Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Камкин

К.филос.н., в.н.с. Центра германских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД

12 февраля члены Федерального собрания Германии проголосовали за избрание бывшего министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера на пост президента Германии. Следующие четыре года должность федерального президента ФРГ будет занимать политик, который запомнился на своем посту не только приверженностью «реальной политике», что выражалось в его отношении к антироссийским санкциям, Минскому процессу и трансатлантическим отношениям, но и высоким профессионализмом и приверженностью коалиционной дисциплине. Что означает избрание социал-демократа Ф.-В. Штайнмайера для ситуации перед выборами в Бундестаг?

12 февраля члены Федерального собрания Германии проголосовали за избрание бывшего министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера на пост президента Германии. Следующие четыре года должность федерального президента ФРГ будет занимать политик, который запомнился на своем посту не только приверженностью «реальной политике», что выражалось в его отношении к антироссийским санкциям, Минскому процессу и трансатлантическим отношениям, но и высоким профессионализмом и приверженностью коалиционной дисциплине. Что означает избрание социал-демократа Ф.-В. Штайнмайера для ситуации перед выборами в Бундестаг?

12 февраля 2017 г. в ФРГ прошли выборы федерального президента, номинального главы государства, обладающего, однако, крайне малой реальной властью. Данная должность является высшей в стране, но федеральный президент — в большей степени декоративная фигура, реальными властными полномочиями обладает федеральный канцлер. При этом следует отметить, что должность президента очень почетна, ее занимают лица, ранее отметившиеся на высоких правительственных постах. Особенность выборов федерального президента заключается в том, что его, так же как и федерального канцлера, выбирают не напрямую граждане Германии, а члены Федерального собрания (1260 человек).

За нового президента был отдан 931 голос, при том что для успеха выборов Ф.-В. Штайнмайеру было бы достаточно заручиться поддержкой 631 представителя Федерального собрания. О степени популярности кандидатуры Ф.-В. Штайнмайера говорит соотношение голосов, отданных за других депутатов. Так, на втором месте находится депутат от партии «Левая» К. Буттервегге (128 голосов), на третьем — кандидат от «Альтернативы для Германии» А. Глазер (42 голоса). Примечательно, что партия «Христианско-демократический союз Германии» (ХДС) не выставила своего кандидата на пост президента. Причина, возможно, кроется в том, что проигрыш кандидата от партии А. Меркель добавил бы еще больше негатива к и без того низким рейтингам партии А. Меркель. Помимо этого, в ФРГ Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и ХДС сегодня входят в правящую коалицию, поэтому соперничество двух кандидатов от двух партий-партнеров могло выглядеть знаком низкого взаимного доверия и готовности продолжать сотрудничество. Поэтому в ходе голосования в Федеральном собрании консерваторы поддержали кандидатуру Ф.-В. Штайнмайера.

Сложно сказать, было ли его выдвижение на номинальную, пусть и почетную должность федерального президента попыткой А. Меркель подстраховаться от потенциального соперника.

Рассмотрим вкратце процедуру выборов федерального президента. Выборы регламентируются статьей 54 Основного закона для ФРГ и Законом о выборах федерального президента Федеральным собранием. Данный орган представляет собой непостоянный конституционный орган ФРГ, который собирается специально для выборов первого лица государства. 12 февраля 2017 г. прошла 16-я ассамблея Федерального собрания. В его работе принимают участие депутаты Бундестага, а также земельных парламентов (ландтагов, Палаты депутатов Берлина, Гамбурга и Бремена). Этим обусловлено участие в выборах кандидата от правопопулистской «Альтернативы для Германии», которая пока еще не представлена в федеральном парламенте страны, но уже работает в ландтагах нескольких федеральных земель.

Примечательно, что в работе Федерального собрания участвуют не все депутаты земельных парламентов. Количество народных избранников от каждого ландтага зависит от численности населения данной федеральной земли, причем в учет берется только численность граждан ФРГ, беженцы и иностранцы в расчет не принимаются. Поэтому доля депутатов от ландтагов Баварии, Северного Рейна-Вестфалии существенно выше, чем количество депутатов от Мекленбурга-Передней Померании или Шлезвиг-Гольштейна. Федеральное правительство перед выборами обнародует количество участвующих в выборах депутатов от каждой земли. Депутаты земельных парламентов, участвующие в работе Федерального собрания, выбираются сначала ландтагами согласно соответствующим спискам. Каждый депутат Федерального собрания имеет один голос.

Таким образом, следующие четыре года должность федерального президента ФРГ будет занимать бывший министр иностранных дел, который запомнился на своем посту не только приверженностью «реальной политике», что выражалось в его отношении к антироссийским санкциям, Минскому процессу и трансатлантическим отношениям, но и высоким профессионализмом и приверженностью коалиционной дисциплине. Кстати, именно в связи с уходом Ф.-В. Штайнмайера некоторые немецкие СМИ поставили вопрос о крахе политики ЕС в отношении конфликта на Украине и о необходимости нового подхода к реализации Минских соглашений. В отличие от лидера баварской партии «Христианско-социальный союз» (ХСС) Х. Зеехофера, порой открыто выражавшего несогласие с А. Меркель по миграционному вопросу, Ф.-В. Штайнмайер старался избегать открытой конфронтации с партнерами по коалиции. До выдвижения его кандидатуры на пост федерального президента многие выражали мнение, что он может стать достойным соперником А. Меркель на выборах федерального канцлера. Сложно сказать, было ли его выдвижение на номинальную, пусть и почетную должность федерального президента попыткой А. Меркель подстраховаться от потенциального соперника. Некоторые политологи говорят об отсутствии у Ф.-В. Штайнмайера амбиций занять канцлерский пост. С другой стороны, должность федерального президента для многих немецких политиков означала венец и одновременно окончание их политической карьеры. Ф.-В. Штайнмайер относительно молод, чтобы сходить с политического небосклона, поэтому есть шанс увидеть его и в других должностях. В любом случае политиков такого уровня и веса не так много не немецком политическом олимпе.

Если всерьез рассматривать перспективу формирования после выборов в Бундестаг осенью 2017 г. «красно-красно-зеленой» коалиции, можно говорить о глобальном наступлении социал-демократов на всех направлениях.

Не так давно официальным претендентом на пост федерального канцлера от СДПГ был утвержден Мартин Шульц, бывший спикер Европарламента, абсолютно серый и непримечательный технократ из Брюсселя. Однако даже появление такого плоского, но нового политика вдохнуло второе дыхание в СДПГ, которая сразу начала набирать популярность. Теперь у политической долгожительницы А. Меркель появился новый соперник, и никто не может гарантировать ее четвертый срок. Более того, некоторые политологи, в частности А. Пушков, уже поспешили выразить мнение, что и само избрание Ф.-В. Штайнмайера — также один из сигналов о закате эпохи А. Меркель. Безусловно, избрание Ф.-В. Штайнмайера на столь высокий пост — также сигнал электорату СДПГ, притягивающий внимание к этой политической силе. Если всерьез рассматривать перспективу формирования после выборов в Бундестаг осенью 2017 г. «красно-красно-зеленой» коалиции, можно говорить о глобальном наступлении социал-демократов на всех направлениях. Важно отметить, что при любом раскладе выборов в Бундестаг фигура Ф.-В. Штайнмайера остается положительной в восприятии как внутри Германии, так и за ее пределами, что служит гарантом его политического долгожительства и конструктивного вектора немецкой внешней политики.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся