Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.14)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Попцов

Независимый политолог

1 апреля 2020 г. Евросоюз объявил о запуске новой операции EUNAVFOR Med — операции IRINI (с греческого — мир) в Центральном Средиземноморье, которая должна завершиться до 31 марта 2021 г.

Запуск миссии стал возможен по итогам Берлинской конференции по Ливии, состоявшейся 19 января 2020 г. Ее участники помимо прочего обязались соблюдать и осуществлять эмбарго на поставки оружия в Ливию, установленное резолюциями Совета Безопасности ООН 1970 (2011), 2292 (2016) и 2473 (2019).

Таким образом, операция IRINI приходит на смену миссии «София», которая осуществлялась с 2015 года. Вместе с тем произошла значительная эволюция задач и целей, декларируемых в ходе реализации указанных операций.

Заявленная цель IRINI — реализация эмбарго на поставки оружия в зону конфликта на территории Ливии посредством применения воздушных, морских и спутниковых сил и средств. Мандат миссии позволяет осуществлять инспекцию судов в открытом море у побережья Ливии, предположительно перевозящих оружие или его компоненты.

Информации о полном составе сил и средств, которые будут привлечены к операции IRINI, нет. В настоящее время известно о готовности Германии командировать для участия в миссии IRINI до 300 военнослужащих и предоставить один самолет базовой патрульной авиации Р-3С «Орион». Кроме того, Польша заявила о готовности предоставить для участия в IRINI до 120 военнослужащих и один самолет Ан-28В1R.

Новая миссия в рамках своего мандата может потребовать привлечения боевых кораблей Германии, Франции и Испании, что будет соответствовать начальному этапу реализации «Софии» в 2015 г.

Российская сторона подчеркнула, что к концу апреля (то есть практически через месяц после объявления о старте IRINI) Евросоюз так и не представил в Совет Безопасности ООН детальный план по осуществлению оружейного эмбарго в зоне конфликта: «Сейчас ЕС решил помогать отслеживать соблюдение эмбарго на поставки вооружения в Ливию, это благородное дело. Но... мне кажется, что Евросоюз обязан прийти в Совет Безопасности и сказать: объявлено оружейное эмбарго, его нужно исполнять, мы — ЕС — хотим осуществить еще одну специальную операцию по контролю за соблюдением эмбарго, она содержит такие-то компоненты, просим СБ ООН поддержать наш подход», — отметил министр иностранных дел РФ С. Лавров в ходе круглого стола в Фонде Горчакова.

Развертывание сил EUNAVFOR Med, первоначально ориентированное на противодействия каналам нелегальной миграции и пресечения контрабанды на территорию Европейского союза, прошло длительную эволюцию и к настоящему времени трансформировалось в операцию по обеспечению морского эмбарго на поставки оружия в Ливию.

Некоторые наблюдатели считают, что именно на Береговую охрану Ливии будут возложены функции по спасению мигрантов в море, в то время как боевые корабли из состава IRINI будут заниматься обеспечением соблюдения эмбарго.

С другой стороны, трудно допустить, что в случае чрезвычайной ситуации в зоне ответственности миссии, силы EUNAVFOR Med откажутся от проведения спасательной операции.

На практике силы IRINI, по всей видимости, будут выполнять задачи как по обеспечению режима эмбарго, так и при необходимости привлекаться к выполнению гуманитарных миссий.

1 апреля 2020 г. Евросоюз объявил о запуске новой операции EUNAVFOR Med – операции IRINI (с греческого — мир) в Центральном Средиземноморье, которая должна завершиться до 31 марта 2021 г.

Заявленная цель IRINI — реализация эмбарго на поставки оружия в зону конфликта на территории Ливии посредством применения воздушных, морских и спутниковых сил и средств. Мандат миссии позволяет осуществлять инспекцию судов в открытом море у побережья Ливии, предположительно перевозящих оружие или его компоненты.

В качестве дополнительных задач IRINI обозначаются:

  • отслеживание и сбор информации о незаконном экспорте нефти, сырой нефти и нефтепродуктов из Ливии;
  • обучение и поддержка береговой охраны Ливии;
  • сбор информации о сетях контрабанды и маршрутах перевозки людей, в том числе посредством организации авиапатрулирования.

Командующим операцией IRINI назначен контр-адмирал итальянских ВМС Ф. Агостини, а его заместителем — контр-адмирал ВМС Франции Ж.-М. Мартинет, штаб-квартира операции находится в Риме.

Запуск миссии стал возможен по итогам Берлинской конференции по Ливии, состоявшейся 19 января 2020 г. Ее участники помимо прочего обязались соблюдать и осуществлять эмбарго на поставки оружия в Ливию, установленное резолюциями Совета Безопасности ООН 1970 (2011), 2292 (2016) и 2473 (2019).

Таким образом, операция IRINI приходит на смену миссии «София», которая осуществлялась с 2015 года. Вместе с тем произошла значительная эволюция задач и целей, декларируемых в ходе реализации указанных операций. Так, основная цель «Софии» на этапе запуска миссии заключалась в разрушении нелегальных морских сетей доставки беженцев на территорию ЕС. Для этого предполагалось поэтапно решить несколько задач:

  • провести мониторинг и анализ действующей транспортной инфраструктуры нелегальных операций в Центральном Средиземноморье;
  • обеспечить перехват судов контрабандистов и организаторов нелегального трафика в открытом море, их досмотр, конвоирование для последующего разбирательства в соответствии с международным правом;
  • приятие оперативных мер для уничтожения нелегальных каналов доставки беженцев и контрабанды на территорию ЕС.

Мандат миссии «София» несколько раз продлевался, при этом добавлялись новые задачи. Среди них:

  • подготовка береговой охраны Ливии;
  • мониторинг эффективности подготовки береговой охраны Ливии;
  • содействие в осуществлении эмбарго на поставки оружия на побережье Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН №2292 (2016), №2357 (2017) и №2420 (2018);
  • сбор информации о незаконной торговле нефтью из Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН №2146 (2014) и №2362 (2017);
  • сбор и обмен информации о торговле людьми с правоохранительными органами государств — членов ЕС, Frontex и Europol.

Нетрудно заметить, что мандат IRINI, согласно официальным данным, фактически включает в себя цели и задачи, которые де-факто решались в последние месяцы в рамках операции «София». Однако произошло значительное смещение акцентов — от уничтожения нелегальных каналов доставки беженцев и контрабанды на территорию ЕС (как это было обозначено в 2015 году в ходе операции «София») до реализации эмбарго на поставки оружия в зону конфликта в Ливии и мониторинг нелегального экспорта нефти и нефтепродуктов (как это зафиксировано в мандате IRINI).

Следует подчеркнуть, что по-прежнему в центре внимания новой европейской военно-морской миссии находится подготовка Береговой охраны Ливии и оказания ей необходимого содействия.

В ходе церемонии сдачи командования силами операции «София», состоявшейся 21 февраля 2020 г., вице-адмирал Э. Кредендино подчеркнул: «После более чем четырех с половиной лет осуществления операции «София» число мигрантов, покидающих Ливию для того, чтобы попасть в Европу, сократилось на 90% по сравнению с 2016 г., и благодаря обучению, проведенному под эгидой миссии «София», ливийская Береговая охрана теперь может выполнять свои функции в своей области юрисдикции. Это подтверждается тем фактом, что в 2019 г. около 50% спасательных операций в зоне ответственности «Софии» были успешно проведены Береговой охраной Правительства национального согласия Ливии».

Информации о полном составе сил и средств, которые будут привлечены к операции IRINI, нет. В настоящее время известно о готовности Германии командировать для участия в миссии IRINI до 300 военнослужащих и предоставить один самолет базовой патрульной авиации Р-3С «Орион». Кроме того, Польша заявила о готовности предоставить для участия в IRINI до 120 военнослужащих и один самолет Ан-28В1R.

По всей видимости, другие участники операции объявят о составе привлекаемых сил позже, однако исходя из текущих данных, складывается впечатление, что наряд сил будет мало отличаться от использованных в последние месяцы в рамках миссии «София».

Осенью 2019 года в миссии принимали участие семь самолетов патрульной авиации (в том числе P72A, Falcon 50, LUX SW3 Merlin III, An-28 B1R, ESP CN-235 VIGMA D4, PREDATOR), в режиме готовности к выходу в море находились два военных корабля (включая один фрегат ВМС Италии).

В то же время для выполнения задач по реализации эмбарго на поставки оружия в зону конфликта на территории Ливии потребуется больше сил в сравнении с операцией «София».

При этом выделение боевых кораблей из флотов государств — членов Евросоюза для операции IRINI неизбежно расширяет степень вовлеченности европейских сил в ливийский конфликт и ставит новые сложные вопросы.

Новая миссия в рамках своего мандата может потребовать привлечения боевых кораблей Германии, Франции и Испании, что будет соответствовать начальному этапу реализации «Софии» в 2015 г. Так, в прессе отмечается, что корабли могут быть подключены к IRINI в августе 2020 г.

Однако сложившаяся на текущий момент социально-экономическая ситуация, в том числе связанная с распространением COVID-19, может серьезно скорректировать планы по привлечению национальных ВМС к участию в многосторонней операции. В частности, в первом квартале 2020 г. уже были досрочно свернуты учения Cold Responce, практически полностью остановлена подготовка к проведению Europe Defender 2020.

Остается открытым вопрос и о характере действий кораблей национальных ВМС в ходе досмотровых операций в случае, если нарушители эмбарго окажут вооруженное сопротивление или будут находиться под флагом одной из третьих стран.

Российский МИД прокомментировал начало миссии IRINI следующим образом: «Деятельность операции должна полностью соответствовать международному праву, а также рамкам, установленным резолюцией 2292. Иные шаги требуют согласия Совета Безопасности ООН».

Отдельно было подчеркнуто, что «СБ ООН в 2016 г. своей резолюцией 2292 установил особый порядок инспекционных действий в открытом море у берегов Ливии. За это время в рамках созданного режима осуществлялись лишь отдельные досмотры подозрительных судов силами военной операции Евросоюза «София» — предшественницы IRINI. В целом эффективность «Софии» на данном направлении была низкой, а в течение последнего года работа её морского компонента была и вовсе приостановлена».

Таким образом, успехи операции IRINI во многом будут связаны с возможностью обеспечения действенного режима эмбарго на поставки оружия в зону конфликта. Российская сторона подчеркнула, что к концу апреля (то есть практически через месяц после объявления о старте IRINI) Евросоюз так и не представил в Совет Безопасности ООН детальный план по осуществлению оружейного эмбарго в зоне конфликта: «Сейчас ЕС решил помогать отслеживать соблюдение эмбарго на поставки вооружения в Ливию, это благородное дело. Но... мне кажется, что Евросоюз обязан прийти в Совет Безопасности и сказать: объявлено оружейное эмбарго, его нужно исполнять, мы — ЕС — хотим осуществить еще одну специальную операцию по контролю за соблюдением эмбарго, она содержит такие-то компоненты, просим СБ ООН поддержать наш подход», — отметил министр иностранных дел РФ С. Лавров в ходе круглого стола в Фонде Горчакова.

В экспертном сообществе запуск новой миссии EUNAVFOR Med вызвал противоречивые оценки.

Некоторые итальянские наблюдатели подчеркнули, что новая миссия фактически может способствовать сокращению притока военной помощи силам ливийского Правительства национального согласия (Ф. Сарадж). Основным каналом ее транспортировки является море и именно на море мандат IRINI допускает осмотр всех подозрительных судов на предмет наличия оружия или его компонентов. При этом итальянские власти де-факто продолжают оказывать поддержку ливийской Береговой охране, которая подчинятся Правительству национального согласия. Подобная противоречивость итальянской внешней политики, по мнению отдельных экспертов, может способствовать не укреплению позиций Италии в качестве стороны урегулирования конфликта, а напротив, их ослаблению: «Италия уже давно делает ошибки в своей ливийской политике. Ее нынешняя позиция заключается в сохранении «равноудаленности» от двух антагонистов ливийского кризиса — Хафтара и Сараджа. Но это не помогло ей достичь стратегических целей, которые варьируются от управления миграционными потоками до доступа к энергетическим рынкам».

Специалисты CEPS в целом солидарны со своими итальянскими коллегами в той части, что мандат IRINI в нынешнем виде в большей степени может способствовать ослаблению сил ливийского Правительства национального согласия, поскольку ориентирован на обеспечение эмбарго на поставки оружия преимущественно морским путем. И далее высказывается мысль, что новая операция EUNAVFOR Med на деле может не только не способствовать ливийскому урегулированию, но и усилить противоречия внутри Евросоюза: «Вовлечение ЕС в несбалансированную операцию без жизнеспособного мирного процесса может только ухудшить ситуацию. И IRINI мало что делает, она лишь усиливает трещины между Францией и Италией в отношении Ливии».

В то же время большинство наблюдателей считают, что в целом имеющиеся возможности в рамках мандата IRINI при их должном использовании могут оказать определенное позитивное влияние на урегулирование ситуации в Ливии.

Среди таких возможных шагов называются:

  • обеспечение эмбарго на поставки оружия не только морским путем, но и с помощью других транспортных коридоров;
  • привлечение возможностей НАТО для обеспечения эмбарго;
  • использование средств массовой информации для обнародования сведений о нарушителях эмбарго;
  • использование санкционных ограничений в отношение нарушителей эмбарго.

Расширение возможностей IRINI предполагается в формате взаимодействия с силами НАТО, которые могут обеспечить контроль воздушного пространства и морской акватории в зоне конфликта. Вместе с тем привлечение сил Североатлантического альянса к участию в операции IRINI может привести к глубоким изменениям самого характера миссии.

Посол США в Ливии Р. Норланд в интервью газете Al Wasat: «Соединенные Штаты поддерживают миссию IRINI, объявленную Европейским союзом, и мы с нетерпением ожидаем ее начала. Насколько нам известно, эта операция затронет не только морское пространство. Так, спутники будут отслеживать нарушения эмбарго на поставки оружия также через сухопутные границы Ливии». Таким образом, американская сторона подчеркнула, что реализация эмбарго на поставки оружия сухопутным путем в зону конфликта будет осуществляться в том числе за счет использования спутниковых систем.

С учетом заявления маршала Х. Хафтара о временном переходе власти в стране к вооруженным силам, что означает фактический выход из политического соглашения, в рамках которого возникло Правительство национального согласия, осложняется характер проведения операции IRINI. Как уже отмечалось выше, ливийская Береговая охрана, подготовка и обучение которой осуществляется при поддержке сил Евросоюза, подчиняется Правительству национального согласия.

Денонсация прежних политических договоренностей будет способствовать дальнейшей эскалации конфликта на территории страны. На этом фоне активизация действий в рамках операции IRINI де-факто означает более глубокое вовлечение Евросоюза в ливийский кризис.

В целом, развертывание сил EUNAVFOR Med, первоначально ориентированное на противодействия каналам нелегальной миграции и пресечения контрабанды на территорию Европейского союза, прошло длительную эволюцию и к настоящему времени трансформировалось в операцию по обеспечению морского эмбарго на поставки оружия в Ливию. Борьба с контрабандой и контроль за миграционными потоками отнесены к вспомогательным целям миссии IRINI.

Вместе с тем по-прежнему сохраняется проблема возможного роста потоков беженцев с территории Ливии, стремящихся попасть в Евросоюз морским путем. В частности, издание Die Welt дает следующую трактовку этой проблемы: «Австрия и Венгрия настояли на том, что присутствие военных кораблей в этом регионе не должно привести к активизации нелегальной миграции, потому что теперь есть надежда на спасение.

Пока там не наблюдается больших потоков мигрантов, потому что бежать по суше намного труднее, чем перемещаться морем. Но ситуация может измениться. И именно по этой причине Вена и Будапешт до конца прошлой недели настаивали на том, чтобы корабли могли быть отведены из этого региона, если вновь придется спасать беженцев.

Теперь же удалось достичь компромисса: миссия каждые четыре месяца будет подвергаться соответствующим проверкам и продлеваться, если не начнется рост числа спасенных беженцев. Но теперь с требованиями выступила и Италия: если вновь придется спасать беженцев, должны быть сформулированы четкие правила их распределения за пределами Италии».

Возможно, для решения этой ситуации в мандат IRINI будет включен пункт по подготовке Береговой охраны Ливии. К настоящему времени в рамках завершившейся операции «София» уже проведено 580 тренингов для ливийских офицеров. И по всей видимости, эта программа будет продолжена.

Некоторые наблюдатели считают, что именно на Береговую охрану Ливии будут возложены функции по спасению мигрантов в море, в то время как боевые корабли из состава IRINI будут заниматься обеспечением соблюдения эмбарго.

С другой стороны, трудно допустить, что в случае чрезвычайной ситуации в зоне ответственности миссии, силы EUNAVFOR Med откажутся от проведения спасательной операции.

На практике силы IRINI, по всей видимости, будут выполнять задачи как по обеспечению режима эмбарго, так и при необходимости привлекаться к выполнению гуманитарных миссий.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.14)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся