Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Попцов

Независимый политолог

После запуска операции IRINI — миссии ЕС по обеспечению соблюдения оружейного эмбарго в зоне ливийского конфликта — прошло три месяца. За это время интенсивность боевых действий в Ливии не снизилась, а военная активность сил Ф. Сарраджа (Правительства национального согласия) и Х. Хафтара (Ливийская национальная армия) способствовали вовлечению в конфликт Египта, руководство которого заявило о готовности ввести войска для «защиты 1,2 тыс. километров западной границы Египта, содействия достижению прекращения огня и восстановления стабильности и мира в Ливии».

Несмотря на эскалацию боевых действий между войсками Ф. Сарраджа и Х. Хафтара, нельзя сказать, что силы IRINI никак себя не проявили. С апреля 2020 г. силы операции IRINI осуществили около 130 запросов в отношении подозрительных судов: 100 случаев связаны с оружейным эмбарго, 29 случаев — с контрабандой нефтью.

В начале мая 2020 г. в рамках миссии были развернуты первые военные активы, однако следует подчеркнуть их ограниченный характер. Так, с 4 мая начал свою работу в составе миссии фрегат ВМС Франции JEAN BART D-615. Однако уже в конце месяца он был отозван. Ему на смену прибыл фрегат ВМС Греции Spetsai F-453, которому в настоящее время оказывают поддержку с воздуха два патрульных самолета ВВС Люксембурга SW3 MERLIN III и ВВС Польши An-28B1R BRYZA. Чуть позже к ним присоединился самолет Р-3С «Орион» ВВС Германии.

Кроме того, в зарубежных СМИ проходила информация о присутствии в зоне проведения операции еще одного корабля ВМС Франции — Aconit F-713. Однако на официальном сайте миссии информации о его участии в операции нет.

Нехватку кораблей и самолетов для выполнения задач миссии IRINI в конце июня отметил Ж. Боррель, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности.

В целом, по итогам трех месяцев проведения операции IRINI можно отметить:

  1. очевидные сложности по обеспечению оружейного эмбарго в операционной зоне;
  2. недостаток привлеченных к операции сил и средств ЕС;
  3. нарастание противоречий не только между странами ЕС по «ливийскому вопросу», но и в рамках НАТО;
  4. рост эскалации между Грецией и Турцией.

На этом фоне ситуация в Ливии обостряется все больше. Возможные бои за Сирт, по всей видимости, становятся тем рубежом, который должен продемонстрировать не только политические, но и военные возможности как Правительства национального согласия, так и Ливийской национальной армии, в том числе в контексте результатов (как явных, так и скрытых), достигнутых по итогам продолжительных дипломатических турне, осуществленных Ф. Сарраджем и Х. Хафтором в начале июня текущего года.

Эффективность и успешность действий контингентов ЕС, выделенных для операции IRINI, с точки зрения урегулирования ливийского кризиса, продолжает вызывать вопросы.

Несмотря на определенные достигнутые успехи, инциденты с участием турецких ВМС и кораблей, предоставленных для миссии ЕС, демонстрируют определенный «дефицит воли» со стороны командования IRINI, что в перспективе ставит под сомнение позитивную роль, которую могли бы сыграть силы EUNAVFOR MED для снижения интенсивности боевых действий в Ливии.

В свою очередь привлечение возможностей НАТО к обеспечению оружейного эмбарго в условиях глубокой вовлеченности отдельных членов альянса в ливийский конфликт, а также наличие у них собственных, подчас противоположных интересов в части урегулирования кризиса, заведомо ставит под сомнение эффективность такого рода действий.

В связи с этим будущее IRINI во многом будет связано с готовностью государств — членов ЕС выработать общую позицию в отношении ливийского кризиса, с одной стороны, а с другой — обеспечить неукоснительное соблюдение принятых решений и коллективную ответственность за их реализацию.


После запуска операции IRINI — миссии ЕС по обеспечению соблюдения оружейного эмбарго в зоне ливийского конфликта — прошло три месяца. За это время интенсивность боевых действий в Ливии не снизилась, а военная активность сил Ф. Сарраджа (Правительства национального согласия) и Х. Хафтара (Ливийская национальная армия) способствовали вовлечению в конфликт Египта, руководство которого заявило о готовности ввести войска для «защиты 1,2 тыс. километров западной границы Египта, содействия достижению прекращения огня и восстановления стабильности и мира в Ливии».

Несмотря на эскалацию боевых действий между войсками Ф. Сарраджа и Х. Хафтара, нельзя сказать, что силы IRINI никак себя не проявили.

После подготовительного этапа, стартовавшего 1 апреля, в начале мая 2020 г. в рамках миссии были развернуты первые военные активы, однако следует подчеркнуть их ограниченный характер. Так, с 4 мая начал свою работу в составе миссии фрегат ВМС Франции JEAN BART D-615. Однако уже в конце месяца он был отозван. Ему на смену прибыл фрегат ВМС Греции Spetsai F-453, которому в настоящее время оказывают поддержку с воздуха два патрульных самолета ВВС Люксембурга SW3 MERLIN III и ВВС Польши An-28B1R BRYZA. Чуть позже к ним присоединился самолет Р-3С «Орион» ВВС Германии.

Кроме того, в зарубежных СМИ проходила информация о присутствии в зоне проведения операции еще одного корабля ВМС Франции — Aconit F-713. Однако на официальном сайте миссии информации о его участии в операции нет.

Добавим, что в средствах массовой информации отмечалось размещение вблизи ливийского побережья, по крайней мере, двух турецких фрегатов G класса, а также итальянского эсминца УРО «Горизонт.

Нехватку кораблей и самолетов для выполнения задач миссии IRINI в конце июня отметил Ж. Боррель, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности. Выступая накануне совещания глав оборонных ведомств стран НАТО, которое состоялось 17–18 июня 2020 г., он подчеркнул, что к выполнению задач миссии привлечены лишь два боевых корабля (по данным греческих источников, используется только HS Spetsai F-453) и три самолета, хотя в предыдущей миссии — операции «София» — использовалось пять кораблей.

Тем не менее с апреля 2020 г. силы операции IRINI осуществили около 130 запросов в отношении подозрительных судов: 100 случаев связаны с оружейным эмбарго, 29 случаев — с контрабандой нефтью. При этом далеко не всегда подобного рода действия проходили без последствий. Так, одним из первых серьезных инцидентов в рамках миссии IRINI стал перехват в конце мая, по данным турецких СМИ, французским военным кораблем JEAN BART D-615 нефтяного танкера Jal Laxmi вблизи побережья Тобрука, следовавшего под флагом Габона для загрузки нефтепродуктами в интересах компании (зарегистрированной в ОАЭ) и не получившего разрешения Ливийской национальной нефтяной корпорации, находящейся в Триполи.

Этот случай был предметом обсуждения на сессии Совета Безопасности ООН, состоявшейся 2 июня 2020 г. Ж. Боррелл подчеркнул важность операции IRINI в качестве инструмента блокирования контрабандных поставок нефти с территории Ливии. По итогам сессии единогласно был принят проект резолюции Германии по обеспечению соблюдения эмбарго на поставки оружия в Ливию. В документе содержится разрешение на осмотр подозрительных судов.

Вскоре после инцидента с танкером Jal Laxmi произошел новый резонансный случай: греческие СМИ сообщили о перехвате грузового судна Spetsai F-453, направлявшегося в зону ливийского конфликта в сопровождении трех турецких фрегатов. По всей видимости, активность греческих моряков могла быть связана не только с выполнением планов миссии IRINI, но и обусловлена обострением отношений между Грецией и Турцией, в том числе в контексте соглашений, заключенных в ноябре 2019 г. Анкарой с Правительством национального согласия Ливии о совместных проектах в части нефтедобычи в Восточном Средиземноморье (Меморандум о взаимопонимании по демаркации морских зон в Восточном Средиземноморье). Согласно Меморандуму, Турция может начать разведку нефти на участке морского шельфа в районе между островами Кастелоризо, Родос и Крит в 6 морских милях от побережья этих греческих островов в течение трех-четырёх месяцев.

Григорий Лукьянов, Руслан Мамедов:
Игра в бирюльки на ливийском поле — 2

Официальный представитель Еврокомиссии П. Стано дал следующий комментарий в связи с инцидентом: «В среду (10 июня 2020 — прим. автора) в рамках операции была проведена попытка провести досмотр грузового судна, но не было получено позитивного ответа, мы выясняем обстоятельства произошедшего». Согласно данным СМИ, грузовое судно Cirkin шло под флагом Танзании и не подчинилось требованиям о праве досмотра, озвученным по радио (как это практиковалось ранее в отношении других судов). По другим сведениям, Spetsai F-453 отправил на осмотр подозрительного судна свой корабельный вертолет Sikorsky S-70B Aegean Hawk. Турецкий эскорт потребовал право «суверенного иммунитета» для судна, находящегося под его охраной, не допустив досмотровую команду. Чуть позже турецкие военные пояснили, что груз представлял собой медицинское оборудование, которое было направлено в Ливию, но досмотреть Cirkin не позволили.

Контр-адмирал Ф. Агостини, командующий миссией IRINI, отозвал Spetsai F-453 из зоны конфликта. Фактически турецкие ВМС продемонстрировали, что не намерены подчиняться требованиям мандата операции, проводимой под эгидой ЕС. Тем более, что соотношение сил было не в пользу греческого фрегата.

Реакцией на произошедшее стали переговоры между представителями ЕС и командованием НАТО о возможных вариантах привлечения кораблей из состава операции «Морской страж» (Sea Guardian) [1] к патрулированию в зоне ответственности IRINI. В результате чуть позже попытку досмотреть турецкий конвой предпринял французский фрегат Courbet F-712 (на тот момент флагманский корабль операции НАТО «Морской страж»).

По версии французской стороны, в ответ на требования Courbet F-712 обозначить себя и дать пояснения о характере груза, судно Cirkin отключило систему слежения, замаскировало свой идентификационный номер и отказалось сообщить, куда идет. Таким образом, досмотреть корабль снова не получилось. Более того, турецкий эскорт трижды облучал в течение 30–40 секунд Courbet F-712 при помощи РЛС управления огнем.

В турецких СМИ факт конфликта между французским кораблем и турецкими фрегатами отрицается. Утверждается, что турки перед инцидентом заправили Courbet F-712 топливом.

Тем не менее представители Министерства обороны Франции опубликовали резкое заявление, призывающее обратить внимание на серьезность ситуации: «У нас были сложные моменты в альянсе, но мы не можем быть страусом и не можем притворяться, что в НАТО нет проблемы Турции. Мы должны это увидеть, сказать и справиться». Генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг факт инцидента между французским и турецкими фрегатами признал и объявил о проведении военного расследования.

По итогам проверки специалисты НАТО пришли к выводу, что действия турецкой стороны можно рассматривать, как провокационные, но при этом «благодаря технологии разведки экипаж французского фрегата должен был точно знать, что его преследует союзник, а не потенциальный противник. Поэтому, по крайней мере, риск военной конфронтации, вызванной недоразумением, был минимальным». С подобной трактовкой не согласились французские власти и в итоге генеральному секретарю НАТО Й. Столтенбергу было направлено письмо, в котором он был уведомлен о решении Франции временно выйти из операции НАТО «Морской страж».

Таким образом, случай с Cirkin подемонстрировал, во-первых, ограниченность военных ресурсов IRINI, а во-вторых, слабую заинтересованность сил НАТО к участию в миссии.

Инцидент между турецким и французским фрегатами в итоге подтвердил опасения в части проблематичности использования возможностей альянса для обеспечения морского эмбарго в связи с глубокой вовлеченностью ряда европейских стран, в том числе Франции и Италии, в ливийский кризис и наличием разных взглядов на его урегулирование. Например, глава МИД Франции Ж.-И. Ле Дриан в интервью изданию «La Croix» заявил, что переброска живой силы и военной техники в Ливию, осуществляемая Турцией, является угрозой для европейской безопасности: «Это опасно для нас и является неприемлемой стратегической игрой, потому что Ливия находится в 200 км от побережья Италии».

В свою очередь, в турецкой прессе появился материал, обозначающий совпадение интересов Турции и Италии в регионе (в части поддержки Правительства национального согласия Ливии, по миграционному вопросу, а также в связи с проектами в нефтегазовой сфере), а чуть позже о совместной работе двух стран по урегулированию ливийского кризиса заявили главы МИД Турции М. Чавушоглуи МИД Италии Л. Ди Майо. Таким образом, следует констатировать сближение позиций Италии и Турции по ливийскому вопросу, что особенно заметно на фоне резких заявлений Франции относительно негативной роли Турции для сдерживания эскалации конфликта в Ливии, а также повышенной активности греческого флота.

В частности, греческие ВМС 25 июня 2020 г. провели учения в Эгейском море: в тактических упражнениях приняли участие фрегаты, скоростные катера, подводные лодки, вертолеты ВМС и самолеты ВВС Греции. Учения длились 4 дня и завершились успешным условным поражением судна-нарушителя.

Чуть ранее прошли крупные военные учения турецких ВМС и ВВС, с привлечением 8 боевых кораблей и 17 самолетов (в том числе F-16, C-130, BoeingKC-135R, BoeingE-7T), а также БПЛА. В рамках мероприятия в аэропорт Мисураты прибыли 3 C-130 ВВС Турции, а также было официально объявлено о создании воздушного моста между Ливией (Правительство национального согласия) и Турцией. Не исключено, что открытие такого рода воздушного моста стало следствием инцидентов, в которых участвовали корабли турецких ВМС, с одной стороны, и судов ЕС и НАТО — с другой.

Обращает внимание, что в июне состоялись назначения командующего морскими силами (force commander) миссии IRINI (им стал вице-адмирал ВМС Италии, ветеран миссии «София» Э. Соччи), и начальника штаба (сhief of staff) миссии IRINI (им стал коммодор ВМС Греции Т. Микропулос).

По некоторым данным, Микропулос в октябре 2020 г. будет назначен командующим морскими силами IRINI (когда истечет срок службы Э. Соччи). Официальные лица Греции (в лице главы МИД Н. Дендиаса) подтвердили, что во втором полугодии Греция возглавит оперативные силы миссии.

Таким образом, с учетом разных взглядов на ливийский кризис со стороны Франции, Италии и Греции, выработка общих решений в рамках миссии IRINI потребует непростых согласований, тем более в контексте активной роли Турции (члена НАТО) на ливийском фронте.

В этом контексте обращает на себя внимание позиция Парижа, который запросил разъяснений о правилах взаимодействия и сотрудничества сил и средств, привлекаемых к операциям «Морской страж» (НАТО) и IRINI (ЕС).

В целом, по итогам трех месяцев проведения операции IRINI можно отметить:

  1. очевидные сложности по обеспечению оружейного эмбарго в операционной зоне;
  2. недостаток привлеченных к операции сил и средств ЕС;
  3. нарастание противоречий не только между странами ЕС по «ливийскому вопросу», но и в рамках НАТО;
  4. рост эскалации между Грецией и Турцией.

На этом фоне ситуация в Ливии обостряется все больше. Возможные бои за Сирт, по всей видимости, становятся тем рубежом, который должен продемонстрировать не только политические, но и военные возможности как Правительства национального согласия, так и Ливийской национальной армии, в том числе в контексте результатов (как явных, так и скрытых), достигнутых по итогам продолжительных дипломатических турне, осуществленных Ф. Сарраджем и Х. Хафтором в начале июня текущего года.

Эффективность и успешность действий контингентов ЕС, выделенных для операции IRINI, с точки зрения урегулирования ливийского кризиса, продолжает вызывать вопросы.

Несмотря на определенные достигнутые успехи, инциденты с участием турецких ВМС и кораблей, предоставленных для миссии ЕС, демонстрируют определенный «дефицит воли» со стороны командования IRINI, что в перспективе ставит под сомнение позитивную роль, которую могли бы сыграть силы EUNAVFOR MED для снижения интенсивности боевых действий в Ливии.

В свою очередь привлечение возможностей НАТО к обеспечению оружейного эмбарго в условиях глубокой вовлеченности отдельных членов альянса в ливийский конфликт, а также наличие у них собственных, подчас противоположных интересов в части урегулирования кризиса, заведомо ставит под сомнение эффективность такого рода действий.

В связи с этим будущее IRINI во многом будет связано с готовностью государств — членов ЕС выработать общую позицию в отношении ливийского кризиса, с одной стороны, а с другой — обеспечить неукоснительное соблюдение принятых решений и коллективную ответственность за их реализацию.

1. До 16 июня к операции были привлечены корабли: FS Courbet F-712 (flagship), ITS Carabiniere F-593, ITS Fasan F-591, Tur Salihreis F-246, а также подводная лодка ITS S525 Gazzana.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся