Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный координатор РСМД

Проблемы терроризма, различных экстремистских и радикальных течений достаточно остро стоят сегодня перед современным миром, бросая вызовы в самых разных точках планеты. Зачастую особенно подвержены им страны с исламским или преимущественно исламским населением. Ярким примером одного из таких регионов является Центральная Азия.

В статье «The state of Islamic threat in Central Asia: assessing the threat of terrorism from Central Asia», опубликованной на портале «The Foreign Policy Centre», поднимается вопрос о непосредственном влиянии радикальных исламистских течений в Центральной Азии, его причинах, последствиях и путях минимизации. Главный вопрос, который ставит автор, — что же толкает выходцев из стран региона на активную радикализацию и на начало террористической деятельности?

Нельзя сказать, что сегодня Центральную Азию охватила волна радикализации общества. Скорее наоборот — пока удается ее сдерживать. Но все это происходит на фоне «религиозного пробуждения» региона после продолжительного периода советской власти. Именно в этой ситуации, как представляется, первостепенной задачей является недопущение превращения религиозного ренессанса в резкий подъем экстремистских настроений. Для этого нужно решить ряд задач: стабилизировать политическую и социально-экономическую обстановку в странах региона, держать руку на пульсе в вопросах безопасности и контролировать границу с Афганистаном, посредством специальной программы или иными доступными способами способствовать тому, чтобы выезжающие за рубеж на заработки граждане не чувствовали себя оторванными от дома и легко интегрировались в новое для них общество.


Проблемы терроризма, различных экстремистских и радикальных течений достаточно остро стоят сегодня перед современным миром, бросая вызовы в самых разных точках планеты. Зачастую особенно подвержены им страны с исламским или преимущественно исламским населением. Ярким примером одного из таких регионов является Центральная Азия.

В статье «The state of Islamic threat in Central Asia: assessing the threat of terrorism from Central Asia», опубликованной на портале «The Foreign Policy Centre», поднимается вопрос о непосредственном влиянии радикальных исламистских течений в Центральной Азии, его причинах, последствиях и путях минимизации. Главный вопрос, который ставит автор, — что же толкает выходцев из стран региона на активную радикализацию и на начало террористической деятельности?

Что служит катализатором?

В первую очередь автор выделяет наиболее очевидные и явные предпосылки, способствующие радикализации местного населения. Речь идет о значительном уровне бедности и безработицы. Так, по итогам 2019 г. уровень безработицы в Узбекистане составил 9%, в Таджикистане — 11,5%, а в Казахстане — 4,8%. Как следствие, отсутствие занятости и постоянного дохода заставляет граждан отправляться на поиски лучшей и более справедливой, как им внушают, жизни — в ряды террористических группировок. Различного рода репрессии со стороны государственного аппарата также вносят свой вклад в процесс вербовки граждан террористическими организациями. Это могут быть как политические преследования, уголовные преступления, так и элементы диссидентских движений.

Во-вторых, автор отмечает психологический фактор и предлагает взглянуть на причины именно с точки зрения индивидуальных, специфических особенностей выходцев из стран региона. На практике это означает, что когда эти люди покидают родину в поисках лучшей жизни за рубежом (в России или в Европе), они сталкиваются с отчуждением от своей родной культуры, так остро ощущаемым ими вне дома. Они чувствуют себя чужими, зачастую сталкиваются с презрением и непониманием, гонениями, в результате становясь озлобленными и готовыми «показать характер». Это может проявляться по-разному: от мелких хулиганских действий и более серьезных преступлений, вплоть до уголовных, до реальных террористических атак. Иными словами, сегодня важно обратить внимание на этот новый, часто незаметный фактор — психологический. Нужно также подумать, как принимающее общество может сгладить ситуацию.

Необходимые меры

В целях борьбы с религиозным экстремизмом в государствах Центральной Азии разработан ряд программ антитеррористической направленности, приняты новые законы по борьбе с этой угрозой. По мнению критиков, эти законы оказывают весьма посредственную помощь и лишь подавляют верховенство закона и ограничивают права человека. Более того, противники принимаемых мер считают, что власти решили воспользоваться моментом и под предлогом активной борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом начали «закручивать гайки» внутри своих стран, проводя политику репрессий. Так, участились политические преследования, ущемляются права человека.

Говоря о некоторых злоупотреблениях со стороны государства, тем не менее, следует отметить, что сегодня правительства государств Центральной Азии нередко поступают не совсем честно и на фоне борьбы с терроризмом пытаются приравнять различного рода протестные акции к активизации радикальных и террористических группировок.

В целях эффективной борьбы с радикальными группировками в регионе крайне важно способствовать минимизации такой политики государства — когда оно под предлогом борьбы с терроризмом и его проявлениями запускает репрессионные механизмы. Государству следует перестать манипулировать этими угрозами. В результате должны сократиться протестные настроения и тренд на радикализацию. Однако не стоит забывать, что из всякого правила есть исключения, и полностью проблему терроризма в регионе это не решит.

Нельзя сказать, что сегодня Центральную Азию охватила волна радикализации общества. Скорее наоборот — пока удается ее сдерживать. Но все это происходит на фоне «религиозного пробуждения» региона после продолжительного периода советской власти. Именно в этой ситуации, как представляется, первостепенной задачей является недопущение превращения религиозного ренессанса в резкий подъем экстремистских настроений. Для этого нужно решить ряд задач: стабилизировать политическую и социально-экономическую обстановку в странах региона, держать руку на пульсе в вопросах безопасности и контролировать границу с Афганистаном, посредством специальной программы или иными доступными способами способствовать тому, чтобы выезжающие за рубеж на заработки граждане не чувствовали себя оторванными от дома и легко интегрировались в новое для них общество.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся