Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Николай Сурков

К.полит.н., старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

В преддверии запланированного на конец января 2016 г. нового раунда межсирийских переговоров заметно участились контакты глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Джона Керри. Итоги их встреч и телефонных бесед внушают осторожный оптимизм. Они высказываются в конструктивном ключе и есть признаки, которые свидетельствуют о стремлении Москвы и Вашингтона к компромиссу по сирийскому вопросу.

В преддверии запланированного на конец января 2016 г. нового раунда межсирийских переговоров заметно участились контакты глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Джона Керри. Итоги их встреч и телефонных бесед внушают осторожный оптимизм. Они высказываются в конструктивном ключе и есть признаки, которые свидетельствуют о стремлении Москвы и Вашингтона к компромиссу по сирийскому вопросу.

Стороны демонстрируют готовность идти на уступки. Сергей Лавров, например, фактически дал понять, что Москва не будет против включения в состав делегации сирийской оппозиции представителей группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам», несмотря на то, что в России они считаются террористическими. «Решать не кому-то за пределами ООН, а спецпосланнику Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистуре», — заявил российский министр.

России сейчас важно показать, что она представляет собой силу, способную играть конструктивную роль в мире, в частности, помочь в разгроме ИГ и восстановлении стабильности в Сирии.


EPA / ANDREW GOMBERT / Vostock Photo
Николай Сурков:
Резолюция ООН по Сирии — лучше, чем
ничего


Администрация Б. Обамы хотела бы добиться относительной стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, а то получается, что теперь регион находится в худшем состоянии, чем до прихода к власти демократов.

Как представляется, в основе конструктивной атмосферы лежит взаимная заинтересованность Москвы и Вашингтона в скорейшем урегулировании сирийского кризиса. Хотя мотивы у сторон разные.

России сейчас важно показать, что она представляет собой силу, способную играть конструктивную роль в мире, в частности, помочь в разгроме ИГ и восстановлении стабильности в Сирии. Кремль также использует сирийскую карту, чтобы добиться от Запада уступок на других направлениях, прежде всего, по Украине, которая стала причиной беспрецедентного со времен холодной войны ухудшения отношений. Есть и другие причины. Сам факт затягивания операции ВКС даст лишний повод критикам политики Кремля сравнивать нынешнее вмешательство в Сирии с неудачным опытом СССР в Афганистане.

При взгляде из Москвы складывается впечатление, что и США должны быть заинтересованы в урегулировании сирийского кризиса. Тут причины больше внутриполитические. Администрация Б. Обамы хотела бы добиться относительной стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, а то получается, что теперь регион находится в худшем состоянии, чем до прихода к власти демократов. Накануне президентских выборов это совсем некстати. Кроме того, для Вашингтона и его европейских союзников важно создать условия для борьбы с ИГ, потому что пока эта группировка представляет реальную угрозу. Достойно уйти из этого региона (и избавиться от военного и финансового бремени) не представляется возможным.

Похоже США благословят любую сделку, которая устроит их региональных союзников. Последние явно активизировались, на это указывает недавний визит в Москву эмира Катара, а также интенсивные консультации с саудовцами. Складывается впечатление, что поддерживающие оппозицию аравийские монархии заинтересованы в мире или хотя бы в некотором снижении напряженности. Хотя война ведется чужими руками, она забирает все больше ресурсов, что довольно болезненно в условиях обвала нефтяных цен и продолжения еще двух затратных кризисов — в Йемене и Ливии. Кроме того, группировка ИГИЛ явно перестала быть послушным инструментом борьбы с иранским влиянием и стала больше похожа на пресловутую «взбесившуюся пушку».

Именно от В. Путина ждут, что он убедит президента Сирии Башара Асада пойти на компромисс с оппозицией, а в будущем, возможно, и уйти в отставку.




Если исходить из того, что ход сирийского кризиса во многом диктуется логикой регионального противостояния между Ираном и Саудовской Аравией, то следует ожидать, что нас ждет игра с нулевой суммой.

В данных обстоятельствах Кремль, судя по всему, рассчитывает, что американцы, как де-факто посредники, сумеют добиться от сирийской оппозиции и ее спонсоров формирования представительной делегации, а впоследствии убедят противников Б. Асада выполнять подписанные соглашения. При этом Москва отвечает за взаимодействие с сирийским режимом. Судя по всему, именно от В. Путина ждут, что он убедит президента Сирии Башара Асада пойти на компромисс с оппозицией, а в будущем, возможно, и уйти в отставку.

Однако до этого еще далеко. Сирийская проблема слишком сложна и многогранна, чтобы можно было ожидать быстрого прорыва. Скорее всего, запланированная на 29 января 2016 г. «Женева-3» станет переговорами о переговорах. Процесс торга будет долгим потому, что в нем слишком много участников и заинтересованных сторон. Ситуацию, в частности, серьезно осложняет наличие сразу двух делегаций от оппозиции. Нет ясности и относительно того, смогут ли спонсоры оппозиции достаточно надавить на своих подопечных, чтобы те согласились на компромисс с правительством. В то же время Москве надо убедить Б. Асада пойти на серьезные уступки, а это совсем не простая задача.

В этой связи встает вопрос о том, как должна выглядеть будущая сделка, чтобы она устроила ключевых игроков. Если исходить из того, что ход сирийского кризиса во многом диктуется логикой регионального противостояния между Ираном и Саудовской Аравией, то следует ожидать, что нас ждет игра с нулевой суммой. То есть нынешний режим и иранское влияние на Дамаск в каком-то виде сохранятся, а успокоить аравийские монархии может появление в Сирии мощных суннитских сил, которые будут уравновешивать влияние Ирана. Не исключено, что в итоге появится государственное образование, которое своей хрупкостью и нестабильностью будет напоминать современный Ливан, но только в большем масштабе.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся