Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

18-19 декабря 2014 года в Брюсселе пройдет ежегодный заключительный саммит глав правительств стран-членов ЕС. В отличие от предыдущих лет, когда Россия воспринимала данное мероприятие как сугубо бюрократическое и касающееся отдельных проблем ЕС и планов по развитию, сейчас европейским лидерам не удастся обойти тему украинского кризиса и сложных отношений с Москвой. События последних нескольких дней показали, что взаимные уступки между Россией и ЕС возможны, но насколько сильно желание сторон восстановить партнерский диалог? Ситуацию комментирует Ольга Потемкина, д.полит.н., заведующая отделом исследования европейской интеграции Института Европы РАН, эксперт РСМД.

18-19 декабря 2014 года в Брюсселе пройдет ежегодный заключительный саммит глав правительств стран-членов ЕС. В отличие от предыдущих лет, когда Россия воспринимала данное мероприятие как сугубо бюрократическое и касающееся отдельных проблем ЕС и планов по развитию, сейчас европейским лидерам не удастся обойти тему украинского кризиса и сложных отношений с Москвой. События последних нескольких дней показали, что взаимные уступки между Россией и ЕС возможны, но насколько сильно желание сторон восстановить партнерский диалог? Ситуацию комментирует Ольга Потемкина, д.полит.н., заведующая отделом исследования европейской интеграции Института Европы РАН, эксперт РСМД.

Каковы будут основные темы обсуждения?

Главной темой и приоритетом саммита Европейского совета 18-19 декабря 2014 года будет экономическая и социальная политика. Участники обсудят необходимые меры и инструменты для усиления экономического роста, создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности экономики ЕС. Главам государств и правительств предстоит утвердить Ежегодный обзор экономического роста на 2015 год, а также Доклад о механизме предупреждения. Оба документа были приняты Комиссией в ноябре 2014 года. Ежегодный обзор-2015 знаменует начало нового «европейского полугодия» координации финансовой и экономической политики стран ЕС для восстановления экономики и занятости. Ключевым инструментом в этом направлении назван инвестиционный план Комиссии на 2015-2017 годы, который анонсировался Ж.-К. Юнкером еще в период его «избирательной кампании» на пост Председателя Комиссии.

Ольга Потемкина

В ходе саммита главы государств и правительств должны будут одобрить план, главный пункт которого – создание нового Европейского фонда стратегических инвестиций (ЕФСИ) с целью привлечения финансирования стратегических долгосрочных проектов (транспортная инфраструктура, исследования и образование, возобновляемая энергетика и энергоэффективность) в дополнение к имеющимся программам ЕС и традиционной деятельности Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Фонд также будет участвовать в финансовой поддержке мелкого и среднего бизнеса. Предполагается, что ЕФСИ начнет функционировать в июне 2015 года; для этого Комиссия выступит с законодательной инициативой в начале 2015 года, чтобы соответствующее решение о Фонде было принято к началу лета. Представляя свое детище в ходе ноябрьской пленарной сессии в Европарламенте, Ж.-К. Юнкер пообещал, что за три года ЕФСИ сможет аккумулировать 315 млрд. евро посредством взносов государств-членов, национальных банков, а также частных инвесторов. В качестве гарантии деятельности Фонда Комиссия и ЕИБ вложат соответственно 16 млрд евро и 5 млрд евро.

Накануне саммита план Ж.-К. Юнкера уже подвергался критике: хотя эксперты и соглашаются с предложением о частных инвестициях в долгосрочные проекты, которые могут стимулировать экономический рост и занятость, они в то же время выражают сомнения, что ЕФСИ будет наполнен на все 315 млрд евро (Bulletin Quotidien Europe 11216, 12.12.2014). Вопрос о параметрах прямых взносов в будущий Фонд остается открытым. На прошедшем 9 декабря 2014 года заседании Совета Экофин Юрки Катайнен, вице-президент Комиссии по вопросам занятости, экономического роста, инвестиций и конкурентоспособности вынужден был признать, что до сих пор ни одно из государств-членов не выступило с конкретными обещаниями и предложениями. Между тем Ж.-К. Юнкер специально подчеркнул, что взносы государств-членов в фонд не повлияют на оценку выполнения ими Пакта стабильности и роста в еврозоне.

Важным пунктом повестки дня станет обсуждение дальнейших мер по противодействию угрозе вируса Эболы. На начало декабря 2014 года ЕС вложил 1,1 млрд евро в борьбу с вирусом, что делает его главным донором в противодействии Эболе. Государствам-членам будет предложено послать дополнительный медицинский и эпидемиологический персонал, наладить координацию действий вовлеченных ведомств.

Предполагается также продолжить изучение возможностей предупреждения радикализации и экстремизма, особенно в связи с усиливающимся участием граждан ЕС в военных действиях на Ближнем Востоке.

Среди пунктов внешнеполитической повестки дня на первом месте значится Украина. 3 декабря 2014 года Комиссия перечислила Украине очередной пакет финансовой помощи на сумму 500 миллионов евро в рамках программы макрофинансовой поддержки в дополнение к траншам в мае, июне и ноябре. Однако пристальное внимание к развитию ситуации в Донецкой и Луганской областях не ослабевает, и главы государств и правительств вновь призовут стороны выполнять Минские договоренности о прекращении огня.

Изменится ли позиция стран ЕС в отношении России?

Отношения с Россией не значились в предварительной повестке дня саммита. Тем не менее они не могут быть проигнорированы, в том числе и «новый геополитический сюрприз» - отказ России от строительства Южного потока и в целом изменение политики Газпрома на европейском направлении.

В соответствии с решением Совета 2014/658/ОВПБ, ограничительные меры против России могут быть пересмотрены 15 марта 2015 года. Судя по заявлениям ряда европейских политиков, новые санкции на саммите 18-19 декабря 2014 года вряд ли будут приняты. Однако Совет министров иностранных дел 15 декабря поддержал предложение главы Внешнеполитической службы ЕС о дополнительных ограничительных мерах ЕС в ответ на аннексию Крыма и Севастополя, техническая сторона их применения пока обсуждается. Отношения России и ЕС в настоящее время могут измениться в двух случаях: если полностью прекратятся военные действия на Украине (что не очень вероятно), или если произойдет радикальное ухудшение ситуации, как это было в июле после падения Боинга. Пока же Европейский союз находится в поиске новой концептуальной основы отношений с Россией. Возможно, они больше не будут базироваться на ценностном подходе. Пока не наблюдается общего видения даже у руководителей ЕС, не говоря уже о государствах-членах. Так, Федерика Могерини неоднократно заявляла о прекращении «стратегического партнерства» с Россией, признавая при этом стратегическую роль России в мировой политике. Дональд Туск, который впервые будет председательствовать на саммите, и вовсе объявил Россию «стратегической проблемой», а не «стратегическим партнером». В свою очередь, не оспаривая утверждений Д. Туска, Ж.-К.Юнкер после встречи с премьер-министром Болгарии Б.Борисовым 4 декабря заявил: «Я надеюсь, что завтра Россия снова станет стратегическим партнером, и мы предпримем все необходимые шаги, чтобы наши отношения улучшились» (Bulletin Quotidien Europe), 11211, 5.12.2014).

Материал подготовила Мария Гурова, программный ассистент РСМД

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся