Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Суздальцев

Зам. декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ–ВШЭ, эксперт РСМД

Судьба Союзного государства Белоруссии и России продолжает волновать российский и белорусский политические классы. С появлением интеграционного проекта Таможенный союз – Единое экономическое пространство (ТС–ЕЭП), который к 2015 г. должен быть преобразован в Евразийский экономический союз, вопрос о будущем российско-белорусского государственного образования приобретает особую значимость.

Судьба Союзного государства Белоруссии и России продолжает волновать российский и белорусский политические классы. С появлением интеграционного проекта Таможенный союз – Единое экономическое пространство (ТС–ЕЭП), который к 2015 г. должен быть преобразован в Евразийский экономический союз, вопрос о будущем российско-белорусского государственного образования приобретает особую значимость.

Союзное государство Белоруссии и России занимает уникальное место в ряду интеграционных проектов на постсоветском пространстве, представляя собой единственную попытку политической интеграции среди стран-членов СНГ. В декабре 1999 г. было продекларировало создание своеобразного государственного образования с собственной конституцией (конституционным актом), исполнительной, законодательной и судебной властями, единым гражданством, вооруженными силами и валютой.

К сожалению, далеко не все удалось сделать, но позитивным результатом можно считать принятие солидного социального пакета, уравнивающего права граждан двух республик при получении медицинской помощи, доступе к рабочим местам и т.д. на территории Союзного государства. В рамках проекта существуют региональная группировка войск двух стран, объединенная группировка войск ПВО РФ и РБ, проводятся совместные войсковые учения на важном для нас западном направлении. Действует ряд союзных программ, которые оказывают существенную поддержку наукоемким белорусским производствам, растет союзная собственность.

Проект не оправдал надежд российского руководства и лишь частично воплощен в жизнь. В реальности Союзное государство не достигло уровня интеграции Евросоюза.

Белорусские власти уверены в успехе проекта Союзного государства. 31 мая 2012 г. А. Лукашенко, встречая президента России В. Путина, прибывшего в Минск с первым визитом после инаугурации, заявил: «Сегодня мы можем констатировать, что на постсоветском пространстве не существует более продвинутого интеграционного объединения, чем Союзное государство. И миллионы людей ощущают реальную отдачу от этого… наши наработки в рамках Союзного государства стали фундаментом для формирования и Таможенного союза, и Единого экономического пространства».

Во время своего майского (2012 г.) визита в Минск российский президент публично Союзное государство не упомянул. Это и понятно: проект не оправдал надежд российского руководства и лишь частично воплощен в жизнь. В реальности Союзное государство не достигло уровня интеграции Евросоюза – у него нет исполнительного органа, чьи решения были бы обязательны на территории России и Белоруссии, нет должного согласования экономической политики, нет единой валюты и т.д. В то же время «цена» интеграции с Минском оказалась для России непозволительно высокой.

В создании ТС–ЕЭП учитывались, скорее, не «наработки» Союзного государства, а ошибки, допущенные при стимулировании российско-белорусской интеграции. Проблема здесь не только в том, что размеры стран и их экономический потенциал отличаются на два порядка, а политические режимы и экономические системы не совпадают, но и в том, что заявленные цели создания Союзного государства стороны понимали по-разному.

Лозунги в обмен на ресурсы

В создании ТС–ЕЭП учитывались, скорее, не «наработки» Союзного государства, а ошибки, допущенные при стимулировании российско-белорусской интеграции.

В основе белорусского предложения об интеграции с Россией лежала вполне практичная задача обеспечения экономической независимости молодой республики, что не исключало в перспективе и политических решений, выгодных для белорусского руководства. Но главным было получить неограниченный доступ к российским энергоносителям и российскому рынку.

Российско-белорусская экономическая интеграция остановилась на этапе таможенной зоны, которую запустили в 1995 г. Москва и Минск не смогли договориться о формировании наднационального органа для управления таможенной зоной. Кроме того, не удалось унифицировать таможенные пошлины. По этой причине белорусская часть российско-белорусской таможенной зоны очень быстро, уже в 1996 г., оказалась огромным контрабандным терминалом.

На этом этапе экономическая интеграция в рамках Союзного государства была остановлена, стороны так и не продвинулись к более глубоким формам интеграции, но Белоруссия сохранила доступ к российскому рынку, оградив свой рынок целой системой нетарифных ограничений.

Энергетика и Союзное государство

В основе союзных соглашений между Россией и Белоруссией всегда были газ и нефть. В экономическом плане Союзное государство в основном и создавалось для того, чтобы обеспечить России стабильный транзит энергоносителей на рынки ЕС. Помимо политической интеграции обеспечение России стабильного транзита в обмен на энергетические субсидии являлось главной экономической целью российского руководства. Со своей стороны, Белоруссия всегда стремилась стать посредником по перепродаже российской сырой нефти и нефтепродуктов на европейские рынки.

Формат Союзного государства оказался политическим обоснованием для создания сложной системы энергетических преференций и субсидий со стороны России, которые к 2007 г. достигли 7 млрд долл. в год. В рамках этих субсидий Белоруссия второе десятилетие получает газ по самой низкой в Европе цене (в среднем в 3 раза дешевле по сравнению с Польшей и в 2–2,5 раза – по сравнению с Украиной). Почти десять лет действовал белорусский нефтяной офшор, в который ввозилась российская нефть по «союзной цене», а экспортировались полученные из нее нефтепродукты по мировой. Стоит напомнить, что белорусский экспорт на европейские рынки (от 51% до 59% всего объема) состоит исключительно из нефтепродуктов и калийных удобрений (белорусский природный ресурс).

Постоянная энергетическая поддержка со стороны России, призванная содействовать глубоким структурным реформам в белорусской экономике, на самом деле способствовала консервации постсоветской экономической модели, основанной на энергетическом иждивенчестве. В итоге к началу XXI в. белорусская сторона считала, что она решила свои основные задачи в интеграционном процессе с Россией, заменив последовательный процесс экономической интеграции эскалацией дотаций с российской стороны.

Российское руководство, в свою очередь, пыталось вывести проект Союзного государства из стадии стагнации. Для этого использовались как экономические (с 2007 г. повышались цены на поставляемые в республику энергоносители), так и политические рычаги. Россия стремилась ускорить экономические реформы в республике единой валютой, вопрос о введении которой до сих пор остается актуальным. Однако создать систему, при которой потребность в скорейшей политической интеграции стимулировала бы экономическую интеграцию (вводом, к примеру, единой союзной валюты) и наоборот, не удалось.

Несмотря на формальное сохранение союзных отношений, страны продолжали жить своей жизнью, их экономические и политические системы с каждым годом все больше отличались друг от друга. Особенно наглядно эти процессы проявились во внешней политике, которую в рамках Союзного государства так и не удалось сделать реально союзной.

Белоруссия демонстративно не поддержала Россию во время российско-грузинской войны. В дни ожесточенных боев за Цхинвал в Минске была проведена неделя грузинского кино. После 2008 г. сложилась нетерпимая ситуация, когда одна часть Союзного государства признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а другая – открыла свои границы для граждан Грузии и предоставила им безвизовый коридор на территорию России. А. Лукашенко пообещал признать новые закавказские республики, но затем отказался от своих слов.

В 2009 г. Белоруссия, оставаясь в рамках Союзного государства, вошла в европейскую программу «Восточное партнерство». В 2009–2010 гг. белорусские власти организовали ряд антироссийских провокаций на европейском направлении, демонстрируя желание поменять свою геостратегическую ориентацию с Союзного государства на Евросоюз.

Уже с 2007 г. российское руководство, убедившись, что интеграционный проект с Белоруссией зашел в тупик, стало постепенно снижать финансово-ресурсную поддержку Белоруссии. Это сразу же привело РБ к тяжелым экономическим кризисам 2007 и 2011 гг. Кризисы продемонстрировали, что республика не может существовать без постоянной экономической поддержки со стороны России, что привело к новому росту дотаций.

Несмотря на увеличение товарооборота между странами в январе–декабре 2011 г. до 38607,6 млн долл., отрицательное сальдо внешней торговли для Белоруссии оказалось огромным (почти 28%). Республика по-прежнему наращивает импорт российских энергоносителей (60–65% от всего объема товарных поставок в РБ), выработанные из российской нефти нефтепродукты обеспечивали до 44% экспортной выручки республики.

Новый шанс

Ни белорусская сторона, которая заинтересована в сохранении особых двусторонних отношений с Москвой, ни российская сторона, имеющая благодаря Союзному государству потенциальный рычаг влияния на А. Лукашенко, не проявят инициативу по ликвидации этого странного государственного образования.

С вступлением в 2010 г. Республики Беларусь в Таможенный союз, а с 1 января 2012 г. в Единое экономическое пространство, Белоруссии был дан второй шанс принять участие в новом интеграционном процессе, инициированном Россией. Но для этого Минску пришлось пожертвовать частью Союзного государства – российско-белорусская таможенная зона растворилась в Таможенном союзе «тройки» – России, Белоруссии и Казахстана. Российско-белорусская политическая интеграция, т.е. само Союзное государство, лишилась своей экономической составляющей.

Ошибки, допущенные при создании российско-белорусской таможенной зоны, были учтены при формировании Таможенного союза, но лишь частично. Таможенный союз получил наднациональный орган (Таможенную комиссию), единый таможенный кодекс и унифицированные таможенные пошлины, но контроль с российско-белорусской границы исчез, и сейчас западную таможенную границу России фактически обеспечивают белорусские пограничники со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Фото: БЕЛТА
Главы государств-членов ЕврАзЭС, а также
лидеры государств-наблюдателей при
сообществе

Белоруссия получила за вхождение в ТС–ЕЭП огромные финансово-ресурсные авансы на общую сумму 8 млрд долл.: кредит в 3 млрд долл., неограниченный доступ к российской нефти и российско-казахстанскому рынку. Однако республика не торопится выполнять соглашения по ЕЭП, подписанные и ратифицированные в декабре 2010 г. Белорусское руководство стремится сохранить в рамках ЕЭП свой экономический анклав, повторив траекторию Союзного государства.

С появлением ТС–ЕЭП Союзное государство превратилось в переговорную площадку для получения от Кремля все новых дотаций и преференций. Учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в Белоруссии, Россия, сохраняя Союзное государство, фактически берет на себя перед мировой и российской общественностью ответственность за политические репрессии в этом государстве. Даже с учетом важности военно-стратегических интересов России на западном направлении, где помимо Белоруссии у России есть Калининград, трудно определить баланс позитивных и негативных сторон такого противоестественного союза.

Безусловно, ни белорусская сторона, которая заинтересована в сохранении особых двусторонних отношений с Москвой, ни российская сторона, имеющая благодаря Союзному государству потенциальный рычаг влияния на А. Лукашенко, не проявят инициативу по ликвидации этого странного государственного образования. Однако, привлекая Белоруссию к участию в новом проекте, необходимо иметь в виду, что ее интересы в интеграции не изменились. Республика Беларусь не может без интеграции существовать, но и полноценно участвовать в ней она не в силах.

Сможет ли вписаться Союзное государство в структуру Евразийского интеграционного проекта, покажет время. Как отмечал госсекретарь Союзного государства Г. Рапота, «удастся ли сохранить его [СГ] место в интеграционной матрешке, будет зависеть как от политической воли глав государств, так и от нашей исполнительности».

В то же время Союзное государство остается своеобразным социально-политическим «мостом» между Россией и Белоруссией, сохраняя чувство сопричастности и добрососедства. Накопленный потенциал совместной работы, который, к сожалению, благодаря целому комплексу политических и экономических проблем, не всегда мог быть реализован, обязательно будет востребован не только в многосторонних интеграционных проектах на постсоветском пространстве, но и в двусторонних отношениях.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся