Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Камкин

К.филос.н., в.н.с. Центра германских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД

Начало 2016 г. ознаменовалось четвертой попыткой запрета Национально-демократической партии Германии (НДПГ). Возникает вопрос — где грань между политической свободой и необходимостью силовыми методами защищать демократические основы? На этот вопрос в ближайшие недели предстоит ответить членам Конституционного суда.

Начало 2016 г. ознаменовалось четвертой попыткой запрета Национально-демократической партии Германии (НДПГ). Возникает вопрос — где грань между политической свободой и необходимостью силовыми методами защищать демократические основы? На этот вопрос в ближайшие недели предстоит ответить членам Конституционного суда.

НДПГ — прошлое и настоящее

История существования НДПГ сопряжена с попытками ФРГ запретить эту организацию. Основанная 28 ноября 1964 г., она сразу стала объектом критики со стороны общественности, СМИ и политического истеблишмента. Активистов партии упрекали в попытке легализировать исторический национал-социализм, а саму партию считали наследницей НСДАП. Согласно немецким законам о политических партиях, запрет на деятельность политической партии может быть наложен, если партия в своих программных документах или действиях своих членов стремится к свержению свободного демократического порядка в стране. В 1968 г. была произведена первая попытка запрета её деятельности. Правительство и бундестаг, инициировавшие подобный иск, мотивировали своё решение тем, что партия хочет подорвать свободный демократический порядок и установить диктатуру. В качестве доказательств обвинений приводились факты того, что многочисленные функционеры НДПГ того времени были активистами НСДАП в годы существования нацистского государства. В 1968 г. попытка запрета не удалась, поскольку Конституционный суд ФРГ не усмотрел в деятельности и идеологии этой партии опасности для существующего строя.

Запрет на деятельность политической партии может быть наложен, если партия в своих программных документах или действиях своих членов стремится к свержению свободного демократического порядка в стране.

Вторая попытка была предпринята в 2001–2003 гг. правительством канцлера Г. Шрёдера. Министр внутренних дел О. Шили стремился покончить с партией, дискредитирующей, по его мнению, демократию в Германии. Конституционный суд ФРГ принял иски, одновременно поданные кабинетом министров, бундестагом и бундесратом. Однако запрету партии помешал скандал, связанный с Ведомством по охране Конституции. Выяснилось, что почти треть членов её центрального аппарата оказались платными агентами-осведомителями спецслужб. В создавшейся ситуации необходимо было выяснять, кто из лиц, подозреваемых в противоправных действиях, поступал так из идеологических побуждений, а кто — по поручению и за деньги правоохранительных органов. Ради сохранения агентурной сети Ведомство отказалось предоставить Конституционному суду списки своих агентов среди национал-демократов. В результате судьи сочли невозможным дать оценку деятельности партии в контексте её несоответствия законодательству ФРГ.

Третья инициатива запрета была продиктована раскрытием террористического подполья правых радикалов в Тюрингии в 2012 г. Факт членства некоторых активистов «национал-социалистического подполья» и сочувствующих им лиц в НДПГ, пусть даже это было в прошлом, пробудил массу общественного негодования и заставил власти страны действовать. Сами партийные активисты жёстко дистанцировались от террористов из Цвиккау и интерпретировали попытки объединить эту группировку с деятельностью НДПГ как очередную попытку начать клеветническую кампанию.

В этой связи бывший в то время лидером Национал-демократической партии У. Фогт весьма эмоционально высказался на страницах партийной газеты «Deutsche Stimme»: «Общественные дебаты о запрете НДПГ ведутся с 1968 г. Целью всегда было ущемить права НДПГ в политическом споре с партиями политического истеблишмента». Можно по-разному оценивать слова бывшего партийного лидера, в отношении которого в 2013 г. было заведено дело о «восхвалении войск СС», однако следует заметить, что такого накала страстей вокруг темы правого радикализма ФРГ не знала очень давно. И в тот момент власти были наиболее близки к фактическому запрету партии.

По мнению многих политиков, борьба с правым экстремизмом должна вестись не запретами, а позицией и убеждением.

Весной 2012 г. прошла конференция министров внутренних дел ФРГ, на которой была выработана единая стратегия сбора доказательств противоправной деятельности партии [1]. В ходе конференции и после неё все министры внутренних дел федеральных земель, а также министр внутренних дел ФРГ Х. Фридрих единодушно высказались о необходимости запрета партии [2]. При этом свои инициативы о запрете партии выдвигали и представители политического класса ФРГ. Так, лидер фракции СДПГ Ф.-В. Штайнмайер выступил с инициативой межфракционного ходатайства в Конституционный суд ФРГ о запрете НДПГ [3]. Ф.-В. Штайнмайер предложил лидеру фракции ХДС/ХСС Ф. Каудеру подобную инициативу, мотивируя это необходимостью выступить широким фронтом против угрозы демократического порядка в ФРГ.

Многие эксперты отмечают, что сам запрет Национально-демократической партии не приведёт к вымиранию идей правого экстремизма в Германии.

Наиболее горячо за скорейшую подачу иска о запрете в 2012 г. выступили Левые, СДПГ и министр внутренних дел. Скепсис выражали в свою очередь представители СвДП и в меньшей степени ХДС/ХСС. Так, бывший министр внутренних дел ФРГ О. Шили, который был одним из инициаторов второй попытки запрета НДПГ в 2001–2003 гг., подверг осенью 2012 г. федерального канцлера резкой критике за выжидательную позицию, заявив, что Ангела Меркель должна выразить общественности чёткую позицию. Федеральное правительство должно присоединиться к ходатайству, сформулированному правительствами земель. Другой бывший шеф МВД Г. Баум выразил мнение, что попытка запрета — только половинчатая мера, уводящая от собственно проблемы роста праворадикальных взглядов в немецком обществе. Он выступил за комплекс политических и общественных мер по изоляции национал-демократов из общественной жизни. По мнению многих политиков, борьба с правым экстремизмом должна вестись не запретами, а позицией и убеждением [4]. Так, руководитель фракции СвДП в Северном Рейне–Вестфалии К. Линднер заявил: «Я считаю, что данный процесс будет подобен пари с риском, что в самом худшем случае НДПГ получит вердикт о своей благопристойности». Поэтому следует ожидать достаточно кропотливых размышлений Конституционного суда и в четвертый раз — в 2016 г. На кону в конченом итоге стоит престиж государственной власти.

REUTERS / Johannes Eisele
Александр Тэвдой-Бурмули:
Правые радикалы в Европе: взорвется ли
кипящий котел?

Кстати, осенью 2012 г. руководство национал-демократов решило упредить возможный консенсус относительно запрета и само подало в высшую судебную инстанцию ФРГ иск о признании соответствия своей партии нормам Основного закона и законодательства страны [5]. Однако в начале марта 2013 г. Конституционный суд отклонил ходатайство, позволив запустить процедуру запрета партии.

Тем не менее осенью 2012 г. идея подачи иска о запрете начала буксовать и в правительстве. В результате в декабре 2012 г. социал-демократы выступили с инициативой собственного иска о запрете партии. Представитель СДПГ Т. Опперманн заявил, что правительство обязано сделать шаги по запрету правоэкстремистской партии.

Перспективы запрета — за и против

Многие эксперты отмечают, что сам запрет Национально-демократической партии не приведёт к вымиранию идей правого экстремизма в Германии, и высказывают в этом отношении пессимизм в связи с последними правительственными инициативами. Каковы аргументы против запрета?

Запрет организации может создать ей своеобразный ореол мучеников, узников совести, который будут использовать их идеологические наследники.

По мнению политолога Дирка Борстеля, намного эффективнее формального запрета партии будет идеологическое противодействие её ценностям, целям и политическим высказываниям. Иными словами, любые доводы правых радикалов должны встречать десятки контраргументов их идеологических противников.

Другой инструмент локализации деятельности правых радикалов — это информационный вакуум относительно их попыток войти в политический класс. Примером этого служит скоординированная позиция различных фракций в саксонском Ландтаге, где парламентарии фактически игнорировали законодательные инициативы фракции НДПГ.

Сам факт существования официальной политической структуры имеющей идеологическое родство с нацистской диктатурой ставит под вопрос успех программы послевоенной денацификации Германии.

В реальности запрет партии не даст кардинального прорыва в сфере борьбы с политическим экстремизмом, поскольку:

— бытовой расизм и ксенофобию невозможно запретить постановлением суда. В этом отношении запрет — общественный самообман. Согласно социологическим исследованиям, почти 10% немцев в той или иной степени разделяют неприятие либеральной демократии, стремление к сильной власти, призывы к ограничению притока в страну иностранцев. При этом запрет официальной организации не заставит латентных праворадикалов изменить свои взгляды;

REUTERS/Wolfgang Rattay
Вадим Войников:
Беженцы перешли кёльнский рубикон

— НДПГ объединяет в своих рамках далеко не весь спектр правого экстремизма. Большинство склонных к насилию правых радикалов, таких как автономные националисты, скинхеды и пр., в партии не состоят, а осуществляют свою деятельность вне официального политического спектра. Эксперты отмечают, что реакцией на это может стать, во-первых, пополнение подобных группировок бывшими национально-демократическими активистами, а во-вторых, радикализация всего фронта в знак протеста против политики запретов. Единственное, чего могут добиться власти в этом случае — временного ослабления институциональной инфраструктуры правых радикалов;

— запрет организации может создать ей своеобразный ореол мучеников, узников совести, который будут использовать их идеологические наследники.

Что же предлагают противники запрета взамен? Во-первых, на уровне государства в настоящее время создаётся единая картотека лиц, уличённых в правоэкстремистской деятельности. По замыслу разработчиков данного проекта из МВД, это поможет лучше отслеживать связи и контакты правых радикалов, вовлечение в их сферы общения новых лиц и сделать всю их деятельность более прозрачной.

За последние годы НДПГ удалось значительно усилить свои позиции путём интеграции в партию различных автономных группировок: от анархо-националистов до скинхедов.

Во-вторых, поступают предложения более активно привлекать к борьбе и профилактике правого радикализма низовые уровни самоуправления — руководителей профессиональных гильдий и спортивных объединений, глав церковных общин, учителей, преподавателей вузов и пр. Эти действия должны быть направлены на общественную изоляцию правых радикалов. Такое развитие «демократии снизу» потребует значительного времени и привлечения существенных финансовых ресурсов, что намного сложнее процедуры запрета.

Наибольшую опасность противники НДПГ видят в постепенном её превращении в признанную обществом и адекватно им воспринимаемую структуру.

Наряду с голосами против, в экспертной среде звучат (и значительно громче) требования её скорейшего запрета. Сторонники этой точки зрения аргументируют свои требования следующим образом:

— сам факт существования официальной политической структуры, пусть даже косвенно имеющей идеологическое родство с нацистской диктатурой и выступающей против официальной политики правительства в таких системообразующих моментах, как членство в НАТО, ЕС, трансатлантические обязательства, мультикультурализм (даже если он и буксует по признанию ведущих европейских политиков), построение единого европейского пространства, ставит под вопрос успех программы послевоенной денацификации Германии и является своего рода упрёком немцам и лишним поводом напомнить им о коллективной вине;

Потенциал правой идеологии в различных ее проявлениях — от традиционализма, консерватизма до классического национал-социализма — растет, и это вызывает опасения у немецкого общества.

— за последнее десятилетие правым радикалам удалось значительно укрепить свои институциональные позиции. После неудачной попытки запрета в 2003 г. национал-демократы получили 9,2% голосов на выборах в Саксонский Ландтаг (2004 г.), а в 2006 г. — 7,3% голосов на выборах в Мекленбурге-Передняя Померания. Несмотря на неудачу на последних выборах в земельные парламенты, НДПГ ведет свою деятельность на коммунальном уровне;

— работа ультраправых в парламентах показывает их антипарламентский, антидемократический настрой, что фактически выглядит как насмешка над существующим демократическим порядком в ФРГ. Таким образом, национал-демократы используют инструменты государства фактически для борьбы против него;

REUTERS/Fabrizio Bensch
Александр Камкин:
Что такое 8 мая для Германии?

— за последние годы НДПГ удалось значительно усилить свои позиции путём интеграции в партию различных автономных группировок: от анархо-националистов до скинхедов;

— националисты развили активную культурно-просветительскую, издательскую деятельность, связанную с проведением спортивных мероприятий, концертов, дней немецкой культуры. Это вполне может способствовать созданию её положительного образа среди обывателей, что может привести к увеличению числа голосов и активистов в партии. Таким образом, наибольшую опасность противники НДПГ видят в постепенном её превращении в признанную обществом и адекватно им воспринимаемую структуру, аналогичную Национальному Фронту во Франции или Свободной партии Австрии (FPÖ). Это можно назвать определенной фобией — отголоском 1945 г., однако факт остается фактом — реакция на национализм, даже очень умеренный и обоснованный, в немецком обществе намного болезненнее, чем в соседних с Германией странах — Венгрии, Польше, Франции и пр.

Следует заметить, что даже в случае успеха процедуры запрета НДПГ может оспорить решение ФРГ в Высшем европейском суде в Страсбурге. По мнению национал-демократических функционеров, Страсбург может отменить решение, принятое в Карлсруэ, поскольку согласно европейскому законодательству, запрещена может быть только та партия, которая представляет серьёзную угрозу государственному строю данной европейской страны.

Будущее НДПГ и правой идеологии в ФРГ

Одним словом, точку в изучении проблем правого радикализма в современной Германии ставить рано. Общий рост националистических настроений в Европе на фоне массовой иммиграции представителей других культур, экономических сложностей, угрозы массовой безработицы и неспособности официальных партий дать внятный ответ на эти вызовы современности обостряет национальный вопрос в Германии и других странах Европы.

В настоящее время популярность НДПГ падает, однако накал страстей вокруг партии не спадает. Этому способствует уже упоминавшийся процесс над национал-социалистическим подпольем, участившиеся случаи нападений на иностранцев, что не в последнюю очередь обусловлено миграционным кризисом и массовым притоком беженцев в Европу.

Вместе с тем на электоральное поле национал-демократов выходят новые движения — ПЕГИДА и в первую очередь «Альтернатива для Германии», отнявшая немало голосов у НДПГ на последних выборах в Саксонии. В целом потенциал правой идеологии в различных ее проявлениях — от традиционализма, консерватизма до классического национал-социализма — растет, и это вызывает опасения у немецкого общества, которое все еще стыдится коричневого прошлого и помнит о коллективной вине немцев. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня требуют ответов на национальный вопрос Германии. Каким он будет, как на него отреагирует Европа и последует ли он вообще — покажет ближайшее время.

1. Камкин А.А. Правый радикализм в Германии — будет ли запрещена НДПГ? // Германия 2012. Сборник докладов Института Европы РАН № 294. Под. Ред. Белова В.Б., М., 2013. С. 95.

2. Там же.

3. Там же.

4. Камкин А.А. Правый радикализм в Германии — будет ли запрещена НДПГ? // Германия 2012. Сборник докладов Института Европы РАН № 294. Под. Ред. Белова В.Б., М., 2013. С. 98 — 99.

5. Камкин А.А. Правый радикализм в Германии — будет ли запрещена НДПГ? // Германия 2012. Сборник докладов Института Европы РАН № 294. Под. Ред. Белова В.Б., М., 2013. С. 99.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся