами по себе дополнительные американские силы пока не очень велики и далеки от пиковых показателей холодной войны. Беспокойство, однако, вызывает, сама тенденция наращивания американских сил и появление их в Восточной Европе фактически на постоянной основе.

Избрание президентом США Дональда Трампа с учетом его предвыборной риторики дало некоторую надежду на снижение напряженности в отношениях России с США и НАТО, в том числе и на уменьшение уровня военного противостояния в Балтийском регионе. Правда, такие надежды питала скорее широкая публика, поскольку эксперты прекрасно понимали, что власть президента США ограничена Конгрессом, Верховным судом и другими судами, истеблишментом, разного рода группами влияния (в том числе военно-промышленно-разведывательным комплексом) и т. д. Кроме того, многие решения о развертывании войск в Польше и Прибалтике были запущены еще администрацией президента Б. Обамы, и остановить их Д. Трамп до вступления в должность не имел возможности, даже будь у него такое желание. Так, например, американская бронетанковая бригада, направляемая в Европу, начала грузить свою технику для отправки в американские порты еще в начале ноября 2016 г. и загрузилась на суда в середине декабря. Более того, процесс был несколько форсирован (первоначально бригаду собирались перебросить в Европу в середине, а не в начале января 2017 г.). Тем самым Д. Трамп был поставлен перед фактом, и его возможности в последующем скорректировать уже принятые решения были еще более ограничены.

Дальнейшие шаги, в частности, начало развертывания в Польше и Прибалтике многонациональных батальонов НАТО, прибытие в Европу американских вертолетных частей осуществлялись уже при Д. Трампе. Да, решения об этом принимались администрацией Б. Обамы, но у нового президента уже была возможность их отменить или изменить. Сделано этого, однако, не было. В новой администрации возобладало довольно странное мнение, что для того, чтобы восстановить отношения с Россией, с ней надо говорить с «позиции силы». Кроме того, Дональд Трамп и его команда под натиском обвинений в том, что они являются чуть ли не «русскими агентами», не могли себе позволить «проявить слабину» и в одностороннем порядке пойти на уступки. Так что военно-политическая обстановка в Балтийском регионе пока явно не улучшилась, а скорее наоборот. Дальнейшие планы американской администрации в отношении наращивания (или не наращивания) сил и средств в Восточной Европе (в т.ч. в Польше и Прибалтике) станут ясны к концу мая, когда появится окончательный проект военного бюджета США.

Что же наиболее значимого произошло в военно-политической сфере в Балтийском регионе с начала 2017 г. по середину апреля?

Развертывание новых американских бригад в Европе. В начале января 2017 г. в Германию морем из США была переброшена военная техника и снаряжение 3-й бронетанковой бригадной боевой группы (armored brigade combat team – ABCT) 4-й пехотной дивизии, постоянно дислоцирующейся в Форт-Карсоне (штат Колорадо). Затем из Германии вооружение, техника и снаряжение бригады были передислоцированы в западную Польшу. Основная часть личного состава бригадной группы была доставлена в Польшу по воздуху.

Всего в составе 3-й ABCT в Польшу прибыли около 3500 американских военнослужащих, 87 танков M1A2 Abrams, 144 боевые машины пехоты (БМП) M2 Bradley и 18 самоходных гаубиц М109A6 Paladin. Бригада пробудет в Европе на ротационной основе девять месяцев.

Штаб бронетанковой бригадной группы и дивизион ее полка полевой артиллерии разместились в г. Жагань. Другие подразделения бригады дислоцированы в Сквежине, Свентошуве и Болеславеце.

В конце января-начале февраля, как и было запланировано ранее, ряд подразделений 3-й ABCT был передислоцирован в другие европейские страны, официально — для совместной подготовки с вооруженными силами этих государств и участия в совместных учениях. Так, 1-й батальон 68-го бронетанкового полка бригады переместился в Прибалтику. Штаб батальона и ряд его подразделений разместились в Адажи (Латвия) (250 американских военнослужащих, 15 танков M1A2 Abrams и 6 БМП M2A3 Bradley). В Тапа (Эстония) находятся около 200 военнослужащих с 4 танками M1A2 Abrams и 15 БМП M2A3 Bradley, в Рукле (Литва) — около 150 военнослужащих, 10 танков M1A2 Abrams и 5 БМП M2A3 Bradley.

Помимо Прибалтики, подразделения 3-й бригады также были отправлены из Польши в Германию, Венгрию, Румынию и Болгарию.

В феврале из США были переброшены в Европу по морю и по воздуху часть 10-й боевой авиационной бригады 10-й горной дивизии из Форт-Драма (штат Нью-Йорк) и 1-й батальон 501-го авиационного полка 1-й бронетанковой дивизии из Форт-Блисса (штат Техас). Всего в их составе около 2200 военнослужащих и 86 военных вертолетов, включая 24 ударных вертолета AH-64A Apache. Американские вертолетчики будут находиться в Европе на ротационной основе девять месяцев с февраля по ноябрь 2017 г. Базируются эти американские вертолетные части в Иллесхайме (Германия).

1 марта 2017 г. из Форт-Драма на военно-транспортном самолете С-5M Super Galaxy в международный аэропорт «Рига» были переброшены 5 вертолетов UH-60 Black Hawk и около 50 военнослужащих 10-й боевой бригады. Базируются американские вертолетчики и их вертолеты на авиабазе Лиелварде.

28 марта в порт Гданьск на американском судне прибыли 900 солдат 497-го батальона боевого обеспечения (497th Combat Sustainment Support Battalion (CSSB)), а также 644 единицы военного оборудования, включая 311 транспортных средств. Часть техники и военнослужащих затем отправилась в Литву, но основная часть осталась в Польше — в подразделениях, развернутых в городах Повидз и Жагань. 497-й батальон будет находиться в Европе на ротационной основе девять месяцев и заниматься поддержкой боевых операций ротационных частей, участвующих в операции Atlantic Resolve.

Сами по себе дополнительные американские силы пока не очень велики и далеки от пиковых показателей холодной войны. Беспокойство, однако, вызывает, сама тенденция наращивания американских сил и появление их в Восточной Европе фактически на постоянной основе. Формально ротационный характер американского военного присутствия призван продемонстрировать, что США придерживаются положений Основополагающего акта Россия–НАТО 1997 г. о том, что НАТО не будет постоянно размещать существенные боевые силы в новых государствах-членах в Восточной Европе. На деле это лукавство. Когда батальоны или бригады сменяют друг друга без какого-либо временного зазора в конкретных местах дислокации, то совершенно ясно, что фактически речь идет о постоянном военном присутствии. Боле того, такие ротации позволяют отработать логистические схемы по переброске войск из США в Европу и обкатать в условиях будущего театра военных действий максимально возможное число американских подразделений и частей.

К тому же, как говорится, аппетит приходит во время еды. Весной 2016 г. речь шла о размещении в Европе бронетанковой бригады, осенью объявили о намерении разместить в Европе еще и вертолетные части, а в конце марта 2017 г. главнокомандующий Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе американский генерал Кертис Скапаротти поставил перед комитетом по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США вопрос о размещении в Европе уже бронетанковой дивизии. И гарантий, что дело ограничится только этим, нет.

Развертывание батальонных тактических групп НАТО в Польше и Прибалтике. Параллельно с развертыванием в Польше и Прибалтике американских бригад, но независимо от них, в «передовом районе» в Эстонии, Латвии, Литве и Польше в соответствии с решениями Варшавского саммита НАТО 8-9 июля 2016 г. началось развертывание многонациональных батальонных тактических групп НАТО.

Оно стартовало с Литвы. Первые военнослужащие (бельгийцы и немцы) многонационального батальона НАТО в Литве, возглавляемого Германией, прибыли в эту страну 24 января 2017 г. С 21 марта начали прибывать и голландцы. Сейчас в Литве на базе Рукла (в 100 км от российской границы) дислоцируются 450 немецких, 250 голландских и 100 бельгийских военнослужащих. На вооружении батальона находятся шесть танков Leopard 2A6, 20 БМП Marder, БМП CV 90, БТР Boxer, боевые разведывательные машины Fennek и другая военная техника. В мае в Руклу должен прибыть и норвежский военный контингент.

17 марта в многонациональную батальонную группу НАТО в Эстонии, формируемую Великобританией, прибыли первые британские военнослужащие, 20 марта — первые французские. Британия направила в Эстонию около 800 военнослужащих и более 300 единиц боевой техники, включая танки Challenger 2, БМП Warrior, БТР Bulldog, самоходные гаубицы AS90, инженерные машины Terrier, Trojan и Titan. При этом данные о том, сколько конкретных типов британских военных машин доставлено в Эстонию, не разглашаются. Франция направила в батальон НАТО более 300 военнослужащих с четырьмя танками Leclerc, 13 БМП VBCI, а также несколько десятков БТР VAB и бронированных внедорожников VBL. Французы будут находиться в Эстонии восемь месяцев, после чего их сменят военнослужащие из Дании.

Дислоцируется многонациональная батальонная группа на базе Тапа. Причем из-за нехватки казарменного фонда дислоцировавшиеся там эстонские призывники были вынуждены перейти жить в палаточный лагерь в городке Лясна, уступив свои казармы союзникам по НАТО.

24 марта в г. Ожиш (Варминьско-Мазурское воеводство, примерно в 60 км от границы с Калининградской областью) по железной дороге из Фильзека (Германия) прибыла колесная военная техника 2-го эскадрона 2-го кавалерийского полка армии США для многонациональной батальонной тактической группы, формируемой американцами. 30-31 марта туда же приехали из Германии военные автоколонны, совершившие марш протяженность около 1000 км. Всего в Польшу прибыли более 900 американских военнослужащих и около 130 американских военных машин (включая 79 колесных БТР Stryker), около 150 британских военнослужащих с двадцатью пятью боевыми разведывательными машинами Jackal и Coyote и шестью 155-мм буксируемыми гаубицами M777, зенитная батарея и рота военной полиции из Румынии (около 120 военнослужащих, шесть 35-мм спаренных зенитных пушек Oerlikon).

Батальонная группа, кроме Ожиша, дислоцируется также в Бемово-Писке. Подразделения США, Великобритании и Румынии будут дислоцироваться в составе батальонной тактической группы шесть месяцев на ротационной основе.

Как и в случае с бригадами США, батальонные группы НАТО пока не очень сильно меняют баланс военных сил в Прибалтике. В свое время американская корпорация RAND подсчитала, что для эффективной защиты Прибалтики необходимы дополнительно семь бригад (включая три тяжелые бронетанковые), а никак не четыре усиленных батальона. Их размещение носит скорее пропагандистский характер и призвано успокоить местные элиты и население, всерьез опасающиеся мифической «российской агрессии» (которую сами себе и придумали). Внятного объяснения, зачем России вторгаться в Прибалтику, за исключением того, что русские — агрессоры по своей природе, никто так и не дал. Но то, что Россия это собирается сделать, в Прибалтике даже не обсуждается. Причем там всерьез опасаются, что в случае «российского вторжения» другие страны НАТО могут и не прийти на помощь, несмотря на 5-ю статью Североатлантического договора (кому в уютных европейских городах захочется умереть за Ригу или Таллин?). Размещение батальонов призвано эти опасения в какой-то мере снять — не будут же европейцы смотреть безучастно на то, как их сограждане в форме гибнут под русскими ракетами и снарядами. То есть батальонные группы НАТО выступают в роли своего рода заложников, которые не позволят другим государствам-членам НАТО в случае чего отвертеться от «битвы за Прибалтику».

В то же время размещение войск НАТО в Польше и Прибалтике непосредственно у границ России никак не способствует взаимному доверию и укреплению безопасности в Балтийском регионе. Опять-таки нет никаких гарантий, что на месте батальонов со временем не появятся бригады, а потом и дивизии. В любом случае можно быть уверенным, что развертывание всех четырех многонациональных батальонных тактических групп НАТО состоится в запланированном объеме и что они будут в полной боевой готовности к июню 2017 г.

«Балтийская воздушная полиция», усиление польских ВВС и воздушный шпионаж. В рамках миссии «Балтийская воздушная полиция» (Baltic Air Policing), начатой в 2004 г., с 5 января 2017 г. на ротационной на авиабазе Зокняй (Литва) несут боевое дежурство 4 истребителя F-16AM Fighting Falcon ВВС Нидерландов, а на базе Эмари (Эстония) — 4 истребителя Eurofighter Typhoon ВВС Германии. Самолеты будут находиться там четыре месяца. Голландцы сменили французов, а немцы остались на второй ротационный срок.

В январе 2017 г. на базу польских ВВС в Познань-Кшесины поступила первая партия американских малозаметных крылатых ракет AGM-158A JASSM, закупленных еще в 2014 г. Они предназначены для вооружения польских многоцелевых истребителей F-16C/D Block 52+ (также американского производства). Каждый самолет может нести по две крылатых ракеты. Все 40 закупленных JASSM должны быть поставлены в Польшу в течение 2017 г. С поступлением крылатых ракет с дальностью более 370 км польские ВВС получили «длинную руку» — возможность, находясь в своем воздушном пространстве, обстреливать всю Калининградскую область, а также наносить удары по целям в Беларуси вплоть до Минска. Теоретически поляки могут достичь и целей в Ленинградской и Псковской областях, но для этого надо либо лететь над морем, либо преодолеть «Сувалкскую брешь» между Калининградской областью и Беларусью. И в том, и в другом случае велик шанс столкнуться с российскими ЗРК и истребителями-перехватчиками.

Продолжаются регулярные полеты стратегических разведывательных самолетов ВВС США RC-135W с авиабазы Милденхолл (Великобритания) у границ Калининградской области (причем не только со стороны моря, но и из воздушного пространства Польши), а также Ленинградской и Псковской областей с целью ведения радиотехнической разведки. Кроме того, разведку в районе Калининграда вели британские, немецкие и шведские самолеты, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3А AWACS Объединенных вооруженных сил НАТО и E-3F AWACS ВВС Франции.

Владислав Воротников, Сергей Кулик,
Иван Тимофеев, Игорь Юргенс:
Россия и Европейский союз в регионе
Балтийского моря

Нагнетание напряженности вокруг Калининградской области. НАТО и страны Прибалтики продолжали и продолжают нагнетать напряженность вокруг Калининградской области. Особенно усердствует в этом президент Литвы Даля Грибаускайте. Так, 7 февраля она назвала «агрессивную милитаризацию» Калининградской области наибольшей угрозой Литве. Через две недели она же заявила: «Милитаризация Калининградской области создает угрозу не только нашему региону, но и столицам стран Европы».

Особую озабоченность в НАТО вызывает возможность размещения в Калининградской области на постоянной основе оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер». До сих пор они перебрасывались туда только в рамках учений и боевой подготовки. Так, заместитель генсека НАТО Роуз Геттемюллер в интервью газете «Коммерсантъ» 3 апреля сказала: «Никто не спорит с тем, что Калининградская область — это территория России. Но развертывание ракетных комплексов «Искандер» — это доказательство тенденции на милитаризацию и усиление контроля над воздушным пространством. Многие члены Альянса, соседствующие с Россией, считают это угрозой для своей безопасности». 8 марта новый глава МИД Германии Зигмар Габриэль в интервью «Интерфаксу» заметил: «Если бы ракеты “Искандер-М” были размещены в Калининградской области на постоянной основе, это дало бы нам повод для большой тревоги и стало бы откатом назад в процессе обеспечения европейской безопасности».

В конце марта немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что НАТО намерена на очередном заседании Совета Россия–НАТО потребовать у России «отчета» о размещении ракет «Искандер» под Калининградом. В ответ на это директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД Андрей Келин 27 марта заявил, что Россия не будет отчитываться перед НАТО по вопросу о размещении ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области и, в свою очередь, намерена обсудить развертывание батальонов НАТО в Польше и странах Прибалтики. В конечном итоге заседание Совета Россия–НАТО, прошедшее в Брюсселе 30 марта, не привело к значимым практическим результатам. Впрочем, стороны обменялись информацией о развертывании новых воинских частей (НАТО — четырех батальонов в Польше и Прибалтике, Россия — трех дивизий в Западном и Южном военных округах).

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся