Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Табачник

Израильский политолог. Докторант на кафедре политологии и международных отношений Хайфского университета.

С момента окончания холодной войны и распада Советского Союза, украинский кризис, пожалуй, – одно из наиболее значимых событий в сфере международной безопасности и международных отношений. За прошедшие без малого два года было написано множество аналитических работ и статей на тему украинского кризиса как в России, так и на Западе. Зачастую как западные, так и российские работы по украинской тематике отличаются тенденциозностью и несбалансированным анализом происходящих событий.

С момента окончания холодной войны и распада Советского Союза, украинский кризис, пожалуй, – одно из наиболее значимых событий в сфере международной безопасности и международных отношений. За прошедшие без малого два года было написано множество аналитических работ и статей на тему украинского кризиса как в России, так и на Западе. Зачастую как западные, так и российские работы по украинской тематике отличаются тенденциозностью и несбалансированным анализом происходящих событий.

Анализ украинских событий представленный в работе «Украинский вызов для России», опубликованной Российским советом по международным делам (РСМД) в 2015 г., выгодно отличается своей сбалансированностью и объективностью. Авторы проанализировали события, происходящие на Украине, сохраняя взвешенность и объективность. Очевидно, что при анализе событий брались в расчёт только рациональные составляющие политики вовлечённых сторон, отсутствует эмоциональность и предвзятость в анализе событий.

В работе «Украинский вызов для России» рассматриваются различные аспекты украинского кризиса, в том числе прогнозы будущего.

Тем не менее хотелось бы обратить внимание на несколько тем, поднятых в работе «Украинский вызов для России», и требующих, вероятно, более детального обсуждения. В частности, пойдёт речь о прогнозах будущего, а именно, о более детальном рассмотрение наиболее вероятного варианта развития событий – замораживание конфликта. Рассмотрим, что Россия может выиграть в данной ситуации, а также какие риски она может нести. Кроме того, может быть полезно рассмотреть, какие риски конфликт несёт для Украины, в дополнение к указанным в обсуждаемой работе.

Заморозка конфликта на Востоке Украины со значительной долей вероятности гарантирует, что вступление Украины в НАТО или Европейский союз невозможно, по крайней мере в обозримом будущем.

Несмотря на сложность ситуации на востоке Украины и наложенные на Россию санкции, можно отметить некоторые положительные для России моменты. Заморозка конфликта на Востоке Украины со значительной долей вероятности гарантирует, что вступление Украины в НАТО или Европейский союз невозможно, по крайней мере в обозримом будущем. Обе организации не принимают в свои ряды государства, имеющие нерешенные территориальные проблемы или находящиеся в состоянии войны с другими государствами. Кроме того, лишившись Крыма, Украина в глазах Запада, в некоторой степени утратила свою стратегическую ценость. Россия, в свою очередь, присоединив Крым, учитывая его исключительную стратегическую ценность, значительно усилила свои позиции на Черном море, а также улучшила свою способность проецировать силу на Восточное Средиземноморье. Кроме того, российский контроль над Крымом значительно сузил возможности третьих стран дислоцировать свои силы в северной и центральной частях Чёрного моря.

Сергей Маркедонов, Александр Гущин,
Анна Цибулина:
Украинский вызов для России

События в Крыму и на Востоке Украины показали, что Россия преисполнена решимостью отстаивать свои интересы на постсоветском пространстве, особенно вблизи своих границ. Кроме того, Россия продемонстрировала значительный военный потенциал, способность быстро перебрасывать силы и вести комбинированную войну. Очевидно, что на Западе недооценивали российский военный потенциал. Вследствии вышесказанного, маловероятно, что Запад предпримет активные военные шаги, направленные на возвращение Крыма и/или Востока Украины под суверенитет Киева. Кроме того, следует принять во внимание американский разворот на Восток (Pivot to Asia), очевидно, что США рассматривают именно Восточную и Юго-Восточную Азию как основной регион военно-политического противостояния и экономического взаимодействия в ближайшие десятилетия.

Очевидно, Запад будет продолжать экономическое и политическое давление в украинском вопросе, избегая прямого военного противостояния с Россией.

Существующий конфликт также несёт значительные риски для Украины, в дополнение к тем, что были указаны в докладе. Следует учитывать возможные социально-экономические и этно-территориальные осложнения. В настоящее время украинское население находится в затруднительном социально-экономическом положении, доход на душу населения упал с 4435 $ в 2013 г., до порядка 2108$ в 2015 г., согласно анализу Международного Валютного Фонда. Киевские власти будут вынуждены в ближайшее время найти выход из создавшегося положения и стимулировать развитие экономики в военное время, что сделать будет крайне непросто. Дальнейшее ухудшение социально-экономических условий может привести к социальному взрыву и потере легитимности существующей власти, что, безусловно, будет на руку Москве.

Очевидно, Запад будет продолжать экономическое и политическое давление в украинском вопросе, избегая прямого военного противостояния с Россией.

Конфликт на Востоке Украины также несёт потенциальные территориальные проблемы на Западе Украины. Гипотетический отказ Киева от некоторых частей сепаратистских регионов на Востоке с целью ухода из-под российского влияния может спровоцировать рост сепаратизма среди компактно проживающих румын Черновицкой области (до 20% населения области, порядка 180-190 тыс. чел.) и венгров Закарпатской области, порядка 150 тыс. чел. Сепаратистские настроения указанных этнических групп могут быть поддержаны Венгрией и Румынией соответственно, тем более что данные территории ранее входили в их состав. То есть, с одной стороны Киевские власти затрудняются восстановить контроль над регионами, находящимися под властью пророссийских сил, с другой стороны, отказ от частей Луганской и Донецкой областей может привести к росту сепаратизма на Западе Украины. Фактически, Украина оказывается в подвешенном состоянии между Западом и Россией.

Кроме того, можно предположить, что Европейский союз, находящийся в непростой экономической ситуации, не будет заинтересован в обозримом будущем в приёме в свои члены экономически слабой Украины со значительным населением.

Однако замораживание конфликта на Украине также может нести для России значительные политические и экономические риски. Следует принимать во внимание тот факт, что на данном этапе украинский конфликт наносит России значительный политический и экономический вред. Западные санкции в дополнение к неэффективности российской экономики привели к её отрицательному росту в 2015 г. Следует отметить, что застой в российской экономике начался ещё до введения западных санкций, и это несмотря на высокие цены на энергоносители в 2013 г. Дополнительным фактором, существенно ослабляющим российские позиции, является значительное падение цен на нефть в последние полтора года, более чем в два раза. Естественно в данной ситуации также падение цены на газ. Таким образом, в российский бюджет поступает значительно меньше средств, российская экономика стагнирует второй год подряд, показав рост 0,6% в 2014 и падение до 4% в 2015.

Существующее положение вещей может быть выгодно Западу, он может занять выжидательную позицию, при отказе от каких либо уступок в отношении России в украинском кризисе.

Следует также принять во внимание, что вероятность резкого роста цен на энергоресурсы маловероятна вследствие диверсификации их производства, например, сланцевая революция, развитие альтернативных источников энергии, энергосберегающих технологий и так далее. Кроме того, рынок показывает устойчивость к процессам происходящим на Ближнем Востоке и не реагирует так, как это было в прошлом.

Дополнительный фактор, ослабляющий позиции России в конфликте с Западом, – технологическая зависимость России от Запада, в частности в сфере нефтедобычи. Существенная часть оборудования и технологий, применяемых в России – западного происхождения. То есть, в сложившейся ситуации, наращивание производства и развитие новых, труднодоступных месторождений представляется проблематичным. Более того, вследствии названных причин производство, вероятно, начнёт сокращаться.

Российское вмешательство в сирийский конфликт вызовет, вероятно, ответную реакцию со стороны нефтедобывающих суннитских монархий, в первую очередь со стороны Саудовской Аравии.

Следует также принять во внимание ряд дополнительных факторов, способных негативно повлиять на доходную часть российского бюджета, а следовательно, и на способность России поддерживать существующий статус-кво на Украине в среднесрочной и долгосрочной перспективах. А именно, российское вмешательство в сирийский конфликт вызовет, вероятно, ответную реакцию со стороны нефтедобывающих суннитских монархий, в первую очередь со стороны Саудовской Аравии. Очевидно, Саудиты и их союзники будут стремиться увеличить поставки нефти, исходя из двух своих основных целей. Одна из целей – это пополнение собственного бюджета за счёт более высоких объёмов продаваемой нефти при относительно низкой цене (предложение на мировом рынке превышает спрос, вследствие чего идёт борьба за рынки сбыта). Вторая цель – это оказание политического и экономического давления на Россию с целью прекращения её вмешательства в сирийский конфликт. Себестоимость добычи саудовской нефти значительно ниже российской, поэтому при низкой рыночной цене российский бюджет понесёт большие потери, нежели саудовский. Кроме того, саудиты при помощи демпинга, вероятно, постараются занять традиционно российские рынки сбыта нефти. Можно привести в пример недавние поставки саудовской нефти в Польшу, традиционно российский рынок сбыта. Речь в настоящее время не идёт о вытеснении России с польского рынка, но тенденция может быть тревожной. Кроме того, следует учесть и политический аспект в стремлении европейцев диверсифицировать источники получения энергоресурсов.

В сложившейся ситуации, Запад может рассматривать заморозку конфликта в существующем виде как один из наиболее эффективных методов политической борьбы в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Нынешнее противостояние наносит России значительный экономический ущерб и сдерживает её развитие в различных сферах. С другой стороны, потери Запада в данном противостоянии относительно минимальны при незначительных политических рисках. То есть, существующее положение вещей может быть выгодно Западу, он может занять выжидательную позицию, при отказе от каких либо уступок в отношении России в украинском кризисе.

Заморозка конфликта на Украине на длительный период при существующем положении дел, может иметь как для России, так и для Украины множество неблагоприятных последствий и поэтому нежелательна.

В сложившейся ситуации России придётся фактически содержать части Донецкой и Луганской областей, разорённых войной, с населением не менее 3 млн человек. По данным Stratfor, в 2015 г. Россия потратит не менее 5 млрд долларов (менее 3% ВВП) на поддержание де-факто государств, инвестиции в Крым и поддержку пророссийских структур в Донецкой и Луганской областях. Очевидно, что эти затраты будут возрастать и оказывать существенное давление на российский бюджет в условиях сокращения российского ВВП. Кроме того, следует учесть что вследствие противостояния с Западом по Украине и военной операции в Сирии российские расходы на военные нужды значительно вырастут, что неизбежно приведёт к сокращению расходов на другие нужды. В сумме, все выше перечисленные факторы будут оказывать существенное давление на российский бюджет, власть и общество. Соответственно, встаёт вопрос, насколько лояльно российское общество воспримет общее падение уровня жизни, инфляцию и возможное увеличение безработицы. То есть, как долго российские власти смогут сохранять существующий статус-кво по Украине, не идя на уступки Западу? С другой стороны, возможные уступки Западу будут восприняты российским обществом как поражение, что может иметь для власти негативные последствия.

Можно предположить, что заморозка конфликта на Украине на длительный период при существующем положении дел, может иметь как для России, так и для Украины множество неблагоприятных последствий и поэтому нежелательна. По всей видимости., одностороннее решение данного конфликта невозможно и заинтересованным сторонам придётся находить точки соприкосновения и договариваться.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся