Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Дарья Тёркина

Студентка МГИМО МИД России

Китай — признанный лидер в сфере цифровых технологий, ориентированных на потребителя. И хотя в целом он менее цифровизирован, чем большинство развитых государств, в отдельно взятых регионах и сферах по уровню цифровизации КНР удалось обогнать весь мир. В частности — в электронной торговле, основу которой представляет именно малый и средний бизнес, Китай по праву считается мировым лидером.

Правительство КНР на государственном и региональном уровнях многие годы занимается развитием технологий, внедрением инноваций и продвижением digital-сферы в стране. Власти готовы поддерживать компании, стремящиеся к цифровой трансформации.

Бизнес в Китае активно использует цифровые платежи, большие данные, облачные технологии и Интернет вещей для решения своих повседневных задач и повышения эффективности взаимодействия с пользователями, что положительно влияет на объемы продаж. При этом пользоваться этими благами могут не только крупные компании, создающие полноценные цифровые отделы, но и МСП, которые могут купить готовые решения, позволяющие им идти в ногу со временем. Исследования показывают, что прибыль компаний в наиболее цифровизированных секторах значительно выше за счет более высокой производительности.

Цифровизация решила сразу несколько проблем, в течение долгого времени бывших препятствием на пути развития малого и среднего бизнеса. Раньше на создание дистрибьюторской сети и поиска покупателей уходили годы, сейчас же крупные платформы, например, в сфере электронной коммерции, предоставляют МСП прямой доступ к необходимой инфраструктуре и огромному пулу потребителей. Цифровизация постепенно снимает и проблему ограниченного доступа к финансированию, предоставляя кредиторам новые инструменты для оценки кредитного риска и снижения транзакционных издержек, что повышает шансы МСП на получение кредита. Более того, цифровая трансформация значительно снизила барьеры входа во многие секторы, особенно в сферу потребительских товаров и услуг, что привело к увлечению числа мелких игроков на рынке. Это ведет к переходу рынка от доминирования крупных компаний к росту влияния мелких фирм. Технологии также помогают МСП расширять рынки сбыта и повышать экспортный потенциал, превращая их в «микротранснациональные компании».

Учитывая высокую скорость принятия решений и гибкость системы управления в МСП, внедрение инноваций и цифровых технологий для них представляется особенно перспективным направлением развития, которое незамедлительно принесет свои плоды. Отказ от цифровизации или ее отсрочка могут привести к угрозе потери конкурентоспособности и отставанию. В ряде секторов уже ощущается усиление конкуренции со стороны стартапов, использующих цифровые технологии.

Роль малого и среднего предпринимательства (МСП) в Китае сложно переоценить. За последние 30 лет малый и средний бизнес стал неотъемлемой частью экономики страны, обеспечивая около 75% населения рабочими местами, развивая и внедряя инновационные технологии. Сегодня 65% патентов КНР принадлежат именно предприятиям малого и среднего бизнеса. В 2017 г. вклад МСП в ВВП Китая составил 70%, они обеспечивают до 50% налоговых поступлений. Однако сектор МСП Китая мог бы демонстрировать еще более впечатляющие показатели за счет малых и микропредприятий, которые сегодня вносят лишь 35–40% в ВВП, по сравнению с 52% в Германии, 54% в Мексике и 67% в Италии, что свидетельствует о значительном потенциале роста, который может быть достигнут благодаря современным технологиям.

REUTERS

Одним из факторов, способствующих стремительному развитию бизнеса в КНР, является цифровая трансформация, которая активно происходит в последние годы. И хотя Китай в целом менее цифровизирован, чем большинство развитых государств, в отдельно взятых регионах и сферах по уровню цифровизации КНР удалось обогнать весь мир. В частности — в электронной торговле, основу которой представляет именно малый и средний бизнес, Китай по праву считается мировым лидером. Страна шесть лет подряд удерживает мировое первенство по объему электронной розничной торговли. Доля электронной коммерции в общем объеме розничных продаж в Китае составляет 23,9% по сравнению с 14,3% в США и 5,3% в РФ. За «День холостяка» в 2019 г. компания «Alibaba Group» продала больше, чем вся российская электронная коммерция за год (38 млрд долл. и 26 млрд долл. соответственно). Еще 15 лет назад на долю Китая в глобальных транзакциях приходилось около 1%, сегодня этот показатель вырос до впечатляющих 40%. Более того, Китай является признанным лидером в сфере цифровых технологий, ориентированных на потребителя. Если говорить о географическом аспекте, то цифровая экономика в Пекине и Шанхае близка к 45% ВВП, что аналогично уровню Японии. Хотя в Китае по-прежнему существует множество менее развитых и в экономическом, и в цифровом плане провинций.

Что стало причиной стремительной цифровизации китайской экономики и бизнеса?

Прежде всего, это солидная база интернет-пользователей — в 2018 г. в Китае их число достигало 802 млн человек. Это больше, чем в ЕС и США вместе взятых. Из них 788 млн человек использовали именно мобильный Интернет (98% от общего числа пользователей Интернета), что также больше, чем в ЕС (79%) и США (91%). В 2016 г. 90% домохозяйств в Шанхае и Пекине имели доступ к Интернету, по стране этот показатель составляет 57%. За последние 10 лет правительство приложило немало усилий, чтобы увеличить покрытие в деревнях и отдаленных регионах страны. Появление Интернета в небольших городах и деревнях открывает населению доступ к ряду онлайн-платформ, которые могут быть использованы для развлечений, шоппинга, образования и открытия своего дела.

Во-вторых, в Китае проживает значительное число молодых интернет-пользователей — около 280 млн человек моложе 25 лет. Это эквивалентно общему числу пользователей всемирной сети в США. Это важно, поскольку именно молодые люди больше других открыты новым технологиям и готовы применять их в повседневной жизни.

В-третьих, в Китае развиты мобильные платежи. На мобильные платежи в продажах электронной коммерции приходится около 70% транзакций в Китае (в Соединенных Штатах этот показатель достигает только 30%). Мобильные платежи играют ключевую роль в развитии интернет-бизнеса, поскольку они позволяют совершать покупки в любом месте и в любое время. Еще одна крайне развитая в Китае технология, которая упрощает процесс оплаты, — QR-код. Он позволяет продавцам сэкономить на эквайринге и терминалах оплаты, а пользователям — проводить транзакции без комиссии.

REUTERS

Кроме того, важно использование современных технологий в бизнесе. Бизнес в Китае активно применяет цифровые платежи, большие данные, облачные технологии и Интернет вещей для решения своих повседневных задач и повышения эффективности взаимодействия с пользователями, что положительно сказывается на объемах продаж. Искусственный интеллект рекомендует покупателю не просто аналогичные, а комплементарные товары, которые могут пригодиться пользователю. Анализ больших данных позволяет предоставить клиенту персонализированный сервис на основе данных о его предпочтениях, а также понять заинтересован ли клиент в приобретении товара и нужно ли стимулировать его к покупке с помощью бонусов и скидок. При этом пользоваться этими благами могут не только крупные компании, создающие полноценные цифровые отделы, но и МСП, способные купить готовые цифровые решения, которые позволят им идти в ногу со временем. Выручка от китайского интернет-бизнеса, который наиболее активно внедряет технологии, растет высокими темпами — в 2018 г. доходы от интернет-услуг составили 956 млрд юаней (136 млрд долл.), увеличившись на 20% за год; а выручка платформ электронной коммерции составила 366,7 млрд юаней (47 млрд долл.), что на 13% больше, чем в 2017 г.

Наконец, нельзя не упомянуть и активную государственную поддержку. Правительство КНР на государственном и провинциальном уровнях многие годы занимается развитием технологий, развитием инноваций и продвижением digital-сферы в стране. Например, в 2015 г. была выдвинута Стратегия «Интернет плюс», направленная на развитие электронной торговли, промышленных сетей и финтеха с помощью интернет-технологий. А в 2017 г. был создан фонд поддержки индустрии искусственного интеллекта размером в 5 млрд долл. В том же году Госсовет опубликовал «Проект разработки искусственного интеллекта нового поколения». Мировое лидерство в области ИИ считается частью «китайской мечты», а цифровизация — ключевым направлением развития страны.

Что дал процесс цифровизации МСП?

Раньше на создание дистрибьюторской сети и поиск покупателей уходили годы, но сейчас крупные платформы, например, в сфере электронной коммерции, предоставляют МСП прямой доступ к необходимой инфраструктуре. Экосистема, созданная технологическими гигантами в Китае, обеспечивает мгновенный доступ к большому пулу потребителей мелким поставщикам, снижая затраты на рекламу и продвижение. Анализ больших данных помогает выявить предпочтения потребителей и ориентироваться на предоставление необходимых услуг.

Еще одна проблема, с которой МСП сталкивались в прошлом, — ограниченный доступ к финансированию; особую сложность это представляло для малых и микропредприятий. Анализ оценки рисков проводился сотрудниками финансовых учреждений, что вело к субъективным выводам и отклонению заявки на кредит в случае отсутствия большого залога. Цифровизация постепенно решает и эту проблему, предоставляя кредиторам новые инструменты для оценки кредитного риска и снижения транзакционных издержек, что повышает шансы МСП на получение кредита. Более того, благодаря развитию финтеха и появлению новых игроков на рынке, происходит рост конкуренции в секторе финансовых услуг. Например, Alibaba предоставляет микрозаймы своим электронным продавцам. Помимо этого у Alibaba, как у площадки электронной коммерции, есть данные о закупках и продажах малых и средних компаний, которые торгуют на ней, поэтому существует практика предоставления беззалогового кредита для компаний с хорошими экономическими и финансовыми показателями банком-партнером Alibaba. Чем больше компания экспортирует, тем выше ее рейтинг доверия. По состоянию на 2016 г., Alibaba Group выдала кредиты 2 млн МСП в Китае.

Цифровизация также способствовала расширению доступа населения к финансовым услугам в Китае, обеспечивая легкий мобильный доступ к кредитам и займам для сельских жителей, что укрепило их покупательную способность.

Технологии помогают МСП расширять рынки сбыта и повышать экспортный потенциал, превращая их в «микротранснациональные компании». Ряд глобальных оптовых платформ электронной коммерции, таких как Alibaba с более чем 755 млн активных покупателей, предоставляют МСП доступ к зарубежным рынкам. Alibaba превратилась в глобальную платформу, на которой работают, по оценкам на 2017 г., 11 млн малых и средних предприятий.

Цифровизация значительно снизила барьеры входа во многие секторы, особенно в сфере потребительских товаров и услуг, что привело к росту числа мелких игроков на рынке. Это ведет к переходу рынка от доминирования крупных компаний к росту влияния мелких фирм.

По оценкам McKinsey Global Institute, прибыль компаний в наиболее цифровизированных секторах значительно выше благодаря более высокой производительности. Существует прямая зависимость между ростом цифровизации бизнеса и ростом его прибыли. Компании по всему миру понимают это и продвигают цифровые технологии. Так, например, к 2020 г. 30% компаний Global 2000 — The World's Largest Public выделят бюджет для финансирования своей цифровой стратегии, эквивалентный по меньшей мере 10% доходов. По той же траектории идут и МСП в Китае.

***

Сегодня разворачивается новая волна цифровизации, все больше компаний закладывают цифровые технологии в основу своей деятельности. По мере усиления этой тенденции будут происходить значительные преобразования цепочек создания стоимости, которые приведут к повышению эффективности и производительности. Все больше китайских компаний смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке и даже экспортировать свои цифровые бизнес модели. Тем не менее многие предприятия в Китае все еще опираются на устаревшие модели, сталкиваются с асимметрией информации и непрозрачностью. Отказ от цифровизации или ее отсрочка могут привести к угрозе потери конкурентоспособности и отставанию. В ряде секторов уже ощущается усиление конкуренции со стороны стартапов, задействующих цифровые технологии, и небольших предприятий, которые используют современные подходы к ведению бизнеса. Учитывая высокую скорость принятия решений и гибкость системы управления в МСП, внедрение инноваций и цифровых технологий представляется им особенно перспективным направлением развития, которое незамедлительно принесет свои плоды.

Правительство КНР дало понять, что цифровизация экономики и бизнеса является основным приоритетом в среднесрочной перспективе. Очевидно, что власти готовы финансировать и поощрять компании, стремящиеся к цифровой трансформации. В интересах компаний отслеживать все политические и нормативные изменения, чтобы понимать, какое влияние они могут оказать на бизнес.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся