Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Дарья Тёркина

Студентка МГИМО МИД России

В отчете Исследовательской службы Конгресса США «Экономический подъем Китая: история, тренды, вызовы и последствия для США», опубликованном в 2019 г., приводится анализ последствий роста экономического влияния Китая и его торгово-экономической политики для США. Несмотря на то, что крупный китайский рынок дает американским компаниям массу возможностей, по мнению Вашингтона, экономическая политика Китая наносит вред интересам США, а его экономическое возвышение угрожает существующему мировому порядку.

Отчет показывает, что США рассматривают Китай в качестве серьезного стратегического конкурента, который в любой момент может занять лидирующие позиции в мире. В связи с этим американские политики вырабатывают стратегии взаимодействия с Китаем и пути его сдерживания. Важно отметить, что в США нет консенсуса по вопросам, связанным с КНР, именно поэтому в действиях Вашингтона порой прослеживаются ситуативность и бессистемность. На сегодняшний день перед США стоит сложная задача по балансированию между агрессивным противодействием Китаю для защиты своих интересов и разумным сотрудничеством с ним для извлечения максимальных выгод от его экономического подъема. На данный момент страх потерять статус мировой сверхдержавы заставляет США делать акцент именно на сдерживании и противодействии, которые наносят урон не только Китаю, но и другим странам, включая сами Соединенные Штаты. Сегодня становится очевидно, что сотрудничество двух гигантов дало бы миру значительно больше, чем их ожесточенное противостояние, но для этого странам нужно отказаться от мышления времен холодной войны и от игры с нулевой суммой.

В отчете Исследовательской службы Конгресса США «Экономический подъем Китая: история, тренды, вызовы и последствия для США», опубликованном в 2019 г., приводится анализ последствий роста экономического влияния Китая и его торгово-экономической политики для США. Несмотря на то, что крупный китайский рынок дает американским компаниям массу возможностей, по мнению Вашингтона, экономическая политика Китая наносит вред интересам США, а его экономическое возвышение угрожает существующему мировому порядку.

Китай был одной из самых быстрорастущих экономик в мире в последние несколько десятилетий, средний темп ВВП составлял порядка 10%. Всемирный банк описал это как «самый быстрый и устойчивый рост крупной экономики в истории». Подобные темпы роста позволили Китаю удваивать объем ВВП в среднем каждые восемь лет и вывести 800 млн жителей страны из бедности. Китай стал не только крупнейшей экономикой в мире по паритету покупательной способности (ППС), но и крупнейшим производителем, экспортером и держателем иностранных валютных резервов. Стремительный экономический рост Китая привел к существенному расширению его торговых связей с США и росту взаимной зависимости двух стран. Совокупный объем торговли между ними вырос в более чем 130 раз — с 5 млрд долл. в 1980 г. до 660 млрд долл. в 2018 г. Помимо этого, Китай стал ключевым торговым партнером Соединенных Штатов, он является крупнейшим импортером и третьим по значимости экспортным рынком для США. КНР также выступает в качестве крупнейшего держателя Ценных бумаг Казначейства США (1,1 трлн долл. по состоянию на апрель 2019 г.), что помогает финансировать федеральный долг и поддерживать ключевую процентную ставку на низком уровне. Столь тесные связи между двумя крупнейшими экономиками в мире не могут не порождать сомнения и опасения со стороны США, многолетнее лидерство на мировой арене которых может быть подорвано.

Некоторые американские политики и исследователи утверждают, что Китай применяет недобросовестные торговые практики, например, занижение курса национальной валюты и субсидии отечественным производителям. Многие считают, что хищение прав интеллектуальной собственности (ИС) США и китайская промышленная политика, защищающая китайские отрасли и компании, подрывают конкурентоспособность американских фирм. Помимо этого, американская сторона жалуется на многочисленные торговые и инвестиционные барьеры, ограничивающие продажу американских товаров в Китай или вынуждающие переносить производство в КНР для ведения бизнеса на китайском рынке.

Кто первый, кто второй?

Стремительный рост экономики Китая привел к дебатам среди экономистов о том, каков ее фактический размер и когда она сможет обогнать экономику США, позволяя КНР стать крупнейшей мировой экономической державой. По оценкам МВФ, ВВП КНР по обменному курсу 2018 г. составил 13,4 трлн долл., что эквивалентно 65% американской экономики. Многие специалисты считают, что использование номинального обменного курса для выражения данных статистики КНР в долларах США не позволяет оценить истинный размер экономики и уровень жизни в Китае по сравнению с США, поскольку он не учитывает разницу в ценах на товары в двух странах. Использование ВВП по ППС позволяет провести более точное сравнение экономических показателей разных стран. По данным МВФ, цены на товары и услуги в Китае примерно вдвое ниже, чем в США. Корректировка этой ценовой разницы ведет к увеличению ВВП Китая с 13,4 трлн долл. (номинальный обменный курс) до 25,3 трлн долл. (ППС). Данные МВФ, основанные на ППС, свидетельствуют о том, что Китай обогнал Соединенные Штаты и стал крупнейшей экономикой в мире еще в 2014 г. Доля Китая в мировом ВВП по ППС выросла с 2% в 1980 г. до 18% в 2017 г., в то время как доля США сократилась с 24% до 15%.

Если говорить о таком показателе, как ВВП на душу населения, то в 2018 г. по обменному курсу в Китае он был равен 9 608 долл., что составило 15,3% от аналогичного показателя США. ВВП на душу населения при подсчете по паритету покупательной способности также возрастает с 9 тыс. до 18 тыс. долл., что, однако, составляет всего около 29% от уровня того же показателя в США. Таким образом, несмотря на то, что по размеру экономики Китаю уже удалось опередить Соединенные Штаты, ему потребуется еще много лет, чтобы уровень жизни в стране приблизился к американскому.

Основные долгосрочные вызовы, стоящие перед китайской экономикой

Сегодня Китай проводит серьезную реструктуризацию своей экономической модели. Политика, применявшаяся в прошлом для обеспечения быстрого экономического роста любой ценой, была весьма успешной. Однако она повлекла за собой ряд издержек, среди которых авторы отчета выделяют сильное загрязнение окружающей среды, растущее неравенство, избыточные мощности во многих отраслях, неэффективную финансовую систему, растущий корпоративный долг и многочисленные дисбалансы в экономике. Китай стремится разработать новую модель, которая способствует более устойчивому экономическому росту. Ее реализация рискует оказаться сложной задачей, если Китай не сможет эффективно провести экономические реформы. Многие аналитики предупреждают, что без них Китай может столкнуться с периодом стагнации и «ловушкой среднего дохода».

Одной из основных проблем, выделяемых Исследовательской службой Конгресса США, является неполный переход Китая к рыночной экономике. КНР характеризует свою экономическую систему как «социалистическую рыночную экономику», что свидетельствует о возможности использования рыночных механизмов, хотя роль государства по-прежнему остается основополагающей. В Китае на сегодняшний день существует более 150 тыс. государственных предприятий, и, хотя их число сокращается, они доминируют в ряде секторов, включая горнодобывающий, нефтегазовый, коммунальные услуги, промышленность, телекоммуникации и транспорт. Госкомпании (ГК) в Китае составляют 50% от 500 крупнейших производственных компаний в стране и 61% от 500 крупнейших предприятий в сфере услуг. ГК стали не только доминирующими игроками на китайском рынке, но и превратились в мировых лидеров в ряде сфер. В 2016 г. в список «Fortune-500» вошли 103 китайские компании, 75 из которых были государственными. В 2019 г. в список вошли уже 129 китайских компаний.

Основу банковского сектора также составляют государственные банки, управлением которых занимаются кадры из Коммунистической партии Китая, что позволяет партийному и правительственному руководству страны оказывать влияние на банковское кредитование. Исследовательская служба Конгресса США подчеркивает, что банковская система Китая лишена возможности распределять кредиты, исходя из рыночных принципов и оценки рисков, что ведет к колоссальным убыткам и росту задолженности. Центральное правительство Китая увеличивает банковское кредитование для достижения целевых показателей роста и ликвидации последствий глобальных экономических спадов. Долг местных органов власти также стал серьезной проблемой для китайской экономики и банковской системы. Для стимулирования экономики различных провинций местные власти учреждали так называемые Local Government Financial Vehicles (LGFV) для обхода лимита по долговой нагрузке, установленного центральным правительством. Угроза банкротства LGFV, которые финансировали крупные нерентабельные проекты, представляет особую проблему на фоне замедления темпов роста экономики. Стоит отметить, что, осознав данную проблему, в последние годы Китай начал отходить от системы, при которой повышение чиновника зависит от темпов экономического роста провинции, которой он руководит. Это помогло избавиться от стремления добиться нужных экономических показателей ценой перекредитованности.

Несмотря на усилия по охране окружающей среды, которые в последние годы прикладывают власти Китая, проблема загрязнения все еще остро стоит в стране, что подчеркивают американские авторы в отчете. Китайская модель экономического роста основывалась на развитии тяжелой промышленности, большая часть которой является «грязной» и энергоемкой. По мнению исследователей, китайское правительство часто пренебрегало собственными экологическими законами, чтобы способствовать быстрому экономическому росту.

Китайская сторона сообщает, что правительство предпринимает шаги по сокращению потребления энергии, повышению эффективности соблюдения природоохранных законов, сокращению использования угля за счет расширения использования более чистых видов топлива, а также по переносу заводов дальше от крупных городских районов. Кроме того, Китай стал крупным мировым производителем и потребителем экологически чистых и возобновляемых источников энергии. В январе 2017 г. китайское правительство заявило, что к 2020 г. потратит 361 млрд долл. на возобновляемую энергетику. Однако американская сторона подчеркивает, что такие усилия имеют неоднозначные результаты в контексте общего уровня загрязнения в Китае.

Вызовы, стоящие перед США

Быстрый экономический рост Китая и его превращение в глобальную экономическую державу привел к укреплению уверенности руководства страны в выбранной экономической модели. Многие американские эксперты считают, что сегодня главная задача США сводится к тому, чтобы убедить Китай в том, что он заинтересован в поддержании стабильности международной торговой системы, которая в значительной степени влияет на экономический рост КНР. А также в том, что продолжение экономических и торговых реформ — это верный путь к росту и модернизации экономики. Снижение торговых и инвестиционных барьеров приведет к усилению конкуренции в Китае, снижению издержек для потребителей, повышению экономической эффективности и будет стимулировать инновационное развитие. Однако многие заинтересованные стороны в США обеспокоены тем, что усилия Китая по развитию инноваций и технологий могут привести к более активному вмешательству государства в деятельность китайских компаний путем субсидирования и использования дискриминационной политики, что может негативно сказаться на американских технологических компаниях.

В США существуют разные подходы к форматам взаимодействия с КНР. Некоторые поддерживают использование различных форумов и многосторонних площадок для выстраивания диалога с Китаем. Другие — смешанную политику, включающую прямое взаимодействие с Поднебесной в совокупности с более агрессивным использованием процедур урегулирования споров ВТО для решения проблем нечестных торговых практик Китая. Есть в США и те, кто видит в Китае растущую угрозу для экономики США и мировой торговой системы, они выступают за проведение политики сдерживания экономического роста Китая и использование соответствующих мер, включающих повышение тарифов, противодействие негативному влиянию промышленной политики КНР на американские компании. Так, в мае 2020 г. на сайте Белого дома был опубликован «Стратегический подход США в отношении Китая», в котором выделены три группы вызовов для национальных интересов Соединенных Штатов, которые несет Китай. Речь идет об экономических вызовах, включающих протекционистские политики и практики Пекина, нарушение норм ВТО, кражу ИС, кибершпионаж, загрязнение окружающей среды и Инициативе пояса и пути (ИПП), призванных изменить международные правила в угоду КНР. Помимо этого, в документе выделяются вызовы американским ценностям и вызовы безопасности. Для военного сдерживания Китая в 2020 г. командование вооруженных сил США запросило у Конгресса 20 млрд долл. Очевидно, что противостояние двух стран в последние годы усиливается, что проявляется как в торговой войне и военном сдерживании, так и в политико-идеологической конфронтации, включающей распространение «политического вируса» на фоне COVID-19.

Серьезный вызов глобальным экономическим интересам США бросила китайская ИПП. Хотя финансовая поддержка инфраструктурных проектов в ряде стран, оказываемая Китаем, может дать экономические плоды, американские политики выразили ряд опасений, согласно которым КНР будет использовать ИПП в интересах своих компаний и для распространения своей экономический системы в других странах, процесс реализации проектов не будет прозрачным, а участие стран в ИПП приведет к росту их задолженности перед Китаем. В ответ на это Китай регулярно подчеркивает, что ИПП — это экономический проект, который не имеет под собой политических мотивов. К тому же в последние годы китайская сторона стала более скрупулезно просчитывать экономическую рентабельность проектов в рамках ИПП во избежание ситуаций, в которых страна-заемщик не может выплатить кредит.

Таким образом, отчет показывает, что США рассматривают Китай в качестве серьезного стратегического конкурента, который в любой момент может занять лидирующие позиции в мире. В связи с этим американские политики вырабатывают стратегии взаимодействия с Китаем и пути его сдерживания. Важно отметить, что в США нет консенсуса по вопросам, связанным с КНР, именно поэтому в действиях Вашингтона порой прослеживаются ситуативность и бессистемность. На сегодняшний день перед США стоит сложная задача по балансированию между агрессивным противодействием Китаю для защиты своих интересов и разумным сотрудничеством с ним для извлечения максимальных выгод от его экономического подъема. На данный момент страх потерять статус мировой сверхдержавы заставляет США делать акцент именно на сдерживании и противодействии, которые наносят урон не только Китаю, но и другим странам, включая сами Соединенные Штаты. Сегодня становится очевидно, что сотрудничество двух гигантов дало бы миру значительно больше, чем их ожесточенное противостояние, но для этого странам нужно отказаться от мышления времен холодной войны и от игры с нулевой суммой.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся