Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.29)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Алла Левченко

Политолог-международник, редактор журнала «Russian Journal of Cultural Studies and Communication» МГИМО МИД России

Процессы евразийской интеграции, прежде всего, нацелены на интенсификацию торгово-экономического взаимодействия между государствами-участниками, при этом без внимания не остаются и социально-гуманитарные аспекты сотрудничества. В частности, вопросы образовательных контактов, академической мобильности и научно-исследовательской кооперации начинают рассматриваться в качестве драйверов интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Евразийский союз), способных придать ему нормативное и социальное измерения. Однако на этом пути кроется немало проблем и препятствий, некоторые из которых могут серьезно осложнить реализацию намеченных проектов и планов. Несмотря на это, сложившиеся международные условия, которые оказали определенное воздействие на российскую национальную систему образования, заставляют по-новому взглянуть на «евразийское» направление образовательного сотрудничества и даже придать ему новые смыслы.

Принципы и механизмы выстраивания долгосрочных процессов взаимодействия в рамках интеграционного объединения отличаются тем, что должны по возможности включать участников из всех государств — членов союза, быть нормативно определенными, иметь зафиксированную институциональную форму. В «Стратегии — 2025» ЕАЭС научно-образовательное сотрудничество выделяется в качестве одного из стратегических направлений развития Союза, что создает для заинтересованных участников этих процессов некие стратегические ориентиры при формулировании конкретных предложений и реализации инициатив.

Существующие диспропорции в студенческой мобильности между странами Евразийского союза не вполне способствуют формированию многостороннего процесса академического сотрудничества. С целью преодоления перекоса потоков академической миграции в сторону России очевидным становится стимулирование исходящей студенческой мобильности в государства-партнеры по ЕАЭС, что также становится актуальным в связи с изменением географических направлений академической мобильности сегодня. Университеты уже активно подключились к этой работе, которая будет заключаться в создании и реализации новых совместных образовательных программ обмена, краткосрочных и долгосрочных стажировок и других мероприятий. Совершенно на новом уровне, вероятно, должна быть развернута просветительская и информационная кампания по привлечению студентов к участию в них. Причем важно помнить, что это двусторонний процесс, который требует активной включенности коллег из университетов принимающей стороны. Таким образом, на уровне образовательных учреждений необходима настройка системной институциональной, административной и информационной поддержки студентов, участвующих в программах академической мобильности.

Представляется целесообразным не допускать чрезмерной идеологизации образовательного сотрудничества. Вероятно, более приемлемым был бы прагматический подход, направленный на эффективную реализацию конкретных научно-образовательных программ, проводимых в духе взаимоуважения, межкультурного диалога и дружеского отношения молодежи стран Евразийского союза. В результате коммуникации и будут утверждаться общие ценности и мировозренческие установки.

Сегодня сложились объективные условия для активизации евразийской интеграции в сфере науки и образования, которая, вероятно, может столкнуться с определенными проблемами, но при этом не лишена и возможностей для достижения устойчивого прогресса.

Процессы евразийской интеграции, прежде всего, нацелены на интенсификацию торгово-экономического взаимодействия между государствами-участниками, при этом без внимания не остаются и социально-гуманитарные аспекты сотрудничества. В частности, вопросы образовательных контактов, академической мобильности и научно-исследовательской кооперации начинают рассматриваться в качестве драйверов интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, Евразийский союз), способных придать ему нормативное и социальное измерения. Однако на этом пути кроется немало проблем и препятствий, некоторые из которых могут серьезно осложнить реализацию намеченных проектов и планов. Несмотря на это, сложившиеся международные условия, которые оказали определенное воздействие на российскую национальную систему образования, заставляют по-новому взглянуть на «евразийское» направление образовательного сотрудничества и даже придать ему новые смыслы.

Образование в ЕАЭС: нормативно-правовая база и инициативы

В ЕАЭС практически отсутствует нормативно-правовая база для регулирования вопросов образовательного сотрудничества, поскольку изначально вопросы социально-гуманитарного характера были исключены из основной интеграционной повестки. В Договоре о создании ЕАЭС от 29 мая 2014 г. отмечается, что ЕЭАС — это «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью» (ст.1 Договора о ЕАЭС). Целями Союза являются создание благоприятных условий для развития экономик стран-членов, модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Казалось бы, что уже в предполагаемом осуществлении скоординированной политики в области трудовой миграции заложена необходимость в будущем решать вопросы подготовки профессиональных кадров, совместимости образовательных стандартов и компетенций, академической миграции. Именно в этом контексте и фигурирует тема образования в основополагающем документе ЕАЭС. Так, устанавливается, что в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов ЕАЭС без проведения процедур их признания, за исключением педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельности. Также упоминается о признании документов об ученых степенях и ученых званиях в соответствии с законодательством государства трудоустройства (ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Таким образом, вопросы науки и образования не отнесены к отдельной сфере сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС, которая бы получила нормативно-правовое определение и конкретные институциональные воплощения. При этом вполне очевидно, что заявленные цели имеют некоторое социально-гуманитарное измерение и их реализация становится практически невозможной без выстраивания целенаправленного конструктивного взаимодействия в научно-исследовательских и образовательных областях. Пусть пока они используются и в качестве вспомогательного механизма, но имеющего большой потенциал стать автономной, отчасти даже концептуально формирующей остальные треки евразийского сотрудничества областью совместной деятельности государств ЕАЭС.

Тем более что в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» («Стратегия — 2025») одним из таких направлений признается развитие сотрудничества в области образования и проведение совместных научно-исследовательских работ. В сфере образования предлагаются следующие меры: развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования; развитие дистанционного образования; проработка вопросов сближения квалификаций специалистов различных профессий; создание единой информационной системы; проведение анализа сопоставимости систем и программ образования государств-членов.

Позже, 5 апреля 2021 г., был утвержден План мероприятий по реализации стратегических направлений, в соответствии с которым в настоящее время ведется проработка этих вопросов и уже принимаются отдельные решения. Так, в 2022 г. ректоры ведущих вузов стран ЕАЭС подписали Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета (ЕСУ) для формирования безбарьерной среды в сфере образования. В него войдут образовательные учреждения России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Армении. В свою очередь, представители Евразийского банка развития (ЕАБР) упоминали об инициативе создания Программы академической мобильности имени Чокана Валиханова в рамках ЕАЭС с распределением затрат на обучение между вузом, семьей и государством. Следовало бы упомянуть, что страны-партнеры уже накопили определенный опыт участия в совместных образовательных проектах, например, в рамках Сетевого университета СНГ, Славянских университетов, двусторонних научно-образовательных мероприятий.

Очевидно, присутствует явная заинтересованность в развитии образовательных контактов, задаются вполне определенные ориентиры, направленные на более интенсивное взаимодействие в сфере науки и образования. Однако процесс реализации программы образовательной интеграции осложнен целым набором фундаментальных препятствий, которые могут в некоторой степени ограничить деятельность и инициативы учебно-образовательных учреждений.

Проблемы сотрудничества в области образования в ЕАЭС

В сфере образования в рамках евразийской интеграции наблюдается устойчивое стремление университетов, аналитических центров, экспертных сообществ к выстраиванию различных форм кооперации и усилению сотрудничества, что в дальнейшем может способствовать естественной выработке норм и практик поведения в этой области. В России в условиях действия международного санкционного режима, оказавшего влияние и на российскую систему образования, наблюдается определенная рост интереса и активизация деятельности на евразийском направлении. 2 июня 2022 г. на Съезде ректоров ведущих вузов России министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, говоря о направлениях академической мобильности, отметил: «…сегодня нам надо выстраивать мобильность и дать возможность двигаться студентам и в Юго-Восточную Азию, и в Латинскую Америку, и на пространстве ЕАЭС». В этих условиях можно предположить, что активность российских образовательных учреждений на евразийском направлении будет увеличиваться, создавая условия для консолидации государств-членов ЕАЭС. Тем не менее необходимо иметь в виду возможные вызовы и препятствия, которые могут осложнить сотрудничество в сфере образования.

Во-первых, вероятно, основополагающим вызовом евразийской интеграции в сфере образования остается отсутствие взаимопонимания и согласия между государствами-членами относительно целесообразности и необходимости включения этой сферы в интеграционную повестку на высшем уровне. Связано это, прежде всего, с тем, что образование — очень чувствительная область межгосударственного взаимодействия, поскольку заключает в себе и транслирует определенные смыслы, ценности и идеи. Вопросы концептуального наполнения образовательных программ, достижения совместимости национальных систем образования и выработки общих подходов могут вызвать непримиримые дискуссии среди государств-участников союза. Партнеры могут опасаться столкновения с утратой уникальных особенностей своих национальных программ образования в результате процессов стандартизации и унификации. Видимо, отчасти поэтому Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) пока стремится играть лишь координирующую роль в процессах научно-образовательного сотрудничества.

Во-вторых, существуют сугубо технические и формальные преграды в процессе полноценного взаимодействия в сфере образования, связанные с необходимостью проработки нормативно-правовых оснований сотрудничества, как было показано выше. Подобные проблемы отличаются тем, что могут быть достаточно быстро и эффективно решены, если на то будет политическая воля государств-членов Евразийского союза, а также включенность профильных министерств и негосударственных акторов из числа экспертного сообщества. Ранее предлагались идеи образовательной конвергенции на основе принципов Болонской системы, но не все страны ЕАЭС стали полноценными участниками этого процесса (Кыргызстан представлен отдельными вузами), а в России, в свою очередь, усматривают в ней существенные недостатки и нацелены на формирование национальной системы образования.

В-третьих, ЕАЭС по своему структурному типу является асимметричным объединением, в котором лидирующую роль объективно играет России. Сфера образования также становится иллюстрацией существующих дисбалансов. Так, Россия принимает количественно больше студентов из государств — членов ЕАЭС, чем ее партнеры. По доступным данным за 2020/2021 уч. г. в Россию для обучения в организациях высшего профессионального образования прибыли 61 462 студента из Казахстана, который стал лидером по количеству студентов из стран ЕАЭС; из Белоруссии — 10 509, из Кыргызстана — 7 493 и из Армении — 2 337 человек. Всего в 2020 г. входящая академическая мобильность в России составила 315 тыс. человек. Из чего следует, что доля обучающихся из стран ЕАЭС в 2020 г. в России составила около 26% от общего числа иностранных студентов. В свою очередь, из России больше всего студентов в 2020–2021 уч.г. отправилось в Кыргызстан (2 005), Армению (1 573), Беларусь (1 517), Казахстан (1 373). Причем в целом исходящая студенческая мобильность в 2020 г. составила 57 тыс. человек, что означает, что академическая миграция в страны Евразийского союза достигает около 11% от общего числа уехавших студентов. В этих условиях государства Евразийского союза могут испытывать беспокойство по поводу потери интеллектуального потенциала и возможной утечки квалифицированных кадров из страны. Таким образом, для успешной реализации совместных научно-образовательных проектов участникам предстоит найти эффективные решения существующих вызовов и проблем.

Возможности развития образовательного сотрудничества в ЕАЭС

Принципы и механизмы выстраивания долгосрочных процессов взаимодействия в рамках интеграционного объединения отличаются тем, что должны по возможности включать участников из всех государств — членов союза, быть нормативно определенными, иметь зафиксированную институциональную форму. В «Стратегии — 2025» ЕАЭС научно-образовательное сотрудничество выделяется в качестве одного из стратегических направлений развития Союза, что создает для заинтересованных участников этих процессов некие стратегические ориентиры при формулировании конкретных предложений и реализации инициатив. На первый взгляд может показаться, что этот процесс достаточно стихийный и эклектичный по набору участвующих субъектов и предлагаемых проектов. Возможно, сейчас сложно структурировать и систематизировать основные элементы евразийской интеграции в сфере образования, но в перспективе из возникающих форматов взаимодействия и постоянной дискуссии могут произрасти устойчивые паттерны и практики кооперативного поведения. В дальнейшем же они станут основой для разработки нормативно-правовой базы сотрудничества.

Однако существующие диспропорции в студенческой мобильности между странами Евразийского союза не вполне способствуют формированию многостороннего процесса академического сотрудничества. С целью преодоления перекоса потоков академической миграции в сторону России очевидным становится стимулирование исходящей студенческой мобильности в государства-партнеры по ЕАЭС, что также становится актуальным в связи с изменением географических направлений академической мобильности сегодня. Университеты уже активно подключились к этой работе, которая, как становится понятным, будет заключаться в создании и реализации новых совместных образовательных программ обмена, краткосрочных и долгосрочных стажировок и других мероприятий. Совершенно на новом уровне, вероятно, должна быть развернута просветительская и информационная кампания по привлечению студентов к участию в них. Причем важно помнить, что это двусторонний процесс, который требует активной включенности коллег из университетов принимающей стороны. Таким образом, на уровне образовательных учреждений необходима настройка системной институциональной, административной и информационной поддержки студентов, участвующих в программах академической мобильности.

Что касается аксиологической стороны вопроса, то представляется целесообразным не допускать чрезмерной идеологизации образовательного сотрудничества. Вероятно, более приемлемым был бы прагматический подход, направленный на эффективную реализацию конкретных научно-образовательных программ, проводимых в духе взаимоуважения, межкультурного диалога и дружеского отношения молодежи стран Евразийского союза. В результате коммуникации и будут утверждаться общие ценности и мировозренческие установки. Основываясь на личных наблюдениях, стоит отметить, что во время научно-образовательных мероприятий с участием представителей государств ЕАЭС темы общих идейных оснований и ценностей евразийской интеграции не вызывали особого энтузиазма у молодых людей. Последние чаще формулировали свои мысли в терминах взаимовыгодного сотрудничества, необходимости учета национальных особенностей и социокультурных оснований при выстраивании взаимодействия с партнерами.

В заключение следует отметить, что сегодня сложились объективные условия для активизации евразийской интеграции в сфере науки и образования, которая, вероятно, может столкнуться с определенными проблемами, но при этом не лишена и возможностей для достижения устойчивого прогресса.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.29)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся