Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

5 октября 2015 г. было достигнуто соглашение по ТТП. Позиция Москвы по Транстихоокеанскому партнерству пока не определена. Редакция РСМД обратилась к Наталье Стапран, доценту кафедры востоковедения МГИМО МИД России; Александру Габуеву, руководителю программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги; Сергею Лузянину, профессору кафедры востоковедения МГИМО МИД России; и Вон Дон Чо, председателю-профессору Университета Чунан с просьбой прокомментировать данное событие и пояснить, представляет ли оно собой угрозу российским интересам.

5 октября 2015 г. было достигнуто соглашение по ТТП. Позиция Москвы по Транстихоокеанскому партнерству пока не определена. Редакция РСМД обратилась к Наталье Стапран, доценту кафедры востоковедения МГИМО МИД России; Александру Габуеву, руководителю программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги; Сергею Лузянину; и Вон Дон Чо, председателю-профессору Университета Чунан с просьбой прокомментировать данное событие и пояснить, представляет ли оно собой угрозу российским интересам.

К каким последствиям для России приведет подписание соглашения о создании Транстихоокеанского партнерства?

Наталья Стапран: Соглашение пока полностью не обнародовано, и нам известна только его структура. 30 глав по широчайшему спектру взаимодействий – это серьезная заявка на определение новых правил игры как в регионе, так и в мире в целом.

Положительная сторона для России заключается в том, что мы сразу попадаем на рынок 12 стран, имея экономические связи только с Вьетнамом. Одновременно есть ряд негативных сценариев: сформируется блок единомышленников, который работает по своим правилам, определяет свои собственные стандарты качества, и это дает им право выводить за пределы экономического взаимодействия тех, кто этим стандартам не соответствует как в плане трудовых ресурсов, так и в плане экологии.

Наталья Стапран

В этом смысле соглашение очень широкое: оно регламентирует гораздо больше, чем просто торговлю товарами и инвестиции. Как и любое новое правило, соглашение о Транстихоокеанском партнерстве для России будет небольшим, но все же препятствием.

Александр Габуев: Несмотря на то, что текст соглашения был согласован, его еще предстоит ратифицировать. Вероятнее всего, он пройдет ратификацию в Конгрессе, так как администрация Барака Обамы технично и грамотно подготовила для этого почву.

С такими проектами, как ТТП невозможно до конца просчитать эффекты. Может быть, найдутся компании, которые не захотят играть по новым правилам. Например, для них соблюдение трудовых норм, которые предусмотрены ТТП, окажется слишком затратным, и будет выгоднее размещать производство в тех странах, где издержки на рабочую силу и соблюдение трудового законодательства будут ниже.

Александр Габуев

Если говорить о нашей стране, то Россия в АТР – это сырье и ВПК, и соглашение практически распространяется на сферы, не связанные с ВПК. Если Россия собирается оставаться сырьевой экономикой и торговцем оружия в АТР, то для нас соглашение не несет никаких проблем. Если Россия собирается диверсифицировать экономику, быть поставщиком софта, продовольствия, то нам придется серьезно задуматься об участии в ТТП или, по меньшей мере, гармонизации с ним.

Большой балласт на нашей шее – это Евразийский экономический союз, где, например, Беларусь связана с АТР слабо, и у нее совершенно другая структура экономики и интересы. Так как российское регулирование завязано на ЕАЭС, то Беларусь, имеющая в нем право вето, может загубить выгодные российской экономике инициативы. Абсолютно точно, что России необходимо покончить с высокомерным отношением: мол, нам не надо этим интересоваться на государственном и на корпоративном уровне, мы можем позволить себе ничего об этом не знать, никуда не ездить, не использовать никакие форматы, зная, что это не получится. ТТП – это реальность, которую надо изучать так же серьезно, как мы изучали ВТО и все остальные режимы мировой экономики.

Сергей Лузянин

Сергей Лузянин: Совершенно очевидно, что долгий процесс подготовки переговорных контактов и принятия де-юре и де-факто этого гигантского проекта «Транстихоокеанское партнерство» состоялся. Все знают, кто инициатор – Соединенные Штаты Америки. И эксперты, и политики понимают, что это попытка создания некоего интеграционного американского мира в зоне АТР. Второй момент, который менее очевиден – это как реагировать на все это России и ее партнерам. Конечно, сегодня мы живем в дифференцирующемся мире с точки зрения экономических институтов: размывается ВТО, деформируется Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС). На мой взгляд, Транстихоокеанское партнерство прямым образом бьет по АТЭС, который теряет свою функцию главного объединения в АТР, координирующего процесс интеграции и сближения, снижения тарифов, ставок и улучшения торгово-экономических отношений. Важно, что политически АТЭС объединяет все крупные страны, включая Россию и Китай.

К сожалению, Россия и Китай не входят в Транстихоокеанское партнерство, что вынудит их усиливать свое участие в АТЭС. Мы будем наблюдать соперничество между АТЭС и Транстихоокеанским партнерством. Российско-китайская связка будет формировать, давать преференции, обещать кредиты ряду средних и слабых стран, а американцы, в свою очередь, будут заниматься тем же. Получается некая региональная геоэкономическая «биполярность».

Проект ТТП не добавит стабильности, усложняя и без того многообразное переплетение интеграционных связей: помимо АСЕАН+1 АСЕАН+3, ВАС можно назвать целый список. И вот над этим всем, по мысли американских идеологов и политиков, должна возвышаться царская пирамида Транстихоокеанского партнерства. Скорее всего, его возникновение, наоборот, увеличит региональный беспорядок. В целом создание Транстихоокеанского партнерства пока больше вызов, чем возможность для России и Китая.

Вон Дон Чо

Вон Дон Чо: Корея оказалась в уникальной ситуации, связанной с созданием Транстихоокеанского партнерства (ТТП). В ТТП входят двенадцать стран-членов, и семь из них — более половины — подписали двусторонние соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Кореей. Например, подписаны соглашения о ЗСТ с США, Канадой, Австралией, Мексикой и Вьетнамом. Более того, подписано также и соглашение о ЗСТ с Китаем, не являющимся членом ТТП. Возникает вопрос: зачем Корее участвовать в ТТП, если страна уже подписала соглашения о ЗСТ с многими членами объединения? Интересы Кореи могут серьезно пострадать, когда ТТП действительно начнет работать, так как блоковая ЗСТ предоставляет гораздо большие выгоды его членам.

Если Корея находится в такой рискованной ситуации, то что можно сказать о России и Китае, у которых нет соглашений о ЗСТ со странами ТТП? Когда соглашение о ЗСТ заработает в полную силу, оно должно более широко охватывать весь регион. Корея и Россия должны вместе озвучить идею, что ТТП не должно носить протекционистский характер. Для достижения этих целей необходима целенаправленная работа обеих стран.
 

Подготовила Мария Смекалова, редактор сайта РСМД.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся