Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Василий Кашин

К.полит.н., директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД

12 июля 2016 г. Международный суд в Гааге удовлетворил иск филиппинских властей и постановил, что КНР не имеет «исторического права» на спорные территории в Южно-Китайском море. Власти Китая, в свою очередь, решение суда не признали и выполнять его не намерены. Стоит ли ожидать нарастания напряженности в регионе, или Китай и Филиппины смогут договориться о компромиссе?

12 июля 2016 г. Международный суд в Гааге удовлетворил иск филиппинских властей и постановил, что КНР не имеет «исторического права» на спорные территории в Южно-Китайском море. Власти Китая, в свою очередь, решение суда не признали и выполнять его не намерены. Стоит ли ожидать нарастания напряженности в регионе, или Китай и Филиппины смогут договориться о компромиссе?

Решение международного суда в Гааге по иску Филиппин, успешно оспоривших китайские притязания на акваторию Южно-Китайского моря, несомненно, осложнит положение КНР в Юго-Восточной Азии. Оно приведет к усилению давления США и Японии на Китай под предлогом «соблюдения международного права». Следствием этого может стать рост американской и китайской военной активности в регионе. Это, в свою очередь, вызовет нарастание напряженности, в том числе повысит вероятность возникновения вооруженного конфликта.

В то же время решение суда может и открыть пути для разрешения территориальных споров в Южно-Китайском море на основе компромисса. Президент Филиппин Родриго Дутерте уже не раз ясно давал понять, что намерен использовать решение суда в качестве отправной точки для нового раунда переговоров с Пекином. Его готовность к диалогу с КНР уже вызвала определенную обеспокоенность у Токио и Вашингтона. Филиппины ждали решения суда, чтобы начать торг на максимально выгодных условиях.

Reuters

Переговоры, которые Р. Дутерте после решения суда сможет вести с позиций силы, потенциально сулят Филиппинам огромные выгоды: для китайцев, очевидно, сейчас лучше просто «купить» выход из невыгодного политического положения. Р. Дутерте еще на этапе своей предвыборной кампании указывал на готовность обменять уступки по проблеме Южно-Китайского моря на банальные инфраструктурные инвестиции. Он обещал, что если Китай решится за шестилетний срок построить на Филиппинах железные дороги, то он «замолчит» по поводу морского территориального спора.

Такая позиция естественна и логична для популистского политика, опирающегося на поддержку бедной, непривилегированной части населения. Вместо затяжной, бесперспективной и затратной (учитывая роль китайской экономики в регионе) борьбы с Китаем за бесполезные рифы и скалы с весьма скромным объемом доказанных ресурсов Р. Дутерте после решения суда может добиться от китайцев весьма крупных экономических уступок. Это позволит создать новые производства, расширить многочисленные узкие места филиппинской инфраструктуры и обеспечить политическое будущее президента.

Китайцы подают сигналы о своей готовности к торгу. Однако итогом любого компромисса будет усиление стратегических позиций КНР в Юго-Восточной Азии и рост китайского влияния на страны АСЕАН в обмен на всего лишь деньги, в чем не заинтересованы ни США, ни Япония. Учитывая нестабильный характер филиппинской внутренней политики и ее открытость внешнему влиянию, нельзя исключать, что переговорный процесс будет сорван или примет затяжной характер.

В целом Филиппины и в еще большей степени другие страны АСЕАН, включая Вьетнам, не нацелены на то, чтобы загнать китайцев в угол или заставить их в одностороннем порядке отказаться от своих притязаний и позиций в отношении Южно-Китайского моря — они слишком хорошо понимают, что это невозможно. Политика стран — членов АСЕАН состоит в постоянном маневрировании между великими державами и торге. Необратимая конфронтация с одной сверхдержавой означает полную зависимость от другой, и это их пугает. Они не доверяют Соединенным Штатам почти в той же степени, что и Китаю.

Эта закономерность касается даже формальных союзников США в регионе. Достаточно посмотреть на заявление МИД Сингапура после решения суда, где не содержится и намека на поддержку позиции одной из сторон. Исключение составляют беднейшие страны альянса, такие как Камбоджа и Лаос, попавшие под определяющее китайское влияние, и этот фактор отражается на способности АСЕАН к проведению последовательной политики.

США и Япония заинтересованы в том, чтобы использовать решения суда для изоляции КНР и ослабить тем самым китайское влияние в регионе, а также сформировать единый, относительно спаянный блок стран, противостоящий китайской «агрессии и нарушениям международного права», примерно по тому же образцу, как это было проделано в Европе в отношении России. Таким образом, сейчас решается не вопрос обладания рифами, скалами и правами на окружающую акваторию, а вопрос места Китая в региональной политике.

Слишком поспешные, жесткие, необдуманные шаги могут привести Китай к изоляции. С другой стороны, демонстрация слабости перед лицом американского давления может иметь еще более губительные последствия. К ослаблению авторитета в регионе добавится уничтожение репутации китайского правительства в глазах собственного населения. Решение суда и сопутствующие действия США уже вызвали рост патриотических и националистических настроений среди китайцев. Китайские интернет-цензоры вынуждены заняться непривычным делом — удалением из социальных сетей призывов к войне.

Китай должен будет, с одной стороны, демонстрировать готовность к диалогу с соседями по региону, а с другой — подчеркивать свою силу, решимость и готовность при необходимости идти до конца. Именно этой цели служили крупные военные учения в Южно-Китайском море, продолжавшиеся несколько дней и завершившиеся в понедельник накануне объявления решения гаагского арбитража. В учениях с боевой стрельбой участвовали авиация, надводные корабли, подводные лодки и береговые ракетные части. Китай в полной мере продемонстрировал свой мощный боевой потенциал в данном районе. Демонстрации твердости позиции служат и жесткие заявления китайского правительства после решения суда. Вполне возможно, что Китай реализует свое обещание и создаст в ближайшее время идентификационную зону ПВО в Южно-Китайском море, подобно тому, как это было сделано в Восточно-Китайском море.

Конфликт не входит в планы ни одной из сторон, но ситуация опасна. Слишком активное американское «патрулирование по обеспечению свободы судоходства», в особенности попытки летать прямо над китайскими островами или войти в 12-мильную зону вокруг них вполне могут привести к вооруженному инциденту. Это реальная угроза, на которую в той или иной степени придется реагировать всем. Отсидеться в стороне не получится.

Россия занимает вполне разумную и рациональную позицию по спорам в Южно-Китайском море. Не поддерживая притязания ни одной из сторон, Россия призывает их решить споры в ходе мирных переговоров, избегая интернационализации конфликта. Тщательно соблюдаемый нейтралитет не касается, однако, деятельности США в рамках конфликта. Россия прямо критикует вмешательство в конфликт внерегиональных держав, обвиняя их в росте напряженности в регионе. Заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой, сделанное в четверг, также следует данной линии. В нем содержатся указания на необходимость проявлять сдержанность, разрешать спор путем переговоров и консультаций вовлеченных сторон с уважением к международному праву. В то же время, в заявлении указывается на контрпродуктивность вмешательства в ситуацию внерегиональных сил. При этом Россия уходит от правовых оценок решения арбитражного суда. Вероятно, такая позиция сохранится и в дальнейшем. Возможно лишь, что в случае дальнейшей активизации внерегиональных сил критика их роли со стороны России также будет усилена.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся