Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Богдасарова

К.полит.н., программный менеджер РСМД

Огромный экономический потенциал Африки привлекает Великобританию, вышедшую из ЕС и переживающую переходный период, к развитию торговли и инвестированию на континенте. По оценкам МВФ, сделанным до начала пандемии COVID-19, к 2050 году 8 из 15 наиболее быстро развивающихся экономик будет находиться в Африке, население Африки достигнет 2 млрд человек и каждый четвертый глобальный потребитель может быть африканцем. Как отмечал министр по делам Африки Соединенного Королевства А. Стефенсон, в преддверии Инвестиционного саммита «Великобритания — Африка 2020»: «В настоящее время африканские страны получают менее 4% прямых иностранных инвестиций, и необходимо создавать около 20 млн рабочих мест в год, чтобы идти в ногу с ростом населения. Вот почему я хочу создать взаимовыгодные партнерские отношения на будущее и помочь Африке выйти за рамки помощи и торговли».

20 января 2020 г. в Лондоне премьер-министр Великобритании Б. Джонсон открыл Первый инвестиционный саммит «Великобритания — Африка 2020», в котором участвовали представители 21 государства африканского континента на уровне глав государств и министров африканских правительств, лидеров африканского и британского бизнеса, представителей институциональных инвесторов, финансовых институтов и международных организаций. Инвестиционный саммит провозгласил начало новых партнерских отношений между Великобританией и африканскими странами, основанных на общих ценностях и взаимных интересах. Великобритания объявила о новых инициативах и инвестициях, которые будут укреплять торговые отношения, поддерживать африканские страны в их стремлении преобразовать экономику, оказывать помощь в создании возобновляемых источников энергии, обеспечивая экологически чистую энергию в Африке. Это поможет Великобритании, с точки зрения британского правительства, стать предпочтительным инвестиционным партнером для африканских правительств и африканских компаний. Таким образом, Лондонский саммит «провозгласил» изменение модели отношений Соединенного Королевства с Африкой в сторону экономического сотрудничества и желание уйти от отношений, основанных на донорской помощи.

На Саммите было объявлено о заключении коммерческих сделок на сумму 6,5 млрд фунтов стерлингов, подписании торговых соглашений с 11 африканскими странами, что составило 43% от общего объема торговли Соединенного Королевства с Африкой. Великобритания представила на саммите законодательство о системе торговых преференций с 35 африканскими странами.

По результатам проведения Саммита было опубликовано Заявление британского правительства, анализу ключевых тезисов которого, а также реакций на документ экспертного сообщества Великобритании и стран Африки, посвящен данный обзор.


Огромный экономический потенциал Африки привлекает Великобританию, вышедшую из ЕС и переживающую переходный период, к развитию торговли и инвестированию на континенте. По оценкам МВФ, сделанным до начала пандемии COVID-19, к 2050 году 8 из 15 наиболее быстро развивающихся экономик будет находиться в Африке, население Африки достигнет 2 млрд человек и каждый четвертый глобальный потребитель может быть африканцем. Как отмечал министр по делам Африки Соединенного Королевства А. Стефенсон, в преддверии Инвестиционного саммита «Великобритания — Африка 2020»: «В настоящее время африканские страны получают менее 4% прямых иностранных инвестиций, и необходимо создавать около 20 млн рабочих мест в год, чтобы идти в ногу с ростом населения. Вот почему я хочу создать взаимовыгодные партнерские отношения на будущее и помочь Африке выйти за рамки помощи и торговли».

20 января 2020 г. в Лондоне премьер-министр Великобритании Б. Джонсон открыл Первый инвестиционный саммит «Великобритания — Африка 2020», в котором участвовали представители 21 государства африканского континента на уровне глав государств и министров африканских правительств, лидеров африканского и британского бизнеса, представителей институциональных инвесторов, финансовых институтов и международных организаций. Инвестиционный саммит провозгласил начало новых партнерских отношений между Великобританией и африканскими странами, основанных на общих ценностях и взаимных интересах. Великобритания объявила о новых инициативах и инвестициях, которые будут укреплять торговые отношения, поддерживать африканские страны в их стремлении преобразовать экономику, оказывать помощь в создании возобновляемых источников энергии, обеспечивая экологически чистую энергию в Африке. Это поможет Великобритании, с точки зрения британского правительства, стать предпочтительным инвестиционным партнером для африканских правительств и африканских компаний. Таким образом, Лондонский саммит «провозгласил» изменение модели отношений Соединенного Королевства с Африкой в сторону экономического сотрудничества и желание уйти от отношений, основанных на донорской помощи.

На Саммите было объявлено о заключении коммерческих сделок на сумму 6,5 млрд фунтов стерлингов, подписании торговых соглашений с 11 африканскими странами, что составило 43% от общего объема торговли Соединенного Королевства с Африкой. Великобритания представила на саммите законодательство о системе торговых преференций с 35 африканскими странами.

По результатам проведения Саммита было опубликовано Заявление британского правительства, анализу ключевых тезисов которого, а также реакций на документ экспертного сообщества Великобритании и стран Африки, посвящен данный обзор.

Правительственный документ включает четыре раздела с описанием предложений по выстраиванию новых партнерских отношений между Великобританией и странами Африки: увеличение товарооборота, поддержка африканских стран в преобразовании их экономик, мобилизация устойчивого финансирования для Африки и создание потенциала чистой энергетики.

В переходный период Соединенное королевство проявляет особый интерес к тесному партнерству с африканскими странами и стремится помогать британскому бизнесу использовать новые возможности для инвестиций на континенте. Инвестиции стимулируют продвижение британских кампаний на континент, создают рабочие места, развивая жизненно важную инфраструктуру. На Саммите была озвучена инициатива правительства Великобритании по оказанию помощи в размере 1,5 млрд фунтов стерлингов для создания рабочих мест и мобилизации дополнительных 2,4 млрд фунтов стерлингов частных инвестиций для континента.

Великобритания продлила торговый договор с четырьмя странами Восточной и Южной Африки — Мадагаскар, Маврикий, Сейшельские Острова и Зимбабве, заключенный в рамках ЕС. Товарооборот с перечисленными государствами в 2018 г. составил 2 млрд фунтов стерлингов. В январе 2019 г. было подписано новое торговое соглашение. При этом британское правительство придает этому соглашению статус соглашения Великобритании с ЕС.

Великобритания также подписала соглашение об экономическом партнерстве и торговле с членами Южноафриканского таможенного союза и Мозамбиком на сумму 10,3 млрд фунтов стерлингов. Было подписано торговое соглашение об ассоциации с Марокко и Тунисом. Таким образом, в переходный период после выхода из ЕС Великобритания подписала соглашения о непрерывности торговли с 12 африканскими странами. Эти соглашения вступят в силу в начале 2021 г., заменив таким образом существовавшие торговые соглашения, осуществлявшиеся Великобританией через ЕС.

Однако следует учитывать, что несмотря на озвученный на Саммите рост британских инвестиций в Африку за последний год на 14%, потенциал британской торговли на африканском континенте остается ограниченным. Объем торговли Великобритании в Африке значительно отстает от показателей США и Китая, являющегося главным торговым партнером для африканских стран. Как отмечает экономист «Ренессанс Капитал» Ч. Робертсон, после обретения независимости африканскими странами или после вмешательства Великобритании в политику некоторых африканских стран, объем торговли с ними значительно снизился. Так, объем торговли Великобритании с Нигерией после обретения ею независимости сократился с 50% до 3%. А в настоящее время объем торговли между Великобританией и Африкой составляет лишь 3% от общей мировой торговли Великобритании, заключает эксперт.

Анализируя инвестиционную политику Соединенного Королевства в Африке, эксперты обращают внимание на часто сохраняющийся исторически сложившийся подход, когда метрополия стремилась контролировать все аспекты экономической жизни суверенного государства. В современных условиях инвестиции должны осуществляться на условиях, выгодных странам и правительствам африканского континента. «Если цена инвестиций заключается в том, что африканские правительства подкупаются, подталкиваются к снижению тарифных барьеров вместо того, чтобы свободно устанавливать свою собственную налоговую, торговую или промышленную политику, как это было, то у нас мало оснований для оптимизма», — отмечает эксперт Лондонского университета СОАС А. Фрайзер.

Эксперты обращают внимание, что прибыль, полученная в Африке британскими инвесторами, обычно выплачивается акционерам, а не возвращается в Африку. Такой подход не оставил равнодушными 12 британских организаций и компаний, занимающихся вопросами глобальной справедливости и развития, включая Global Justice Now, и привел к публикации открытого письма правительству с выражением сомнений относительно целей британской помощи. В письме подчеркивалось, что речь идет не столько об эффективном развитии, сколько о продвижении интересов британского бизнеса. Официальная же позиция Лондона не противоречила критике и заключалась в представлении о том, что развитию в Африке будет способствовать стимулирование частного британского бизнеса, стимулирование роста экспорта и создания рабочих мест.

В документе правительства о Британо-африканском инвестиционном саммите указывается, что укреплению торговых связей между Великобританией и Африкой поможет создание африканской континентальной зоны свободной торговли, которая после ратификации создаст самую большую в мире зону свободной торговли с населением 1,2 млрд человек. Важность создания зоны свободной торговли для Африки, подчеркнул председатель Африканского Союза Сирил Рамафоса в своем выступлении на заседании 33 Ассамблеи Африканского союза 9 февраля 2020 г.: «Африканская континентальная зона свободной торговли позволяет нам работать вместе в рамках внутри африканской торговли, помогает возродить индустриализацию и будет способствовать интеграции Африки в мировую экономику как игрока значительного масштаба».

Учитывая то обстоятельство, что внутри континента на африканскую торговлю сегодня приходится менее 18% торговли, зависимость экономики Африки от торговли с остальным миром сильно возрастает. Однако остается неясным, когда африканская континентальная зона свободной торговли начнет функционировать в полную силу. Следует учитывать то, что крупнейшая и самая экономически развития страна континента — Нигерия — отказалась участвовать в этом проекте, опасаясь за потерю рабочих мест в стране в результате развития интеграции и перемещения рабочей силы. Кроме того, создание зоны свободной торговли в Африке для расширения экономических связей и торговли внутри Африки — большая и серьезная задача для 49 стран, подписавших договор 21 марта 2018 г. Парламенты всех стран должны его ратифицировать. К настоящему времени договор ратифицировали только 22 африканских государства.

Еще одна инициатива, предложенная правительством Б. Джонсона, подвергается критике как со стороны официальных лиц, так и со стороны экспертного сообщества. Речь идет о заявлении премьер-министра о том, что в рамках экологической политики Великобритания прекращает поддержку зарубежных проектов по добыче угля и развитию угольных электростанций. Б. Джонсон сказал, что Великобритания больше не будет предоставлять государственные деньги для добычи угля в Африке. «Ни один пенни британских налогоплательщиков не будет напрямую вложена в добычу угля или сжигание его для производства электроэнергии», — сказал он. «Вместо этого мы собираемся сосредоточиться на поддержке перехода к альтернативам с низким и нулевым уровнем выброса».

В документе правительства о британо-африканском инвестиционном саммите этим вопросам посвящен раздел «Создание потенциала чистой энергии в Африке». В документе подчеркивалось, что Великобритания понимает важность развития добывающих отраслей для многих африканских государств, но вместе с тем будет стремиться поддерживать переход экономик этих стран к освоению и использованию возобновляемых источников энергии как чистой и дешевой альтернативы угольной энергетике.

Однако такая позиция правительства подвергается критике даже со стороны официальных лиц. Как отмечала комиссар Ее величества по торговле в Африке Э. Уэйд-Смит, несмотря на то, что Великобритания действительно сосредоточена на чистой энергии, чтобы помочь Африке перейти на более чистую, зеленую энергетику с газом, нереально ожидать, что африканские страны быстро откажутся от углеводородов.

Еще жёстче высказался корреспондент по охране окружающей среды газеты The Gardian. Он подчеркнул, что 90% энергетических сделок саммита Великобритании и Африки были связаны с ископаемым топливом. Почти 2 млрд фунтов стерлингов ушло на добычу нефти и газа, несмотря на обещание Великобритании поддержать более чистую энергетику в африканских странах. Действительно стало известно, что нефте- и газодобывающая компания Savannah Petroleum инвестирует 315 млрд фунтов стерлингов в приобретение газовых активов в Нигерии, а международная компания по разведке нефтяных и газовых месторождений, штаб-квартира которой находится в Лондоне, Tullow Oil объявила о вложении 1,2 млрд фунтов стерлингов в добычу нефти в Кении.

Во время членства в ЕС, Великобритания участвовала в 40 торговых соглашениях ЕС с более чем 70 странами. Говоря о выполнении представленных в правительственном документе инициатив, необходимо понимать, что в переходный период усилия Великобритании будут направлены прежде всего на переговоры и заключение торгового соглашения с ЕС, как своим крупнейшем партнером, а также на соглашения с США, Китаем, Южной Кореей и Австралией. Таким образом получается, что африканские страны как торговые партнеры Соединенного Королевства, которые никогда не занимали первые места в ее торговой политике в рамках ЕС, в переходный период окажутся далеко не первыми в списке.

Таким образом, далеко не все представленные в Заявлении правительства о Британо-африканском инвестиционном саммите, амбициозные инициативы правительства Б. Джонсона получат воплощение в политике до окончания переходного периода. Распространение пандемии COVID-19 в Великобритании и в странах Африки, да и во всем мире внесет неизбежные коррективы [1].

Тем не менее, Саммит создаст новые взаимовыгодные партнерские отношения, которые будут способствовать мобилизации стран Африки выйти из сферы донорской помощи, привлекут инвестиции и создадут рабочие места. Как сказал президент Руанды Поль Кагаме: «Африка — это континент, полный возможностей; его экономический потенциал значительный, и его успех имеет значение для Великобритании. Мы хотим, чтобы Великобритания была партнером для Африки и инвестором, оказавшим наибольшее влияние на качество рабочих мест, рост и устойчивость. Саммит оказался важным моментом для реализации этого, помогая заключать новые инвестиционные сделки, создавать новые рабочие места, создавать новые партнерские отношения и демонстрировать уникальное предложение Великобритании для Африки» [2].

1. Конференция ООН по изменению климата, которая должна состояться в ноябре в Глазго под председательством правительства Великобритании, отложена из-за COVID-19.

2. UK-Africa Investment Summit 2020: an important year for UK-Rwanda relations.

URL: https://www.gov.uk/government/speeches/uk-africa-investment-summit-2020-an-important-year-for-uk-rwanda-relations


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся