Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.95)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Алевтина Ларионова

Программный координатор РСМД, редактор сайта РСМД

Японский форум по международным отношениям (Japan Forum on International Relations) и Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) при поддержке Министерства иностранных дел Японии и Центра глобального партнерства Японского фонда (Japan Foundation Center for Global Partnership) реализовали исследовательский проект «Возможности и угрозы со стороны Китая для японо-американского альянса», в рамках которого группа американских и японских ученых провела анализ рисков и возможностей для японо-американского союза США и Японии в условиях увеличения влияния Китая на международной арене. В рабочую группу вошли американские и японские китаеведы, специалисты в области японо-американских отношений, эксперты по вопросам торговли и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Заявленная цель проекта — содействовать укреплению взаимопонимания и выработке эффективной политики Японии и США по отношению к КНР.

В рамках исследования, возглавляемого Матаке Камия и Джеймсом Л. Шоффом, в течение двух лет проводились закрытые круглые столы и публичные дискуссии, направленные на развитие японо-американского сотрудничества и выработку рекомендаций по проведению общей политики по отношению к Китаю в сфере регионального и международного порядка, торговли и технологий, безопасности и международных отношений. В октябре 2019 г. по результатам работы по проекту была выпущена серия аналитических записок. В данной рецензии мы проанализировали эти документы и постарались выделить главные противоречия, существующие между США и Японией по отношению к Китаю.


Японский форум по международным отношениям (Japan Forum on International Relations) и Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) при поддержке Министерства иностранных дел Японии и Центра глобального партнерства Японского фонда (Japan Foundation Center for Global Partnership) реализовали исследовательский проект «Возможности и угрозы со стороны Китая для японо-американского альянса», в рамках которого группа американских и японских ученых провела анализ рисков и возможностей для японо-американского союза США и Японии в условиях увеличения влияния Китая на международной арене. В рабочую группу вошли американские и японские китаеведы, специалисты в области японо-американских отношений, эксперты по вопросам торговли и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Заявленная цель проекта — содействовать укреплению взаимопонимания и выработке эффективной политики Японии и США по отношению к КНР.

В рамках исследования, возглавляемого Матаке Камия и Джеймсом Л. Шоффом, в течение двух лет проводились закрытые круглые столы и публичные дискуссии, направленные на развитие японо-американского сотрудничества и выработку рекомендаций по проведению общей политики по отношению к Китаю в сфере регионального и международного порядка, торговли и технологий, безопасности и международных отношений. В октябре 2019 г. по результатам работы по проекту была выпущена серия аналитических записок. В данной рецензии мы проанализировали эти документы и постарались выделить главные противоречия, существующие между США и Японией по отношению к Китаю.

Региональная и глобальная роли Китая

Наиболее серьезные вызовы для японо-американского альянса, исходящие от Китая, касаются изменения региональной обстановки. Стремление Пекина подорвать союзнические отношения США, а также территориальные притязания КНР в Восточном и Южно-Китайском морях представляются экспертам одними из самых неотложных проблем региональной безопасности, стоящих перед Японией и США. В то же время подобные опасения касательно возможного изменения статуса-кво в регионе более актуальны для Японии, в связи с чем она крайне обеспокоена неопределенностью со стороны Соединенных Штатов по поводу сохранения их военного присутствия в регионе и соблюдения договорных обязательств. Ожидается, что Китай, вероятно, попытается выявить и усугубить любые противоречия, существующие между Соединенными Штатами и Японией.

Поведение Китая на мировой арене, как отмечают специалисты, порой значительно отличается от его манеры действий в регионе, но все равно влечет за собой определенные сложности. Китай является членом почти всех возможных международных организаций, и, как правило, придерживается общепринятых законов и норм, особенно в рамках институтов ООН. Хотя Япония и Соединенные Штаты подчеркивают верховенство закона и важность поддержания порядка, основанного на правилах, неясно, считают ли оба правительства, что продвижение таких общих ценностей, как права человека и демократия, должно занимать ключевое место в качестве элемента стратегической конкуренции с Китаем. Представляется, что Япония по большей части не заинтересована в транслировании демократических ценностей на другие страны и в серьезных вопросах предпочитает работать с проверенными партнерами. США же, напротив, позиционируют себя как защитника мирового порядка, в связи с чем в некоторых случаях от Японии может потребоваться готовность к более активной совместной работе по достижению общих интересов. Важный пример в этом контексте — защита прав человека, например, на Тайване.

Эксперты считают, что странам было бы полезно сотрудничать с союзниками по региону, а также внерегиональными партнерами, которые имеют схожие взгляды и разделяют общие интересы перед лицом вызовов, исходящих из Китая. К странам-единомышленникам авторы доклада относят Австралию, Францию, Индию, Новую Зеландию, Сингапур, Южную Корею и Великобританию — каждая из них по-своему заинтересована в поддержании ключевых аспектов существующего международного порядка.

Соединенные Штаты и Япония также должны признать, что, хотя многие другие игроки разделяют их решимость поддерживать существующий мировой порядок, важно в то же время добиться конструктивного диалога со второй по величине экономикой мира. Расширение сотрудничества с КНР в области изменения климата отвечает интересам всех стран и поможет реализации общих целей устойчивого развития. Кроме того, увеличивающийся потенциал Китая создает новые возможности для сотрудничества в области безопасности, включая проведение операций по борьбе с пиратством и оказание гуманитарной помощи. В то же время, предупреждают ученые, более широкое участие Китая в этих видах деятельности будет иметь свои последствия. Например, Пекин может посредством помощи добиться дальнейшего расширения зоны своего внешнеполитического влияния и продвижения собственных торгово-экономических и прочих интересов.

Внутриполитическое восприятие Китая в Японии и США

Согласно данным социологических опросов, подавляющее большинство японцев не разделяют чувство общности с Китаем, но в то же время осознают важность японо-китайских отношений. Население Японии в большинстве своем считает, что, хотя Китай представляет собой потенциальную угрозу для безопасности страны, Токио должен поддерживать хорошие отношения с Пекином в свете его собственных национальных интересов. Эта дихотомия объясняется близостью двух стран как соседей и их глубокой экономической взаимозависимостью. В связи с этим общественное мнение в Японии в целом поддерживает усилия нынешней администрации по улучшению отношений с КНР.

В то же время отношения США и Китая резко ухудшились за последние несколько лет. Со стороны США был обозначен четкий курс на соперничество с КНР не только в военном и экономическом плане, но также с точки зрения ценностей и идеологии. В Соединенных Штатах наблюдается некоторый скептицизм по поводу недавних усилий администрации Абэ по улучшению отношений с Китаем. Токио приходится считаться с противостоянием своего главного союзника со своим ключевым партнером, однако многие японские наблюдатели выступают против принятия чисто конфронтационной позиции в отношении Китая, так как это может стоить самой Японии позиций, особенно в экономической сфере и в вопросах безопасности. Если Вашингтон не применит более мягкий подход и не откажется от игры с нулевой суммой в пользу более широкого сосуществования с Пекином, между США и Японией могут возникнуть существенные разногласия по этому вопросу.

Даже если администрация Трампа выступает против налаживания диалога с Китаем, как считают эксперты, можно обратиться за поддержкой к другим политическим силам в стране. Многие члены Конгресса, губернаторы, бизнесмены и другие лица в США поддерживают курс по улучшению отношений с Китаем. Возможно, было бы правильно найти способы, как эти заинтересованные группы могут поддержать усилия Японии по продвижению совместных проектов с Китаем.

Подходы к «Индо-Пацифике» и прочим интеграционным инициативам

Хотя Япония и США используют один термин «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (Free and Open Indo-Pacific) в качестве основы для своих соответствующих региональных стратегий, их подходы к FOIP сильно отличаются. В японском дискурсе наблюдается отказ от термина «стратегия» в пользу «видения» или «концепции». Японское правительство часто подчеркивает, что FOIP не предназначена для противодействия стратегическим шагам Пекина в области развития инфраструктуры или сдерживания роста Китая в более широком смысле. Япония придерживается более мягкой позиции относительно ИТР, отчасти для облегчения проведения двустороннего диалога с Китаем, но также и из-за отсутствия консенсуса относительно того, как именно следует трактовать FOIP.

Взгляды двух стран на неотъемлемые риски и возможности при реализации концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» совпадают не во всем. В то время как Токио выражает условную готовность сотрудничать с Пекином в рамках Инициативы пояса и пути (ИПП), Вашингтон делает акцент на стратегическую конкуренцию с Китаем. Японские и американские специалисты отмечают, что инициативы по развитию инфраструктуры в рамках FOIP могут оказаться полезными как для вовлечения Китая в инициативу, так и для его сдерживания, а также позволят развивающимся странам самостоятельно выбирать свой путь развития. В этом отношении элементы кооперации и конкуренции во взаимодействии с Китаем могут быть реализованы параллельно — союзники будут вести диалог с Пекином о правилах игры, одновременно пытаясь ослабить его влияние.

Экономическая политика и технологии

Политические дебаты в Вашингтоне в настоящее время сосредоточены главным образом на экономической конкуренции с Китаем. При этом, хотя конкурентоспособность, безусловно, важна для Токио в микроэкономическом плане, правительство Японии стремится найти баланс между японо-китайским экономическим взаимодействием, чтобы извлечь выгоду из динамичных рынков Китая и при этом избежать риска попасть в чрезмерную зависимость от Пекина.

Япония предпочла бы, чтобы американская администрация чаще использовала систему ВТО и инвестировала в ее реформы, а не проводила односторонние торговые действия против Китая, которые иногда применяются и против союзников США. Кроме того, Япония очень надеется на продолжение участия США в региональных проектах, таких как Транстихоокеанское партнерство (ТТП), Восточноазиатский саммит и форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), однако эти перспективы становятся все более туманными.

В то время как Трамп сосредоточил свое внимание главным образом на значительном дефиците в торговле с Китаем, его администрация и ключевые члены Конгресса уделяют первостепенное внимание защите технологического преимущества США и пытаются противостоять усилиям Пекина по отвоеванию глобального лидерства в этой сфере. Что касается японских компаний, то на данный момент они сохраняют конкурентное преимущество в таких областях, как робототехника, транспортное оборудование и некоторые электронные компоненты. Соответствующие производственно-сбытовые цепочки характеризуются определенным разделением труда между китайскими и японскими компаниями, при этом большая часть процесса разработки и производства компонентов более высокого класса все еще осуществляется в Японии, однако в будущем ожидается более жесткая конкуренция Китая в этом аспекте.

Между тем японские компании вынуждены приспосабливаться не только к технологическому росту Китая, но и к мерам правительства США в отношении технологий, включающим ужесточение экспортного контроля, инвестиционные ограничения и запреты на ведение бизнеса с некоторыми китайскими фирмами. Для Японии важно, чтобы Соединенные Штаты поняли, что сохранение преимуществ в сфере инноваций и конкурентоспособности важнее, чем попытка сдержать прогресс Китая. Токио и Вашингтон, по мнению экспертов, должны стремиться к адекватным инвестициям, относительно легкому регулированию и более стратегическому союзническому сотрудничеству в научно-технической сфере.

Вопросы региональной безопасности

Архитектура безопасности в западной части Тихого океана, созданная еще во время холодной войны, представляет собой систему двусторонних союзов с центральной ролью США. Будучи ключевыми союзниками Вашингтона, Токио и Сеул готовы расширять сотрудничество в области региональной безопасности, в том числе в ответ на возрождение Китая. Тем не менее следует учитывать, что Япония и Южная Корея сами по себе не являются близкими друзьями, хотя и вовлечены в определенной степени в сотрудничество в сфере безопасности. Вопрос о позиционировании Южной Кореи в системе Индо-Тихоокеанского региона также остается открытым.

Многие японские наблюдатели обеспокоены тем, что Соединенные Штаты, которые выступили с особенно серьезными возражениями против баллистических ракет большой дальности Северной Кореи, не считают, что ракеты ближнего и среднего радиуса действия Пхеньяна представляют такую же угрозу. Японию беспокоят переговоры США и КНДР о замораживании производства ядерного оружия, предполагающие сохранение нынешнего северокорейского ядерного арсенала нетронутым, что угрожало бы в первую очередь Токио.

Ожидается, что Китай, опирающийся на свою растущую военную мощь, продолжит проводить более настойчивую политику в сфере региональной безопасности. Эксперты предполагают, что Пекин продолжит использовать силы морской милиции и суда береговой охраны для достижения своих требований вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдай) и территорий в Южно-Китайском море. В то же время Соединенные Штаты стремятся усилить поддержку Тайваню, в том числе в военной области, однако такой подход не предполагает автоматического участия в этих процессах Японии, которая исторически включает Тайвань в зону своих интересов. Важно то, в какой степени Соединенные Штаты и Япония смогут скоординировать свою политику в этом вопросе.

Выводы

Авторы приходят к выводу, что два союзника должны содействовать более тесным консультациям и координации политики в отношении Китая, чтобы избежать недопонимания намерений друг друга. США и Япония должны согласованно опередить, что из действий КНР угрожает их видению международного порядка в общем, а что — двустороннему альянсу и интересам двух стран по-отдельности.

В то время как Японию больше волнует региональный статус Китая, США стремятся не допустить роста его глобального влияния. Япония не ставит перед собой цель проповедовать демократические ценности, в то время как США, напротив, выступает как распространитель демократии. Совместная работа с региональными союзниками и, возможно, другими партнерами может дать Вашингтону и Токио важные преимущества в работе по укреплению и поддержанию международного и регионального порядка.

Важность Китая как торгового партнера для Японии очевидна, но проблемы безопасности в Токио сделали союз с США еще более важным, чем раньше, что обусловливает широкую консенсусную приверженность японских политиков к долгосрочному поддержанию альянса. В то же время Япония стремится к стабильности в отношениях с Китаем. С точки зрения Токио, пока неясно, способен ли Вашингтон на деликатный подход, который необходим для успешного осуществления концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

Авторы доклада приходят к выводу, что успешность интеграции в рамках ИТР по-прежнему зависит от того, как Соединенные Штаты, Япония и другие региональные партнеры смогут согласовать свои взгляды и политику по отношению к КНР. Хотя концепция FOIP открыта для широкого спектра толкований и форм реализации в будущем, Соединенные Штаты и Япония должны избегать создания у Китая и других заинтересованных сторон впечатления, что в их интерпретациях существуют значительные расхождения.

В то время как политики США склонны обсуждать Индо-Тихоокеанский регион с точки зрения противодействия Китаю с акцентом на вопросы безопасности, правительство Японии уравновешивает это военный ракурс с возможностью координации между FOIP и ИПП с точки зрения экономики и нетрадиционной безопасности. По мнению специалистов, взаимодействие в регионе в конечном итоге должно включать элементы конкуренции и сотрудничества с Китаем.

Нежелание администрации Трампа участвовать в деятельности региональных объединений может ослабить перспективы совместного лидерства США и Японии в продвижении стандартов региональной либерализации торговли и экономических связей, а отказ от многосторонних торговых переговоров в пользу двусторонних соглашений может осложнить достижение консенсуса по экономическим принципам FOIP. Представляется, что Китай с большей вероятностью проведет желаемые реформы, если союзные страны будут обмениваться информацией и опытом, с двух сторон оказывая давление на Пекин.

Вашингтон и Токио пытаются создать сеть безопасности в АТР, задействовав существующую систему двусторонних альянсов. Поскольку союзников США в Азии не объединяют их собственные партнерства в области безопасности, ответственность за координацию действий ложится на Соединенные Штаты. Решающее препятствие, которое необходимо преодолеть — это плохие отношения между Японией и Южной Кореей. Тем не менее любые усилия не будут эффективными, если США продолжат предпринимать односторонние действия, такие как использование своего военного потенциала для давления на Китай по отношению к Тайваню.


Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.95)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся