Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Лев Никифоров

Дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посланник в отставке

Международное сообщество вновь в ожидании того, какие конструктивные соображения по путям решения многолетнего кризиса в отношениях между Белградом и Приштиной выскажет Совет Безопасности ООН, а также даст анализ ситуации в сербском крае Косово.

10 июня 2019 г. Совет Безопасности рассмотрел доклад Генерального секретаря ООН о положении в Косово в начале текущего года. В нем отмечалось, что напряженность в отношениях между Белградом и Приштиной остается высокой, что по-прежнему не позволяет возобновить диалог о нормализации отношений двух сторон. Введенные в прошлом году 100% таможенные пошлины на ввозимые из Сербии и Боснии товары, несмотря на «почти единогласный призыв» международного сообщества об их отмене, оставались без изменений. Поэтому сербская сторона не соглашалась на проведение переговоров. Президент Сербии А. Вучич заявил, что Белград введет контрмеры, если Приштина не отменит эти пошлины.

Большинство членов Совета Безопасности отметили важную роль миссии ООН в Косово, высказались в поддержку всестороннего выполнения мандата миссии, подчеркивая, что привилегии, иммунитеты, охрана и безопасность ее персонала необходимо обеспечивать в полной мере. Что же касается представителей стран — членов НАТО, то они выступали, как и на предыдущих заседаниях Совета Безопасности, за «постепенное свертывание Миссии ООН, которая выполнила свой изначальный мандат, за сокращение числа заседаний Совета Безопасности по косовской проблеме» и т.д. Представитель ФРГ считает, что изменились условия, в которых действует Миссия, и пришло время передать решение многих задач либо косовским институтам, либо каким-то другим международным структурам, которые возьмут на себя изначальные функции Миссии ООН. И лишь представитель Франции высоко оценила роль Миссии в содействии обеспечению в Косово безопасности, стабильности и уважения прав человека.

Первый заместитель постоянного представителя России при ООН Д. Полянский обратил внимание Секретариата ООН на необходимость тщательно отслеживать развитие ситуации в Косово. Он напомнил российскую позицию по косовскому урегулированию: «Мы выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного и взаимоприемлемого решения на основе резолюции Совета Безопасности 1244 (1999)». Также Полянский подчеркнул, что «устойчивое решение косовской проблемы невозможно без одобрения не только заинтересованных сторон, но и Совета Безопасности ООН».

Это было второе заседание Совета Безопасности ООН из трех, которые запланированы для рассмотрения косовской проблемы в текущем году, а в следующем году, в соответствии с достигнутой договоренностью о периодичности обсуждения деятельности миссии ООН в Косово, запланировано провести только два заседания по данной теме. Министр иностранных дел Сербии И. Дачич выразил надежду, что члены Совбеза готовы четко заявить о том, что именно необходимо для успешного завершения диалога между Белградом и Приштиной, однако, к сожалению, эти его надежды не оправдались. Не оправдались и высказанные некоторыми участниками заседания надежды на то, что намечавшаяся на 1 июля встреча в Париже с участием президента Франции Э. Макрона и канцлера ФРГ А. Меркель откроет путь к возобновлению диалога. Эта встреча отложена. Все чаще говорят о необходимости изменить формат переговоров, предусмотрев участие в них США и России. Но принесет ли это положительный результат? Ведь известны серьезные различия в позициях этих стран по многим вопросам… Скорее всего, многое в конечном счете будет зависеть от конструктивной позиции сторон и готовности прежде всего косовского руководства к достижению договоренности на компромиссной основе.

Международное сообщество вновь в ожидании того, какие конструктивные соображения по путям решения многолетнего кризиса в отношениях между Белградом и Приштиной выскажет Совет Безопасности ООН, а также даст анализ ситуации в сербском крае Косово. Кризис усугубился в марте 1999 г., когда НАТО провела бомбардировку Союзной Республики Югославии. Это положило начало оккупации части сербской территории силами Североатлантического Альянса.

10 июня 2019 г. Совет Безопасности рассмотрел доклад Генерального секретаря ООН о положении в Косово в начале текущего года. В нем отмечалось, что напряженность в отношениях между Белградом и Приштиной остается высокой, что по-прежнему не позволяет возобновить диалог о нормализации отношений двух сторон. Введенные в прошлом году 100% таможенные пошлины на ввозимые из Сербии и Боснии товары, несмотря на «почти единогласный призыв» международного сообщества об их отмене, оставались без изменений. Поэтому сербская сторона не соглашалась на проведение переговоров. Президент Сербии А. Вучич заявил, что Белград введет контрмеры, если Приштина не отменит эти пошлины.

Авторский коллектив под рук. Екатерины Энтиной и Александра Пивоваренко:
«Россия на Балканах»

Скупщина Косово приняла «Платформу для диалога», установив еще более жесткие условия для его продолжения. Сербское руководство отвергло эту платформу, охарактеризовав ее как «ультиматум», с которым Белград «никогда не согласится». Имел место ряд инцидентов в этнически смешанных районах, где были совершены акты вандализма в отношении школы и медпункта и повреждены автотранспортные средства. Была предпринята попытка объединить южную и северную части города Косовска Митровица, что было расценено сербами как еще одна попытка косовской стороны захватить территорию края, населенную в основном сербами. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности и социально-экономических возможностей для возвращающихся лиц, по-прежнему негативно сказываются на процессе окончательного возвращения перемещенных лиц. Генеральный секретарь ООН призвал заинтересованные стороны воздержаться от подстрекательских заявлений и провокационных действий, которые могли бы привести к разжиганию разногласий, и устранить все препятствия на пути возобновления диалога под эгидой Евросоюза. Несмотря на явный провал в посреднической деятельности ЕС, он все же счел возможным отметить важную роль, которую Евросоюз якобы играет в руководстве переговорным процессом между Белградом и Приштиной.

Принявший участие в заседании Совета Безопасности глава миссии ООН в Косово З. Танин сообщил, что утром 28 мая косовский спецназ провел противозаконную операцию в северных муниципалитетах с преимущественно сербским населением по задержанию лиц, подозреваемых в контрабанде и организованной преступности, причем в ходе этой акции в нарушение иммунитета ООН были арестованы и подверглись избиениям два сотрудника миссии ООН, один из которых гражданин России. Выступая с пояснениями на заседании Совета Безопасности, заместитель Генерального секретаря ООН по правовым вопросам Ж. М. Феррейру ди Серпу Суариш заявил, что арестом и содержанием под стражей М. Краснощекова и Д. Димовича, которым после освобождения потребовалась медицинская помощь, были нарушены их привилегии и иммунитеты сотрудников Миссии ООН, что не может не вызывать серьезной обеспокоенности. Нельзя не заметить, что указанная операция была проведена на следующий день после выступления президента Сербии А. Вучича в Скупщине Сербии, который заявил о готовности к выработке компромиссного решения косовской проблемы, а также спустя неделю после убедительной победы 19 мая кандидатов из «cербского списка» на муниципальных выборах на севере края.

Участвовавший в работе СБ ООН первый заместитель председателя правительства и министр иностранных дел Сербии И. Дачич вновь обратился с призывом к диалогу и урегулированию сохраняющейся на протяжении уже нескольких десятилетий проблемы Косово и Метохии с помощью мирных средств и на основе компромисса. Он выразил надежду, что все члены Совета с этим согласны. Однако, по его словам, на прошлой неделе представители Приштины заявили, что они не планируют осуществлять ни одну из договоренностей, достигнутых в Брюсселе шесть лет назад, включая создание сообщества сербских муниципалитетов, пригрозив Европейскому союзу, что они рассматривают возможность объединения с Албанией и аннексии еще трех муниципалитетов на юге Сербии. Что касается полицейской акции на севере Косово, заслуживающей широкого осуждения, в том числе и Совета Безопасности, то, по мнению И. Дачича, она имела целью запугать оставшихся в крае сербов. В этой связи он напомнил, что после подписания Брюссельского соглашения в штаб-квартире НАТО между участниками переговоров была достигнута договоренность о том, что косовские силы безопасности для перемещения на север Края должны направлять уведомления миротворческим силам и проводить консультации с представителями сербских общин в северном Косово. В данном случае ни одно из этих условий не было выполнено. И. Дачич подчеркнул, что последние события «ясно свидетельствуют о том, что международное сообщество должно быть гораздо более бдительным и прилагать гораздо больше усилий, а международные организации в Косово и Метохии должны быть гораздо более активными». Трудно даже представить себе, добавил он, что на нынешнем этапе возможен пересмотр мандата миссии или сокращение ее численности и даже ее свертывание, как это предлагали некоторые члены Совета Безопасности.

Отметив, что именно в этот день 20 лет назад завершились бомбардировки НАТО Союзной Республик Югославии, которые были совершены без одобрения Совета Безопасности ООН, И. Дачич сообщил о многочисленных жертвах среди гражданского населения и больших разрушениях в Сербии, подчеркнув, как «важно осудить все преступления, почтить память всех жертв, отказаться от войны как средства урегулирования конфликта и встать на путь компромисса и устойчивого урегулирования». Проанализировав ряд положений резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, принятой также 20 лет назад, И. Дачич обратил внимание членов Совета Безопасности на то, что они были нарушены косовскими властями, в результате чего была предпринята попытка отторжения части территории Сербии. По условиям безопасности из 200 тысяч перемещенных лиц лишь 1,9% сербов могли вернуться в край. В результате полиэтническое Косово превратилось в моноэтническое (в настоящее время сербы проживают лишь в 116 из 427 городов и деревень, в которых они проживали до 1999 года). На руководящие должности в «правительстве» Косово назначены лица, которые были осуждены за военные преступления и в отношении которых выдвинуты обвинения в совершении серьезных преступлений. Также было принято решение о создании министерства обороны и запуске процесса преобразования сил безопасности Косово в армию Косово. «В связи с откровенными нарушениями косовскими властями этой резолюции, — подчеркнул И. Дачич, — продление мандата миссии ООН имеет критически важное значение для судеб многих людей в Косово». По его словам, Сербия готова к достижению урегулирования на основе переговоров, которые являются единственным способом решения всех остающихся вопросов. Однако у нас нет партнера для серьезного и ответственного диалога, ответственность за тупик в переговорах лежит только на Приштине, которая делает все для того, чтобы сделать диалог невозможным.

Представитель Косово при ООН В. Читаку в свойственной ей развязной манере отрицала, что косовская полиция или правительство совершили преднамеренные нападения на сотрудников ООН в Косово 28 мая текущего года, которые якобы препятствовали деятельности косовских правоохранительных органов и мешали им выполнять свои конституционные полномочия. «Мы просто не видим причин, — утверждала она, — для дальнейшего присутствия миссии ООН в Косово». В. Читаку заявила, что власти в Белграде, стремясь создать в Косово обстановку хаоса и страха, считают поддержание законности и порядка помехой для своих действий. «Косово стремится к диалогу, но мы не хотим вступать в такой диалог, исход которого предрешен, нас не покорить, и мы больше никогда не будем под властью Сербии», — отметила представитель Косово при ООН.

О необходимости возобновления переговоров между Белградом и Приштиной в духе сотрудничества и компромисса под эгидой Европейского союза говорили практически все члены Совета Безопасности. Выступивший первым в обсуждении данного вопроса представитель Китая подчеркнул, что резолюция 1244 (1999) Совета Безопасности ООН является важной правовой основой урегулирования косовского вопроса. Представитель Индонезии высказался за прекращение всех боевых действий в регионе, напомнив о содержащемся в указанной резолюции призыве ко всем сторонам начать мирный диалог в целях урегулирования политического конфликта. Первый заместитель постоянного представителя России при ООН Д. Полянский обратил внимание Секретариата ООН на необходимость тщательно отслеживать развитие ситуации в Косово. Он напомнил российскую позицию по косовскому урегулированию: «Мы выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного и взаимоприемлемого решения на основе резолюции Совета Безопасности 1244 (1999)». Также Полянский подчеркнул, что «устойчивое решение косовской проблемы невозможно без одобрения не только заинтересованных сторон, но и Совета Безопасности ООН».

Высказывались и конкретные соображения по диалогу Белграда и Приштины, многие обращали внимание на необходимость приостановления действия или отмены установленных «правительством» Косово высоких пошлин на товары из Сербии и Боснии и Герцеговины, прекращения проводимой Сербией кампании по подрыву международного авторитета Косово (в частности об отзыве признания независимости Косово). Представитель ФРГ, например, высказал мнение, что изменение границ по этническому признаку не способствует поиску компромиссного решения, а концепция Великой Албании вредна, особенно когда ее озвучивают ведущие политики. Вместе с тем отдельные члены Совета Безопасности (США, Великобритания, ФРГ, Доминиканская республика и др.) обращались с призывами к нормализации отношений и соблюдению ранее достигнутых договоренностей в равной степени к «двум сторонам», что, по мнению российского представителя, только усиливают у косовской стороны ощущение вседозволенности. Интересно, как представитель ФРГ, подчеркнув, что он выступает за проведение «подлинного диалога», пояснил, что зачастую стороны следуют формуле, согласно которой «один монолог плюс другой монолог равнозначны диалогу».

Общая обеспокоенность была выражена в Совете Безопасности в связи с акцией косовского спецназа на севере края 28 мая, по мнению представителя Индонезии «эти действия представляют собой очевидное нарушение норм международного права и иммунитетов, предоставленных сотрудникам ООН». Однако в оценке этих действий были и существенные различия: одни считали их противозаконными и разбойничьими (Россия), другие их воспринимали как законные усилия Косово по борьбе с контрабандой и коррупцией (США, Великобритания, ФРГ), а представитель Франции говорила о необходимости принимать во внимание условия на местах, особенно на севере страны, «обеспечивая соразмерность подобных операций».

Представитель России Д. Полянский, всесторонне проанализировав предпринятую косовским руководством эту провокационную акцию, заявил, что такие вторжения происходят снова и снова при полном попустительстве международных «миротворческих» сил для Косово, имеющих необходимый мандат Совета Безопасности по обеспечению мира и безопасности в крае. «Многолетнее потакание приштинским властям со стороны Запада, — подчеркнул Д. Полянский, — привело к тому, что они демонстративно не подчиняются своим покровителям». Так называемое косовоалбанское «правительство» во главе с Р. Харадинаем придерживается курса на обострение кризиса и к предметному разговору явно не готово. В этой связи он отметил, что косовские власти на протяжении уже шести лет саботируют выполнение достигнутой в рамках Брюссельского соглашения 2013 года договорённости о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово. Принятое в декабре 2018 года решение о трансформации Сил безопасности Косово в полноценную «армию» грубо нарушает резолюцию Совета Безопасности 1244 (1999), которая допускает нахождение на территории Косово исключительно международных сил. Российский представитель отметил непрозрачность деятельности натовского военного объекта «Бондстил» в крае и поэтому он считает, что естественным является вопрос об истинной цели существования этой базы: «Может быть, “ползучее” втягивание Косово в НАТО»?

Разные подходы проявились и в отношении членов Совета Безопасности к участникам диалога: если представители Китая, Индонезии, Экваториальной Гвинеи говорили об уважении суверенитета и территориальной целостности Сербии и высоко оценивали ее усилия по политическому урегулированию косовской проблемы, то представитель США подчеркивал, что «независимость Косово — это реальность», а представитель Великобритании заявил о готовности «и впредь помогать Косово в его решении проблемы создания стабильного и процветающего полиэтнического государства».

Большинство членов Совета Безопасности отметили важную роль миссии ООН в Косово, высказались в поддержку всестороннего выполнения мандата миссии, подчеркивая, что привилегии, иммунитеты, охрана и безопасность ее персонала необходимо обеспечивать в полной мере. Что же касается представителей стран-членов НАТО, то они выступали, как и на предыдущих заседаниях Совета Безопасности, за «постепенное свертывание Миссии ООН, которая выполнила свой изначальный мандат, за сокращение числа заседаний Совета Безопасности по косовской проблеме» и т.д. Представитель ФРГ считает, что изменились условия, в которых действует Миссия, и пришло время передать решение многих задач либо косовским институтам, либо каким-то другим международным структурам, которые возьмут на себя изначальные функции Миссии ООН. И лишь представитель Франции высоко оценила роль Миссии в содействии обеспечению в Косово безопасности, стабильности и уважения прав человека.

Это было второе заседание Совета Безопасности ООН из трех, которые запланированы для рассмотрения косовской проблемы в текущем году, а в следующем году, в соответствии с достигнутой договоренностью о периодичности обсуждения деятельности миссии ООН в Косово, запланировано провести только два заседания по данной теме. Министр иностранных дел Сербии И. Дачич выразил надежду, что члены Совбеза готовы четко заявить о том, что именно необходимо для успешного завершения диалога между Белградом и Приштиной, однако, к сожалению, эти его надежды не оправдались. Не оправдались и высказанные некоторыми участниками заседания надежды на то, что намечавшаяся на 1 июля встреча в Париже с участием президента Франции Э. Макрона и канцлера ФРГ А. Меркель откроет путь к возобновлению диалога. Эта встреча отложена. Все чаще говорят о необходимости изменить формат переговоров, предусмотрев участие в них США и России. Но принесет ли это положительный результат? Ведь известны серьезные различия в позициях этих стран по многим вопросам… Скорее всего, многое в конечном счете будет зависеть от конструктивной позиции сторон и готовности прежде всего косовского руководства к достижению договоренности на компромиссной основе.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся