Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Выступления послов латиноамериканских стран на круглом столе «Россия и Тихоокеанский альянс: возможности расширения сотрудничества», проведенном РСМД совместно с Посольством Мексики в Москве. Густаво Отеро (Перу) рассказал об истоках Тихоокеанского альянса, Хайме Хирон (Колумбия) проинформировал об отношениях Альянса с другими интеграционными механизмами, Рубен Бельтран (Мексика) представил результаты деятельности Альянса.

Выступления послов латиноамериканских стран на круглом столе «Россия и Тихоокеанский альянс: возможности расширения сотрудничества», проведенном РСМД совместно с Посольством Мексики в Москве 30 сентября 2014 г. Густаво Отеро (посол Республики Перу) рассказал об истоках Тихоокеанского альянса, Хайме Хирон (Посол Республики Колумбия) проинформировал об отношениях Альянса с другими интеграционными механизмами, Рубен Бельтран (Посол Мексиканских Соединенных Штатов) представил результаты деятельности Альянса.

La Alianza del Pacífico: Origen, objetivos, relación con países observadores y logros

Истоки Тихоокеанского альянса

Густаво Отеро, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Перу в Российской Федерации

В 2010 г. занимавший в то время пост президента Перу Алан Гарсия выступил с идеей создать региональный интеграционный механизм, и ее сразу же поддержали основные экономические партнеры Перу. Еще до образования Тихоокеанского альянса в 2007 г. возник форум, известный как Тихоокеанская дуга. Он объединил одиннадцать прибрежных стран и имел целью наладить связи региона с Юго-Восточной Азией. Этот форум не получил широкой известности, в основном из-за разногласий в области торговой политики, однако он положил начало тому, что сейчас представляет собой Тихоокеанский альянс.

Итак, в октябре 2010 г. президент Гарсия пригласил своих коллег из Колумбии, Чили, Эквадора и Панамы, чтобы обсудить укрепление «зоны углубленной интеграции», в рамках которой была бы гарантирована полная свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Целью была трансформация этого пространства в региональную модель интеграции, которая бы способствовала консолидации общей экономической платформы с проецированием на внешний мир и особенно на Азию.

Густаво Отеро

После того, как была выдвинута эта инициатива, в период между декабрем 2010 г. и мартом 2011 г. президенты Чили, Колумбии, Мексики и Перу, а также министры иностранных дел и внешнеэкономической деятельности обсуждали этот проект во время различных двусторонних встреч. Эти встречи были направлены на определение дорожной карты, которая бы охватывала не только традиционные темы в области торговли, но и другие аспекты интеграции.

Начало Тихоокеанскому альянсу было положено на саммите в Лиме 28 апреля 2011 г. Согласно декларации, подписанной по этому поводу, речь шла о механизме углубленной интеграции в странах Тихоокеанской латиноамериканской дуги, а также о росте, развитии и конкурентоспособности экономик, стремящихся наладить связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. В качестве наблюдателя в этом саммите принимала участие Панама.

Данная декларация стала первым официальным документом, который отразил общее видение этой инициативы. В ней страны-учредители обязались постепенно добиваться свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, уделяя особое внимание таким сферам, как перемещение предпринимателей, упрощение процедуры миграционного транзита, облегчение условий торговли, таможенного сотрудничества и механизма разрешения разногласий.

Этот процесс, запущенный Лимской декларацией, достиг своей кульминации 6 июня 2012 г., когда в Обсерватории Параналь (г. Антофагаста, Чили) было подписано Рамочное соглашение о создании Тихоокеанского альянса.

В нем отмечается, что из одиннадцати стран, бывших участниками Тихоокеанской дуги, четыре страны вошли в состав Тихоокеанского альянса; Коста-Рика движется к тому, чтобы стать пятым членом; Панама имеет статус государства-наблюдателя при альянсе с момента его образования; Гондурас, Гватемала, Сальвадор и Эквадор стали государствами-наблюдателями. Таким образом, в настоящий момент в качестве полноправных членов или наблюдателей альянс включает в себя десять стран.

Первые четыре страны-участницы альянса, хотя и имеют много общего в области экономической политики, находятся на разных уровнях развития и имеют отличные друг от друга социальные проблемы. Это, однако, не помешало реализации исходных задач на основании консенсуса. Экономическое сотрудничество четырех государств развивалось все так же стремительно.

С момента запуска инициативы в Перу в 2011 г. у нас была возможность убедиться в твердой политической воле, направленной на развитие альянса – в этом отношении стоит отметить убежденность в успехе, которую разделяют лидеры наших четырех государств. При всех сменах руководства, которые произошли в наших странах за последнее время, политическая воля к развитию альянса остается неизменно твердой благодаря убежденности, которую разделяет руководство четырех стран. Речь идет о государственной политике, ответственность за которую берут на себя все члены организации.

Президент Перу Ольянта Умала заявил, что, несмотря на уверенное развитие альянса, необходимо продолжать работать во имя борьбы с неравенством, добавив, что эта проблема остается серьезным вызовом для всей Латинской Америки. Он также отметил, что основной задачей остается обеспечение доступа населения наших стран к рынкам, что даст широкому кругу латиноамериканцев возможность добиться материального благополучия и процветания.

Отношения Тихоокеанского альянса со странами-наблюдателями и другими интеграционными механизмами Тихоокеанского региона (АТЭС, ТТП)

Хайме Хирон

Хайме Хирон, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Колумбия в Российской Федерации

Тихоокеанский альянс очевидным образом заинтересован в установлении активных и продуктивных отношений со всем остальным миром.

И эта задача выполняется. На данный момент, помимо Панамы и Коста-Рики, которые получили статус наблюдателей-кандидатов, в качестве наблюдателей альянс насчитывает еще 30 государств Америки, Африки, Европы, Азии и Океании.

Статус наблюдателей в Тихоокеанском альянсе имеют государства, разделяющие принципы и цели, установленные в Рамочном соглашении. Наблюдатели-кандидаты, в свою очередь, − это страны, которые, будучи приняты в качестве наблюдателей, решили добиваться полноправного членства в альянсе. С целью развития активных и продуктивных связей с наблюдателями Тихоокеанский альянс установил механизмы сотрудничества с каждым из них по темам или областям, представляющим общий интерес и учитывающим приоритеты альянса.

Отношения с наблюдателями осуществляются с помощью проектов, программ и предложений сотрудничества в конкретных отраслях. Особое внимание уделяется таким областям, как образование, торговля, малое и среднее предпринимательство, инновации, наука и технологии, инфраструктура, а также дальнейшему исследованию возможностей адекватного и эффективного доступа к мировым рынкам и, в частности, – к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для утверждения рабочей программы с наблюдателями, третьими государствами и другими региональными форумами создана Рабочая группа по внешним связям, которая проводит встречи и устанавливает каналы связи с государствами-наблюдателями.

7 и 8 апреля 2014 г. прошло первое заседание Группы по внешним связям с первой группой наблюдателей в Лиме (Перу). Основными темами, обсуждавшимися в ходе встречи, стали образование, содействие торговле, малое и среднее предпринимательство. 7 и 8 октября 2014 г. прошла другая встреча Группы по внешним связям со второй группой наблюдателей в г. Винья-дель-Мар (Чили).

20 июня 2014 г. на более высоком уровне в рамках IX саммита Тихоокеанского альянса Совет министров провел совещание с делегациями 32 государств-наблюдателей альянса. В его рамках были представлены основные успехи группы, а также возможности и области для развития сотрудничества.

Представители стран альянса также ратифицировали указанное в Рамочном соглашении обязательство укреплять различные схемы интеграции в Латинской Америке, создавая пространство сотрудничества и сближения, ориентированное на укрепление открытого регионализма. Они также подтвердили свое намерение способствовать эффективному вовлечению всех сторон в глобализированный мир и участию в других инициативах регионального сотрудничества.

Была достигнута договоренность о проведении министерской встречи, призванной информировать участников о Тихоокеанском альянсе, с государствами-членами МЕРКОСУР, а также симпозиума с участием ученых, бизнесменов, предпринимателей и высокопоставленных чиновников Тихоокеанского альянса, МЕРКОСУР и государств региона, включая страны Центральной Америки и Карибского региона. Это мероприятие пройдет 24 ноября 2014 г. в Сантьяго (Чили).

Кроме того, Тихоокеанский альянс располагает различными схемами взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межамериканским банком развития и Латиноамериканским банком развития.

Состоялись первые контакты Тихоокеанского альянса с Таможенным союзом ЕАЭС. Во время V Межправительственной российско-колумбийской комиссии министры иностранных дел и торговли моей страны провели встречу с Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии господином Виктором Христенко. На ней были рассмотрены возможности развития сотрудничества между двумя организациями и конкретные шаги по определению перспектив подобного сотрудничества.

Равный интерес страны-участницы Тихоокеанского альянса проявляют к процессу переговоров о присоединении к Соглашению о Транс-Тихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве. Три страны-участницы Тихоокеанского альянса уже находятся в процессе переговоров с Транс-Тихоокеанским партнерством. Свою заинтересованность в присоединении к нему и внесении своего вклада в создание этого крупного стратегического альянса, направленного на бóльшую либерализацию торговли в регионе, выражает и Колумбия.

Не так давно в Нью-Йорке в рамках 69-й Генеральной Ассамблеи ООН прошло совещание Совета министров Тихоокеанского альянса с министрами иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). С АСЕАН у альянса также совпадают интересы и есть возможности для сотрудничества. Первое совещание альянса с АСЕАН было направлено на установление диалога с организацией, который позволил бы обоим объединениям лучше узнать друг друга и определить сферы сотрудничества в рамках практических, легко реализуемых и не требующих излишних издержек проектов.

Наконец, движимые стремлением превратить Тихоокеанский альянс в пространство для сотрудничества со странами мира и Азиатско-Тихоокеанского региона четыре страны-участницы альянса открывают совместные посольства и торговые представительства. В настоящее время уже работают семь совместных дипломатических представительств: в Гане, Марокко, Алжире, Азербайджане, Вьетнаме, Сингапуре и при Организации экономического сотрудничества и развития в Париже. Торговые представительства альянса уже действуют в Стамбуле (Турция) и Касабланке (Марокко). Готовится открытие нового офиса в Мумбаи (Индия).

Цели и ключевые результаты деятельности Тихоокеанского альянса

Рубен Бельтран

Рубен Бельтран, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в Российской Федерации.

IX саммит Тихоокеанского альянса состоялся в городе Пунта-Мита (Мексика) в июне 2014 г. В совместной декларации, принятой на упомянутом саммите, четыре страны−участницы вновь подтвердили свою приверженность идее углубленной интеграции на основе свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также развития сотрудничества на всех уровнях.

Среди результатов, достигнутых в Пунта-Мите, особого внимания заслуживают:

  • Включение Бельгии и Тринидада и Тобаго в число наблюдателей альянса;
  • Укрепление сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ставящее своей целью стимулировать конкурентоспособность и интернационализацию малого и среднего бизнеса, продвигать экспорт и включать его в глобальные производственные циклы;
  • Принятие Исполнительным комитетом Интегрированного латиноамериканского рынка (MILA) решения об инкорпорировании Мексиканской фондовой биржи, что будет способствовать выполнению базовой задачи альянса по обеспечению движения капитала;
  • Укрепление Платформы мгновенной передачи информации в целях миграционной безопасности Тихоокеанского альянса, что упростит перемещение рабочей силы между странами-членами;
  • Соглашение о проведении министерской встречи информационного характера со странами-членами МЕРКОСУР;
  • Начало реализации плана по продвижению туризма, включающего в себя развитие инициатив, предложенных в рамках I Встречи туроператоров 29 апреля 2014 г. в Сантьяго (Чили).

Что касается успехов в области торговли и интеграции, благодаря новому торговому договору будут немедленно устранены пошлины на 92% товаров, а пошлины, распространяющиеся на остальные 8%, будут устранены постепенно, что станет дополнительным подспорьем для малого и среднего бизнеса.

Четыре страны достигли успеха в пересмотре единого электронного формата фитосанитарного свидетельства для экспорта и импорта товаров. Автоматизация процедуры ведения внешней торговли, снижение времени ожидания и затрат позволят повысить конкурентоспособность компаний-экспортеров стран Тихоокеанского альянса.

С целью обеспечения свободного передвижения людей четыре страны установили безвизовый режим для туристических и деловых поездок, начали реализацию проектов, позволяющих участникам программ студенческого обмена работать во время обучения.

Среди других успехов, как уже было отмечено, − учреждение совместных посольств и торговых представительств за рубежом, а также организация экономических и торговых миссий.

На саммите в Пунта-Мите также была повторно утверждена структура альянса: так как у него нет единого Генерального секретариата, альянс функционирует по упрощенной схеме, в которой высший орган принятия решений – это главы государств четырех стран−участниц, председательствующие в альянсе по очереди на временной основе. Их консультирует Совет министров, в состав которого входят министры иностранных дел и торговли, Группа высшего уровня (заместители министров), технические группы и подгруппы.

Среди других решений, принятых в Пунта-Мите, следует выделить:

  • Определение сфер и механизмов сотрудничества со странами-наблюдателями – речь идет не только о накоплении критической массы проектов, но и о создании конкретных программ в соответствии с основополагающими положениями Тихоокеанского альянса;
  • Укрепление связей с Межамериканским банком развития для продолжения сотрудничества на техническом уровне;
  • Подписание межинституционального соглашения Тихоокеанского альянса с целью разработки программы «Отдых и работа», призванной наладить культурный обмен между молодежью стран-участниц;
  • Создание механизма, способствующего обмену информацией в области сельскохозяйственного сырья, что, в свою очередь, позволит увеличить производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства в государствах-членах;
  • Подписание Межинституционального соглашения о сотрудничестве между национальными санитарными властями стран Тихоокеанского альянса, которое позволит наладить процесс санитарного контроля в государствах альянса и упростить условия конкуренции;
  • Решение продолжить работу по формированию механизмов в области интеллектуальной собственности. Цель данного проекта – способствовать появлению новых возможностей для улучшения качества предоставляемых информационных услуг и распространения объектов интеллектуальной собственности в четырех странах-участницах Тихоокеанского альянса.

Итак, мы видим, что за свое относительно короткое существование Тихоокеанский альянс уже достиг серьезных успехов и результатов.

Для нас очень важно, и это особенно касается России, рассказать, что представляет собой Тихоокеанский альянс и каковы его задачи, а также продолжить начатую работу, развивая то, чего уже удалось достичь, в рамках этой интеграционной группировки.

Общие интересы России и альянса в тихоокеанском регионе – это та точка соприкосновения, которая открывает возможности для сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Эти возможности необходимо исследовать.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся