Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Мария Пташкина

Руководитель направления торговой политики РЦИ АТЭС при РАНХиГС

24 мая 2015 года на Филиппинах завершилась встреча министров торговли АТЭС – одно из ключевых мероприятий ежегодной рабочей программы АТЭС. Министры торговли традиционно встречаются в середине года, чтобы сверить часы по вопросам стимулирования, упрощения и либерализации торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Для России АТЭС – фактически единственная площадка для практического участия в интеграционных процессах в АТР через формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.

24 мая 2015 года на Филиппинах завершилась встреча министров торговли АТЭС – одно из ключевых мероприятий ежегодной рабочей программы АТЭС. Министры торговли традиционно встречаются в середине года, чтобы сверить часы по вопросам стимулирования, упрощения и либерализации торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Для России АТЭС – фактически единственная площадка для практического участия в интеграционных процессах в АТР через формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Цели формирования АТЗСТ были обозначены еще в 2006 г., однако реальный импульс процессу придало председательство Китая в АТЭС в 2014 г. Китай и США, две ключевых экономики региона, инициировали и возглавили «стратегическое исследование» возможной конфигурации и отдельных аспектов этой зоны свободной торговли. Уникальная не только по содержанию, но и по составу участников (беспрецедентная встреча США и Китая за одним столом переговоров), работа над стратегическим исследованием стартовала в феврале 2015 г. Россия впервые получила возможность на равных с другими экономиками участвовать в обсуждении интеграционной повестки в АТР. Заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский четко обозначил ключевые тематики и приоритеты, по которым Россия будет работать в рамках исследования. Эти приоритеты отвечают как интересам России в АТР, так и интеграционной повестке в рамках ЕАЭС.

Для России АТЭС – фактически единственная площадка для практического участия в интеграционных процессах в АТР через формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.

На данный момент в АТР уже существует множество зон свободной торговли, предусматривающих различные правила регулирования торговли и инвестиций. Более того, в регионе происходит формирование так называемых мега-блоков – Транстихоокеанского партнерства (12 стран АТЭС) и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (10 стран АСЕАН + 6 партнеров АСЕАН). Оба масштабных проекта, инициированных США и Китаем соответственно, считаются возможной основой для формирования общей Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли. Однако эти соглашения не смогут учесть интересы всех экономик АТЭС. В этом контексте России необходимо разрабатывать механизмы стыковки интеграционных проектов в АТР с основным интеграционным проектом России – Евразийским экономическим союзом. Поэтому Россия последовательно выступает за открытый характер интеграционного взаимодействия, а также за продвижение интересов и дальнейшее вовлечение ЕАЭС в обсуждение региональной интеграции на площадке АТЭС.

России необходимо разрабатывать механизмы стыковки интеграционных проектов в АТР с основным интеграционным проектом России – Евразийским экономическим союзом.

Тесно связанное с интеграцией обсуждение вопросов «взаимосвязанности» в АТР и за его пределами уже несколько лет составляет ядро повестки АТЭС. Термин взаимосвязанность предполагает формирование интегрированного пространства для торговли и инвестиций, развитие транспортной инфраструктуры и логистики, формирование эффективной институциональной среды. Взаимосвязанность занимает центральное место также в интеграционной повестке России и ее партнеров, в частности, стран ЕАЭС и Китая. Площадка АТЭС позволяет России и Китаю продолжить сближение интеграционных инициатив, развитие инфраструктуры и инвестиционное сотрудничество. Россия и Китай намерены договориться о конкретных шагах для наполнения подписанного недавно соглашения о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Россия и Китай намерены договориться о конкретных шагах для наполнения подписанного недавно соглашения о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Еще один важный для России вопрос в повестке АТЭС связан с наступлением срока отчетности по исполнению обязательств, взятых на себя экономиками во Владивостоке в 2012 году по снижению таможенных пошлин на перечень из 54 экологических товаров до 5% и менее. Эти обязательства стали главным прорывом в деятельности АТЭС за последние несколько лет, и в этом году лидеры экономик АТЭС должны будут показать, как они выполнили решения российского председательства. Российский экспорт экологических товаров в экономики АТЭС – это сотни миллионов долларов, в основном, это оборудование – генераторы, газовые турбины, оптическое оборудование и комплектующие. Основные рынки – Китай, Корея, США.

Форум АТЭС, объединяя различные экономики, у каждой из которых есть свои ключевые и зачастую несовпадающие интересы, позволяет им продвигать и отстаивать их в формате активного взаимодействия. России, в настоящий момент сосредоточившей основной потенциал на евразийской интеграции, необходимо не упустить эти возможности, последовательно выступать за межблоковое взаимодействие и открытое участие всех стейкхолдеров в процессах региональной интеграции в АТР.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся