Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Лев Воронков

Д.и.н., в.н.с. Центра североевропейских и балтийских исследований, профессор каф. европейской интеграции МГИМО МИД России, эксперт РСМД

У гипотетически независимой Гренландии может не оказаться необходимых человеческих и материальных ресурсов для обеспечения квалифицированными кадрами органов государственного и местного управления, судебной системы, полицейских и армейских структур, научно-исследовательских учреждений, дипломатических и иных представительств за рубежом. Гренландские власти вряд ли окажутся в состоянии без датской поддержки или иной иностранной помощи самостоятельно решать проблемы охраны и защиты своих природных богатств, не говоря о самостоятельной их добыче и переработке.

Коренное население Гренландии – эскимосы, пришедшие на остров с запада примерно за два тысячелетия до н.э. В последующем остров стали заселять норманны, основавшие два главных поселения – Естербюгден (вблизи нынешнего Какортока) и Вестербюгден (недалеко от Готхоба – нынешнего Нуука). В 1262 году исландский альтинг принёс присягу верности норвежскому королю. Вместе с Исландией под власть короля Норвегии перешла и колонизованная исландцами Гренландия [1]. В 1397 году была заключена Кальмарская уния, провозгласившая «вечный мир и союз» Дании, Швеции и Норвегии, в которой господствующие позиции заняла Дания. В силу датско-норвежской унии, существовавшей с 1380 по 1814 год, Норвегия с принадлежавшими ей территориями в конечном счёте оказалась в полном подчинении датской монархии [2].

В первой четверти XVIII века началась новая активная колонизация Гренландии норвежцами и датчанами, установившими торговые связи с коренным населением острова – эскимосами. В 1774 году Дания объявила торговлю с Гренландией своей монополией. Жизнью колониальных поселений на гренландской территории руководила датская Королевская Гренландская торговая компания и её управляющие на местах [3].

По мирному договору, заключённому в Киле 15 января 1814 года, Дания уступила Норвегию шведскому королю, но сохранила за собой Исландию, Гренландию и Фарерские острова. Со второй половины XIX века о притязаниях на Гренландию открыто заявили Соединённые Штаты, которые выражали готовность купить эти земли. Уступив Соединённым Штатам Америки за денежную компенсацию три Вест - Индских (Виргинских) острова, являвшихся датскими колониями, Дания добилась признания со стороны США (в соответствии с «Декларацией Лансинга» от 4 августа 1916 года) права распространить суверенитет Дании над «датскими колониями в Гренландии» на всю территорию острова [4].

Однако Норвегия, стремившаяся закрепить за собой восточное побережье Гренландии, c таким развитием событий не согласилась. В 1921 году она отвергла предложение Дании признать датский суверенитет над всей Гренландией. В 1931 году норвежская зверобойная и исследовательская экспедиция провозгласила норвежский суверенитет над частью побережья Восточной Гренландии. Эта акция была одобрена норвежским правительством. Дания и Норвегия согласились передать спор на рассмотрение Постоянного международного суда в Гааге, разбиравшего конфликт в 1933 году [5]. Он признал незаконной аннексию Норвегией этой части территории острова, после чего статус Гренландии как территории, полностью входящей в состав Дании, получил окончательное подтверждение. В 1953 году колониальный статус Гренландии был упразднён, и остров стал полноценной частью Королевства Дании.

www.flickr.com/photos/ilovegreenland/
Типичный гренландский дом, Окаатсут

В 1979 году Гренландия стала самоуправляющейся частью Датского королевства, получив автономный статус в его составе. Гренландцы обрели право на самоуправление во внутренней политике, экономике, в области социального и культурного строительства. Одним из первых решений властей острова стало переименование датских названий на эскимосские. Гренландия теперь официально называется Калатдлит - Нунат, а её столица – Нуук (бывший Готхоб) [6].

В феврале 1982 года в ходе референдума гренландцы высказались против членства острова в Европейском экономическом сообществе. Центральные власти страны согласились с эти решением гренландцев. В феврале 1984 года руководство «Общего рынка» приняло решение о выходе Гренландии из ЕЭС с 1 января 1985 года с сохранением в нём членства Дании. Вместе с тем остров продолжал оставаться административной частью Дании, его представители участвуют в работе общегосударственного парламента, в деятельности Северного Совета и Совета министров северных стран и подчиняются решениям центральных властей по внешнеполитическим вопросам и вопросам безопасности.

20 мая 2009 года в результате длительных переговоров с местными властями был разработан новый датский закон о самоуправлении Гренландии, который после одобрения населением острова был принят парламентом Дании [7]. Закон основан на соглашении между правительством Гренландии (Naalakkersuisut) и правительством Дании, «как равноправных партнёров». В ведение местных гренландских властей были переданы законодательная и исполнительная власть по вопросам, относящимся к Гренландии, судебная власть, которая должна действовать «по нормам общего права», правоохранительная система, а также доходы от эксплуатации природных ресурсов. При этом специально оговорено (статья 5, пункт 1), что эти области ответственности должны финансироваться органами самоуправления Гренландии. Важным достижением гренландцев стало объявление гренландского официальным языком территории (статья 20).

Закон о самоуправлении Гренландии 2009 года (статья 11, пункт 1) гласит, что предоставленные правительству Гренландии полномочия не должны ограничивать конституционную ответственность и полномочия датских властей в области внешней политики и политики безопасности, так как они относятся к сфере ответственности королевства. Вместе с тем в соответствии со статьёй 12 Закона, гренландскому правительству предоставлено право «от имени датского королевства» вести переговоры и заключать соглашения по международному праву с иностранными государствами и международными организациями, которые касаются исключительно Гренландии и полностью относятся к областям ответственности её правительства.

Специальный раздел Закона озаглавлен «Доступ Гренландии к независимости», в статье 21 которого говорится, что в случае принятия народом Гренландии решения относительно независимости должны начаться переговоры между центральным и гренландским правительствами, соглашение между ними по вопросу о предоставлении независимости может быть заключено только с согласия гренландского и датского парламентов и подтверждено референдумом в Гренландии.

Одновременно в Законе определена сумма годовых субсидий в 3 млрд 202,1 млн датских крон, которая предоставляется центральным правительством Дании органам самоуправления Гренландии. Эта сумма определена в соответствии с уровнем цен и заработной платы 2007 года и подлежит ежегодной индексации [8].

www.flickr.com/photos/ilovegreenland/
Полярная лиса

В связи с тем, что представители коренного населения Гренландии связывают перспективы обретения Гренландией независимости с использованием богатых природных ресурсов острова, в Законе чётко прописана зависимость размеров субсидий от доходов, получаемых органами самоуправления от эксплуатации природных богатств острова. Предусмотрено (статья 8 (1), что при доходах Гренландии от эксплуатации природных ресурсов свыше 75 млн крон субсидия правительства Дании должна уменьшаться на сумму, соответствующую половине такого дохода. В Законе (статья 9) специально оговорена возможность оказания центральным правительством платных услуг органам самоуправления Гренландии на случай, если они примут на себя ответственность за использование природных ресурсов острова. В Законе (статье 10) также оговорено, что в случае полного прекращения предоставления субсидий центральным правительством должны быть проведены переговоры между центральным датским правительством и органами самоуправления относительно будущего экономических отношений между ними, которые должны будут включать распределение доходов от добычи природных ископаемых в Гренландии и возобновление субсидий правительства органам самоуправления. В результате принятия закона удалось на время ослабить требования гренландцев о предоставлении независимости при сохранении экономической помощи Дании, а центральным властям страны сохранить косвенный контроль над использованием природных богатств острова.

Для разрешения спорных вопросов, касающихся ответственности органов самоуправления перед центральными властями, Закон предусматривает возможность создания совета из представителей сторон и трёх судей Верховного Суда.

После принятия данного закона возможность получения Гренландией полной независимости не снята с повестки дня. При оценке влияния шотландского референдума на перспективы обретения островом полной независимости от Дании следует принимать во внимание ряд специфических экономических и социальных обстоятельств, которые могут сделать такую перспективу менее привлекательной для почти 60-тысячного населения Гренландии.

Основной деятельностью островитян по-прежнему остаётся рыболовство, которое Дания помогает оснащать современной техникой. Они также занимаются промыслом китов, ловом креветок, крабов и охотой на тюленей. В структуре экспорта Гренландии основное место традиционно занимает группа рыбных товаров и морепродуктов, на которую в 2005 г. пришлось 87%,что делает экономику острова полностью зависимой от этого сектора. Основные рынки сбыта для гренландской экспортной продукции – Дания (86,7%), Испания (6,0%), Германия (1,6%), Исландия (1,5%), США (1,2%) и Великобритания (0,9%) [9]. На Данию приходится также около 80% импорта Гренландии. Бюджет Гренландии формируется в основном из доходов от экспорта морепродуктов и туризма и во многом зависит от субсидий, выделяемых властями Дании.

Гренландцы могут связывать свои надежды на обретение независимости с богатыми природными ресурсами, которыми располагает остров и прилегающие к нему шельф и акватория. Основываясь на данных Геологической службы США, Дания оценивает углеводородные запасы Гренландии на уровне 48 млрд баррелей нефтяного эквивалента: 31 млрд барр. на северо-восточном шельфе и 17 млрд барр. – на западном [10]. Осенью 2010 года британская нефтегазовая компания Cairn Energy на шельфе "ледяного острова" добыла первую в Гренландии нефть. На сегодня власти предоставили 20 лицензий на разведку и добычу углеводородов на территории в 200 тыс. кв. км.

Помимо значительных запасов углеводородов Гренландия располагает залежами урана, цинка, свинца, меди, никеля, железа, молибдена, тория, хрома, золота, серебра, каменного угля, криолита, богатыми биоресурсами прилегающих морей. Использование этих ресурсов может увеличить доходы самоуправляющегося острова, но это неизбежно повлечёт за собой сокращение дотаций со стороны центральных властей Дании.

thearcticinstitute.org

Качественное и количественное состояние человеческого капитала Гренландии может создать существенные трудности для автономной территории самостоятельно и эффективно обеспечивать стабильное функционирование экономики и её государственных и коммерческих структур. На острове фактически отсутствует современная промышленность и требуемая для неё квалифицированная рабочая сила. В единственном расположенном в столице острова Нууке университете обучается всего от 150 до 200 студентов. Лишь незначительная часть населения острова имеет высшее образование.

У гипотетически независимой Гренландии может не оказаться необходимых человеческих и материальных ресурсов для обеспечения квалифицированными кадрами органов государственного и местного управления, судебной системы, полицейских и армейских структур, научно-исследовательских учреждений, дипломатических и иных представительств за рубежом. Гренландские власти вряд ли окажутся в состоянии без датской поддержки или иной иностранной помощи самостоятельно решать проблемы охраны и защиты своих природных богатств на территории самого большого в мире острова, его шельфе и в исключительной экономической зоне, не говоря о самостоятельной их добыче и переработке.

Наличие у местных властей права на доходы от эксплуатации природных ресурсов сопровождается отсутствием самостоятельных технических возможностей добывать и обрабатывать эти ресурсы, так как соответствующие технологии могут быть привлечены только из Дании или других стран. К тому же инвестиционная привлекательность этих ресурсов для иностранных горнорудных компаний и инвесторов вызывает сомнения в связи с высокими издержками, связанными с их добычей и эксплуатацией.

Следует также принимать во внимание, что авиабаза США Туле – важный сегмент обеспечения безопасности Соединённых Штатов, входящий в состав американо-канадской системы NORAD. На территории острова расположены базы подводных лодок, самолётов, радиолокационные и радарные установки и метеорологические станции США. Гренландцы настойчиво добиваются увеличения компенсаций за использование их территории, в частности, за наличие главной военно-воздушной базы США в Канаке (Туле). Обретение Гренландией независимости чревато изменением существующего статус-кво и может поставить эти важнейшие стратегические объекты США на её территории под вопрос. Есть все основания полагать, что Соединённые Штаты попытаются такой ситуации не допустить. Не исключено, что формально независимая Гренландия может оказаться полностью зависимой от другого государства как в данном случае от Дании, дотации которой продолжают играть ключевую роль в социально-экономическом развитии экономики острова.

В настоящее время глава правительства самоуправляющейся Гренландии А.Хаммонд исполняет одновременно обязанности министра иностранных дел. Одно из важнейших направлений её внешнеполитической деятельности – поиск инвесторов для оказания помощи в добыче нефти, природного газа и минерального сырья.

В декабре 2013 года в результате её встречи с главой правительства другой самоуправляемой части датского королевства – Фарерских островов – Кай Лео Йохансеном было объявлено, что достигнута договорённость о более тесном взаимодействии в таких областях, представляющих общий интерес, как участие в деятельности Арктического совета, а также в области рыболовства и тюленьего промысла. Главы правительств договорились также о взаимодействии внутри датского королевства, проведении ежегодных встреч на «высшем уровне» и усилении контактов между гражданскими службами Гренландии и Фарерских островов. Говоря о внешнеполитической деятельности правительства Гренландии, А.Хаммонд подчеркнула, что это поможет Гренландии войти в международное сообщество, что станет «первым шагом на пути преобразования в общество, которое хотело бы стать более независимым» [11].

Можно предположить, что обретение полной независимости острова не актуальная задача на сегодняшний день, но в более длительной перспективе эта идея может быть вновь включена в повестку дня.

1. История Норвегии. «Наука», Москва, 1980, стр. 102-103

2. Там же, стр. 188-189

3. В.Е. Возгрин. Гренландия и гренландцы. «Мысль», Москва, 1984, стр. 62

4. А.С. Кан. История скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). Издание второе, исправленное и дополненное. «Высшая школа», Москва, 1980, стр. 165, 196

5. Там же, стр. 196

6. В.Е. Возгрин. Гренландия и гренландцы. «Мысль», Москва, 1984, стр. 4

7. Закон Дании о Самоуправлении Гренландии (http://constitutions.ru/?p=5643)

8. Там же

9. Справка Торгового представительства России в Дании. (http://www.denmark.mid.ru/inftp/inftp_51.html)

10. U.S. Geological Survey, 2008

11. «Hammondisleavingnodoubtaboutheraspirations, asirritatingasthatmightbeforsome» TheArcticJournal, January 13, 2014

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся