Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Евгения Обичкина

Д.и.н., профессор, каф. международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Вечером 29 ноября 2014 года во Франции стали известны результаты выборов нового председателя ведущей партии правого спектра Союза за народное движение (СНД). После значительного перерыва им вновь стал бывший президент Франции (2007-2012) Николя Саркози, заручившийся 64,5% голосов однопартийцев.

Вечером 29 ноября 2014 года во Франции стали известны результаты выборов нового председателя ведущей партии правого спектра Союза за народное движение (СНД). После значительного перерыва им вновь стал бывший президент Франции (2007-2012) Николя Саркози, заручившийся 64,5% голосов однопартийцев.

Победа достаточно убедительная, особенно в сравнении с результатами предыдущих выборов председателя, в которых Н. Саркози не участвовал. Тогда два претендента Франсуа Фийон и Жан-Франсуа Копэ практически поделили голоса избирателей, что привело к затяжному кризису внутри партии, поскольку ни один не хотел признать своего поражения. В то же время, в 2004 г., когда Н. Саркози впервые избирался на пост председателя СНД, он получил гораздо более внушительное большинство в 89,09%. Готовясь к этим выборам, Н. Саркози заявил, что результат в 75% позволил бы ему вернуться в большую политику победителем, 55% – показал бы, что возвращение не удалось, а средний результат в 65% – что «предстоит ещё поработать» [1]. Действительно, пост председателя партии и победа на партийных выборах над двумя соперниками – депутатом от департамента Ер Брюно ле Мэром, которого поддерживают около 60-ти депутатов правого сектора в Национальном собрании, и Эрве Маритоном – наиболее либеральным из соперников – стратегически важны, но они не решают, будет ли успешным выдвижение Н. Саркози кандидатом от республиканских правых на президентских выборах 2017 г. Окончательно кандидат определится после проведения первичных выборов в 2016 г., т.е. через 18 месяцев, и здесь соперником Саркози может стать его однопартиец Ален Жюппе [2]. По настоянию А.Жюппе и Ф.Фийона – двух влиятельных оппонентов Н. Саркози внутри СНД, предстоящие первичные выборы будут открытыми и пройдут в интернет-режиме. В них смогут принять участие не только члены СНД, большинство которых готовы поддержать Н. Саркози, а все симпатизирующие правым республиканцам. Настаивая на открытых праймериз, А.Жюппе ратует за объединение широкого спектра правых и центристских партий и движений, поскольку раздробление их сил может помешать им пройти во второй тур президентских выборов 2017 г. Для А. Жюппе Н. Саркози – спорная фигура, поскольку среди сторонников правого центра (из СФД – Союза за французскую демократию), готового к предвыборной коалиции с СНД, существует внушительная группа избирателей, испытывающих острую неприязнь к личности бывшего президента. В частности, лидер СФД Ф.Бейру заранее выразил своё уважение А.Жюппе, но отказался поддержать Н. Саркози.

REUTERS/Regis Duvignau
Наличие сильного альтернативного
кандидата в лице А.Жюппе –
свидетельство большого политического
потенциала правых республиканцев.
Но возможная дуэль Н. Саркози и А. Жюппе
грозит расколоть правых в преддверии
выборов.

Наличие сильного альтернативного кандидата в лице А.Жюппе – свидетельство большого политического потенциала правых республиканцев. Но возможная дуэль Н. Саркози и А. Жюппе грозит расколоть правых в преддверии выборов. Как и в 1995 г., когда в борьбе за пост президента столкнулись члены одной партии – Ж.Ширак и Э.Балладюр, речь идёт не об идейном соперничестве, а о столкновении двух сильных личностей, двух темпераментов, представляющих разные стили в политике [3]. А. Жюппе тяготеет к правому центру, это фигура степенная, олицетворяющая рассудительность и опыт. Долгое время он занимал пост мэра большого и процветающего Бордо, а в первые годы президентства Ж.Ширака возглавлял кабинет министров (1995-1997).

Н. Саркози с его взрывным темпераментом, чрезмерной активностью и вездесущностью, обладает важным ресурсом – партийным аппаратом СНД. Ресурс А. Жюппе – умеренные и либеральные правые, желающие видеть во главе страны президента-арбитра, мудреца, отличного от импульсивного Н. Саркози. А. Жюппе и Н. Саркози изначально принадлежали к двум разным командам внутри неоголлистской партии: Н. Саркози – балладюрист, А. Жюппе был правой рукой Ж.Ширака и взял на себя груз ответственности в финансовом скандале вокруг нецелевого использования средств в мэрии Парижа, когда её возглавлял Ж.Ширак. А. Жюппе и Н. Саркози знакомы больше 30 лет, но они никогда не были друзьями. Между тем в последние годы президентства Н. Саркози они прекрасно сотрудничали: А. Жюппе был министром обороны, затем иностранных дел в правительстве Ф. Фийона.

Второй фактор, от которого будут зависеть электоральные шансы Н. Саркози – степень падения авторитета социалистов и дезинтеграции левых сил и рост популярности Национального Фронта. Прогрессирующие успехи ультраправых в последние годы, особенно на фоне крайне неблагоприятной экономической конъюнктуры кризиса, заставляют вспомнить о драматической интриге выборов 2002 г., когда во второй тур наряду с президентом Ж.Шираком прошёл лидер Национального Фронта Ж.-М. Ле Пен. Исследование настроений избирателей, симпатизирующих Н. Саркози и двум его соперникам в борьбе за председательство СНД, показали, что пропасть, прежде разделявшая сторонников правых республиканцев и ультраправых из НФ, уже не так глубока. По самым чувствительным вопросам их позиции сближаются.

Исследование настроений избирателей, симпатизирующих Н. Саркози и двум его соперникам в борьбе за председательство СНД, показали, что пропасть, прежде разделявшая сторонников правых республиканцев и ультраправых из НФ, уже не так глубока.

В частности, 86% симпатизирующих Н. Саркози, вполне в духе адептов Ж.-М. Ле Пен, считают, что во Франции «слишком много иммигрантов»; только для 53% главная ценность – свобода; менее половины (48 %) положительно относятся к членству Франции в ЕС и для незначительного большинства (57%) глобализация – шанс, а не беда для Франции. Только 8% питают доверие к политическим партиям что, скорее всего, означает, что они делают ставку на лидера, на личность, а не на идеи и ценности. Для 74% идеологический раскол на левых и правых не столь важен, как результат их политики. Особого интереса заслуживает тот факт, что среди симпатизирующих трём кандидатам на выборах председателя партии, голосовавшие за Н. Саркози, наименее политически развиты: лишь 52% заявили, что политика для них приоритет (для адептов Ле Мэра и Маритона 69% и 72% соответственно). Показательно также отношение опрошенных к политическим соперникам СНД. Среди сторонников Н. Саркози 24% признали, что «ценят» центриста, либерала Ф.Байру, но 38% - что считают сильной фигурой Марин Ле Пен. Н. Саркози чувствует своего избирателя. В борьбе за президентство в 2007 г., так же как в своей деятельности на посту министра внутренних дел и в качестве президента он брал на вооружение идеи и методы, близкие ультра правым. Национальный Фронт в последние 10 лет – важный фактор формирования предвыборных программ и политической практики республиканских правых, корректирующих собственную программу таким образом, чтобы она отвечала чаяньям потенциальных избирателей НФ.

Политическая программа, с которой Н. Саркози возвращается на первый план французской политики, пока определена в общих чертах и к выборам, безусловно, будет корректироваться в интересах создания широкой электоральной базы. Пока новый/старый председатель СНД выдвинул несколько ярких идей, созвучных «больным» общественным вопросам, вызвавшим в правом лагере острую оппозицию политике правительства социалистов.

www.cer.org.uk
Н. Саркози делает ставку на консолидацию
франко-германского ядра ЕС, на ускоренную
и усиленную политическую и экономическую
интеграцию Франции и Германии

Одним из центральных пунктов программы Франсуа Олланда, направленной на расширение гражданских свобод, стал закон, получивший имя его инициатора – министра юстиции Кр. Тобира, разрешающий гомосексуальным парам жениться и заводить детей. Несмотря на то, что среди опрошенных сторонников Н. Саркози гомосексуальные браки поддерживают только 44%, Н. Саркози заявил о своей поддержке самой идеи браков гомосексуальных пар и усыновления ими детей, но выступил за отмену закона и замену его новым текстом, который бы более внятно и чётко исключал для них использование ЭКО и суррогатного материнства. Его соперники в борьбе за председательство СНД разделяют мнение о необходимости возвращения к обсуждению этого вопроса: большинство депутатов от правых выступали против его принятия. Этве Маритон высказался против браков и усыновлений однополыми парами, предложив создать взамен брака эквивалентный статус «гражданского союза», но без права усыновления, а либеральный Ле Мэр – за разрешение браков, но запрещение суррогатного материнства для женских гомосексуальных пар. Осторожность в этом вопросе продиктована принципиальным соображением: французское общество с недоверием относится к политикам, стремящимся отобрать уже завоёванные свободы.

В части экономической программы в партии не существует расхождений: все кандидаты согласились с программой, озвученной Н. Саркози. Она предусматривает: сокращение государственных расходов и числа чиновников; продление пенсионного возраста. 35-тичасовую рабочую неделю, тормозящую экономический рост, отменить невозможно, но с первого президентства Н. Саркози взял курс на то, чтобы поощрять французов больше работать, чтобы больше получать и разработать более гибкое трудовое законодательство. Для эффективного административного управления Н. Саркози предлагает брать пример с частного сектора.

В части экономической программы в партии не существует расхождений: все кандидаты согласились с программой, озвученной Н. Саркози.

Внешнеполитические вопросы обычно не стоят среди приоритетных при выборе председателя оппозиционной партии. Исключение составляют проблемы евроинтеграции, вросшей в ткань французской общественно-экономической жизни. Франция – один из основных доноров ЕС и многое сделала для преодоления кризиса евро, но обязывающие условия Брюсселя по приведению бюджета Франции в соответствие с маастрихтскими критериями (дефицит не более 3%) в обстановке нулевого экономического роста и кризиса занятости дорого обходятся правительству в момент принятия бюджета, вызывают серьёзное недовольство плодами европейской интеграции. Н. Саркози делает ставку на консолидацию франко-германского ядра ЕС, на ускоренную и усиленную политическую и экономическую интеграцию Франции и Германии с последующим присоединением к ней других государств, возвратившись тем самым к прежней идее разноскоростной интеграции, которую Ж.Ширак предлагал перед «большим» расширением ЕС. Другой серьёзный вызов – неконтролируемая Францией усиливающаяся иммиграция из неблагополучных стран Средиземноморья и Африки, а также из Восточной Европы через соседние страны Шенгенской зоны. Н. Саркози предложил выход Франции из Шенгенской зоны и строгое квотирование иммиграции.

Россию не может не интересовать вопрос о перспективах российско-французских отношений в случае победы Н. Саркози на будущих президентских выборах. Притом, что об этом можно говорить пока только в условном наклонении, думается, что большей частью возможные позитивные изменения будут зависеть от перспектив изменения международного климата в Европе. Не стоит забывать, что нынешний кризис в отношениях России с Западом следует логике, прямо противоположной той, к которой пытался их повернуть Н. Саркози, призывая «перевернуть страницу холодной войны в отношениях с Россией». Сегодня такая позиция плохо принята во французском политическом классе и в кругах, формирующих общественное мнение.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся