Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Айк Халатян

Руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (Ереван), журналист, политический обозреватель ИАЦ VERELQ, эксперт РСМД

На фоне конфликта на Украине интересные процессы происходят в регионе Южного Кавказа; в частности, в рамках процесса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, который стал одним из фронтов геополитического противостояния России и Запада. В переговорном процессе США и ЕС оттесняют Россию на второй план, власти Армении все более открыто демонстрируют разочарование военно-политическим союзом с Москвой, а Турция впервые с момента распада СССР реально претендует на влияние в Армении.

В сложившейся ситуации Россия будет пытаться сохранить статус-кво в регионе, понимая, что ее ресурсы для жестких шагов и должной реакции на действия Азербайджана, Турции и даже армянских властей, представляющих угрозы ее долгосрочным интересам в регионе, ограничены. Можно предположить, что Москва планирует заняться Южным Кавказом после завершения боевых действий на Украине. Ведь в случае победы Россия будет выступать в регионе (да и в целом на постсоветском пространстве) с совершенно других позиций. Вопрос лишь в том, дадут ли Запад и Азербайджан с Турцией России даже теоретическую возможность вернуться в регион после СВО на Украине и повернуть вспять разворачивающиеся сегодня негативные для Москвы процессы.

На фоне конфликта на Украине интересные процессы происходят в регионе Южного Кавказа; в частности, в рамках процесса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, который стал одним из фронтов геополитического противостояния России и Запада. В переговорном процессе США и ЕС оттесняют Россию на второй план, власти Армении все более открыто демонстрируют разочарование военно-политическим союзом с Москвой, а Турция впервые с момента распада СССР реально претендует на влияние в Армении.

Блокада Арцаха и отставка Варданяна

С 12 декабря Азербайджан под видом акции протеста псевдоэкологов блокировал Лачинский коридор — единственную дорогу, которая связывает Арцах с внешним миром. Помимо этого, в результате аварии ЛЭП на подконтрольной Баку территории была прекращена подача в Нагорный Карабах электроэнергии. Все это сопровождается регулярным блокированием Азербайджаном поставок газа. Произошедшее вызвало в Арцахе дефицит продовольствия и электроэнергии, из-за которого власти НКР были вынуждены перейти к карточной системе раздачи продовольствия и веерным отключениям электроэнергии. Уже 2,5 месяца лишь благодаря российским миротворцам и Международному комитету Красного креста обеспечивается ограниченное снабжение Арцаха продовольствием и медикаментами (они помогают в вопросе поставок некоторых медикаментов и перевозки тяжелобольных на лечение в Армению). При этом стоит учитывать, что возможности миротворцев РФ по снабжению Арцаха ограничены, поскольку им надо также обеспечить снабжение почти 2 тыс. своих военнослужащих в Нагорном Карабахе.

Баку с помощью акции псевдоэкологов (количество участников, их постоянная ротация и снабжение для проведения акции в зимнее время в горной местности обеспечивается азербайджанскими властями, что даже не скрывают СМИ и азербайджанские эксперты) пытается добиться нескольких целей: получить возможность мониторинга (а в будущем — и полного контроля) транспортного сообщения Нагорного Карабаха с внешним миром, закрыть рудники (это нанесет мощный удар по экономике и бюджету Республики), расформировать Армию обороны (чтобы лишить Республику возможности оказать хоть какое-то самостоятельное сопротивление) и добиться отставки известного российского бизнесмена и мецената Рубена Варданяна с поста государственного министра Арцаха (в президентской республике это равнозначно должности премьер-министра). Ильхам Алиев в ходе пресс-конференции 10 января фактически обозначил цель блокады — Нагорный Карабах без армян. Он также отметил, что блокада не распространяется на выезжающих, и армяне спокойно могут уехать из Карабаха, если не желают жить как обычные азербайджанские граждане. При этом в Азербайджане в последние десятилетия на государственном уровне проводится политика армянофобии. Это чревато для армян Карабаха угрозой физической безопасности в случае проживания в составе Азербайджана; а в лучшем случае — насильственной ассимиляцией или вытеснением армянского населения с помощью различных политических и социально-экономических мер, как это последовательно делалось азербайджанскими властями даже в годы СССР. Неслучайно многие армянские эксперты считают, что армян Арцаха в составе Азербайджана может постичь судьба армянского населения Нахичеванской АССР.

Одновременно во внутриполитической жизни Нагорного Карабаха в последние месяцы было довольно напряженно. Назначенный в начале ноября 2022 г. государственным министром Арцаха и сосредоточивший в своих руках руководство антикризисными мерами известный российский бизнесмен и меценат Рубен Варданян не пробыл на своем посту и четырех месяцев. Он отказался от российского гражданства ради политической карьеры на исторической родине и приковал внимание мировых СМИ к Арцаху и его проблемам. Это, естественно, вызвало резкое недовольство Баку, который усмотрел в появлении Р. Варданяна в регионе «руку Москвы». Азербайджан озвучивал свое недовольство этим фактом даже на переговорах министров иностранных дел России и Азербайджана в Москве. Ильхама Алиева не удовлетворили заверения главы МИД РФ Сергея Лаврова, что Р. Варданян уже не является гражданином РФ и Москва никоим образом не связана с его появлением в Арцахе. Президент Азербайджана неоднократно подвергал политика жесткой критике и подчеркивал, что не будет вести с ним никаких переговоров. И отставка Р. Варданяна с поста госминистра стала одним из основных требований Баку к армянской стороне для разблокирования Лачинского коридора.

При этом у государственного министра Арцаха сложились довольно напряженные отношения и с премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Он подверг резкой критике подходы последнего к урегулированию отношений с Баку фактически за счет признания Арцаха частью Азербайджана. В своем публичном выступлении он поставил на одну ступень заявления И. Алиева и Н. Пашиняна на тему Нагорного Карабаха.

Неудивительно, что после этого появились слухи о том, что Н. Пашинян требует от президента Арцаха А. Арутюняна уволить Р. Варданяна. И если в январе А. Арутюнян не решился пойти на этот шаг, чтобы это не выглядело как выполнение требований Баку, то 23 февраля он все же освободил Р. Варданяна от должности госминистра. Причем произошло это сразу после принятия Международным судом ООН решения, которое обязало Азербайджан принять меры для свободного передвижения грузов, людей и транспорта через Лачинский коридор. Учитывая, что А. Арутюнян так и не привел внятные объяснения своего решения, многими в политических кругах Армении и Арцаха это было расценено как уступка Баку или даже сговор президента Арцаха с И. Алиевым и Н. Пашиняном.

Максималистские подходы Баку

Позиция Баку в карабахском вопросе неизменна — отсутствие какого-либо статуса у Нагорного Карабаха, обсуждения права армян региона на самоопределение тем более; Азербайджан даже против употребления термина «Нагорный Карабах». Лишь 18 февраля в ходе Мюнхенской конференции по безопасности Ильхам Алиев заявил о своей готовности вести переговоры с армянами в Карабахе. «С нашими международными партнерами было согласовано, что будут обсуждаться права и гарантии армянского меньшинства в Карабахе. Мы готовы к этому. Но с теми представителями армянской общины, которые жили, которые родились и всю жизнь прожили в Карабахе. А не с тем человеком, который был экспортирован из России, чтобы занять руководящую должность в Карабахе», — заявил он в ходе панельной дискуссии по безопасности на Южном Кавказе с лидерами Армении и Грузии.

После этого заявления и отставки Р. Варданяна при посредничестве командования российских миротворцев прошли уже две встречи представителей Арцаха и Азербайджана, а Баку назначил депутата Милли Меджлиса (парламента) Рамина Мамедова ответственным за контакты с Нагорным Карабахом. При этом сообщения армянской и азербайджанской стороны о переговорах в корне разнятся. Армянские СМИ сообщили, что в ходе встреч обсуждалась разблокировка Лачинского коридора, восстановление бесперебойной подачи электроэнергии и газа из Армении в Арцах, а также возможность экологического мониторинга азербайджанской стороной рудников в Дрмбоне и Кашене. В свою очередь, азербайджанская сторона утверждает, что в ходе встречи «были проведены предварительные обсуждения о реинтеграции армянских жителей Карабахского региона в Азербайджанскую Республику в соответствии с Конституцией и законами Азербайджана».

Чтобы опровергнуть возникшие опасения, президент Арцаха Араик Арутюнян был вынужден выступить с заявлением, в котором отверг возможность отказа Степанакерта от права на самоопределение. «Хочу со всей ответственностью заявить, что любой интеграционный процесс с Азербайджаном исключен. Однако это не означает, что мы будем избегать контактов с целью решения проблем инфраструктурного и гуманитарного характера», — заявил он.

В Мюнхене после переговоров 18 февраля с Н. Пашиняном при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена президент Азербайджана сообщил, что в ходе встречи была достигнута договоренность «отделить» переговоры по подписанию мирного соглашения с Арменией от вопросов, связанных с Нагорным Карабахом. Он отметитил, что официально предложил Еревану установить армянские КПП в так называемом «Зангезурском коридоре» и азербайджанские КПП на границе Армении и Лачинского коридора. Это фактически означает, что Еревану предложено досрочно отказаться от условий трехстороннего заявления 9 ноября 2020 г. и официально оформить отказ от Нагорного Карабаха за отказ Баку от идеи экстерриториального или неподконтрольного таможенным органам Армении коридора через Сюникскую область.

При этом Ильхам Алиев продолжает подготовку к агрессивным действиям и против территории Армении, несмотря на захваченный за последние два года ряд стратегически важных высот и позицией на армянской территории. В частности, в последние месяцы активно продвигается тема «Западного Зангезура» и «Западного Азербайджана», возвращения азербайджанцев на свои «исторические земли» на международно признанной территории Армении. Это действия призваны побудить Ереван согласиться на своеобразный обмен — отказ от борьбы за независимость Арцаха на отказ Азербайджана от новых захватов территорий Армении. И судя по заявлениям Н. Пашиняна и его команды, они готовы пойти на этот шаг и уже заняты обработкой общественного мнения в пользу сделки. Они также активно продвигают тему приоритета «29 800 квадратных километров» (территория Армянской ССР) и необходимости болезненных решений для защиты и сохранения этой территории. С другой стороны, продвижение темы «Западного Зангезура» готовит почву для крупномасштабной агрессии в будущем уже против Республики Армения и захвата ряда приграничных регионов — Сюник, Гегаркуник (озеро Севан), которые И. Алиев объявил исконно азербайджанскими территориями (в их перечень он вносит даже Ереван), куда азербайджанцы якобы рано или поздно вернутся.

Еще одним способом давления на Армению для Азербайджана являются иски в международных судах, которые также призваны нейтрализовать судебные иски Еревана против азербайджанской стороны. Так, Баку инициировал межгосударственный арбитражный процесс против Армении, требуя от Еревана финансовой компенсации за «незаконную эксплуатацию энергетических объектов, расположенных на его территории с 1991-го по 2020-е гг.».

Два конкурирующих переговорных проекта

Ранее карабахский конфликт был, по сути, единственным конфликтом на постсоветском пространстве, где позиции Москвы и Запада фактически совпадали. Каждая из сторон считала, что урегулирование конфликта больше усилит ее позиции в регионе и ослабит позиции геополитического конкурента; Россия, США и Франция довольно тесно сотрудничали в формате сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Однако итоги 44-дневной войны 2020 г., начало военного конфликта России и Украины и «новой холодной войны» кардинально изменили расклад сил в регионе и подходы глобальных и региональных игроков к конфликту. США и ЕС начали рассматривать переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном и урегулирование карабахского конфликта как средство лишения России влияния на Армению и особенно Азербайджан, вытеснения ее из региона. В результате оказалась парализована работа Минской группы ОБСЕ (по мнению Баку, она вообще прекратила свое существование); и сейчас идут два параллельных процесса. Один под эгидой Москвы, другой — ЕС и США.

Помимо этого, переговорный процесс по поводу определения статуса Нагорного Карабаха, который шел последние три десятилетия, дополнился переговорами по вопросам определения границы между Арменией и Азербайджаном, предотвращения боевых действий уже на международно признанной границе двух стран, требований Еревана от международного сообщества добиться вывода азербайджанских войск с оккупированных в 2021-2022 гг. территорий Армении, а также разблокировки коммуникаций в регионе. Обсуждения конфликтных вопросов между Арменией и Азербайджаном отодвинули на второй план даже сам карабахский вопрос, особенно с учетом занятой Баку по итогам войны 2020 г. категоричной позиции о статусе Нагорного Карабаха и отсутствия должной реакции на это властей Армении, их новых подходов в переговорном процессе.

Что касается различий в подходах России и Запада к будущему мирному договору между Азербайджаном и Арменией, то главным является вопрос статуса Арцаха. Россия предлагает сторонам провести делимитацию границы и разблокировку коммуникаций в регионе, а окончательное определение статуса Нагорного Карабаха оставить на будущее. С этим категорически не согласны в Баку, как и с сохранением российского военного присутствия в Арцахе после пятилетнего срока, указанного в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. В свою очередь, западный проект, помимо той же делимитации границ и разблокировки коммуникаций, предполагает окончательное решение всех вопросов, в том числе и статуса Нагорного Карабаха. И судя по тому, что сам Баку отдает предпочтение западному варианту, который фактически совпадает с выдвинутыми им пятью принципами мирного урегулирования, этот вариант предполагает нахождение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Неслучайно как раз после переговоров в Брюсселе в апреле 2022 г. Никол Пашинян сделал резонансное заявление о том, что международное сообщество предлагает Армении снизить планку в вопросе статуса Нагорного Карабаха.

Очевидно, что за последний год США и ЕС перехватили у России лидерство в переговорном процессе. И даже в ходе трехсторонней встречи лидеров Армении, Азербайджана и РФ в Сочи в октябре 2022 г. фактически главным достижением стало подтверждение договоренностей, которые были достигнуты 6 октября при посредничестве Запада в Праге. В частности, речь идет об урегулировании отношений между Ереваном и Баку на основе Устава ООН и Алма-Атинской декларации 1991 г. России не только не удалось добиться принятия Азербайджаном своего плана мирного урегулирования с отсрочкой статуса Арцаха, но и под давлением Баку в тексте сочинского заявления трех лидеров вообще не упоминалось название «Нагорный Карабах», даже в пункте о ключевом вкладе российских миротворцев в обеспечении там безопасности.

Тем не менее на конкуренцию этих двух переговорных процессов и в целом на политику России в регионе существенное влияние оказывает все более явный кризис в армяно-российских отношениях. О проблемах уже прямо заявляет высшее российское руководство в лице главы МИД Сергея Лаврова. Москва опасается, что последние шаги армянского руководства — отказ от участия в трехсторонних переговорах глав МИД в Москве в конце декабря 2022 г., критика действий российских миротворцев, январский отказ от проведения ранее запланированных учений миротворческих сил ОДКБ в Армении и решение вместо наблюдательной миссии ОДКБ выбрать гражданскую миссию Евросоюза — свидетельствуют о курсе Еревана на отход от союзнических отношений с Россией и привлечение в регион враждебных ей внерегиональных сил. Подкрепляет это мнение и последние заявления Н. Пашиняна и его команды, в которых звучат опасения, что учения с ОДКБ могут создать проблемы безопасности Армении, «российская база в Гюмри призвана не обеспечить безопасность Армении, а создавать угрозы Турции». При этом власти Армении рассматривают наблюдателей ЕС как возможность усилить безопасность границы с Азербайджаном на фоне отказа России и союзников по ОДКБ хотя бы публично осудить действия Баку.

Цугцванг для Москвы

Москва сейчас оказалась в своеобразном цугцванге. Она не хочет и не может идти на жесткие шаги для вывода азербайджанских войск с оккупированных в 2021-2022 гг. территорий Республики Армения или разблокировки Лачинского коридора, ответственность за бесперебойную работу которого, согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября, несут российские миротворцы. Ведь это чревато серьезным кризисом в отношениях с Азербайджаном и Турцией. Россия на фоне противостояния с Западом из-за Украины всячески пытается избежать новых очагов напряженности в других регионах, появление которых неизбежно приведет к «распылению» ее внимания и ограниченных ресурсов. В сложившейся ситуации значение Анкары для Москвы на фоне западных санкций многократно возросло.

С другой стороны, отказ Москвы от жестких шагов тандем Баку-Анкара расценивает как слабость. Азербайджан и Турция считают, что могут выступать в регионе с максималистских позиций и с помощью давления принуждать Россию к новым уступкам, и не только за счет интересов Армении. Кроме того, отсутствие действенной реакции союзников на неоднократные эпизоды агрессии против члена ОДКБ — Армении — даже после официального обращения Еревана за помощью и неспособность добиться разблокировки Лачинского коридора привели армянское общество к сильнейшему разочарованию и недовольству действиями России. Этим пытаются воспользоваться прозападные силы и даже действующая власть во главе с Н. Пашиняном, раскручивая в Армении антироссийские настроения.

В результате, боясь жесткими шагами еще больше отстранить от себя Азербайджан и сблизить его с Турцией, Россия получает обратный эффект — еще более тесную интеграцию Баку с Анкарой в военной и политической сферах. Турецкий генерал официально назначен советником министра обороны Азербайджана, а министр обороны Турции Хулуси Акар недавно заявил, что реформирование ВС Азербайджана по турецким стандартам должно привести к тому, что к 2025 г. армии двух стран станут «единым организмом». Это происходит на фоне потери Россией своих позиции и в Армении.

Довольно точно охарактеризовал проблемы российской политики в регионе на примере отставки Рубена Варданяна первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. «Я считаю, что мы тоже в этом случае давали формальные ответы и не желали ссориться с азербайджанской стороной, умывали руки как Понтий Пилат. На Кавказе позиция умывающего руки в перспективе, к сожалению, выгоды этому умывающему руки не приносит», — заявил он.

Потеря Армении после потери Арцаха

Российская политика в регионе меняется и будет меняться в худшую для Армении сторону. Учитывая категорическую позицию Баку, который не хочет как-либо «подвешивать» статус Нагорного Карабаха, а также готовность Н. Пашиняна признать Арцах частью Азербайджана в обмен на признание и деоккупацию Азербайджаном международно признанной территории Армении, Москва может окончательно отказаться от своих планов отставить на будущее вопрос окончательного определения статуса Нагорного Карабаха. Тем более, без поддержки Еревана этот и так трудно реализуемый план невозможно осуществить. А Н. Пашинян, заявляя о готовности принять российский план урегулирования, достиг определенных договоренностей с Баку при посредничестве США и ЕС.

Примечательно, что сегодня армянскому обществу внушают, что фактически отказ от независимости Арцаха в обмен на якобы безопасность и территориальную целостность самой Армении произошел исключительно в результате проазербайджанской политики России. И у Москвы пока не получается эффективно противодействовать негативным для нее тенденциям в армянском обществе. Немалую роль в этом играют действия Азербайджана, который хотя и подписал с Россией в феврале 2022 г. «Декларацию о союзническом взаимодействии», но своими действиями как в регионе Южного Кавказа, так и в вопросе поддержки Украины открыто играет против интересов России. Как заметил в этой связи экс-президент Армении Роберт Кочарян в сентябре 2020 г., «пульт» управления антироссийскими настроениями в Армении находится в руках Ильхама Алиева.

Остается открытым вопрос, как армянское общество отреагирует на мирный договор, в котором Арцах официально будет признан Ереваном частью Азербайджана. Сегодня, согласно соцопросам, подавляющая часть общества против Арцаха в составе Азербайджана. В этой связи неслучайно, что армянские власти пытаются заверить общество, что переговоры с Баку разворачиваются вокруг двухсторонних отношений, а не статуса Арцаха. При этом в последние месяцы армянская сторона избегает упоминания права Арцаха на самоопределение, говоря лишь об абстрактных правах и безопасности армянского населения НКР; а также упоминания термина «Республика Арцах».

Сейчас самым главным вопросом для Москвы является сохранение военного присутствия в регионе. Именно отказ Баку от закрепления в мирном соглашении пункта о долгосрочном пребывании российских миротворцев в Нагорном Карабахе является главным препятствием для подписания этого документа под эгидой Москвы. При этом без российских миротворцев армянскому населению Арцаха грозит этническая чистка, а в случае их ухода Азербайджан не допустит их замены на миротворцев из других стран. В свою очередь, России необходимо сохранить армянское население региона, поскольку вопрос его физической безопасности — главное обоснование необходимости продолжения миссии российских миротворцев в Карабахе и важный козырь в переговорах с Азербайджаном и в международных структурах.

Если раньше в Москве были озабочены лишь вопросом продолжения российского военного присутствия в Нагорном Карабахе, то сейчас под угрозой оказалось и военное присутствие в Армении. Ведь в случае урегулирования отношений Еревана с Баку и Анкарой за счет сдачи Нагорного Карабаха в армянском обществе возникнет вопрос целесообразности дальнейшего пребывания в Армении российской военной базы и пограничников. Саму Россию окончательное закрытие карабахского вопроса лишит самого серьезного рычага влияния на политику Азербайджана. И именно поэтому Запад так активен в переговорном процессе. В свою очередь, Азербайджан будет шантажировать Россию готовностью подписать мирное соглашение с Арменией под эгидой Запада с окончательным определением статуса Нагорного Карабаха и еще большим сближением с Турцией, чтобы получить от Москвы более проазербайджанский план мирного соглашения.

Одновременно с этим даже в случае разблокирования Лачинского коридора в ближайшее время в результате уступок армянской стороны Азербайджан регулярно будет вновь перекрывать дорогу и энергоснабжение Арцаха, идти на провокации и инциденты, чтобы вынудить армянское население покинуть Нагорный Карабах. Баку будет делать это для окончательного закрытия «карабахского вопроса» и недопущения возможности сохранения в регионе российских миротворцев под предлогом необходимости защиты армянского населения.

В сложившейся ситуации Россия будет пытаться сохранить статус-кво в регионе, понимая, что ее ресурсы для жестких шагов и должной реакции на действия Азербайджана, Турции и даже армянских властей, представляющих угрозы ее долгосрочным интересам в регионе, ограничены. Можно предположить, что Москва планирует заняться Южным Кавказом после завершения боевых действий на Украине. Ведь в случае победы Россия будет выступать в регионе (да и в целом на постсоветском пространстве) с совершенно других позиций. Вопрос лишь в том, дадут ли Запад и Азербайджан с Турцией России даже теоретическую возможность вернуться в регион после СВО на Украине и повернуть вспять разворачивающиеся сегодня негативные для Москвы процессы.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся