Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Мария Дудиева

Аспирантка СПбГУ

Министр обороны Греции Камменос Панос, лидер входящей в правящую коалицию партии «Независимые греки», в ходе официального визита в Вашингтон 9 октября 2018 г. встретился с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом и заместителем госсекретаря Джоном Салливаном. В ходе встречи Камменос Панос сделал ряд громких заявлений, спровоцировавших волну дискуссий на фоне нарастающей конфронтации между Москвой и Вашингтоном.

Первое заявление было связано с недавно провалившимся референдумом в Македонии, который прошел 30 сентября и, по сути, решал проблему вступления страны в ЕС и НАТО. Греческий министр обороны выступил с инициативой о подписании оборонного соглашения между Грецией, Бывшей Югославской Республикой Македонией (БРЮМ), Болгарией и Сербией с целью создания «дуги стабильности» на северной границе страны. По его мнению, это позволит отложить вопрос о переименовании Македонии на неопределенный срок.

Второй инициативой, озвученной министром национальной обороны Греции на встрече в Вашингтоне, стал призыв к увеличению доли присутствия американских военнослужащих на территории Греции. Министр Камменос Панос предлагает разместить несколько постоянных военных баз США на Эгейском побережье. Напомним, что на сегодняшний день на территории Греции уже базируется американская военно-морская база на острове Крит. Греческая сторона считает США своим стратегическим партнером и единственным союзником.

Греция, как старейший член НАТО, рассчитывает на возмездную финансовую помощь и поддержку США в обмен на установление военных баз альянса. Подобный шаг для национального правительства Греции является вынужденной мерой. Членство в НАТО не дает большинству его участников свободы действий, а значит, обязывает играть в командную игру, где четкая иерархия и строгие правила устанавливаются безоговорочно и в одностороннем порядке. Инициатива Камменоса Паноса преследует в первую очередь реализацию национальных интересов государства, переживающего непростые времена. На данный момент в Греции на повестке дня продолжает лидировать бюджетный вопрос. Реалии таковы, что в сегодняшней гонке за выживание Греция делает непростой выбор между национальным суверенитетом и экономическим благосостоянием, явно отдавая предпочтение последнему.

Министр обороны Греции Камменос Панос, лидер входящей в правящую коалицию партии «Независимые греки», в ходе официального визита в Вашингтон 9 октября 2018 г. встретился с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом и заместителем госсекретаря Джоном Салливаном. В ходе встречи Камменос Панос сделал ряд громких заявлений, спровоцировавших волну дискуссий на фоне нарастающей конфронтации между Москвой и Вашингтоном.

Первое заявление было связано с недавно провалившимся референдумом в Македонии, который прошел 30 сентября и, по сути, решал проблему вступления страны в ЕС и НАТО. Греческий министр обороны выступил с инициативой о подписании оборонного соглашения между Грецией, Бывшей Югославской Республики Македонии (БРЮМ), Болгарией и Сербией с целью создания «дуги стабильности» на северной границе страны. По его мнению, это позволит отложить вопрос о переименовании Македонии на неопределенный срок.

Вместе с тем важно отметить, что премьер-министр Греции Алексис Ципрас дистанцировался от громких заявлений Камменоса Паноса. В частности, он подчеркнул, что «правительство Греции по-прежнему привержено Преспанскому соглашению, уважает конституционные процессы в соседнем государстве и поддерживает усилия премьер-министра страны Зорана Заева по выполнению условий для вступления соглашения в силу». В свою очередь первый заместитель министра иностранных дел Греции Йоргс Катрунгалос заявил, что «до настоящего времени предложение господина Камменоса не выносилось на совет министров, и ни в коем случае не может являться альтернативным планом для Преспанского соглашения».

Второй инициативой, озвученной министром национальной обороны Греции на встрече в Вашингтоне, стал призыв к увеличению доли присутствия американских военнослужащих на территории Греции. Министр Камменос Панос предлагает разместить несколько постоянных военных баз США на Эгейском побережье близ городов с благозвучными названиями Ларисса, Волос и Александруполис. Напомним, что на сегодняшний день на территории Греции уже базируется американская военно-морская база в районе залива Суда на острове Крит. Греческая сторона считает США своим стратегическим партнером и единственным союзником.

США после возникших трудностей с Турцией, вызванных введением санкций против двух министров турецкого правительства, воспринимают Грецию как важного стратегического игрока в европейском регионе. Кроме того, американцы стремятся укрепить сотрудничество с греками на фоне охлаждения отношений между Афинами и Москвой. Напомним, что в июле Греция выдворила двух российских дипломатов из страны и обвинила россиян в попытках оказать поддержку противникам референдума о смене названия Македонии. Позднее было объявлено, что информация о вмешательстве России во внутренние дела страны была передана греческому правительству американской стороной, обеспокоенной деятельностью Москвы.

Политические деятели США заявляли в июне этого года о желании расширить сферы сотрудничества с Грецией. Тогда помощник главы департамента по делам Европы и Евразии Уэс Митчелл подчеркнул, что США «рассматривают Грецию в качестве точки опоры в Средиземноморском регионе и на Западных Балканах».

Действительно, Греция является одним из старейших членов военного блока НАТО, вступившая в его ряды в 1952 г. Ее географическое положение оказывается крайне выгодным для США в условиях сложившейся политической напряженности. Сегодня Греция заслужила похвалу главы Пентагона Д. Мэттиса за усилия в соблюдении требования НАТО, которое обязывает участников тратить более 2% на оборону. Стоит отметить, что указанное требование вызвало сопротивление большинства государств, и в 2017 г. его выполнили, кроме США, лишь Великобритания, Польша, Эстония и Греция. Кроме того, Пентагон выразил Греции благодарность за её «усилия в рамках борьбы с враждебными действиями России в регионе».

Интересно отметить характерную переменчивость политического курса греческого правительства, меняющегося в зависимости от направления ветра, несущего воздушные потоки то с Запада, то с Востока. В 2016 г. на саммите НАТО в Варшаве премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил о том, что «Афины не согласны со всеми доводами НАТО в отношении России, однако готовы продемонстрировать солидарность с союзниками в расчете на ответную позицию относительно собственных соображений безопасности». В это же время политические деятели Греции с неохотой согласились на санкции ЕС в отношении Москвы, однако, даже принимая участие в проводимой политике экономической изоляции России, греки искали и продолжают искать «лазейки для экспорта своей сельскохозяйственной продукции в Россию.

На фоне экономического кризиса и внутренних сложно разрешимых проблем, истощающих страну, Греция пребывает в состоянии прямой зависимости от финансовой помощи США. Публичное заявление греческого правительства о поддержке антироссийских инициатив НАТО, пусть и с оговорками, представляется логичным следствием трепетной заботы руководства о национальных интересах Греции. В этой связи ряд российско-греческих документов, подписанных в конце мая 2016 г. в ходе визита президента В. Путина в Грецию, включая меморандум о взаимопонимании в области межрегионального сотрудничества между Минэкономразвития РФ и МИД Греции, не имеет твердого основания для проводимой политики сотрудничества и открытости.

Все это неоднозначно характеризует проводимую греческим правительством внешнюю политику в отношении Москвы. Действия старейшего члена НАТО рассматриваются российскими экспертами как «неблагонадежные» и несущие за собой напрасные треволнения.

В 2016 г. Алексис Ципрас выразил мнение о том, что безопасность в Европе без России невозможна: «С какой точки зрения ни посмотреть, безопасность немыслима без России. Она часть этой проблемы, но в то же время не может не быть частью решения». Премьер-министр Греции призвал союзников к применению конструктивного диалога в рамках политики сдерживания во избежание неверных оценочных суждений и необоснованной эскалации.

В феврале 2018 г. Камменос Панос в рамках конференции, посвященной миграционному кризису и терроризму, отметил, что со стороны России нет никакой угрозы западным странам, а общим врагом для всех является терроризм: «После окончания «холодной войны» нет угрозы с севера. Враг находится на юге, на Ближнем Востоке, на севере Африки».

В этой связи невозможно игнорировать следующие слова Камменоса Паноса: «Мы в максимально возможной степени использовали предложения Соединенных Штатов Америки о покупке активов, которые помогут нам поддерживать национальную оборону нашей страны в ближайшие годы». Это заявление Паноса спровоцировало дискуссии в Греции и вызвало ряд опасений относительно срыва возможных итогов официального визита премьер-министра Алексиса Ципраса в Россию, запланированного на декабрь текущего года.

Для России прозвучавшее на прошлой неделе «гостеприимное» предложение Камменоса Паноса о размещении военных баз США на территории Греции носит весьма негативный характер. Пентагон активно наращивает свое присутствие в Европе.

Известно, что помимо тех военных баз, что уже существуют на территории стран — членов ЕС, США планируют выделить дополнительные средства на постройку новых военных объектов в Германии, Бельгии, Нидерландах. В рамках проводимой политики наращивания военного присутствия США близ границ России решается одновременно несколько стратегических задач. Под лозунгом защиты Европы от российской агрессии Соединенные Штаты берут под усиленный военно-политический контроль страны — члены ЕС, некоторые из которых в последнее время стали открыто выступать с критикой проводимой политики США и выказывать недопустимую лояльность в отношении России. Малоприятной реакцией для США после состоявшегося 11–12 июля в Брюсселе саммита ЕС – НАТО, показавшего явное недопонимание сторон диалога, стали разговоры о возможности создания собственных вооруженных сил в Европе.

Сегодняшнее заявление Греции о предоставлении своей территории для военных баз США является подтверждением того факта, что США ведут глобальную игру, в которой главная ставка сделана на антироссийскую политику, используемую с целью решения целого ряда проблем. В первую очередь, в нынешних экономических условиях США намерены использовать собственный опыт преодоления Великой депрессии для стимулирования роста темпов экономики за счет увеличения расходов на оборонно-промышленный комплекс и получения прибыли от огромных военных заказов государств—членов НАТО. В этом контексте антироссийская политика выглядит удобным козырем в опытных руках американцев, который используется ими для усиления консолидации Европы и ослабления своего главного геополитического оппонента в лице России.

В свою очередь Греция, как старейший член НАТО, рассчитывает на возмездную финансовую помощь и поддержку США в обмен на установление военных баз альянса. Подобный шаг для национального правительства Греции является вынужденной мерой. Членство в НАТО не дает большинству его участников свободы действий, а значит, обязывает играть в командную игру, где четкая иерархия и строгие правила устанавливаются безоговорочно и в одностороннем порядке. Инициатива Камменоса Паноса преследует в первую очередь реализацию национальных интересов государства, переживающего непростые времена. На данный момент в Греции на повестке дня продолжает лидировать бюджетный вопрос. Реалии таковы, что в сегодняшней гонке за выживание Греция делает непростой выбор между национальным суверенитетом и экономическим благосостоянием, явно отдавая предпочтение последнему.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся