Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.68)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Никита Кожемяк

К.и.н., журналист ИА ТАСС, эксперт РСМД

Эмират Катар, занимающий небольшой одноименный полуостров в центре Персидского залива, обладает самым высоким в мире ВВП на душу населения. Благосостояние страны основано на экспорте природного газа и нефти. Тем не менее скромные показатели по территории и численности населения делают государство чрезвычайно уязвимым, со стратегической точки зрения. Ситуация осложняется хронически напряжённой обстановкой в регионе и геополитическими амбициями правящей семьи, которые зачастую входят в противоречие с интересами региональных и глобальных держав.

Вооружённые силы эмирата Катар, одни из наиболее малочисленных в регионе, в настоящее время проходят этап качественного обновления и численного роста. Тем не менее объективные показатели свидетельствуют о том, что вооружённые силы Катара в разы уступают не менее современной армии КСА в количественном отношении. Более того, армии соседних сопоставимых по площади и населению государств, таких как ОАЭ или Кувейт, также располагают большими людскими ресурсами и вооружениями, чем войска эмирата.

Подобная ситуация делает как никогда важной для обеспечения безопасности страны катарскую систему военных союзов. США, имеющие в окрестностях Дохи свою главную базу на Ближнем Востоке, выступают традиционным гарантом безопасности эмирата. Однако в последние годы региональная нестабильность, конфронтация с соседями и непредсказуемость американской политики обусловили тенденцию на диверсификацию военных коалиций. Главным для Катара на этом направлении остаётся партнёрство с Турцией, уже разместившей в стране военную базу и до 3 тыс. военнослужащих, а также осуществляющей помощь в подготовке личного состава и создании инфраструктуры. Определённые перспективы в русле катарской политики диверсификации военных связей имеет и сотрудничество с Россией, главным образом, в вопросах приобретения ЗРК С-400. Таким образом, именно опора на союзников и партнёров, а не собственные вооружённые силы, будет оставаться основой катарской системы безопасности в долгосрочной перспективе.


Эмират Катар, занимающий небольшой одноименный полуостров в центре Персидского залива, обладает самым высоким в мире ВВП на душу населения. Благосостояние страны основано на экспорте природного газа (2 место в мире) и нефти (18 место в мире). Тем не менее скромные показатели по территории (11,6 тыс. кв. км, 165 место в мире) и численности населения (2,04 млн чел, 143 место в мире) делают государство чрезвычайно уязвимым, со стратегической точки зрения. Ситуация осложняется хронически напряжённой обстановкой в регионе и геополитическими амбициями правящей семьи, которые зачастую входят в противоречие с интересами региональных и глобальных держав.

Несмотря на внушительный рост, эксперты выражают сомнение относительно способности ВВС Катара обеспечить все новые модели обученным персоналом — эта проблема неизбежно создаст трудности при вводе машин в эксплуатацию.

С момента провозглашения независимости от Великобритании в 1971 г. одним из основных направлений внешней политики Катара являлось участие в интеграционных процессах в зоне Персидского залива, ведущую роль в которых традиционно играла Саудовская Аравия. В 1981 г. был создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива в составе КСА, Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ и Омана. Несмотря на медленный прогресс, в начале ХХI в. в рамках организации было начато создание совместных вооружённых сил, общего рынка и монетарного союза. Тем не менее с течением времени союзнические отношения Катара с КСА сменились на сопернические. В правление эмира Хамада бен Халифы Аль-Тани (1995–2013 гг.) Катар, всё меньше довольствуясь ролью младшего партнёра КСА и располагая внушительными финансовыми средствами, стал претендовать на право вести самостоятельную внешнюю политику, главным образом, на исламском направлении, где эмират считал возможным занять лидерские позиции. Поддержка движения Братьев-мусульман, ХАМАС и прочих исламистских сил и независимые действия по активизации процессов «арабской весны» в ряде стран (Тунис, Ливия, Египет, Сирия и др.) вывели Катар на уровень региональной державы. Наконец, доминирование «Аль-Джазиры», вещающей из Дохи, в арабском медиа-пространстве, и нежелание вступать в открытую конфронтацию с Ираном на стороне просаудовского блока привело к разрыву с саудитами и вылилось в серьёзный региональный конфликт. Так, в 2014 г. КСА, ОАЭ и Бахрейн разорвали дипломатические отношения с Катаром, обвинив его в поддержке экстремизма (в частности, Братьев-мусульман) и подрывной деятельности «Аль-Джазиры». Конфликт удалось уладить в апреле того же года после подписания эмиратом неопубликованного Риядского соглашения, которое, предположительно, обязывало Катар отказаться от поддержки исламистов. Однако продолжение активной деятельности Катара после подписания документа привело к тому, что в июне 2017 г. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Йемен, Египет и ряд других государств не только повторно прекратили официальное общение с Дохой, но и устроили стране экономическую блокаду, увязав нормализацию отношений с выполнением 13 требований, в числе которых прекращение контактов с Ираном, остановка финансирования террористических организаций и закрытие турецкой военной базы. За последний год подвижек в решении конфликта не произошло. В условиях продолжающейся блокады Катар лишь наращивает взаимодействие с внерегиональными партнёрами — США, Турцией и Россией — и демонстрирует стремление сохранять свои нормальные отношения с Ираном. В этих обстоятельствах КСА периодически заявляет о возможности силового решения спора, что позволяет считать данный конфликт основной угрозой безопасности Катара на данном этапе.

Другим вызовом безопасности государства является ситуация геополитического противостояния, сложившаяся в регионе. Конфликт Саудовской Аравии и Ирана, обострившийся с началом «арабской весны», ставит под угрозу благополучие всех малых государств Персидского залива. Будучи «зажатым» между региональными гегемонами, Катар на данном этапе вынужден лавировать между ними, однако в случае прямого конфликта будет не в состоянии обеспечить неприкосновенность своей территории.

Серьезной проблемой для государства остаётся терроризм и экстремистская активность в регионе. Несмотря на то, что, по утверждению ряда СМИ и политических деятелей, Катар спонсирует исламистские организации в странах региона и мира, очевидна невозможность контролировать все силы подобного рода.

Военный бюджет

Подобная напряжённая политическая ситуация вынуждает руководство страны выделять всё больше средств на военные нужды. До второй половины 2000-х гг. военные расходы не составляли важной статьи катарского бюджета — стратегическое партнёрство с США и союзнические отношения с соседними нефтяными монархиями позволяли руководству страны ощущать относительную безопасность. Однако на последние 10 лет, учитывая региональную нестабильность, приходится постоянное увеличение военного бюджета страны. Так, в 2007–2011 гг. импорт вооружений Катаром вырос на 245%. Рост военных расходов продолжился в дальнейшем. С 2012 по 2016 гг. военный импорт увеличился на 282%. В 2015 г. страна впервые вошла в тройку самых крупных импортёров вооружения в мире.

Однако, несмотря на такой сильный рост военных расходов, показатели эмирата в региональном масштабе остаются весьма скромными. Военный бюджет Катара за первые восемь месяцев 2018 г. составляет 1,93 млрд долл. Эти показатели существенно ниже показателей соседних государств — Кувейта (5,2 млрд долл.), ОАЭ (14,4 млрд долл.), Омана (6,7 млрд долл.), Саудовской Аравии (56,7 млрд долл., 3-е место в мире после США и КНР). В Персидском заливе лишь Бахрейн уступает Катару по расходам (0,73 млрд долл.). Таким образом, несмотря на милитаризацию, происходящую в последние годы, бюджет ВС Катара остаётся относительно небольшим.

Вооружённые силы страны

Катарцы составляют лишь 30% личного состава вооружённых сил. Остальная часть рядового и офицерского состава представлена выходцами из других арабских стран — Омана, Египта и Иордании, а также из Пакистана.

Численность военнослужащих эмирата составляет всего 11 800 человек (хотя ряд источников приводят в качестве актуальных данных 36 000 человек, что не является подтверждённой и обоснованной информацией) [1]. При этом сухопутные силы включают в себя 8 500 чел., ВМФ — 1 800 чел., ВВС — 1 500 чел. Таким образом, Катар обладает самыми малочисленными вооружёнными силами в регионе — для сравнения, сопоставимые по численности населения Бахрейн и Кувейт располагают воинскими контингентами в 47 405 чел. и 46 500 чел. соответственно.

Наиболее многочисленными являются сухопутные войска эмирата. Самой боеспособной считается эмирская гвардия (три батальона пехоты), задачей которой является охрана правящей семьи и её резиденций. Помимо неё, в состав сухопутных войск входят четыре механизированных пехотных батальона и один артиллерийский, а также рота спецназа и одна бронетанковая бригада. Катарская армия очень хорошо механизирована, пехота располагает несколькими десятками французских БМП и БТР.

defence-blog.com / Abdul Moiz
Танк Леопард 2А7+ вооруженных сил Катара

Основу танкового корпуса страны на протяжении десятилетий составляли 30 танков AMX-30 французского производства, характеризовавшихся лёгкостью и маневренностью, однако устаревших уже в 1990-х гг. В 2013 г. Катар подписал договор с Германией о покупке 62 танков «Леопард-2». Поставки начались уже в 2015 г. и должны завершиться к концу 2018 г. Таким образом, танковый корпус страны в ближайшее время должен вырасти втрое. При том, что «Леопард-2» технически признан одним из лучших сегодня, в численном отношении танковый корпус страны всё равно будет меньше, чем у соседей (Кувейта, ОАЭ, КСА), в несколько раз.

Система ПВО страны представлена 11 батареями ракетного комплекса «Пэтриот» третьей конфигурации (РАС-3), приобретёнными у США в 2012 г., французскими «Мистралями» (24 шт.), «Роланд» (9 шт.) и британскими «Рапира» (18 комплексов). К 2021 г. ожидается усовершенствование «Пэтриота». Также в 2017 г. стало известно о договоренности об установке новой американской системы радаров.

В 2012 г. было заключено соглашение о поставках Катару THAAD, однако, по имеющейся информации, на данный момент по финансовым причинам комплекс эмирату ещё не поступил. В начале 2018 г. появились новости о переговорах Катара с Россией о приобретении комплексов С-400, что вызвало жёсткую реакцию со стороны Саудовской Аравии. По состоянию на середину 2018 г., переговоры продолжаются.

ВВС Катара на данный момент располагают 12 относительно устаревшими французскими истребителями Дассо «Мираж» 2000 и шестью лёгкими штурмовиками (одновременно выполняющими функции учебных самолётов) серии Альфа-джет. Однако за прошедшие три года руководство страны предприняло беспрецедентные меры по увеличению мощи ВВС. Так, в мае 2015 г. Катар и Франция пришли к договорённости о продаже 24 истребителей Рафаль (Dassault Rafale), а в 2017 г. было объявлено о приобретении ещё 12 моделей того же вида. В июне 2017 г. стало известно о сделке Дохи и Вашингтона о продаже Катару в ближайшем будущем 36 новых истребителей Boeing F-15QA, спроектированных специально для этой страны (позже стало известно о потенциальных больших закупках). В декабре 2017 г. Катар подписал соглашение с Великобританией о покупке у неё 24 истребителей четвёртого поколения «Еврофайтер Тайфун», состоящих на вооружении ряда европейских и ближневосточных государств. Поставки должны начаться в конце 2018 г. Таким образом, в ближайшие годы состав ВВС страны должен пополниться 96 новыми истребителями, что является серьёзным укреплением боевой мощи на фоне нынешних 12. Для размещения новой техники в августе 2018 г. Катар объявил о создании новой базы под названием Аль-Тамим. Несмотря на внушительный рост, эксперты выражают сомнение относительно способности ВВС Катара обеспечить все новые модели обученным персоналом — эта проблема неизбежно создаст трудности при вводе машин в эксплуатацию.

defens-aero.com / Armée de l'Air
Истребители Рафаль ВВС Катара

ВВС Катара имеют и небольшой вертолётный парк. Традиционно его основу составляли 12 вертолетов Westland Commando (в модификациях Mk2A, Mk2C и Mk3), 11 единиц SA-342L «Gazele» (с установленным ПТУР «Хот»), 18 AgustaWestland AW139. Принимая во внимание устаревающий характер моделей, в 2016 г. катарская сторона договорилась о покупке 24 американских AH-64Е APACHE, которые поступят на службу до 2020 г. В марте 2018 г. Катар заключил соглашение с «Airbus» о поставке европейских 28 NH 90. Таким образом, вертолётный парк страны проходит стадию масштабного обновления.

ВМФ Катара в настоящий момент насчитывает около 80 судов. К ним относятся 7 быстроходных ракетных кораблей английского (VT Group) и французского (La Combattante III type) производства — лёгких судов небольшого водоизмещения и боевой мощи. Остальные несколько десятков единиц техники — патрульные катера, катера-перехватчики и вспомогательные суда. При этом эксперты считают ВМС страны, фактически представляющие собой лишь береговую охрану, устаревшими, недостаточно оснащёнными, обученными и укомплектованными, что ставит под вопрос их эффективность в том числе и при выполнении охранных функций морских газовых и нефтяных месторождений страны.

США демонстрирует приверженность сохранению стратегического партнёрства с Катаром в долгосрочной перспективе, невзирая на конфликт эмирата с другими проамериканскими государствами региона.

В последнее время Катар взял курс на увеличение и обновление своего флота. Так, в 2016 г. стало известно о договоренностях Дохи и Вашингтона о покупке неизвестного количества относительно новых боевых катеров Mk – V. В 2017 г. эмират заключил соглашение с Италией о поставках в ближайшие годы семи новых судов: четырех корветов, двух вспомогательных судов и одного десантного корабля. Данные модели также не предполагают выполнения никаких задач, кроме береговой охраны. Однако учитывая, что подавляющее большинство судов, находящихся в распоряжении катарских ВМФ, устарели на десятилетия, подобное обновление кажется явно недостаточным. Страна вряд ли будет в состоянии самостоятельно обеспечить безопасность своей береговой линии в случае агрессии какой-либо из региональных держав.

Спецслужбы страны представлены Агентством государственной безопасности (Джихаз амн даулят Катар), созданным в 2004 г. путём слияния Службы расследований и государственной безопасности и Службы общей разведки (мухабарата). Функции агентства официально заключаются главным образом в контрразведывательной деятельности, обеспечении внутренней стабильности и контроле оппозиции, однако, очевидно, что ввиду взятия на себя функций мухабарата, орган ответственен также за внешние операции. По свидетельству ряда источников, в том числе бывшего директора агентства, подразделение оказывает поддержку ряду исламских организаций по всему региону, включая Талибан, Братьев-мусульман, ХАМАС, а также экстремистское подполье в соседних государствах Залива. Согласно некоторым источникам, катарские спецслужбы — разведка и спецназ — активно участвовали в гражданских войнах в Ливии и Сирии на стороне оппозиции.

REUTERS/Naseem Zeitoon
Вертолеты ВВС Катара над Дохой

Стоит отдельно упомянуть катарский спецназ, получивший определённое признание на международном уровне. При невозможности опираться на какие-либо открытые источники ввиду секретного характера информации допустимо утверждать, что подразделение участвовало в ряде успешных операций в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Так, по приведённым выше данным, катарский спецназ сыграл важную роль в событиях ливийского кризиса 2011 г., включая падение Триполи. Также это подразделение осуществляло подготовку различных повстанческих группировок на территории Сирии. В 2017–2018 гг. силы специального назначения начали проходить совместные с американскими коллегами обучающие курсы на регулярной основе. Однако, несмотря на высокий уровень подготовки, следует признать, что это подразделение при всех своих достоинствах остаётся единичным и малочисленным формированием (одна рота), к тому же укомплектованным преимущественно наёмниками из стран Запада. В последнее время, впрочем, появились свидетельства планируемого увеличения численности сил специального назначения. Так, в марте 2018 г. турецкая фирма MDS Defence Technologies and Construction Inc. получила от катарской стороны заказ на создание нового тренировочного лагеря, рассчитанного на 200 бойцов.

Несмотря на впечатляющие мероприятия по модернизации вооружённых сил с упором на ВВС, у армии Катара сохраняются нерешённые проблемы. Главной из них является кадровая — катарцы составляют лишь 30% личного состава вооружённых сил. Остальная часть рядового и офицерского состава представлена выходцами из других арабских стран — Омана, Египта и Иордании, а также из Пакистана. В условиях обостряющейся международной обстановки в регионе ставка на наёмников представляется менее оправданной, что поднимает вопрос о срочном увеличении доли коренных граждан в армии. В рамках курса на «катаризацию» вооружённых сил в 2014 г. в стране начала впервые в истории вводиться всеобщая воинская повинность для юношей, достигших 18 лет. Срок службы составлял от трех до четырех месяцев. По новому закону от 2018 г., срок службы был увеличен — теперь он составляет от четырех месяцев до года.

Система военных союзов

Военное партнёрство с глобальными и региональными державами в случае Катара является основным гарантом государственной безопасности. Учитывая малую численность вооружённых сил страны в условиях подавляющего военного превосходства соседних держав, успешные военные союзы представляют собой единственный надёжный способ обеспечения суверенитета и стабильности.

REUTERS/Mohammed Dabbous

США являются главным военным союзником Катара на протяжении трёх десятилетий. Потепление отношений между странами пришлось на 1990-1991 гг., когда катарцы поддержали возглавляемую американцами международную коалицию в войне в Персидском заливе против саддамовского Ирака. Именно после вышеуказанных событий, 23 июня 1992 г., между двумя странами было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности (Defence Cooperation Agreement, DCA), вплоть до настоящего времени (с незначительными изменениями в 2013 г.) остающееся основой двустороннего партнёрства. Текст соглашения засекречен, однако известно, что договор предусматривает доступ американских военных к военной структуре Катара, помощь в обучении катарских военных и возможность размещать на территории страны вооружения [2]. Выгода эмирата от подобного соглашения является очевидной — на фоне вступления Ближнего Востока и всей Передней Азии в период нестабильности размещение американских войск на своей территории давало ему надёжную защиту от любой внешней агрессии. В рамках этого соглашения американские контингенты, главным образом ВВС, были дислоцированы на созданной в 1996 г. базе Аль-Удейд (другой распространённый в русскоязычной среде вариант названия — Аль-Адид). В начале 2000-х гг. сюда был переведён ЦЕНТКОМ — центр управления американских войск во всём ближневосточном регионе. Таким образом, американцы фактически объявили Катар своим главным партнёром в регионе. С этого времени база Аль-Удейд играла ведущую роль во всех американских боевых операциях на Ближнем Востоке. Известно, что основные расходы по поддержанию базы, её расширению и даже содержанию американского персонала несёт Катар. По состоянию на 2017 г., на базе располагалось около 100 американских боевых самолётов, а общая численность контингента составляла 10-11 тыс. военнослужащих.

Дипломатический разрыв между Катаром, с одной стороны, и группой региональных стран во главе с Саудовской Аравией (тоже являющейся ключевым американским союзником в регионе), с другой, по утверждениям американской стороны, никак не повлиял на функционирование базы Аль-Удейд. Более того, в 2018 г. были начаты совместные катарско-американские работы по расширению базы, в том числе предусматривающие размещение дополнительных воинских контингентов. Таким образом, США демонстрирует приверженность сохранению стратегического партнёрства с Катаром в долгосрочной перспективе, невзирая на конфликт эмирата с другими проамериканскими государствами региона. Подобный курс подкрепляется описанными выше большими объёмами продаж вооружений Катару американскими поставщиками, потеснившими в последнее время французов — традиционных партнёров ближневосточного государства. Для Катара подобная ситуация является оптимальной, так как наличие крупных американских сил на его территории создаёт уверенность в собственной «неприкасаемости». Тем не менее дальнейшая эскалация кризиса в отношениях с КСА, ОАЭ и другими странами Залива, если она произойдёт, неизбежно приведёт к тому, что американской стороне придётся делать выбор между союзниками. При этом нет никаких гарантий, что выбор этот будет сделан в пользу Катара.

trend.az
Турецкая военная база в Катаре «Тарик бин Зияд»

В связи с этим в последние годы Катар обозначил стремление диверсифицировать свои военные партнёрства. В 2014 г. эмират заключил соглашение о военном сотрудничестве с Турцией, которое предусматривает возможность размещения турецких войск, кооперацию в борьбе с терроризмом и в целях укрепления региональной стабильности. В 2015 г. в страну были введены первые, хотя и незначительные, контингенты турецких войск, разместившиеся на базе Тарик бин Зияд в южной части Дохи. Это событие вызвало недовольство регионального гегемона — КСА, — который включил ликвидацию турецкой базы в число 13 требований к Катару в июне 2017 г. во время разрыва дипломатических отношений. Однако с началом блокады Катара связи эмирата с Турцией, напротив, активизировались. Помимо поставок продовольствия и дипломатической поддержки, Турция приступила к размещению более крупных контингентов войск на территории Катара. К концу 2017 г. в стране находилось уже почти 3 000 турецких военнослужащих. В январе 2018 г. Турция объявила о планах размещения в Катаре военно-морских и военно-воздушных сил. Помимо размещения своих войск на территории страны, Турция с середины 2017 г. осуществила ряд совместных воинских учений с Катаром, начала оказывать ему поддержку в обучении состава ВС, а также вложилась в создание тренировочной инфраструктуры.

Партнёрство с Турцией представляет собой возможность снизить полную зависимость от США в вопросах безопасности. На фоне усиления региональной конфронтации США становятся менее надёжным союзником, учитывая, что Саудовская Аравия является также одним из ключевых американских партнёров, жертвовать отношениями с которым в угоду Катару американцы вряд ли станут. Для Турции же проект, помимо укрепления престижа и расширения военных возможностей, несёт и коммерческую выгоду — по итогам 2017 г. Катар стал вторым по величине инвестором в турецкую экономику, вложив в неё около 20 млрд долл. Отношения между странами подкрепляются и тем, что различные структуры, так или иначе аффилированные с Братьями-мусульманами, находящимися у власти в Турции в лице эрдогановской «Партии справедливости и развития», пользуются, по некоторым данным, значительной финансовой поддержкой Катара. В ближайшем будущем турецко-катарский альянс не сможет заменить партнёрство с США, однако, рост его значения для безопасности страны очевиден.

Стремление Дохи активизировать связи с Москвой объясняется всё тем же курсом на диверсификацию военно-стратегических партнёров, а также желанием инвестировать в российские нефтегазовую и авиационную отрасли.

Что касается России, до недавнего времени её военно-стратегическое сотрудничество с Катаром было минимальным. Удалённость эмирата и его особые союзнические отношения с США делали подобное сотрудничество если не невозможным для России, то, по крайней мере, практически безосновательным. Ситуация изменилась в 2017 г. Стремление Дохи активизировать связи с Москвой объясняется всё тем же курсом на диверсификацию военно-стратегических партнёров, а также желанием инвестировать в российские нефтегазовую и авиационную отрасли. Россия заинтересована в сотрудничестве с Катаром как одним из государств, имеющих существенное влияние на сирийский сценарий, а также Москва преследует цель давления на традиционного катарского союзника — США. В октябре 2017 г. Москва и Доха подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Пробным шаром на пути его имплементации стали договоренности 2018 г. о поставке Катару стрелкового оружия (автоматов Калашникова), гранатомётов и противотанковых ракетных комплексов «Корнет». Однако главным треком военно-технического сотрудничества между двумя странами на данный момент является вопрос о приобретении комплексов С-400, вызвавший протесты со стороны Саудовской Аравии. Несмотря на это, в середине 2018 г. посол Катара в Москве заявил, что переговоры вступили в решающую стадию.

***

Forbes / Statista

Вооружённые силы эмирата Катар, одни из наиболее малочисленных в регионе, в настоящее время проходят этап качественного обновления и численного роста. Втрое увеличивается танковый парк страны за счёт покупки новейшей немецкой техники. Более существенно укрепление военной авиации — вместо существующих 12 истребителей ВВС Катара в ближайшие годы получат 96 британских, американских и французских самолётов. Обновления затрагивают и вертолётную авиацию, и система ПВО, представленную американским комплексом «Пэтриот» и, возможно, в ближайшем будущем усиленную системой THAAD. Менее масштабные, но всё же видимые изменения наблюдаются и в ВМФ страны. Численное увеличение и усовершенствование программы подготовки (с американской помощью) коснутся также сил специального назначения. Борясь с хроническими проблемами — малочисленностью вооружённых сил (менее 12 тыс. чел.) и высокой долей иностранных наёмников в офицерском корпусе (ок. 70%), — Катар в 2015–2018 гг. впервые ввёл для граждан-мужчин обязательную военную службу.

Тем не менее объективные показатели свидетельствуют о том, что вооружённые силы Катара в разы уступают не менее современной армии КСА в количественном отношении. Более того, армии соседних сопоставимых по площади и населению государств, таких как ОАЭ или Кувейт, также располагают большими людскими ресурсами и вооружениями, чем войска эмирата. Несмотря на то, что Катар входит в тройку главных импортёров оружия в мире, военный бюджет страны уступает практически всем соседям по Персидскому заливу.

Подобная ситуация делает как никогда важной для обеспечения безопасности страны катарскую систему военных союзов. США, имеющие в окрестностях Дохи свою главную базу на Ближнем Востоке, выступают традиционным гарантом безопасности эмирата. Однако в последние годы региональная нестабильность, конфронтация с соседями и непредсказуемость американской политики обусловили тенденцию на диверсификацию военных коалиций. Главным для Катара на этом направлении остаётся партнёрство с Турцией, уже разместившей в стране военную базу и до 3 тыс. военнослужащих, а также осуществляющей помощь в подготовке личного состава и создании инфраструктуры. Определённые перспективы в русле катарской политики диверсификации военных связей имеет и сотрудничество с Россией, главным образом, в вопросах приобретения ЗРК С-400. Таким образом, именно опора на союзников и партнёров, а не собственные вооружённые силы, будет оставаться основой катарской системы безопасности в долгосрочной перспективе.

1. Qatar: Governance, Security, and U.S. Policy. P.15

2. Qatar: Governance, Security, and U.S. Policy. P. 14


Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.68)
 (19 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся