Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Дарко Тодоровски

Магистр РАНХиГС

В течение 27 лет шли переговоры о переименовании Македонии. Наконец, 17 июня 2018 г. при содействии ООН было заключено Преспанское соглашение между Македонией и Грецией, которое положило конец спору о названии Республики Македония и позволило ей поменять свое название на «Республика Северная Македония». Документ открыл для бывшей югославской республики двери в Североатлантический Альянс и ЕС. В случае успешного окончания референдума будет запущена процедура переговоров страны с Евросоюзом. В свою очередь Греция согласилась на то, что не будет накладывать вето на вступление Македонии в НАТО и в ЕС. Большинство стран одобрили заключение соглашения между Скопье и Афинами, но оно вызвало немалое число протестов и беспорядков в обеих странах — некоторые граждане выступили против реализации этого соглашения и высказали мнение о том, что это начало процесса капитуляции как для Македонии, так и для Греции.

30 сентября 2018 г. — день «Х» для Македонии, именно в этот день будет проведен референдум. От его исхода будет зависеть судьба вступления государства в НАТО и ЕС, а также будущее правительств Македонии и Греции. Однако ситуация с референдумом накаляется и может выйти из-под контроля после его проведения.


В течение 27 лет шли переговоры о переименовании Македонии. Наконец, 17 июня 2018 г. при содействии ООН было заключено Преспанское соглашение между Скопье и Афинами, которое положило конец спору о названии Республики Македония и позволило ей поменять свое название на «Республика Северная Македония». Документ открыл для бывшей югославской республики двери в Североатлантический Альянс и ЕС. В случае успешного окончания референдума будет запущена процедура переговоров страны с Евросоюзом. В свою очередь Греция согласилась на то, что не будет накладывать вето на вступление Македонии в НАТО и в ЕС. Большинство стран одобрили заключение соглашения между Скопье и Афинами, но оно вызвало немалое число протестов и беспорядков в обеих странах — некоторые граждане выступили против реализации этого соглашения и высказали мнение о том, что это начало процесса капитуляции как для Македонии, так и для Греции. Большинство стран одобрили заключение соглашения между Скопье и Афинами, но оно вызвало немалое число протестов и беспорядков в обеих странах — некоторые граждане выступили против реализации этого соглашения и высказали мнение о том, что это начало процесса капитуляции как для Македонии, так и для Греции.

Дело в том, что большинство македонцев выступают за вступление Македонии в НАТО и в ЕС, но не ценой переименования Македонии в Северную Македонию, так как для них имя своей страны — вопрос святой. Они считают, что Македония и без того сделала уже много уступок для Греции. В отличие от македонцев многие греки, как и церковь в Греции, считают, что правительство Ципраса предало интересы Греции, так как признало существование македонского народа и македонского языка.

30 сентября 2018 г. — день «Х» для Македонии, именно в этот день будет проведен референдум. От его исхода будет зависеть судьба вступления государства в НАТО и ЕС, а также будущее правительств Македонии и Греции. Однако ситуация с референдумом накаляется и может выйти из-под контроля после его проведения. С целью его успешного проведения, страны Запада (прежде всего США, Германия, Франция и Великобритания) начали широкомасштабную дипломатическую, информационную и экономическую кампанию по поддержке предстоящего важного события. В этой ситуации западные страны выставляют себя «добрыми полицейскими», а России отведена роль «плохого полицейского».

Большинство стран одобрили заключение соглашения между Скопье и Афинами, но оно вызвало немалое число протестов и беспорядков в обеих странах — некоторые граждане выступили против реализации этого соглашения и высказали мнение о том, что это начало процесса капитуляции как для Македонии, так и для Греции.

Лидеры и дипломаты некоторых западных стран в своих заявлениях отмечали, что это последний шанс для македонского народа, и если референдум закончится провалом, то страна может забыть о поддержке со стороны Запада и о вступлении в НАТО и ЕС. Представители македонского и американского правительства (в том числе министр обороны США Дж. Мэттис), а также многие другие западные лидеры и СМИ обвиняют Россию в попытках дестабилизировать ситуацию в Македонии, но при этом ни разу не было предоставлено никаких доказательств. Перед референдумом часть макидонских СМИ усилили антироссийскую пропаганду с целью привлечения большего числа граждан на голосование, а также заявили, что на территории Республики Македония находятся около 12 тыс. российских агентов, которые готовы дестабилизировать ситуацию в любой момент. В рамках визита в Баня-Лука (Республика Сербская) министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал заявление, что агитация западных стран в поддержку переименования Македонии на предстоящем референдуме — это вмешательство во внутренние дела страны.

Македонский парламент назначил референдум на 30 сентября, однако вместо того чтобы объявить его обязательным, парламентарии проголосовали за то, чтобы референдум стал консультативным. Такое решение было принято по результатам анализа, которые подтвердили, что на референдуме очень велика вероятность недостижения порога в 50%. В этой связи партии, организации и НПО объявили, что будут бойкотировать голосование. О бойкоте референдума также объявил и президент Македонии Георге Иванов.

Александр Дунаев, Диана Кадринова:
Старший брат Македонии

Лидер ВМРО ДПМНЕ Христиан Мицковский после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, канцлером Австрии Себастьяном Курцем, а также лидерами и дипломатами некоторых других западных стран поменял свое мнение. 10 сентября он заявил, что каждый гражданин Македонии должен «следовать голосу своего сердца и решить — идти на референдум или нет». Большинство из бывших и действующих функционеров ВМРО ДПМНЕ призвали сторонников партии поучаствовать в голосовании.

Многие аналитики, в том числе македонские, прогнозируют, что явка на референдуме составит около 35–45%. Появляется информация о том, что западные лидеры признают референдум успешным и окажут давление на часть депутатов ВМРО ДПМНЕ, чтобы они голосовали в парламенте для получения 2/3 голосов депутатов за ратификацию соглашения с Грецией. У настоящего правительства в парламенте 71 депутат из 120, но им нужно ещё 9 депутатов, чтобы в парламенте прошла ратификация Преспанского соглашения с Грецией.

Премьер-министр Македонии Зоран Заев за несколько дней до референдума заявил, что будут учтены только те голоса граждан, которые голосовали на референдуме, и что именно они будут решать судьбу Македонии. Судя по его заявлению, власть понимает, что будет тяжело достичь порога в 50% на референдуме вне зависимости от кампании и пропаганды, которые были проведены правительством Македонии и некоторыми западными странами.

Если референдум закончится провалом, то страна может забыть о поддержке со стороны Запада и о вступлении в НАТО и ЕС.

От исхода референдума в Македонии напрямую зависит и решение Балканского узла. «Фигуры на шахматной доске» Балкан уже расставлены, и ожидается долгожданный финал решения открытых региональных споров. В частности, под давлением ЕС и США будет осуществлена попытка решить спор между Македонией и Грецией, а также между Сербией и Косово. Успешная реализация плана о признании Косово со стороны Сербии и обмен территориями между Сербией и Косово также тесно связаны с успешностью проведения референдума в Македонии и вступлением этой страны в НАТО. Перед подписанием Преспанского соглашения с Афинами новое правительство в Скопье наладило отношения с Софией, благодаря Соглашению о добрососедских отношениях, дружбе и сотрудничестве между Македонией и Болгарией, которое было подписано в 2016 г. Успешное решение проблем между Македонией и Грецией, а также между Сербией и Косово будет означать, что на Балканах осталось только решить конфликты между Боснией и Герцеговиной и Республикой Сербской.

Регион снова оказался в списке геостратегического противостояния России и Запада, а также отчасти Китая и Турции. Однако, как показывает история Балкан, ситуация в регионе может измениться за считанные секунды, и что Балканы — это «пороховая бочка», для которой нужна лишь искра, чтобы взорвать всю Европу.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся