Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 33, Рейтинг: 4.55)
 (33 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Нежданов

Магистр международных отношений, эксперт Центра изучения перспектив интеграции, ассистент кафедры новой истории и мировой политики Тюменского государственного университета, эксперт ИАМП Дипломатической академии МИД России, эксперт РСМД

Приход к власти в Китае пятого поколения руководителей во главе с Си Цзиньпином ознаменовал начало масштабного изменения поведения КНР на международной арене. Провозглашение концепции «китайской мечты» (Чжунго мэн) не стало единственным теоретическим дополнением пятого поколения руководителей к идеологии Коммунистической партии Китая. Объявление и включение в Устав Коммунистической партии Китая идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры (Си Цзиньпин синьшидай Чжунго тэсэ шэхуэй чжуи сысиан) стало началом новой идеологической эпохи в Китае и привело к появлению международного измерения идей Си Цзиньпина и ряда неологизмов во внешнеполитическом вокабуляре, созданных в рамках развития дискурсивной силы КНР.

Результаты анализа подходов и взглядов КНР на развитие системы международных отношений указывают на то, что Китай, вероятно, предпочел бы такой мировой порядок, в котором он займет место регионального, а не глобального лидера подобно США в период «однополярного момента».

Слабой стороной китайского подхода по укреплению дискурсивной силы остается то, что предлагаемые концепции непонятны большинству стран мира, что может вызвать опасения и неготовность к углублению сотрудничества. При этом Пекину, вероятно, придется сделать главную ставку на углубление сотрудничества с развивающимися странами, поскольку США будут стремиться «демонизировать» подходы Китая среди стран Запада, подчеркивая марксистскую природу китайских концепций. Тем не менее новые подходы КНР во внешней политике следует рассматривать с объективной и рациональной точки зрения, избегая излишней идеологизации.

Идеи Си Цзиньпина во внешней политике: общее и частное

Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры (Си Цзиньпин синьшидай Чжунго тэсэ шэхуэй чжуи сысиан) становятся неотъемлемой частью внешней политики КНР.

В Китае уже сформировались несколько идеологических концепций, применимых ко внешней политике: «Идеи Си Цзиньпина об укреплении вооруженных сил» (Си Цзиньпин цианцзюнь сысиан), «Идеи Си Цзиньпина об экологической цивилизации» (Си Цзиньпин шэнтай вэньмин сысиан), а также «Идеи Си Цзиньпина о дипломатии» (Си Цзиньпин вайцзяо сысиан).

Цель идей Си Цзиньпина об укреплении вооруженных сил заключается в укреплении армии и поднятии национальной обороны на качественно новый уровень. Эта концепция может быть представлена как комбинация жесткой силы, направленной на стимулирование развития и инноваций в военно-технической сфере и сфере подготовки личного состава, и мягкой силы, направленной на повышение качества политической подготовки солдат и офицеров Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Идеи Си Цзиньпина об экологической цивилизации (Си Цзиньпин шэнтай вэньмин сысиан) выступают зонтичной конструкцией, объединяющей все взгляды, касающиеся создания экологически нейтральной цивилизации на Земле. Подобный подход выступает важным фактором в развитии внешнеполитического вектора КНР, поскольку на фоне негативного отношения администрации Д. Трампа к выполнению Парижского соглашения по климату концепция Пекина выглядит намного более прогрессивной, чем действия Вашингтона.

Развитие дипломатического измерения идей Си Цзиньпина получило мощный толчок с открытием 20 июля 2020 г. в Пекине Центра исследований идей Си Цзиньпина о дипломатии (Си Цзиньпин вайцзяо сысиан яньцзю чжунсинь). Комментируя открытие исследовательского центра, министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что развитие идей Си Цзиньпина о дипломатии имеет эпохальное значение в развитии китайской внешней политики с момента основания КНР.

Данная концепция выступает составной частью идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры. В связи с этим внешнеполитические действия Пекина сегодня обусловлены не только национальными интересами, но и особенностями идеологического развития Китая. Она также считается одним из крупнейших интеллектуальных творений в рамках марксистской теории в XXI в., что противопоставляет ее как концепциям мирового развития, базирующихся на теории реализма, так и либеральным идеям.

Идеи Си Цзиньпина о дипломатии призваны способствовать популяризации китайских ценностей на международном уровне, они объединяют не только новые подходы КНР к внешней политике, но и закладывают в свою базу преемственность идеям Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

Наконец, идеи Си Цзиньпина о дипломатии призваны улучшить подходы существующих теорий международных отношений в отношении мирового порядка. Согласно китайскому взгляду, традиционные теории не способны объяснить современный мир, поскольку концепции, которые по сей день используют страны Запада, не совместимы с тенденциями времени.

Идеи Си Цзиньпина основываются на пунктах, которые, вероятно, будут оказывать основное влияние на развитие внешней политики КНР. Среди них — обеспечение лидирующих позиций Коммунистической партии в КНР и обеспечение авторитета партии в армии, сосредоточение на интересах людей, углубление реформ, постоянное внесение новых идей по инновационному развитию, развитие в КНР репрезентативных институтов, введение в Китае принципов верховенства права, укрепление социалистических ценностей, создание государства всеобщего благосостояния, обеспечение сбалансированного сосуществования с природой, укрепление национальной безопасности, национального единства и партийной дисциплины, а также понимание того, что у всего человечества единая судьба.

Общее представление о внешнеполитических подходах Китая опубликовано в сборниках речей и выступлений Си Цзиньпина под названием «Управление Китаем» Governance of China» / «Си Цзиньпин тань чжиго ли чжэн»). Хотя в выступлениях председателя КНР можно увидеть преемственность внешнеполитическим подходам КНР предыдущих поколений руководителей, можно отметить, что идеологические изменения предоставляют достаточно аргументов в пользу того, что идеи Си Цзиньпина привносит новые элементы во внешнюю политику Китая или придают новые акценты старым подходам во внешней политике, среди которых

(1) сопряжение последовательного стремления к мирному развитию и стабильности с решительной защитой основных интересов Китая, сосредоточенных на суверенитете и территориальной целостности, безопасности и развитии;

(2) гиперболизированный акцент на заверении других стран в том, что КНР никогда не будет стремиться к развитию за счет интересов какой-либо другой страны;

(3) комбинирование набора краткосрочных и среднесрочных целей развития, связанных с новой концепцией «Китайской мечты» (Чжунго мэн), причем все они направлены на достижение долгосрочной цели — создание сильного и богатого Китая;

(4) вектор на создание и развитие новых международных экономических и финансовых институтов, в которых голос КНР будет весомым;

(5) провозглашение новой стратегии крупномасштабного межконтинентального экономического развития — инициативы «Пояса и Пути».

(6) упор на стремление занять ведущую роль в Организации Объединенных Наций в конкретных областях, прежде всего, в кибербезопасности и борьбе с терроризмом;

(7) развитие сотрудничества между крупными державами посредством новой модели взаимоотношений между крупными странами;

(8) неприятие идеи о том, что любая нация может служить моделью развития для других стран.

В 2013 г. Си Цзиньпин поставил задачу: рассказывать миру о Китае, нести вовне голос Китая и усиливать китайскую дискурсивную силу (хуаюйцюань). Сегодня развитие дискурсивной силы в Китае направлено на усиление влияния Пекина на международный дискурс и стремление сломать модель, в которой дискурсивная сила Запада превосходит аналогичные возможности КНР.

В Государственном совете КНР подчеркивают, что дискурсивная сила не находится в прямой зависимости от совокупной мощи страны, а значит — у Пекина есть возможность занять ведущее положение в международной системе. Тем не менее отсутствие ценностей и идеологии, поддерживаемых мировым сообществом, вряд ли позволит стране укрепить позиции в краткосрочной перспективе. В этой связи подчеркнуто, что дискурсивная сила может быть разделена на общую, выступающую универсальным инструментом, и применяемую в проблемных областях, что позволяет в короткий срок закрепить ведущее положение страны в тех сферах, где ее возможности наиболее крепки.

Таким образом, в Китае сложилась идеологическая система, направленная на укрепление международных позиций страны и популяризацию китайских ценностей в мире. Данное направление идеологической работы в Китае, вероятно, получит еще большее развитие на фоне ухудшения отношений КНР и США, учитывая готовность Вашингтона коренным образом изменить подходы в отношениях с Пекином и перейти к идеологическому противостоянию.

Новые слова для нового мира

Внесение идей Си Цзиньпина в Устав Коммунистической партии Китая во время XIX Съезда ознаменовало растущее значение новых идеологических подходов в период перехода Китая в статус глобальной сверхдержавы.

Сегодня Китай все громче заявляет о своем недовольстве существующим международным порядком. Пекин уверен в своей экономической мощи, однако осознает, что ему не хватает дискурсивной силы, способной оказывать влияние на принципы, лежащие в основе международного порядка.

На сегодняшний день в общественно-политическом вокабуляре КНР появился ряд неологизмов, направленных на укрепление ее дискурсивной силы.

Китайский дух (Чжунго цзиншэнь) как часть идеологической системы идей Си Цзиньпина впервые был упомянут председателем КНР в контексте возрождения китайской нации. Китайский дух рассматривается как средство содействия эволюции и развития китайской культуры через отстаивание основных социалистических ценностей.

Другой термин, китайский путь (Чжунго даолу) упоминается в контексте необходимости углубить понимание международным сообществом принимаемых в Китае решений.

Термин китайская мудрость (Чжунго дэ чжихэй), используемый в контексте предлагаемых решений проблем глобального управления, активно применяется в рамках предлагаемых Китаем путей борьбы с пандемией коронавируса.

Концепция «культурной уверенности Китая» (вэньхуа цзысинь) впервые была использован в 2014 г. Ее можно понимать как уникальную духовную идентичность китайской нации, которая охватывает не только традиционную культуру Китая, но и его революционную и социалистическую культуру.

Термин «Два руководства» (лиан гэ иньдао) впервые был упомянут в 2015 г. Его идея заключается в том, что Китай должен направлять международное сообщество для совместного с КНР формирования более справедливого международного порядка и совместной защиты международной безопасности.

Концепция «китайская история» (Чжунго гуши), появившаяся в 2012 г., направлена на продвижение китайских взглядов, призванных повлиять на мировое общественное мнение.

Идея «сообщества единой судьбы человечества» (жэньлэй минюнь гунтунти) была предложена Си Цзиньпином в 2013 г. Данная концепция подразумевает неделимость человечества и общую ответственность за развитие.

Развитие нового теоретического аппарата внешней политики КНР вносит ряд новых переменных в развитие системы международных отношений, поскольку новые концепции развиваются в рамках теории марксизма, предлагая взгляд на мировое развитие, который вступает в идеологические противоречия с либеральными ценностями, транслируемыми США.

С другой стороны, нельзя ожидать, что дискурсивная сила Китая окажет критическое влияние на международные отношения в краткосрочной перспективе, поскольку китайские ценности и политика все еще не получили от мирового сообщества должного признания.

Доклад РСМД, ИДВ РАН и ИМИ Фуданьского университета
Российско-китайский диалог: модель 2020

Китай и мир в XXI в.: ждать ли прихода Pax Sinica?

Попытки КНР оказать влияние на глобальную политическую систему берут начало в 2012–2013 гг. и идут рука об руку с развитием идеологических подходов и появлением новых внешнеполитических концепций. Пока Китай сосредоточен преимущественно на укреплении собственной «дискурсивной силы», подчеркивая неготовность стать глобальным лидером, подобно США.

Однако действия китайского руководства по усилению дискурсивной силы не следует рассматривать как пустые лозунги, направленные на достижения сиюминутных целей. Скорее, их следует рассматривать как свидетельство решимости руководства изменить нормы, лежащие в основе существующих институтов, и создать основу для новой международной системы.

Результаты анализа подходов и взглядов КНР на развитие системы международных отношений указывают на то, что Китай, вероятно, предпочел бы такой мировой порядок, в котором он займет место регионального, а не глобального лидера подобно США в период «однополярного момента».

Слабой стороной китайского подхода по укреплению дискурсивной силы остается то, что предлагаемые концепции непонятны большинству стран мира, что может вызвать опасения и неготовность к углублению сотрудничества. При этом Пекину, вероятно, придется сделать главную ставку на углубление сотрудничества с развивающимися странами, поскольку США будут стремиться «демонизировать» подходы Китая среди стран Запада, подчеркивая марксистскую природу китайских концепций. Тем не менее новые подходы КНР во внешней политике следует рассматривать с объективной и рациональной точки зрения, избегая излишней идеологизации.

(Голосов: 33, Рейтинг: 4.55)
 (33 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся