Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 2.2)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Николай Школяр

Д.э.н., профессор, в.н.с. Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН, эксперт РСМД

В целях восстановления экономик латиноамериканских стран, пострадавших от коронакризиса, Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) рекомендует использовать семь «драйверов», среди которых особо выделяется призыв к «цифровой революции». В предшествующее десятилетие в государствах Латинской Америки (ЛА) цифровое развитие шло умеренными темпами, существенно отставая от развитых стран. Рост спроса на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в ЛА в период пандемии сформировал предпосылки ускорения цифровой трансформации.

В предшествующее десятилетие цифровая экономика ряда стран ЛА развивалась под влиянием рекомендаций, кредитов и помощи региональных и международных финансово-экономических организаций. Однако до сих пор наблюдается отставание от развитых государств в плане цифровой трансформации государственного управления и предоставления услуг в корпоративной и промышленной сферах. Под влиянием пандемии коронавируса актуален пересмотр политики цифровизации и внесение соответствующих коррективов в национальные стратегии. Важно использовать высокий спрос населения и экономики на цифровые услуги и технологии для проведения в странах ЛА «новой цифровой революции», охватывающей экономические, экологические и социальные аспекты.

Происходящая цифровая трансформация различных процессов оказывает влияние на институты и механизмы взаимодействия России со странами ЛА в сфере торговли, делового взаимодействия, науки и техники, культуры и массовых коммуникаций. Следует инициировать, стимулировать и поддерживать процесс установления прямых отношений, имеющихся между Россией и странами ЛА. В этом направлении наша страна могла бы предложить странам ЛА широкий спектр сотрудничества по линии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В целях восстановления экономик латиноамериканских стран, пострадавших от коронакризиса, Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) рекомендует использовать семь «драйверов», среди которых особо выделяется призыв к «цифровой революции» [1]. В предшествующее десятилетие в государствах Латинской Америки (ЛА) цифровое развитие шло умеренными темпами, существенно отставая от развитых стран. Рост спроса на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в ЛА в период пандемии сформировал предпосылки ускорения цифровой трансформации в регионе. Учитывая актуальность данной темы, рассмотрим программы цифровизации некоторых стран ЛА, остановимся на вопросах развития цифрового правительства, цифровой экономики и электронной коммерции, выявим степень влияния на этот поцесс пандемии COVID-19.

Политика цифровизации

Под влиянием происходящих в мире перемен, проникновения в страны латиноамериканского региона цифровых технологий и рекомендаций международных организаций по их применению правительства большинства стран ЛА разработали и утвердили национальные цифровые стратеги. В этих документах отражаются намерения государств использовать возможности, предоставляемые цифровизацией, положения о регулировании цифровых и электронных коммуникаций, сетевой и информационной безопасности, широкополосного доступа к сети «Интернет». Так, в Мексике в 2013 г. указом президента была принята Национальная цифровая стратегия, направленная на развитие информационного общества и включающая планы мероприятий в сфере государственного управления, цифровой экономики, образования, здравоохранения, общественной безопасности. В области цифровой экономики намечена поддержка рынка цифровых товаров и услуг; стимулирование электронной коммерции; содействие финансовой интеграции при помощи мобильных банковских операций.

Для реализации поставленных целей были приняты государственные программы, основная из которых — «PROSOFT». Эта программа включает пять направлений: подготовка квалифицированных кадров; проведение прикладных исследований; предоставление финансовой помощи компаниям и организациям для приобретения специального оборудования, создание необходимой инфраструктуры для внедрения информационных и инновационных технологий; распространение знаний через учебные центры и специализированные мероприятия [2].

В ходе реализации Национальной цифровой стратегии в Мексике был запущен единый правительственный портал и реализована программа, которая сделала дешевым и инклюзивным доступ к государственным услугам. Была создана общая инфраструктура и внедрены новые цифровые стандарты, позволившие общественным организациям существенно изменить способ доступа к их услугам. По оценке ОЭСР в 2018 г. около 90% государственных услуг в Мексике моли быть инициированы онлайн, однако только 10% мексиканцев подтвердили возможность их полноценного использования. Решения стратегического и программного характера Мексики, как и других стран латиноамериканского региона, в основном отражали задачи формирования цифрового правительства.

Цифровое правительство

Появление и широкое внедрение цифровых социальных платформ, облачных технологий и больших данных обусловили необходимость разработки и реализации в странах ЛА концепции цифрового правительства (ЦП). Содержание концепции ЦП в латиноамериканских странах направлено на создание удобной системы государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса, включающей единые порталы доступа к нужной информации, высокую скорость регистрации и предоставления необходимых документов физическим и юридическим лицам. Однако на практике создание ЦП в большинстве стран ЛА далеко от концептуальных деклараций. Например, в Бразилии внедрение ИКТ в государственном управлении началось еще в 2000 г. с учреждения комитета по созданию электронного правительства. В 2016 г. в Бразилии была утверждена Стратегия цифрового правительства на период до 2019 г., которая предусматривала использование цифровых технологий развития экосистемы, состоящей из администраций субъектов федерации, неправительственных организаций, предприятий, ассоциаций и отдельных лиц, которые поддерживают доступ к данным, услугам и контенту [3]. Стратегия цифрового правительства Бразилии определяет следующие цели: содействие доступности открытых правительственных данных, расширение и инновация предоставления цифровых услуг, а также улучшение взаимодействия власти и общества.

В последние годы в развитии национального электронного правительства отмечен прогресс в Аргентине, Чили, Уругвае и Коста-Рике. Цифровая повестка дня Аргентины была направлена на создание сильной институциональной и технологической структуры управления, включая внедрение экосистемы электронного документооборота путем максимально возможной автоматизации цифровых процессов. В Коста-Рике Национальная цифровая стратегия направлена на улучшение человеческого капитала и цифровой грамотности. С этой целью в стране приняты инициативы по сотрудничеству и интеграции политики в рамках различных государственных учреждений. В Чили улучшена телекоммуникационная инфраструктура, расширен доступ высокоскоростного широкополосного Интернета в отдаленные районы страны, повысился уровень проникновения мобильных устройств.

Согласно оценке экспертов ОЭСР, несмотря на наличие стратегических решений создания ЦП, потребление государственных цифровых услуг в Бразилии не улучшается, а их использование очень неравномерно: разница между людьми с высоким и низким уровнем образования в 2018 г. составила 47%, а между людьми с высокими и низкими доходами — 44% [4].

Цифровая экономика

В предшествующее десятилетие в ряде стран ЛА цифровая экономика развивалась постепенно под влиянием рекомендаций, кредитов и помощи международных финансово-экономических организаций, способствующих проникновению цифровых технологий из-за рубежа. Электронная коммерция, интернет-банкинг, электронные платежи и государственные услуги стали общедоступны во многих странах ЛА. По мнению экспертов Межамериканского банка развития, цифровая экономика получила наиболее широкое развитие в сфере здравоохранения, потребительских товаров, финансовых услуг, торговле и обрабатывающей промышленности Мексики. В Аргентине наиболее развито использование цифровых технологий в здравоохранении, телекоммуникациях, потребительских товарах, финансовых услугах, обрабатывающей промышленности, энергетике и добывающей промышленности. В Бразилии уровень цифровизации наиболее высок в телекоммуникационной сфере, здравоохранении, финансовых услугах, торговле, энергетике, добывающей и обрабатывающей промышленности.

Несмотря на определенные успехи в развивающихся странах ЛА, цифровая трансформация экономики происходит с опозданием, не поспевая осваивать новые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных, облачные вычисления. В 2019 г. в соответствии с индексом цифровой международной конкуренции, оценивающего 63 страны, Чили находилась на 42 месте, Мексика — на 49, Бразилия — на 57, а Аргентина занимала лишь 59 позицию [5].

Электронная коммерция

Развитие электронной коммерции в большинстве стран ЛА находится на начальной стадии. Согласно данным ежегодного доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2020 г. из 152 стран Бразилия занимала 62 строку по уровню развития интернет-торговли, Аргентина — 82, а Мексика находилась на 93 месте. Из стран ЛКА Коста-Рика имела наиболее высокий индекс — 68,8 балла и занимала 56 строку рейтинга (Табл. 1).

Таблица 1. Состояние электронной коммерции в странах ЛА

Страна Место в рейтинге B2C, ЮНКТАД 2020 г. Доля в % населения –пользователей Интернета 2019 г. Доля в % населения 15+, со счетами для мобильных платежей 2017 г. Доля в % покупателей от интернет-пользователей Доля в % пользователей B2C в населении страны Гг.
1 2 3 4 5 6 7
Аргентина 82 80 49 21 14,5 2017
Бразилия 62 74 70 39 28,9 2019
Колумбия 68 65 46 12 7,9 2018
Коста-Рика 56 86 68 23 18,1 2017
Мексика 93 70 37 32 22,4 2019
Перу 79 57 43 12 6,6 2019
Уругвай 72 87 64 53 46,1 2019
Чили 59 82 74 32 22,9 2017

Источник: составлено автором по CEPAL (2018), La nueva revolucion digital. De la Internet de consumo a la Internet de la produccion. 100 p.

В регионе ЛА очевидна высокая концентрация торговли В2С. На пять стран (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили и Колумбия) приходится 92% онлайн-покупателей и 97% продаж B2C, с учетом того, что в них проживает 72% населения региона. Самые высокие темпы роста продаж в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом отмечены в Мексике (рост на 22%) и Чили (рост на 16,9%). Темпы роста электронной коммерции в ЛА отстают от стран Азии, а доля латиноамериканских стран на мировом рынке B2C за этот период сократилась с 4,2% до 3,7% [6].

Примечательно, что помимо глобальной платформы «Amazon», функционируют четыре самых посещаемых интернет-магазина в Латинской Америке, которые имеют региональное происхождение. Наиболее посещаемая платформа электронной коммерции в ЛА — «Mercado Libre» с центральным офисом в Аргентине. В 2016 г. в этой компании трудилось 15,5 тыс. сотрудников, осуществляя операции в 18 стран, а ее чистая прибыль составила 136 млн долл. при посещаемости 174 млн пользователей. «Mercado Libre» объединяет пять бизнес-подразделений: «MarketPlace» — платформа, на которой пользователи могут продавать товары, «Mercado Pago» — платежная платформа для онлайн-продаж, «Mercado Publicado» — рекламное отделение, «Mercado Shops» — общая платформа экосистемы, «Mercado Crédito» — кредитная структура компании.

В Бразилии группа «B2W» управляет крупнейшим в стране интернет-магазином, занимая 50% рынка. В ней занято 8 тыс. сотрудников, а чистая прибыль в 2018 г. составила 102 млн долл. Она располагает торговой площадкой, на которой в 2019 г. было зарегистрировано около 47 тыс. продавцов. В регионе широко известна «Casas Bahia» — одна из крупнейших мебельных и розничных сетей бытовой техники.

Цифровые платформы открывают новые возможности для участников торговых операций, в том числе для малых и средних предприятий. Они могут способствовать повышению эффективности за счет сокращения транзакционных издержек и информационных асимметрий. Это приводит к снижению потребительских цен, расширению доступа на рынки, усилению конкуренции, более эффективному использованию недоиспользуемых ресурсов и к возрастанию гибкости поставщиков услуг. Граждане и предприятия ЛКА, покупающие или продающие товары и услуги в другие страны с помощью Интернета, вносят свой вклад в международную электронную торговлю и международную торговлю в целом. Так, экспорт услуг, предоставляемых странами ЛА в цифровом формате, вырос с 22 млрд долл. в 2005 г. до 57 млрд долл. в 2018 г.

С целью стимулирования развития электронной торговли в ряде стран ЛА предприниматели повышают инвестиции в онлайн-проекты и объединяют усилия для защиты своих интересов. Например, в 2014 г. в Мексике была образована Ассоциация онлайн-продаж, которая объединяет более 200 мексиканских и международных компаний, которые стремятся развивать электронную коммерцию. Несмотря на то, что за последние пять лет выросли объемы электронных продаж, более 60% мексиканских предпринимателей не учитывают информацию из социальных сетей, а в розничной торговле лишь менее 2% сделок происходят с использованием цифровых транзакций.

Цифровая трансформация в странах ЛКА значительно отстает по сравнению с более развитыми странами. В некоторой степени это связано с ограниченным доступом к сети «Интернет». Несмотря на то, что процент индивидуальных пользователей сети в ряде стран ЛА с 2010 по 2019 гг. в Бразилии вырос с 40,7% до 73,9%, в Мексике — с 31% до 70,1%, в Аргентине — с 45% до 80%, в целом в регионе только 64% граждан имеют доступ к Интернету, в то время как в развитых странах — 88%. В латиноамериканских странах почти половина детей в возрасте от 5 до 12 лет живет в домах, не подключенных к Интернету, что сдерживает использование дистанционного обучения. В Европе и США почти 40% людей могут работать из дома, а в ЛКА — только 21%. В странах ОЭСР более 70% компаний используют Интернет в организации цепочек поставок, а в ЛА этот показатель составляет только 37%.

Кроме того, существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются латиноамериканские компании в связи с развитием цифровой торговли: доступ к быстрым онлайн-кредитам, доступность банковских кредитов для компаний и инвестиций на ранней стадии развития такого вида торговли, общие затраты на доставку и таможенные процедуры, вопросы цифрового регулирования, такие как интеллектуальная собственность и защита авторских прав и др. Для малого бизнеса наибольшими проблемами считаются неопределенность в отношении цифровой идентичности покупателей и стоимость широкополосного доступа в Интернет.

Следует учитывать важнейшие из преград развития электронной коммерции и всего процесса цифровой трансформации стран ЛА — бедность значительной части населения и высокий уровень элементарной безграмотности среди коренных народов. В странах ЛА отсутствуют законы, способствующие созданию институциональной основы для внедрения и широкого распространения ИКТ, особенно малыми и средними предприятиями, а также не хватает квалифицированных работников для адекватной поддержки цифровой трансформации.

Влияние пандемии

Пандемия COVID-19 подтолкнула проявление назревавшего в предшествующие годы глобального кризиса и придала ускорение цифровизации в странах ЛА. В период пандемии в отношениях между странами, организациями, компаниями и людьми сложилась абсолютно новая ситуация. Принимаемые во многих странах региона карантинные меры привели к самоизоляции, резкому сокращению мобильности и торговли. Порядок деловых взаимоотношений перешел в онлайн-формат, многие административные и производственные операции осуществлялись удаленно, увеличились объемы электронной торговли.

Требования самоизоляции в период пандемии ускорили переход населения к большему применению новых технологий. Подключение к Интернету стало решающим фактором для работы и образования в дистанционном формате, получения онлайн-услуг в области здравоохранения и торговли. Пандемия коронавируса спровоцировала ускорение процесса повышения цифровой грамотности населения стран ЛКА и обеспечения эффективного использования данных для успешного развития цифровой экономики. Эта ситуация вскрыла цифровое неравенство между странами региона и внутри них, а также эффективность функционирования электронного правительства в одних странах и упущения в других.

Во время пандемии правительства нескольких стран региона реализовали меры поддержки, которые способствовали развитию электронной коммерции B2C. В 2020 г. в странах ЛА около 11 млн потребителей впервые сделали покупки онлайн, а общее количество пользователей электронной коммерции достигло почти 38% населения региона в возрасте старше 14 лет. Розничные продажи в электронной коммерции составили около 84 млрд долл.

Таким образом, в предшествующее десятилетие цифровая экономика ряда стран ЛА развивалась под влиянием рекомендаций, кредитов и помощи региональных и международных финансово-экономических организаций. Однако до сих пор наблюдается отставание от развитых государств в плане цифровой трансформации государственного управления и предоставления услуг в корпоративной и промышленной сферах. Под влиянием пандемии коронавируса актуален пересмотр политики цифрорвизации и внесение соответствующих коррективов в национальные стратегии. Важно использовать высокий спрос населения и экономики на цифровые услуги и технологии для проведения в странах ЛА «новой цифровой революции», охватывающей экономические, экологические и социальные аспекты.

Происходящая цифровая трансформация различных процессов оказывает влияние на институты и механизмы взаимодействия России со странами ЛА в сфере торговли, делового взаимодействия, науки и техники, культуры и массовых коммуникаций. Следует инициировать, стимулировать и поддерживать процесс установления прямых отношений, имеющихся между Россией и странами ЛА. В этом направлении наша страна могла бы предложить странам ЛА широкий спектр сотрудничества по линии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

1. Barría (2020). 6 motores económicos con mayor potencial para empujar la recuperación de América Latina. BBC News Mundo, 16 noviembre.

2. Gobierno de la Republica (2013), Estrategia Digital Nacional. Mexico. 44 p.

3. United Nations (2020), E-Government Surveys: Digital Government in the Decade of Action for Sustainable Development. 271 p.

4. García, Iglesias (2017). Economía digital en América Latina y el Caribe Situación actual y recomendaciones. BID. 131 P.

5. UNCTAD (2021), The UNCTAD B2C e-commerce INDEX 2020. Spotlight on Latin America and the Caribbean. UNCTAD. Technical Notes on ICT for Development №17. 21 p.

6. CEPAL (2018), La nueva revolucion digital. De la Internet de consumo a la Internet de la produccion. 100 p.

Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 2.2)
 (15 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся