Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Юрий Квашнин

К.и.н., зав. сектором исследований ЕС ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

В условиях продолжающегося кризиса в отношениях с Европейским союзом любые двусторонние встречи представителей России и отдельных стран ЕС на высшем уровне приковывают к себе повышенное, а в отдельных случаях – аномально высокое внимание со стороны как российских, так и западных СМИ и экспертного сообщества. Это, в свою очередь, ведет к многочисленным спекуляциям и домыслам, которые имеют мало общего с реальной повесткой дня переговоров. Так, в частности, произошло с прошедшим 8–9 апреля 2015 г. визитом премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Москву.

В условиях продолжающегося кризиса в отношениях с Европейским союзом любые двусторонние встречи представителей России и отдельных стран ЕС на высшем уровне приковывают к себе повышенное, а в отдельных случаях – аномально высокое внимание со стороны как российских, так и западных СМИ и экспертного сообщества. Это, в свою очередь, ведет к многочисленным спекуляциям и домыслам, которые имеют мало общего с реальной повесткой дня переговоров. Так, в частности, произошло с прошедшим 8–9 апреля 2015 г. визитом премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Москву.

На протяжении нескольких недель, предшествовавших приезду греческой делегации в российскую столицу, в прессе выдвигалось предположение, что главной темой переговоров станет предоставление Россией финансовой помощи Греции, над которой после прихода к власти нового правительства, добивающегося пересмотра кредитных соглашений с европейскими кредиторами и МВФ, нависла угроза дефолта. В частности, отмечался тот факт, что на следующий день после встречи президента В. Путина с А. Ципрасом Греции предстояло выплатить очередной транш МВФ в 459 млн евро, на что, по утверждению ряда экспертов, у страны не было денег. Однако в реальности деньги были найдены и без российской помощи , а вопрос о кредитах на московских переговорах вообще не был включен в повестку дня. Обе стороны прекрасно понимают, что Россия, находясь под давлением низких цен на нефть и западных санкций, не имеет достаточных средств, чтобы взять на себя рефинансирование долга Греции (для справки, размер греческой государственной задолженности сопоставим с объемом всех золотовалютных резервов России).

Россия, находясь под давлением низких цен на нефть и западных санкций, не имеет достаточных средств, чтобы взять на себя рефинансирование долга Греции

Другая тема, которая хотя и была поднята на встрече лидеров двух государств, но, вопреки ожиданиям, не стала главной, – российское продуктовое эмбарго, введенное в отношении стран ЕС, включая Грецию, в ответ на санкции. Основную часть греческого экспорта в Россию составляет сельскохозяйственная продукция, поэтому Греция оказалась в числе стран, в наибольшей степени пострадавших от «санкционных войн». Однако следует отметить, что Россия хотя и рассматривалась греческими поставщиками как перспективный рынок сбыта, но так и не вошла в число крупнейших партнеров Греции по экспорту [1]. Поэтому последствия российского эмбарго имеют для Греции преимущественно локальное измерение (например, сильно пострадала область Иматия, специализирующаяся на выращивании персиков, которые идут на российский рынок), тогда как в масштабах страны потери греческих аграриев сравнительно невелики – порядка 30–35 млн евро. Относительно возможной отмены для Греции эмбарго В. Путин четко обозначил российскую позицию, сказав на пресс-конференции, что мы «не можем делать исключение для какой-то одной страны Евросоюза».

По итогам встречи в Кремле руководители двух государств подписали всего два документа – план действий на 2015–2016 годы и заявление по случаю 70-й годовщины Дня Победы. Также в присутствии В. Путина и А. Ципраса был подписан меморандум о проведении в 2016 г. Года России в Греции и Года Греции в России. Таким образом, ни к каким сенсационным результатам эта встреча на высшем уровне не привела, вследствие чего многие аналитики (особенно в странах Западной Европы) поспешили заявить, что переговоры греческого премьер-министра оказались для Греции безрезультатными. В частности, немецкая телерадиокомпания Deutsche Welle опубликовала на своем сайте статью под заголовком «Визит Ципраса в Москву был провалом». В ней отмечается, что его попытка «поставить под угрозу солидарность стран ЕС и приобрести нового друга и кредитора в лице Москвы» не принесла успеха, и теперь он будет вынужден вновь сесть за стол переговоров с тройкой международных кредиторов (Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ). На наш взгляд, такие оценки некорректны и не учитывают реалий российско-греческих отношений.

В западной (а отчасти и в российской) аналитике сложился устойчивый стереотип о Греции как о стратегическом партнере России или даже российском «троянском коне» в составе Евросоюза. Действительно, даже несмотря на нынешнее противостояние России и ЕС в связи с кризисом на Украине, наши двусторонние отношения развивались бесконфликтно, наблюдалось совпадение позиций по многим вопросам международной безопасности, в середине 2000-х гг. активно развивалось сотрудничество по широкому спектру направлений – энергетика, туризм, инвестиции, поставки российского вооружения в Грецию. В 2014 г., хотя Греция и присоединилась к антироссийским санкциям, проявив солидарность с другими странами ЕС, центристское правительство во главе с А. Самарасом, находившееся у власти до января 2015 г., неоднократно выражало сомнения в целесообразности такого подхода, утверждая, что санкции – это «обоюдоострое оружие».

Ни к каким сенсационным результатам встреча на высшем уровне не привела.

И все же последние пять лет российско-греческие отношения явно утратили былую динамику, а в 2009–2011 гг., по мнению многих экспертов, находились в состоянии «глубокой заморозки» [2] в связи с экономическими проблемами в Греции, а также пребыванием у власти проамериканского правительства Г. Папандреу. Последующие несколько лет хотя и ознаменовались ростом показателей взаимной торговли и туристического обмена, не привнесли в двусторонние отношения ничего нового: военно-техническое сотрудничество, прекратившееся еще в 2009 г., так и не возобновилось, переговоры об участии российских компаний в приватизации греческих активов оказались безрезультатными. В 2014 г. дополнительным ударом стали санкции и начавшаяся в России рецессия, из-за которых товарооборот упал на 40% , а количество российских туристов, приехавших в Грецию, снизилось на 15%.

В западной (а отчасти и в российской) аналитике сложился устойчивый стереотип о Греции как о стратегическом партнере России или даже российском «троянском коне» в составе Евросоюза.

В этой ситуации перед двумя странами объективно назрела задача придания нового импульса развитию отношений, и именно на этом моменте А. Ципрас сделал основной акцент в ходе своего московского визита – как на совместной с В. Путиным пресс-конференции 8 апреля 2015 г., так и на проведенной им днем позднее лекции в МГИМО. В своем выступлении перед студентами он подчеркнул, что российско-греческое сотрудничество должно вновь приобрести многовекторный характер и охватывать сферы международной безопасности, экономики и гуманитарного взаимодействия.

В отношении проблем безопасности А. Ципрасом были выдвинуты два важных соображения. Первое из них заключается в том, что основная угроза объединенной Европе в настоящее время исходит не со стороны России, а со стороны Ближнего Востока и Северной Африки. Для Греции это имеет особую важность в связи с тем, что она находится в географической близости от двух очагов нестабильности – Ливии и Сирии. Решение этих проблем отвечает общим интересам России и Евросоюза и должно стать одним из предметов диалога.

Второе соображение относится к кризису вокруг Украины. В русле общей внешнеполитической линии Евросоюза Греция настаивает на соблюдении обеими сторонами Минских соглашений как основы для деэскалации конфликта и выражает озабоченность в связи с ситуацией в Мариуполе, где – что особенно важно для Греции – проживает многочисленное греческое население. Но при этом А. Ципрас в очередной раз высказался против санкций как механизма давления на Россию в украинском вопросе, призвав к их обоюдной отмене. С точки зрения греческой дипломатии, Европа нуждается в новой структуре безопасности, которая должна выстраиваться Евросоюзом не изолированно от России, а совместно с ней. В этом вопросе особую роль может сыграть ОБСЕ¸ потенциал которой не используется в полной мере. Эти инициативы А. Ципраса имеют большую важность: греческий лидер открыто сказал, что не согласен с доминирующим в ЕС жестким подходом к отношениям с Россией и будет добиваться их пересмотра. Это вовсе не значит, что правительство Греции пойдет на открытый конфликт с Брюсселем по этому вопросу (напротив, А. Ципрас всячески подчеркивает, что Греция является неотъемлемой частью Евросоюза), однако сам факт таких заявлений позволяет надеяться на постепенное изменение позиции Евросоюза в отношении нашей страны.

Что касается сферы экономического сотрудничества, то и здесь, несмотря на отсутствие громких результатов, Россией и Грецией были найдены точки соприкосновения. Главная среди них – энергетика. Выразив несогласие с названием проекта «Турецкий поток» (антитурецкие сантименты по-прежнему сильны в греческом политическом дискурсе), А. Ципрас в то же время отметил, что идея строительства газопровода из России в Турцию представляет для Греции интерес как с точки зрения удовлетворения ее собственных потребностей в голубом топливе, так и с точки зрения извлечения дополнительной прибыли за счет его транзита через греческую территорию в соседние страны. Поддержка проекта, пришедшего на смену отмененного в декабре прошлого года «Южного потока», согласуется с общей энергетической стратегией греческих властей, направленной на превращение Греции в крупный газовый узел на юго-востоке Европы. Но при этом премьер-министр страны оговорился, что Греция будет действовать в строгом соответствии с законодательством ЕС и помимо поставок российского газа планирует разрабатывать совместные проекты с другими потенциальными экспортерами голубого топлива на европейские рынки – Азербайджаном и Кипром.

На переговорах не поднимался вопрос о скидке на поставляемый в Грецию российский газ, однако нельзя исключать, что в случае, если строительство «Турецкого потока» будет запущено, снижение цены будет выдвинуто греческой стороной в качестве одного из условий ее участия в проекте.

Вопреки прогнозам, на переговорах не поднимался вопрос о скидке на поставляемый в Грецию российский газ, однако нельзя исключать, что в случае, если строительство «Турецкого потока» будет запущено (пока что ситуация с ним остается крайне неопределенной), снижение цены будет выдвинуто греческой стороной в качестве одного из условий ее участия в проекте.

Другим важным направлением взаимодействия, особенно для Греции, является сотрудничество в области туризма. Очевидно, что страна крайне заинтересована в восстановлении притока российских туристов до рекордного уровня 2013 г. Поскольку все возможности для упрощения выдачи виз гражданам РФ в рамках Шенгенского соглашения уже исчерпаны, основные надежды возлагаются на рекламную кампанию Греции как туристического направления, чему в немалой степени будет способствовать проведение перекрестного года и увеличение числа авиарейсов между двумя странами. Также на повестке дня стоит вопрос о налаживании российско-греческих инвестиционных связей, в частности – о возможном создании совместных предприятий по производству продуктов питания (это могло бы частично компенсировать потери Греции от продуктового эмбарго) и участии российских компаний в приватизации греческих активов. Однако на сегодняшний день все эти направления находятся на стадии обсуждения, возможно, какие-то более конкретные предложения будут выработаны ближе к началу Петербургского международного экономического форума (18–20 июня 2015 г.), в котором примет участие греческая делегация.

Разумеется, на основании сделанных в Москве заявлений, несущих пока что преимущественно декларативный характер, сложно судить о том, станет ли визит А. Ципраса началом подлинной перезагрузки в российско-греческих отношениях: пока что по всем затронутым в ходе переговоров вопросам сохраняется слишком много неопределенности. Но само то обстоятельство, что две страны всерьез приступили к многоплановому диалогу на фоне сложностей в отношениях между ЕС и Россией, является позитивным сигналом.

[1] Кузнецов А.В. Трансформация структуры внешней торговли Греции в условиях экономического кризиса. В кн.: Современная Греция в мировой экономике и политике. М.: ИМЭМО РАН, 2015. С. 37.

[2] Triantaphyllou D. Greece // EU – Russia Watch 2012. Tartu, 2012. P. 62.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся