Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Алевтина Ларионова

Программный координатор РСМД, редактор сайта РСМД

Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies — CSIS), который в 2019 г. занял первое место в рейтинге мировых аналитических центров, 14 января 2020 г. провел 26-й ежегодный семинар США и Японии по безопасности (The 26th Annual U.S.–Japan Security Seminar: the US–Japan Alliance at 60 2020). В заседании приняли участие президент CSIS Джон Хэмре, министр обороны Японии Таро Коно (в 2017–2019 гг. он также исполнял обязанности министра иностранных дел Японии), старший вице-президент CSIS по Азии и Японии, директор азиатских исследований в Школе дипломатической службы им. Эдмунда Уолша при Джорджтаунском университете Майкл Грин.

В январе 2020 г. исполнилось 60 лет с момента подписания японо-американского договора безопасности (Japan–U.S. Security Treaty), и в этом году главной темой семинара стала оценка деятельности союза и обсуждение перспектив его развития. Нельзя не признать, что альянс с Соединенными Штатами до сих пор оказывает решающее значение на внешнюю политику Японии и ее отношения со странами Восточной Азии, в том числе и Россией. В этой связи высказанные в рамках семинара мнения видных политических деятелей двух стран могут быть не менее полезными, чем анализ программных документов, с точки зрения выработки стратегии дальнейшего развития российско-японского взаимодействия.

Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies — CSIS), который в 2019 г. занял первое место в рейтинге мировых аналитических центров, 14 января 2020 г. провел 26-й ежегодный семинар США и Японии по безопасности (The 26th Annual U.S.–Japan Security Seminar: the US–Japan Alliance at 60 2020). В заседании приняли участие президент CSIS Джон Хэмре, министр обороны Японии Таро Коно (в 2017–2019 гг. он также исполнял обязанности министра иностранных дел Японии), старший вице-президент CSIS по Азии и Японии, директор азиатских исследований в Школе дипломатической службы им. Эдмунда Уолша при Джорджтаунском университете Майкл Грин.

В январе 2020 г. исполнилось 60 лет с момента подписания японо-американского договора безопасности (Japan–U.S. Security Treaty), и в этом году главной темой семинара стала оценка деятельности союза и обсуждение перспектив его развития. Нельзя не признать, что альянс с Соединенными Штатами до сих пор оказывает решающее значение на внешнюю политику Японии и ее отношения со странами Восточной Азии, в том числе и Россией. В этой связи высказанные в рамках семинара мнения видных политических деятелей двух стран могут быть не менее полезными, чем анализ программных документов, с точки зрения выработки стратегии дальнейшего развития российско-японского взаимодействия.

В рамках обсуждения акцент традиционно был сделан на военно-стратегическом сотрудничестве США и Японии, которое включает в себя функционирование на территории Японии американских военных баз и совместные учения, реализуемые Вооруженными силами США и Силами самообороны Японии. Если в самом начале сотрудничество было преимущественно направлено на предотвращение атаки против самой Японии, которая после Второй мировой войны отказалась от использования собственных вооруженных сил, то в последние годы основы сотрудничества двух стран в сфере обороны были серьезно пересмотрены, и на данный момент оно направлено на поддержание не только региональной, но и глобальной безопасности. Также было отмечено, что действие договора распространяется и на нетрадиционные сферы, такие как киберпространство, включает обмен военными технологиями и техникой.

В соответствии со сменой ключевых установок произошел и пересмотр внутреннего японского законодательства, которое теперь также обязует охранять американские военные силы и их собственность, а также существенно расширяет спектр предоставляемых услуг. В то время как объем сотрудничества на данный момент беспрецедентно широкий, было отмечено, что Японии необходима поддержка внутри страны, особенно на тех территориях, где размещаются американские военные базы. Недоверие наблюдается в первую очередь на Окинаве — южных островах, где неоднократно происходили инциденты с участием американских военных, и местное население активно выступает против размещения иностранных военных баз.

Население США, наоборот, преимущественно поддерживает размещение национальных баз в Японии, однако открытым остается вопрос финансового обеспечения американского военного присутствия в условиях, когда взгляды на него у обеих сторон серьезно отличаются. Проблемы экономического развития Японии, связанные в первую очередь со старением населения, препятствуют росту оборонного бюджета страны и увеличению числа задействованного в этих целях служащих. Проблема также заключается в том, что военная отрасль Японии крайне уязвима, так как в значительной степени представлена средними по масштабу предприятиями, которым государством должна быть оказана соответствующая поддержка. Стороны сошлись во мнении, что Япония должна более активно участвовать в производстве, а не только закупать готовое американское оборудование, для чего стране необходима индустриальная стратегия, включающая в том числе обмен ресурсами и налаживание совместного производства. Также Япония все еще надеется на возобновление многостороннего экономического сотрудничества и возвращение США в Транстихоокеанское соглашение, которое на данный момент функционирует в формате ТТП-12.

Было неоднократно отмечено, что на данный момент японо-американский альянс — одно из наиболее крепких на планете объединений, продемонстрировавших способность успешно приспосабливаться к любым современным вызовам безопасности. Какие же вызовы видят перед собой Япония и США? Такой вызов в первую очередь исходит от стран, пытающихся изменить статус-кво в свою пользу и расширить сферы влияния. Подразумевается в первую очередь Китай, как в вопросе независимости Тайваня, который исторически входит в зону интересов Японии, так и в связи с притязаниями на территории в Восточно-Китайском море. Не остается незамеченной и военная активность КНР в Южно-Китайском море.

Главная проблема, по мнению японской стороны, заключается в том, что Китай так и не стал подписантом Договора по ракетам средней и меньшей дальности (ДРСМД), превратив данный вид вооружения в основу своего военного арсенала. По этой же причине КНР не собирается участвовать в переговорах по продлению Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). В связи с этим Япония отводит особую роль в переговорах России, которая могла бы стать своеобразным медиатором в отношениях с Китаем. Отмечается, что на данный момент Россия не представляет угрозу альянсу так, как это делал Советский союз. Потенциально Россия и Япония разделяют общие интересы во многих сферах, в том числе относящихся к сотрудничеству с Китаем. В частности, КНР продолжает заключать в долговую ловушку страны региона, и Япония видит необходимость в оказании им помощи и тем самым вывода их из китайской сферы влияния, в чем может быть заинтересована и Россия.

Отдельно было сказано об Индо-Тихоокеанском регионе, для которого японо-американский союз оказывает решающее влияние в деле сдерживания возможных угроз в регионе. В ИТР, по версии японской стороны, входят многие страны, но их взгляды на безопасность серьезно отличаются, что не позволяет институционализоровать эту структуру наподобие Североатлантического альянса. Союз важен не только для Японии, которая является наиболее уязвимым союзником США в регионе, но и для самих Соединенных Штатов в качестве форпоста по обеспечению безопасности американскими вооруженными силами всего ИТР. В Японии находятся крупнейшие американские военные базы на Дальнем Востоке, одна из которых, Йокосука – единственная, где может производиться обслуживание американской авиации за пределами территории страны.

Сторонами также была отмечена необходимость расширения альянса посредством включения в него третьих стран. В качестве возможных партнеров американской стороной в первую очередь рассматриваются Индия, Корея и Тайвань. В то время как Корея наиболее близка Японии, именно с ней у страны сохраняются нерешенные политические противоречия. При этом негативное отношение преимущественно наблюдается среди населения, а политики хоть и поддерживают эти тенденции в популистских целях, в то же время осознают необходимость взаимного сотрудничества двух стран. В то время как для Японии Республика Корея остается наиболее естественным союзником, она также рассматривает на роль третьего игрока Австралию, Новую Зеландию и Индию. Подразумевается создание не структуры, но сети союзников, способных отражать внешнюю угрозу. Для этого сторонами берется курс на более интенсивное общение с партнерами, в связи с чем можно ожидать увеличение количества совместных учений Японии и США со странами региона.

Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся