Read in English
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Смена власти в Сирии ставит вопрос о возможных изменениях режима санкций США в отношении страны. В прошедшие два десятилетия Сирия вошла в число стран, против которых Вашингтон применял наиболее жесткий режим ограничительных мер. В их числе были и остаются блокирующие финансовые санкции, масштабный экспортный контроль, запреты на импорт, транспортные и визовые ограничения.

Политический транзит создает предпосылки для снижения санкционного давления. В числе первых шагов стало введение исключений из режима финансовых санкций в форме генеральной лицензии № 24 от 6 января 2025 г. Офиса по контролю зарубежных активов Минфина США. Лицензия дает возможность операций с правительственными структурами Сирии в области поставок, хранения и продажи энергоносителей и электричества, денежных переводов в личных и некоммерческих целях. Содержательно речь идет о довольно существенных послаблениях. Однако они вводятся в форме временной лицензии, которая действует до 7 июля 2025 г. Ее продление может обставляться теми или иными политическими условиями. Кроме того, лицензия не снимает блокирующие санкции и не отменяет торговые ограничения. С формальной точки зрения режим санкций США в отношении Сирии остается в полном объеме.

С большой вероятностью американские власти будут использовать в ближайшем будущем именно механизм временных лицензий, сохраняя правовые механизмы в виде федеральных законов и исполнительных указов. Отмена указов произойдет, судя по всему, только в случае уверенности Вашингтона в масштабной и необратимой смене политического курса Сирии в сторону ожиданий и интересов США. Федеральные законы в силу сложности их изменения могут просуществовать даже в случае коренной смены внешней и внутренней политики Сирии долгое время, хотя президент обладает полномочиями приостанавливать их действие.

Процесс снятия санкций будет медленным, а сами правовые механизмы односторонних санкций США против Сирии могут сохраняться годами и десятилетиями, несмотря на политические изменения.

Смена власти в Сирии ставит вопрос о возможных изменениях режима санкций США в отношении страны. В прошедшие два десятилетия Сирия вошла в число стран, против которых Вашингтон применял наиболее жесткий режим ограничительных мер. В их числе были и остаются блокирующие финансовые санкции, масштабный экспортный контроль, запреты на импорт, транспортные и визовые ограничения. Политический транзит создает предпосылки для снижения санкционного давления.

Махмуд Аль Хамза:
Ключи от Сирии

Глава МИД переходного правительства Сирии обратился к США с призывом снять санкции. С большой вероятностью мы увидим смягчение ограничительных мер. Однако процесс будет медленным, а сами правовые механизмы односторонних санкций США против Сирии могут сохраняться годами и десятилетиями, несмотря на политические изменения.

Консолидированный список претензий США к Сирии был сформулирован еще в 2003 г. в законе «Об ответственности Сирии и восстановлении суверенитета Ливана» (SAA). В их числе поддержка организаций, которые США считают террористическими, включая ХАМАС, Хезболлу и так далее (еще в 1979 г. Госдепартамент США внес Сирию в число государств — спонсоров терроризма), подрыв суверенитета и территориальной целостности Ливана (сирийские войска выведены из страны в 2005 г.), разработка ракет средней и меньшей дальности, химического и бактериологического оружия, помощь противникам США. Во исполнение SAA президент США Джордж Буш задействовал свои полномочия по закону «О чрезвычайных международных экономических полномочиях» (IEEPA) и указом 13338 от 11 мая 2004 г. ввел против Сирии ряд ограничительных мер. Запрещался экспорт военных товаров и товаров двойного назначения, ограничивался доступ сирийской гражданской авиации на территорию США, создавался механизм блокирующих финансовых санкций в отношении сирийских лиц, связанных с правительством Сирии и способствующих политике страны в обозначенных выше проблемных областях. В 2005 г. Сирия была добавлена в закон «О нераспространении со стороны Ирана», который получил новое название — «О нераспространении со стороны Ирана, КНДР и Сирии». Он предполагал санкции за нарушение экспортного контроля в области товаров двойного назначения, в том числе годящихся к использованию в производстве ракетных систем и оружия массового уничтожения.

Впоследствии введенный Бушем режим санкций дополнялся новыми указами. В 2006 г. блокирующие финансовые санкции расширились в связи с гибелью премьер-министра Ливана Рафика Харири (указ 13399). В 2008 г. новым основанием для блокирующих санкций в отношении отдельных сирийских лиц стало вовлечение в коррупцию (указ 13460). В 2011 г. — права человека и подавление оппозиции (указы 13572, 13573). Наряду с блокирующими санкциями в отношении сирийских чиновников и связанных с ними институтов, запрещались инвестиции США в Сирию, запрет на экспорт и реэкспорт в Сирию любых услуг, импорт и любые сделки с нефтью и нефтепродуктами сирийского происхождения (указ 13582). В 2012 г. к числу оснований для блокирующих санкций добавилось использование цифровых систем для слежки за оппозицией и нарушения прав человека (указ 13606). Создавался правовой механизм блокирующих финансовых санкций в отношении лиц из третьих стран, способствующих обходу санкций в отношении Ирана и Сирии (указ 13608). Наконец, в 2019 г. Конгресс принимает закон «О защите граждан Сирии имени Цезаря» (или Акт Цезаря). Закон вводил ограничительные меры на сделки с Центральным банком Сирии, а также создавал новый правовой механизм санкций в отношении лиц из третьих стран (в том числе России) за сотрудничество с властями Сирии. США применяли санкции по сирийскому вопросу и в отношении своих союзников. Так, например, в 2019 г. президент Дональд Трамп ввел чрезвычайное положение и создал правовой механизм санкций в отношении турецких и иных лиц, осуществляющих операции «по подрыву мира, безопасности, стабильности и территориальной целостности Сирии» (указ 13894). В конечном итоге Сирия превратилась в юрисдикцию, в отношении которой США использовали один из наиболее жестких режимов санкций. Помимо экспортного контроля и контроля импорта, под блокирующими санкциями находились практически все системообразующие компании и предприятия Сирии в области энергетики, транспорта, финансов, промышленности и технологий. Свои режимы санкций в отношении Сирии вводили ЕС, Великобритания, Канада и другие западные страны. Дамаск вел активную политику по адаптации к режиму санкций. Значимую роль играло сотрудничество с Ираном и Россией, которые сами находились под растущим давлением санкций со стороны Вашингтона и его союзников.

Антон Мардасов, Кирилл Семенов:
Новая власть Сирии: сильные и слабые стороны

В связи со сменой власти в Сирии появляются политические предпосылки для смягчения ограничительных мер. В числе первых шагов стало введение исключений из режима финансовых санкций в форме генеральной лицензии № 24 от 6 января 2025 г. Офиса по контролю зарубежных активов Минфина США. Лицензия дает возможность операций с правительственными структурами Сирии в области поставок, хранения и продажи энергоносителей и электричества, денежных переводов в личных и некоммерческих целях. Содержательно речь идет о довольно существенных послаблениях. Однако они вводятся в форме временной лицензии, которая действует до 7 июля 2025 г. Ее продление может обставляться теми или иными политическими условиями. Кроме того, лицензия не снимает блокирующие санкции и не отменяет торговые ограничения. С формальной точки зрения режим санкций США в отношении Сирии остается в полном объеме. С большой вероятностью американские власти будут использовать в ближайшем будущем именно механизм временных лицензий, сохраняя правовые механизмы в виде федеральных законов и исполнительных указов. Отмена указов произойдет, судя по всему, только в случае уверенности Вашингтона в масштабной и необратимой смене политического курса Сирии в сторону ожиданий и интересов США. Федеральные законы в силу сложности их изменения могут просуществовать даже в случае коренной смены внешней и внутренней политики Сирии долгое время, хотя президент обладает полномочиями приостанавливать их действие.

Наряду с введением генеральных лицензий США могут использовать в качестве «пряников» исключение из списков заблокированных лиц отдельных правительственных структур или предприятий Сирии. Но процесс этот будет медленным. В числе условий отмены блокирующих санкций может быть, например, присутствие американских наблюдателей в системе управления данных организаций, их подотчетность властям США, иные механизмы контроля. Следует также ожидать некоторых послаблений в области экспортного контроля, особенно применительно к товарам и услугам, не имеющим двойного назначения. В любом случае процесс снятия санкций обещает быть осторожным. Он будет увязываться с выполнением политических требований США с возможностью быстрого возврата санкций в случае невыполнения. Санкции останутся заметным инструментом влияния на политический курс новых властей.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся