Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Жюльен Носетти

Научный сотрудник Французского института международных отношений

Возможно ли повторение истории? В 1956 году в разгар Суэцкого кризиса СССР, проявив чудеса дипломатии, сумел отвлечь внимание Запада от подавления Красной Армией восстания в Будапеште. Спустя шестьдесят лет наращивание российского присутствия в Сирии происходит на фоне укрепления украинского фронта, что позволяет Владимиру Путину испытать на деле решимость Запада и одновременно развязывает России руки в Донбассе.

Возможно ли повторение истории? В 1956 году в разгар Суэцкого кризиса СССР, проявив чудеса дипломатии, сумел отвлечь внимание Запада от подавления Красной Армией восстания в Будапеште. Спустя шестьдесят лет наращивание российского присутствия в Сирии происходит на фоне укрепления украинского фронта, что позволяет Владимиру Путину испытать на деле решимость Запада и одновременно развязывает России руки в Донбассе. Аналогия с 1956 годом прослеживается и в том, что непоследовательность Франции и Великобритании в отношении сирийского конфликта привела к ослаблению позиций этих стран, несмотря на укрепление их положения во время ливийской кампании 2011 года. Но в отличие от времен Суэцкого кризиса, когда дипломатический вакуум, образовавшийся в результате трехстороннего вмешательства, был заполнен Соединенными Штатами, администрация Обамы, отчасти построившая свою внешнюю политику на прекращении участия в ближневосточном конфликте, не планирует задействовать серьезные военные силы и средства для разрешения проблемы Сирии. Однако международные отношения не терпят пустоты — кроме того, трудно себе представить, как Россия будет играть роль жандарма в регионе, чьи сложные социально-экономические и политические особенности ей тоже малопонятны, не говоря уже о том, что ее политическая и военная верхушка по-прежнему подсознательно страдает от «афганского синдрома».

С точки зрения Москвы, ее участие в делах Сирии — нечто гораздо большее, нежели простое оказание поддержки загнанному в угол союзнику. Из активной позиции России можно сделать пять выводов, тесно связанных с внешней и внутренней политикой, а также с позициями на региональной и мировой арене.

Прежде всего, на ум приходит, казалось бы, совершенно невинное замечание: сирийский вопрос для Москвы никогда не был простым. Исторически двусторонние отношения были отнюдь не безоблачными: Хафез аль-Асад, отец нынешнего президента Сирии, часто прикрывался своим зависимым положением и проводил собственную региональную политику, вызывая в Москве замешательство. Затем на этих двусторонних связях играл Израиль, стремясь помешать поставкам самых передовых наступательных вооружений из Москвы в Дамаск. Поддерживая с Сирией отношения продавца и покупателя, Россия рискует своими связями с Израилем и с Западом. Тем не менее российско-сирийское сотрудничество уже несколько десятилетий существует на базе проверенных институциональных каналов, которые ставят Кремль в полную зависимость от связей, налаженных исключительно с руководством действующего режима. Недавно Сергей Лавров доверительно сообщил Лахдару Брахими, бывшему специальному представителю ООН в Сирии, о том, что Россия имеет такое же влияние на Б. Асада, что и США на Израиль.

Во-вторых, продвижение джихадистов по территории Сирии и Ирака напрямую затрагивает Россию — по некоторым оценкам, в рядах ИГ и «Фронта ан-Нусра» сражается 2 200 выходцев из этой страны. ИГ особенно нуждается в вербовке бойцов на постсоветском пространстве — они закалены в боях и относительно независимы от местных группировок и интересов. Впрочем, в высшем военном командовании ИГ насчитывается немало чеченцев. В перспективе возникает риск дальнейшего взаимопроникновения сирийско-иракских и кавказских группировок, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, в течение последнего года многие кавказскихе джихадисты переметнулись на сторону ИГ. Они предпочитают вступить в борьбу за «халифат» и вернуться в Россию с почестями, нежели продолжать сражаться в Кавказском эмирате, чье высшее командование с 2014 года несколько раз подвергалось уничтожению и чья «идеологическая» ориентация, сформировавшаяся на основе соперничества с ИГ, подрывает эффективность ее деятельности. С июня прошлого года Кавказ считается вилайетом ИГ, что свидетельствует о стремлении к внедрению на эту территорию. Кроме того, на территории бывшего СССР ведется активная пропаганда ИГ. Страницы русскоязычной версии журнала «Дабик» (Dabiq) пестрят призывами к читателям отправиться в Сирию и Ирак, а русские социальные сети используются для распространения информации «во имя общего дела» (новостей с передовой, ссылок на проповеди, объявлений о сборе средств). Наконец, усиление российского военного присутствия в Сирии способствует лишь разжиганию кавказского джихадизма на этой территории, а в случае взятия в плен российских военнослужащих ИГ не преминет использовать эти сведения в информационной войне.

Тем не менее количество бойцов, находящихся в Сирии, служит оправданием для реализации одного из направлений российской дипломатии на Ближнем Востоке — построения отношений на основе взаимных интересов обеспечения безопасности как с арабскими республиками (Сирией, Египтом, Йеменом), так и с суннитскими монархиями Персидского залива и Израилем, который стремится наверстать упущенное из-за промедлений американских политиков. Поэтому неслучайно президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров регулярно объезжает страны Леванта и Персидского залива (за прошедший год он неоднократно встречался с королем Иордании Абдаллой II) для налаживания сотрудничества в области борьбы с терроризмом, а российские десантники готовятся к участию в контртеррористических учениях, которые состоятся этой осенью в Египте. В сфере внутренней политики угроза проникновения ИГ в Россию позволяет Кремлю подогревать националистические настроения среди населения и убеждать Запад в том, что Россия является его естественным союзником в борьбе с исламским терроризмом.

В-третьих, подъем России невозможно проанализировать иначе как в контексте игры, которую ведет другой крупный участник сирийского конфликта — Иран. После подписания соглашения о ядерной программе Ирана, которое вновь открывает этой стране дорогу в международное сообщество, Россия непременно пожелает помешать достижению между США и Ираном любых договоренностей по сирийскому вопросу, которые де-факто вытеснили бы ее с Ближнего Востока. Трехсторонние отношения с Дамаском и Тегераном уже не всегда складываются в пользу Москвы. В отличие от России, которая опирается исключительно на связи с официальными сирийскими институтами, Иран готовится к уходу Асада, делая ставку на высшие слои общества, которые сложились в условиях хаоса, воцарившегося после 2011 года. Оказывая непосредственную поддержку Силам национальной обороны, вооружаемым и координируемым «Хезболлой», Тегеран создает условия для формирования будущих сирийских институтов безопасности исключительно вокруг своих собственных интересов. Таким образом, военное вмешательство позволяет России изменить расстановку сил сторонников существующего режима в свою пользу.

В-четвертых, расширение военного присутствия России в Сирии неразрывно связано с российско-американскими отношениями. Наблюдаемая сейчас эскалация, возможно, намеренно направлена на то, чтобы создать ощущение потребности в неотложных мерах, которое могло бы сыграть на руку Кремлю на фоне нежелания США применять силу и раскола Европы по вопросу беженцев. Будучи реалистом, Владимир Путин ставит перед собой цель добиться поляризации интересов на Ближнем Востоке в соответствии со своей собственной трактовкой международных отношений. В отличие от времен холодной войны линия раскола проходит сейчас не между государствами, разделенными идеологическими противоречиями, и не между Израилем и арабскими странами. По мнению Москвы, мир раскололся на Запад, который находится в упадке и неспособен экспортировать свою политическую модель, и государства, отвергающие любое вмешательство со стороны западных стран, в частности, под прикрытием «ответственности за защиту» и либеральных ценностей, лежащих в основе такого подхода. Чего же добивается Россия? Она хочет объявить о конце эпохи «смены режима» и показать, что ей можно доверять, в отличие от других участников международных отношений в этом регионе. Российские правители, зацикленные на достижении паритета с США, стремятся к эксклюзивному диалогу с Вашингтоном по вопросам, связанным с разрешением региональных конфликтов. Мирная жизнь на Ближнем Востоке в отсутствие влияния со стороны России лишит державу части ее веса. Поэтому, желая ослабления напряженности, существующей в данном регионе, Москва, тем не менее, постоянно способствовала поддержанию этой напряженности, откликаясь на требования ближневосточных стран — особенно в части военной мощи. Ситуация в Сирии служит превосходной иллюстрацией этого подхода.

Наконец, в военном плане вмешательство России в ситуацию в Сирии является ответом на вызов, принять который в короткие сроки не может ни одна западная держава. Россия располагает свежими силами, потенциалом стратегического проецирования силы — хотя и ограниченным в области военно-морской авиации, — прекрасным знанием применяемых джихадистами методов ведения боевых действий и соглашением с правительством Сирии в сфере обороны, которое обеспечивает правомерность российского вмешательства с точки зрения международного права. Времена, когда поддержка со стороны России выражалась в командировании всего одного инженерного батальона (300 человек), как было в 2006 году в Ливане, безвозвратно ушли. Российская стратегия предусматривает прежде всего возвращение алавитской святыни, граница которой проходит по берегу от Латакии до Тартуса, чтобы затем занять направление Дамаск — Хомс к востоку. Одержав победу в дипломатической войне, за которой должны последовать боевые успехи, Владимир Путин не преминет воспользоваться этим обстоятельством на международной арене. Но в то же время такая победа будет означать резкую смену российской политики в арабском мире, которую Москва строит по принципу отказа от любой колонизации и прямого военного вмешательства.

«Сегодня из всех стран, участвующих в дележе Европы и всего мира, Россия — единственная, кого Сирии следует бояться и на кого стоит возлагать надежды», — писал французский монах Жюль Паргуар в начале ХХ века. Как ни странно, сегодня его слова звучат вполне актуально, однако представление о России как о державе, «которая всегда идет вперед», не должно затмевать понимания границ ее продвижения.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся