Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Дривас

К.полит.н., координатор проекта «Греция, Кипр, Египет и Израиль: возможности и ограничения средиземноморской коалиции», Институт международных отношений, Афины

12 июля 2015 г. затянувшийся почти на полгода переговорный процесс завершился довольно странным результатом. Проследив динамику развития проблем (Греция — Евросоюз), можно заключить, что предложенную «третью программу по Греции» невозможно считать реалистичным планом действий. Всем сторонам, заинтересованным в выходе из этой ситуации, имеет смысл сосредоточиться на изменении подхода к решению проблемы. А простым гражданам лишь остается ждать, когда на Германию будет оказано давление.

12 июля 2015 г. затянувшийся почти на полгода переговорный процесс завершился довольно странным результатом. Почему «странным»? Во-первых, дело в тексте, который предстоит подписать парламентам стран ЕС. Этот документ – вовсе не финал драмы, разыгравшейся между Грецией и кредиторами. Напротив, для Греции, Германии и Европы в целом – это скорее некое новое начало. В качестве второй причины можно назвать сам процесс переговоров. ЕС позиционирует себя как одна большая семья, однако в данном случае факт угроз и шантажа был слишком очевиден. Впрочем, наша цель сейчас —поиск ответов на несколько иные вопросы. Какие реалии отражает этот документ? Можно ли уже сейчас предсказать его будущее? Есть ли в этой истории победитель или проигравший?

Ящик Пандоры открыт

Греческий экономический кризис длится уже шесть лет. Седьмому году не суждено принести перемен. С самого начала греческий сюжет развивался по абсолютно неудачному сценарию. Группы технических экспертов, сформированные для анализа «серых дней» 2009—2010 гг. в интересах МВФ, обнаружили, что колоссальные займы, предусмотренные Меморандумом I и Меморандумом II, имели целью защитить долговые инструменты Германии и Франции. Нет ни малейшего сомнения в том, что проект Еврозоны весьма слаб. Кроме того, лидеры стран еврозоны не сумели предусмотреть и предотвратить сложности, сопряженные с наличием в зоне евро членов, испытывающих серьезные структурные проблемы, — таких, как, например, Греция.

Итак, первый несомненный факт, говорящий сам за себя, — это полный провал проекта еврозоны и процесса унификации стран ЕС в целом. Эти проблемы отражаются в четком разделении, имеющем сегодня место в еврогруппе. Грецию поддерживают Франция, Кипр и Италия. Страны Балтии, Словения, Нидерланды и Словакия разделяют позицию Берлина. Таким образом, греческий вопрос заморозил процесс унификации стран ЕС. Все вышеперечисленное подводит нас к выводу о том, что евроскептицизм — это не некая теоретическая конструкция. Это настоящее и будущее европейской реальности. Можно ли было отделять финансово-экономические проблемы от социально-политических процессов? Так кто же во всем этом виноват? Коррумпированная Греция? Разумеется, нет.

Германия играет в открытую

REUTERS/Christian Hartmann
Юрий Квашнин:
Увертюра к трагедии

Вопреки позиции Брюсселя и Берлина, греческая проблема (как, впрочем, и все проблемы еврозоны, связанные с долгами) отнюдь не ограничивается технической и финансовой составляющими. Это чистая политика. Результаты греческого референдума продемонстрировали, что основной аспект конфликта между еврозоной и Грецией — политический. Главная цель Берлина — не допустить соглашения с Грецией, это очевидно. Берлин поставил перед собой задачу аннулировать результат греческих выборов, состоявшихся 25 января.

Даже при беглом анализе документа, представляющего третью программу, бросается в глаза важнейший момент: планы создания нового фонда, на который будет возложена функция продажи греческих активов. Формирование такого рода программы, которой Греция будет обязана следовать, имеет единственную цель – наказать Грецию за попытки изменить условия и средства их выполнения. Вторым аспектом берлинской стратегии стало получение дополнительных преимуществ от подобного «экономического наказания». Оно заключается в цепной реакции страха, внушаемого другим странам, — таким как Португалия, Италия, Испания, даже Франция: именно этот страх должен лечь в основу гегемонии Германии в ЕС. Однако эта стратегия может иметь негативные последствия для самой Германии.

Экономисты и инвесторы со всего мира уже испытывают значительное разочарование по поводу проекта еврозоны. Германия продемонстрировала, что не располагает потенциалом, необходимым для решения внутренних (в рамках Евросоюза) проблем. Зреют вопросы и к самой идее еврозоны. Президент Франции уже признал необходимость ее реставрации. Понятно, что Франция поддержала Грецию по той простой причине, что дальнейшее укрепление позиций Германии будет означать реализацию программ жесткой экономии. В конечном итоге Германии не удалось утвердиться в статусе ответственного лидера еврозоны. Если же вернуться к экономическому аспекту, возникает вопрос: кто будет инвестировать средства в валютный союз со столь сомнительным будущим? Германия добилась победы над Грецией, но эта победа обернется поражением самого Берлина.

Будущее Греции

REUTERS / Alkis Konstantinidis
Александр Дривас, Михаил Диаконтонис:
Переговорный тупик, новая Европа
и греческая драма

Непростая греческая проблема уже продемонстрировала всю меру безответственности европейских кредиторов. Кроме того, Греции пришлось столкнуться с серьезными внутриэкономическими сложностями. Однако греческое правительство — невзирая на давление со стороны Германии, стремящейся отправить его в отставку, — намерено ценой необходимых преобразований добиться изменений, отвечающих интересам Греции, — в рамках еврозоны или вне этой структуры.

Да будет известно правительству Германии, что обеспечение реальных предпосылок экономического роста невозможно без списания значительной части греческого долга. Как назвать такую процедуру: «стрижкой» (haircut) или каким-либо иным словом — решать кредиторам. Суть греческого вопроса целиком и полностью лежит в области политики. Структура греческого правительства — временная, и премьер-министр не пользуется поддержкой партии СИРИЗА. Партии, приходившие к власти ранее, имеют весьма низкие рейтинги популярности, и вероятность того, что Греция окажется в состоянии реализовать третью программу, крайне мала. Дело здесь даже не в политических партиях: сами предлагаемые меры носят исключительно пагубный характер, а некоторые из них могут просто парализовать экономическую деятельность Греции.

Проследив динамику развития этих проблем (Греция — Евросоюз), можно заключить, что программу, включающую такие меры, невозможно считать реалистичным планом действий. Всем сторонам, заинтересованным в выходе из этой ситуации, — как на национальном, так и на международном уровне (США, России, Великобритании, Франции, Италии, МВФ, ЕЦБ, ООН) — имеет смысл сосредоточиться на изменении подхода к решению проблемы. А простым гражданам лишь остается ждать, когда на Германию будет оказано давление, необходимое для того, чтобы так называемая «третья программа по Греции» стала более гибкой.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся