Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

В отношении Белоруссии введён очередной пакет экономических санкций. Президент США Джо Байден подписал новый исполнительный указ, расширяющий как число белорусских лиц под санкциями, так и сам спектр применяемых ограничительных мер. Действия США знаменуют очередной этап эскалации давления на Минск. Они в значительной степени совпадают с ранее введёнными ограничениями Европейского союза. При этом американские санкции представляют более серьёзную угрозу для белорусской экономики.

Эффект от американских санкций будет значительно сильнее в сравнении с ограничительными мерами ЕС и других стран. Это объясняется широкой практикой применения американскими властями принудительных мер (enforcement) в отношении тех компаний, организаций и физических лиц, которые нарушают американские режимы санкций. За последние десять лет бизнес Европейского союза с лихвой хлебнул огромных штрафов Минфина США.

Можно с большой вероятностью предположить, что банки ЕС и иные контрагенты белорусских компаний, которые попали под санкции, вряд ли решатся на продолжение транзакций, опасаясь вторичных санкций и принудительных мер США.

С опаской к перспективе административных и уголовных расследований со стороны властей США относятся также и в других юрисдикциях, включая Индию, КНР и даже Россию. Российский бизнес не горит желанием оказаться в списке заблокированных лиц или проходить изматывающие жернова административного или уголовного процесса. В новом указе Джо Байдена есть конкретная норма, которая будет вызывать беспокойство бизнеса. Параграф «D» статьи 1 нового указа подводит под блокирующие санкции США те лица, которые осуществляют транзакции в обход режима санкций США в интересах правительства Республики Беларусь или заблокированных на основании данного указа, а также указа 13405 физических и юридических лиц. При этом в отличие от указа 13405, где была закреплена сходная норма, не указывается национальная принадлежность нарушителей. В теории ими может оказаться кто угодно. Американские регуляторы вполне могут трактовать данную норму расширительно, что уже имело место на практике в отношении других санкционных режимов.

В связи с введением новых американских санкций популярная в СМИ точка зрения о том, что теперь промышленность Белоруссии «автоматически» переориентируется с контрагентов в ЕС и США на Россию, должна восприниматься с большой осторожностью. Вопрос о финансовой инфраструктуре для транзакций внутри Союзного государства России и Белоруссии становится ещё более актуальным.

В отношении Белоруссии введён очередной пакет экономических санкций. Президент США Джо Байден подписал новый исполнительный указ, расширяющий как число белорусских лиц под санкциями, так и сам спектр применяемых ограничительных мер. Действия США знаменуют очередной этап эскалации давления на Минск. Они в значительной степени совпадают с ранее введёнными ограничениями Европейского союза. При этом американские санкции представляют более серьёзную угрозу для белорусской экономики.

Новый указ президента США был опубликован 9 августа 2021 года. Он расширил действие чрезвычайного положения в связи с «подрывом демократических процессов и институтов в Белоруссии», которое было введено ещё Джорджем Бушем-младшим в 2006 году (исполнительный указ 13405). В новом указе есть несколько новаций.

Иван Тимофеев:
Бомбить по площадям

Во-первых, санкции приобрели секторальную составляющую. Секторальный смысл санкций отличается от того, в котором они используются в отношении российского оборонного, финансового и энергетического секторов. В российском случае речь идёт о том, что в отношении ряда организаций из упомянутых секторов используется определённый набор ограничений, не связанный с блокирующими санкциями. Для этого ведётся отдельный список лиц, находящихся под секторальными санкциями (Sectoral Sanctions Identifications List). Они являются более мягкими в сравнении с блокирующими санкциями и в случае каждого сектора подразумевают отдельный набор ограничительных мер. Новые санкции в отношении Белоруссии являются гибридом секторальных и блокирующих санкций. Профильные органы исполнительной власти США получают возможность по своему усмотрению блокировать лиц, принадлежащих к определённым секторам. То есть подобный гибрид является более разрушительными. В белорусском случае речь идёт о таких секторах, как оборона, госбезопасность, энергетика, производство калия, табачная промышленность, строительство, транспорт. Иными словами, принадлежность организации к одному из указанных секторов сама по себе может стать основанием для блокирующих санкций. Последние, в свою очередь, подразумевают запрет гражданам и организациям США осуществлять любые транзакции с заблокированным лицом. Подобные лица теряют среди прочего доступ на рынок США, а также возможность использовать американские доллары в своих расчётах. Гибрид блокирующих и секторальных санкций уже использовался американцами в отношении Ирана и России. Применительно к России речь о недавнем исполнительном указе 14024, в котором среди прочего основанием для блокирующих санкций в отношении российских лиц указывалась их принадлежность к технологическому сектору.

Во-вторых, под блокирующие санкции теперь может попасть любая правительственная структура и её руководство, а также любая организация, которую власти США сочтут правительственным агентом или инструментом (instrumentality). Это более широкая трактовка в сравнении с указом 13405 от 2006 года. Тогда под блокирующие санкции попадали только те лица, которых в США полагали причастными к подрыву демократических институтов. Сейчас под санкции может попасть вообще любая государственная или связанная с государством организация.

В-третьих, расширен спектр действий, подпадающих под санкции. В частности, в их число вошли действия по подрыву «мира, безопасности и территориальной целостности» Республики Беларусь, коррупция, нарушение свободы слова и печати и тому подобное.

Одновременно с выходом указа Минфин США объявил о блокирующих санкциях в отношении 23 физических лиц и 21 организации в Республике Беларусь. Среди них: «Белнефтегаз», «Беларуськалий», «Белказтранс», «Абсолютбанк», «Энерго-Оил», «Новая нефтяная компания», «Дана Холдингз», «Дана Астра», «Нефтебитумный завод», «Бремино Групп», «Дубай Вотер Фронт», «Эмирейтс Блю Скай», «Интер Тобакко», «Новая нефтяная компания Восток», «Интерсервис», «Табачная фабрика “Неман”». К этому списку нужно добавить ещё девять крупных компаний, по которым в начале июня 2021 года не была продлена генеральная лицензия, то есть в их отношении перестали действовать исключения из режима санкций.

Отчасти этот список пересекается со списком из 78 организаций, в отношении которых в июне ввёл свои ограничения Европейский союз. Брюссель также использовал секторальные санкции, однако их принцип отличается от американского. В частности, были запрещены к ввозу в ЕС отдельные категории нефтепродуктов и калийных удобрений, причём по ним были сделаны существенные послабления. В американском случае подобных послаблений нет. Блокируются конкретные компании. Слабым утешением можно считать генеральную лицензию в отношении «Беларуськалия» до декабря 2021 года. Однако такая лицензия нужна лишь для сворачивания существующих сделок, и её продление далеко не гарантировано. Наряду с США и ЕС новые секторальные и блокирующие санкции ввели также Великобритания, Канада и Швейцария.

Эффект от американских санкций будет значительно сильнее в сравнении с ограничительными мерами ЕС и других стран. Это объясняется широкой практикой применения американскими властями принудительных мер (enforcement) в отношении тех компаний, организаций и физических лиц, которые нарушают американские режимы санкций. За последние десять лет бизнес Европейского союза с лихвой хлебнул огромных штрафов Минфина США. Их совокупный объём начиная с 2009 года приближается к 5 миллиардам долларов США.

Можно с большой вероятностью предположить, что банки ЕС и иные контрагенты белорусских компаний, которые попали под санкции, вряд ли решатся на продолжение транзакций, опасаясь вторичных санкций и принудительных мер США.

Неэффективность Блокирующего статута ЕС 1996 года, который был призван защитить бизнес ЕС от экстерриториальных санкций третьих стран, лишь укрепит их в подобном выборе.

С опаской к перспективе административных и уголовных расследований со стороны властей США относятся также и в других юрисдикциях, включая Индию, КНР и даже Россию. Российский бизнес не горит желанием оказаться в списке заблокированных лиц или проходить изматывающие жернова административного или уголовного процесса. В новом указе Джо Байдена есть конкретная норма, которая будет вызывать беспокойство бизнеса. Параграф «D» статьи 1 нового указа подводит под блокирующие санкции США те лица, которые осуществляют транзакции в обход режима санкций США в интересах правительства Республики Беларусь или заблокированных на основании данного указа, а также указа 13405 физических и юридических лиц. При этом в отличие от указа 13405, где была закреплена сходная норма, не указывается национальная принадлежность нарушителей. В теории ими может оказаться кто угодно. Американские регуляторы вполне могут трактовать данную норму расширительно, что уже имело место на практике в отношении других санкционных режимов.

Иными словами, популярная в СМИ точка зрения о том, что теперь промышленность Белоруссии «автоматически» переориентируется с контрагентов в ЕС и США на Россию, должна восприниматься с большой осторожностью. Вопрос о финансовой инфраструктуре для транзакций внутри Союзного государства России и Белоруссии становится ещё более актуальным.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся