Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алена Соколянская

Научный сотрудник Всероссийской академии внешней торговли

К маю 2016 г. состоялись 13 раундов переговоров по Соглашению о ТТИП между США и ЕС. До недавнего времени информация о достигнутых договоренностях держалась в строжайшей тайне, однако 2 мая 2016 г. Greenpeace Netherlands были опубликованы тексты 14 из примерно 30 глав потенциального Соглашения объемом более 200 страниц с предупреждением о том, что «этот договор может нести угрозу для окружающей среды и жизни более 800 млн граждан в ЕС и США».

К маю 2016 г. состоялись 13 раундов переговоров по Соглашению о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) между США и ЕС (переговоры были начаты в 2013 г.). Соглашение стало, по сути, инициативой США, и предварительно было объявлено о стремлении завершить переговоры до конца президентского срока Б. Обамы. До недавнего времени информация о достигнутых договоренностях держалась в строжайшей тайне, однако 2 мая 2016 г. Greenpeace Netherlands были опубликованы тексты 14 из примерно 30 глав потенциального Соглашения объемом более 200 страниц с предупреждением о том, что «этот договор может нести угрозу для окружающей среды и жизни более 800 млн граждан в ЕС и США».

Несмотря на то, что ни офис Управления торгового представителя США (USTR), ни Еврокомиссия официально не подтвердили подлинность опубликованных Greenpeace Netherlands документов, обе стороны постарались смягчить возможные негативные последствия от утечки информации. Сразу же после публикации документов последовало заявление USTR о том, что «по всей очевидности, интерпретация опубликованных текстов вводит в заблуждение и представляет их в неправильном свете», а Еврокомиссар по вопросам торговли С. Мальмстрем объявила, что в документах «кажется, довольно много неправильных представлений».

Недовольство не только Франции, но и всего ЕС вызывает позиция США в отношении доступа на рынок государственных закупок.

Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с самого начала вызывало множество противоречий в Европейском союзе и Европарламенте. Неудивительно, что после масштабной утечки по всей Европе активизировались антиамериканские настроения и протесты. На следующий день после публикации Greenpeace Netherlands первым и, вероятно, не последним среди европейских лидеров жесткую позицию высказал Франсуа Олланд. Он заявил, что Франция не готова участвовать в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве на тех условиях, которые выдвигает США, и что она «никогда не поставит под сомнение свои основные принципы в области сельского хозяйства, культуры и взаимность доступа к рынку государственных закупок».

В данных Greenpeace Netherlands появилась ранее не афишируемая информация о том, что в главе ТТИП по санитарным и фитосанитарным мерам США стремятся устранить «принцип предосторожности», используемый в качестве основы регулирования в ЕС [1]. В США в отношении импортируемой продукции используется «принцип научного обоснования», когда товары могут ввозиться на территорию страны, если не доказан факт возможного вреда для здоровья человека.

Еще одним из крайне противоречивых вопросов в части сельского хозяйства стали расхождения в требованиях и стандартах пищевых продуктов. В ЕС действуют ограничения на ввоз генно-модифицированной продукции и мяса, выращенного с применением гормонов и антибиотиков. США, в свою очередь, оказывают давление на ЕС с целью упрощения норм в отношении генно-модифицированной продукции и мяса, выращенного с применением гормонов. Кроме того, предельно допустимая концентрация пестицидов в фруктах и овощах в США до 500 раз выше, чем в ЕС.

Именно неприемлемость требований США в вопросах сельского хозяйства Франсуа Олланд обозначил в первую очередь. Помимо этого, недовольство не только Франции, но и всего ЕС вызывает позиция США в отношении доступа на рынок государственных закупок. США не хотят пересматривать свое предложение по госзакупкам и не предлагают уступок по ключевым для ЕС переговорным вопросам: по доступу на рынок проектов развития железных дорог и проектов городского транзитного движения, контрактам в сфере авиационной безопасности, доступу к закупкам Федерального управления гражданской авиации. Разногласия сторон вызваны тем, что сектор государственных закупок ЕС более открыт, чем во многих странах — торговых партнерах ЕС, и европейские компании выступают за расширение сферы административно-территориального покрытия ТТИП (доступ к закупкам 13 штатов США, не включенных в Приложение к Соглашению о государственных закупках ВТО, а также закупкам крупных городов, таких как Нью-Йорк, Хьюстон, Даллас, Лос-Анджелес и др.). Кроме того, ЕС настаивает на снижении пороговых значений размеров контракта в США, достижение которых открывает рынок госзакупок для иностранных поставщиков.

Вероятно, с целью сохранения и скорейшего завершения такого масштабного проекта, как ТТИП сторонам придется пойти на существенные уступки (например, соблюдение требований безопасности по сельскому хозяйству в ЕС на существующем уровне и взамен отказ ЕС от расширенного доступа на рынок госзакупок в США) или же исключить из Соглашения наиболее противоречивые моменты. Однако исключение острых вопросов идет вразрез с позиционированием ТТИП как «всеобъемлющего договора, охватывающего проблемы торговли и инвестиционную сферу, который содействует выработке общих правил и обеспечению взаимовыгодного сотрудничества» и вынуждает ЕС и США идти на компромиссы. При этом зачастую подобные политические заявления или утечки документов стороны используют для укрепления собственных переговорных позиций.

1. Производитель или импортер несет ответственность за подтверждение факта того, что конкретный продукт не представляет угрозу здоровью человека, т.е. анализ производится перед тем, как дается разрешение на ввоз товара на рынок.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся