Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Стапран

К.и.н., директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации, член РСМД

Недельный визит японского премьер-министра Синдзо Абэ в США оставил весьма неоднозначное впечатление. Создается ощущение, что этот визит был необходим прежде всего самим американцам. В ситуации, когда провозглашенный в 2011 г. разворот США в Азию идет гораздо более низкими, чем ожидалось, темпами, американцам именно сейчас необходимо активно демонстрировать единство и взаимопонимание со своими азиатскими союзниками в вопросах региональной безопасности и экономического сотрудничества.

Недельный визит японского премьер-министра Синдзо Абэ в США оставил весьма неоднозначное впечатление. Создается ощущение, что этот визит был необходим прежде всего самим американцам. В ситуации, когда провозглашенный в 2011 г. разворот США в Азию [1] идет гораздо более низкими, чем ожидалось, темпами, американцам именно сейчас необходимо активно демонстрировать единство и взаимопонимание со своими азиатскими союзниками в вопросах региональной безопасности и экономического сотрудничества. На протяжении всех послевоенных десятилетий безропотно следующая в американском фарватере Япония на эту роль подходит лучше других. В результате основные результаты визита ограничились двумя пунктами: была в очередной раз подтверждена ключевая роль американской системы безопасности в АТР и разрекламирована американская торгово-экономическая инициатива создания Транс-Тихоокеанского партнерства по сути невыгодная самой Японии.

Что касается американской системы безопасности, то тут главная роль была отведена обнародованию очередных «новых» принципов двустороннего японо-американского сотрудничества [2] в области безопасности, которые обновляются примерно каждые 20 лет (1978 [3], 1997 [4]). Нынешнее обновление носило скорее демонстрационный и пропагандистский характер, так как в саму суть документа фактически не было внесено никаких значительных содержательных изменений кроме негласного назначения Китая на роль главного врага (в 1978 г. это был Советский Союз, в 1997 г. Северная Корея).

Американцам именно сейчас необходимо активно демонстрировать единство и взаимопонимание со своими азиатскими союзниками в вопросах региональной безопасности и экономического сотрудничества.


Reuters
Военный бюджет Японии – вооруженный
пацифизм? Комментарий Александра Панова


США на самом деле решают исключительно собственные тактические задачи и в очередной раз подчеркивают подчиненную роль Японии.

Формально, усиливая воинственную и агрессивную риторику, якобы расширяя географию и наделяя Японию более широкими полномочиями, США на самом деле решают исключительно собственные тактические задачи и в очередной раз подчеркивают подчиненную роль Японии, не позволяя ей проводить действительно самостоятельную политику в вопросах безопасности. Всячески поощряя более активное участие японских военных в международных (читай американских) операциях за рубежом, США в то же время последовательно избегают открытых призывов к отмене или пересмотру 9-й (так называемой «пацифисткой») статьи японской конституции [5], которая фактически лишает Японию возможности самостоятельно обеспечивать собственную безопасность. Эта статья уже давно не отражает реальной ситуации, но по-прежнему гарантирует полную зависимость Японии от США в вопросах безопасности.

 

Второй важной задачей США для выстраивания эффективной системы безопасности в АТР является смягчение обострившегося конфликта Японии и Южной Кореей, эффективное взаимодействие которых жизненно важно для американцев. Если в прошлые годы США делали акцент на двусторонних договорах безопасности, создавая так называемые «спицы зонтика», то сейчас настало время натянуть полотно между спицами и наладить сотрудничество напрямую между американскими союзниками в регионе, что и было уже сделано, например, между Японией и Австралией [6]. В этом контексте давно тлеющий, а в последнее время серьезно обострившийся конфликт между Японией и Южной Кореей совершенно не входит в американские планы. В ходе визита японского премьера в США была предпринята попытка решить эту проблему. Так, особое место в эпохальной речи [7] японского премьера перед американским конгрессменами было уделено извинениям за поведение Японии в годы Второй мировой войны. Однако, результат не удовлетворил корейскую сторону. Абэ практически ничего не сказал о реальных преступлениях и бесчинствах японской военщины (в том числе о так называемых корейских «женщинах комфорта» [8]), ограничившись общим осуждением человекоубийства и данью памяти погибшим в годы войны американским солдатам.

REUTERS/Thomas Peter/Pixstream
Кадзусигэ Кобаяси:
Гарант мира или угроза безопасности?


Если в прошлые годы США делали акцент на двусторонних договорах безопасности, создавая так называемые «спицы зонтика», то сейчас настало время натянуть полотно между спицами и наладить сотрудничество напрямую между американскими союзниками в регионе.

Что касается поддержки торгово-экономического вовлечения США в Азиатско-Тихоокеанский регион, то тут японский премьер с большим энтузиазмом агитировал [9] американских конгрессменов поддержать формирование Транс-Тихоокеанского партнерства, проект соглашения по созданию которого Обама надеется представить на рассмотрение Конгресса в конце 2015 г. Новая «мега» зона свободной торговли была инициирована одновременно с провозглашением американского поворота в Азию в 2011 г., она должна стать важным доказательством реальной способности США диктовать свои правила игры не только в политике, но в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, данный проект весьма противоречив по своей сути, и за четыре прошедших года переговорный процесс не достиг практических результатов. Снимая трансграничные торговые барьеры между 12-ю странами участницами, данный механизм в то же время окажет однозначно негативное влияние на положение отдельных отраслей экономики как в самих США, так и в Японии. Более того, много раз заявлялось, что ТТП нацелено прежде всего на изоляцию Китая, а это в перспективе экономически невыгодно ни США, ни Японии. В японском правительстве до сих пор нет единогласия относительно необходимости присоединения Японии к данному мега-блоку, более того существует очень сильное лобби, в первую очередь, сельскохозяйственное и автомобильное [10], активно осуждающее участие Японии в переговорах по ТТП. Учитывая отсутствие консенсуса внутри Японии, энтузиазм относительно перспектив ТТП, продемонстрированный Абэ в его речи перед американским Конгрессом вызывает недоумение.

Существует очень сильное лобби, в первую очередь, сельскохозяйственное и автомобильное, активно осуждающее участие Японии в переговорах по ТТП.

Скорее всего, главной причиной проявленной японским премьером активности, является стремление в очередной раз во всеуслышание утвердить ключевую роль США в вопросах не только безопасности, но и экономического развития АТР. Создается впечатление, что на данном этапе Япония не готова менять парадигму своего внешнеполитического поведения и ради США она готова пойти на многие жертвы. В то же время понятно, что для адекватного противопоставления себя Китаю, растущая активность которого была единогласно признана американским и японским лидерами как основная угроза региональной стабильности, Японии недостаточно слепо подчиняться воле США, а нужно предлагать самостоятельную внешнеполитическую и экономическую повестку.

1. http://foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century

2. http://www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/pdf/shishin_20150427e.pdf

3. http://www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/19781127.html

4. http://www.mod.go.jp/e/d_act/anpo/19970923.html

5. http://japan.kantei.go.jp/constitution_and_government_of_japan/constitution_e.html

6. http://thediplomat.com/tag/u-s-japan-australia-trilateral-strategic-dialogue

7. http://asia.nikkei.com/Politics-Economy/International-Relations/Full-text-of-Abe-s-speech-in-US-Congress

8. http://www.politico.com/story/2015/04/shinzo-abe-wwii-comfort-women-117423.html

9. https://foreignpolicy.com/2015/04/29/japans-abe-sells-trade-deal-to-congress

10. http://www.canon-igs.org/en/column/macroeconomics/20150421_3077.html


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся