Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Сергей Денисенцев

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий, эксперт РСМД

Практически все страны Азиатско-Тихоокеанского региона в последние годы увеличивают свои военные расходы, причем эта тенденция сохранялась даже в период пика мирового экономического кризиса. Это обстоятельство делает страны АТР привлекательным рынком для поставщиков оружия. Постоянный рост военных расходов и объемов импортируемого оружия в регион ставят вопрос: способствуют ли развитие и переоснащение вооруженных сил стран АТР укреплению стабильности в регионе или являются угрозой его безопасности?

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) объединяет наиболее динамично развивающиеся страны мира, и это касается как экономического роста, так и развития вооруженных сил. Практически все страны региона в последние годы увеличивают свои военные расходы, причем эта тенденция сохранялась даже в период пика мирового экономического кризиса. Это обстоятельство делает страны АТР привлекательным рынком для поставщиков оружия. Постоянный рост военных расходов и объемов импортируемого оружия в регион ставят вопрос: способствуют ли развитие и техническое переоснащение вооруженных сил стран АТР укреплению стабильности в регионе или являются угрозой его безопасности?

АТР – главный мировой производитель и один из крупнейших импортеров вооружений

С одной стороны, АТР можно назвать мировой кузницей вооружений – здесь сконцентрировано две трети мирового производства оружия. За его пределами есть только один регион с высокоразвитой собственной военной промышленностью – Западная и Центральная Европа.

С другой стороны, большая часть этого производства сосредоточена всего в трех странах – США, России и КНР, остальные государства вынуждены оружие импортировать. Поэтому регион входит в число крупнейших рынков вооружений, наряду с Западной и Центральной Европой, Ближним и Средним Востоком и Южной Азией. На страны АТР приходится примерно треть мирового импорта вооружений, здесь находится половина из 10 крупнейших мировых стран-импортеров оружия. Объем поставок вооружений в регион в 2007–2011 гг. вырос по сравнению с периодом 2002–2006 гг. на 21,5% – с 62,2 до 75,6 млрд долл. в ценах 2011 г. (см. табл. 1).

Таблица 1.Страны АТР в мировом импорте вооружений

Страна Позиция по объему импорта среди стран АТР Позиция в мире Объем импорта вооружений в 2007-2011 гг. в ценах 2011 г., млн долл. Доля в мировом импорте вооружений в 2007-2011 гг.
Южная Корея 1 2 12200 5,53
КНР 2 4 10879 4,93
Сингапур 3 5 8817 3,99
Австралия 4 6 8270 3,75
США 5 8 7694 3,49
Малайзия 6 13 5335 2,42
Чили 7 18 3863 1,75
Япония 8 20 3739 1,69
Индонезия 9 27 2931 1,33
Канада 10 28 2823 1,28
Вьетнам 11 30 2382 1,08
Колумбия 12 34 1746 0,79
Таиланд 13 42 858 0,39
Тайвань 14 53 686 0,31
Эквадор 15 55 609 0,27
Остальные страны АТР     2805 1,27
АТР в целом     75637 34,27

Источник: SIPRI Arms Transfers Database.

Структура поставок вооружений в страны АТР (см. рис. 1) в целом соответствует общемировой при доминирующей роли боевой авиации – 45% стоимостного объема поставок. Однако есть отличия: в импорте вооружений странами АТР существенно ниже доля поставок бронетехники – 9% при среднемировых 15%. Это во многом связано с тем, что ведущие импортеры вооружений среди стран АТР имеют собственные программы выпуска бронетехники. Так, собственные танки выпускают Китай, Япония, Южная Корея, собственные бронированные машины и артиллерию также производят Тайвань и Сингапур. Кроме того, в структуре импорта вооружений в страны АТР выше процент военно-морской техники (боевых кораблей и подводных лодок) – 16% при среднемировых 13%.

Рис. 1. Структура поставок вооружений в страны АТР по видам боевой техники

Источник: SIPRI Arms Transfers Database.

Кто и зачем импортирует оружие среди стран АТР

По степени вовлеченности в торговлю вооружениями страны АТР можно разделить на несколько групп.

Первая группа – это крупные промышленные державы, располагающие мощнейшими военно-промышленными комплексами, способными производить в значительных количествах практически любые виды вооружений. Это, прежде всего, Соединенные Штаты, крупнейшая военная держава мира и главный экспортер вооружений, и Россия. На эти две страны приходится 54% всего мирового экспорта оружия (см. табл. 2 и 3). К этой категории можно отнести также Китай. КНР все еще зависит от импорта оружия, особенно высокотехнологичных образцов, но уже обеспечивает собственные вооруженные силы большинством видов военной техники и сама выступает крупным экспортером. Основной получатель китайских вооружений – Пакистан, с которым КНР объединяет совместная разработка истребителя JF-17 «Thunder/FC-1». Кроме того, Китай поставляет в Пакистан ракеты, управляемые бомбы, осуществляет техническую помощь в строительстве боевых кораблей. Пока Пакистан – единственная относительно крупная военная держава, выбравшая вооружение китайского производства, за которым сохраняется ярлык низкокачественного оружия для бедных. Однако список импортеров китайского вооружения постоянно расширяется, в него входят страны Азии, Африки, Латинской Америки. Нет оснований сомневаться в том, что уже в этом десятилетии Китай превратится из страны, преимущественно импортирующей вооружения, в их нетто-экспортера.

Таблица 2.Страны АТР в мировом экспорте вооружений

Страна Позиция по объему экспорта среди стран АТР Позиция в мире Объем экспорта вооружений в 2007-2011 гг. в ценах 2011 г., млн долл. Доля в мировом экспорте вооружений в 2007-2011 гг.
США 1 1 67309 30,49
Россия 2 2 52489 23,78
КНР 3 6 8146 3,69
Канада 4 14 2196 0,99
Южная Корея 5 15 1345 0,61
Австралия 6 22 499 0,23
Чили 7 32 172 0,08
Сингапур 8 39 108 0,05
Япония 9 45 69 0,03
Индонезия 10 55 7 0
АТР в целом     132340 59,95

Источник: SIPRI Arms Transfers Database.

 

Таблица 3.Основные поставщики вооружений в страны АТР в 2007–2011 гг.

Экспортер Объем экспорта вооружений в страны АТР в 2007-2011 г. в ценах 2011 г., млн долл. Доля на рынке стран АТР Основные получатели вооружений среди стран АТР
США 27443 36 Южная Корея, Австралия, Канада, Сингапур, Тайвань
Россия 14054 19 Китай, Вьетнам, Индонезия, Малайзия
Франция 8521 11 Сингапур, Китай, Австралия
Германия 6978 9 Южная Корея, Малайзия, Чили, США
Великобритания 3359 4 США
Нидерланды 2468 3 Индонезия, Чили
Швейцария 1462 2 США, Китай
Испания 1460 2 Малайзия, США
Канада 1450 2 США
Италия 1388 2 США, Чили, Малайзия
Израиль 1287 2 Сингапур, Колумбия
Другие 5767 8  
Всего 75637 100  

Источник: SIPRI Arms Transfers Database.

Вторая группа стран – развитые государства, располагающие современными вооруженными силами, но не обладающие военной промышленностью, способной полностью их обеспечивать. К этой категории относятся Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Тайвань и Южная Корея. Импорт вооружений в эти страны подчинен логике циклического обновления парка боевой техники. Эти страны периодически размещают заказы на поставку крупных серий боевой техники. Так, в последние годы в список крупных импортеров вооружений попала Австралия (6-е место в мире по объемам импорта в 2007–2011 гг.). Означает ли это, что страна готовится к масштабной войне или что к власти в ней пришли милитаристские силы? Нет, просто пришло время заменять устаревшие образцы вооружения на новые, и поэтому Австралия подписала ряд контрактов на поставку современной техники, прежде всего, авиационной. Так, у США были закуплены истребители F/A-18E «Super Hornet» (24 единицы) и большой набор вооружений к ним общей стоимостью 4,8 млрд долл., транспортные самолеты C-17A «Globemaster-3» и противолодочные вертолеты MH-60R «Seahawk». После выполнения этих контрактов Австралия выйдет из числа крупнейших импортеров оружия.

Особое место в регионе занимают Южная Корея и Тайвань. Сталкиваясь с выраженными внешними угрозами, они вынуждены поддерживать высокий уровень боеспособности вооруженных сил и, соответственно, прибегать к частым военным закупкам. Обе страны в качестве союзников США имеют возможность получать оружие по американским программам военной помощи. Сейчас эти страны находятся на разных фазах циклов обновления своих вооруженных сил. Так, Южная Корея занимает второе место в мире (после Индии) по импорту вооружений с ежегодным объемом закупок свыше 2 млрд долл. Страна импортирует значительное количество вооружений из США, прежде всего, боевую авиацию (противолодочные самолеты) и ракетное оружие (противокорабельные ракеты и ракеты «воздух–воздух»). Тайвань же в последние годы существенно сократил объем импорта, хотя во второй половине 1990-х годов страна являлась мировым лидером по закупке вооружений. Тогда, опасаясь резкого роста возможностей Народно-освободительной армии Китая, связанного с поставками большого количества военной техники из России, руководство Тайваня осуществило форсированную масштабную программу перевооружения, и сегодня в новых крупных поставках эта страна уже не нуждается.

Третья группа представлена странами, имеющими территориальные или политические претензии друг к другу. Это государства Юго-Восточной Азии, а также Перу и Эквадор. Военные закупки этих стран подчиняются логике поддержания паритета в развитии вооруженных сил со своими возможными противниками. Вьетнам, Малайзия, Индонезия и Сингапур, исторически имеющие сложные отношения, отслеживают военные закупки друг друга и развивают свои вооруженные силы в соответствии с новыми угрозами.

Среди стран Юго-Восточной Азии выделяется Сингапур. Это небольшое островное государство располагает мощными современными вооруженными силами и входит в пятерку крупнейших импортеров оружия в мире. При этом страна располагает развитой оборонной промышленностью и близка к самообеспечению по ряду видов вооружений (прежде всего, по технике для сухопутных войск и боевых кораблей). Собственной военной промышленностью, правда, не столь развитой, располагают Малайзия и Индонезия. Эти страны объявили об объединении усилий по развитию оборонно-промышленного комплекса с целью снизить зависимость от импорта оружия. Особенность импорта вооружений в страны Юго-Восточной Азии – широкая географическая диверсификация поставщиков. Так, за последние десять лет оружие в Малайзию поставляли более десяти стран. Такая практика считается отражением многовекторности внешней политики государств региона, хотя она негативно сказывается на боеспособности армий, поскольку военным приходится осваивать оружие разных производителей.

Четвертая группа представлена государствами, которые в силу слабого экономического развития не способны содержать современные вооруженные силы и осуществлять масштабные закупки вооружений. К ним относятся Камбоджа, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея. Поставки оружия в эти страны происходят от случая к случаю, в основном импортируется бывшее в употреблении и списанное вооружение.

Наконец, в пятую группу входят страны, не располагающие собственными вооруженными силами или имеющие декоративные вооруженные формирования, – островные государства Океании, Коста-Рика, Панама. Военная безопасность таких государств гарантируется крупными державами, и поэтому оружие им без надобности.

Россия на рынке вооружений АТР

Сегодня АТР для России – второй по важности рынок вооружений после Индии. В 2007–2011 гг. наша страна поставила в страны региона вооружения на 14 млрд долл., что составляет примерно треть всего российского экспорта оружия (см. табл. 4).

Таблица 4.Основные получатели российского вооружения среди стран АТР

Получатель Объем поставок в 2007-2011 гг., млн долл. в ценах 2011 г. Доля в общем объеме российского экспорта вооружений в 2007-2011 гг.
Китай 8359 15,93
Вьетнам 2319 4,42
Малайзия 2255 4,3
Индонезия 774 1,47
Перу 122 0,23
Колумбия 108 0,21
Другие 117 0,22
Всего АТР 14054 26,78

Источник: SIPRI Arms Transfers Database.

Структура российских поставок в регион по видам вооружений несколько отличается от общей структуры российского экспорта оружия. Так, Россия практически не поставляет в страны АТР бронетехнику (исключение – контракты на поставку в общей сложности 71 БМП-3Ф в Индонезию), однако доля боеприпасов (прежде всего ракет) и двигателей для авиации (за счет поставок в Китай) существенно выше. Выше нормы и доля поставок систем ПВО. Но доминирующую роль в структуре экспорта сохраняет боевая авиация – свыше 50%.

С середины 1990-х годов главным партнером России в сфере военно-технического сотрудничества в регионе является Китай. Для обеих сторон это сотрудничество имело большое значение. Можно утверждать, что именно поставки вооружений в Китай позволили российскому военно-промышленному комплексу выжить и сохранить свой потенциал в 1990-х годах, когда объем заказов со стороны российской армии сократился до минимума. В то же время поставки высокотехнологичной российской техники и освоение ее лицензионного производства в Китае позволили ему вывести свой военно-промышленный комплекс на качественно новый уровень. Последнее обстоятельство послужило причиной существенного сокращения объемов поставок в Китай российского оружия, ведь китайцы уже не нуждаются во многих видах вооружений, поскольку в состоянии производить их самостоятельно. Так, в КНР освоен выпуск истребителя J-11, который является, по сути, копией российского Су-27, и J-15 – копии Су-33. Интерес для Китая представляет лишь наиболее высокотехнологичная продукция – авиационные двигатели и ракетное оружие. Так, Россия поставляет двигатели АЛ-31ФН для китайских истребителей J-10 и ракеты Х-59МК для китайских Су-30. В марте 2012 г. стало известно, что Россия и Китай близки к подписанию контракта на поставку 48 истребителей Су-35 стоимостью около 4 млрд долл. Препятствием стало требование российской стороны юридически гарантировать отказ от попыток копирования истребителей, на что, очевидно, рассчитывали китайцы.

От исхода этих переговоров будет зависеть будущее российско-китайского военно-технического сотрудничества.

Вторым по важности партнером России по военно-техническому сотрудничеству среди стран АТР является Вьетнам, с которым был подписан один из самых крупных контрактов за последние годы – на поставку 6 подводных лодок проекта 636 стоимостью около 2 млрд долл. Кроме того, Вьетнам получил 2 фрегата проекта 11661 и в общей сложности 28 истребителей Су-30МК, а также другое вооружение. В 2012 г. во Вьетнам должна поступить дополнительная партия из 20 Су-30МК2. Истребители Су-30МК вообще являются российским «бестселлером». Их также заказали Малайзия (18 машин) и Индонезия (получено 5, заказано еще 6). Индонезии для приобретения оружия российской стороной был предоставлен кредит на сумму 1 млрд долл. сроком до июля 2013 г.

Перспективы

Таким образом, 95 % экспорта вооружений России в АТР приходится на четыре страны – Китай, Вьетнам, Индонезию и Малайзию. Поставки в другие страны региона носят эпизодический характер. При этом на ряде емких рынков, прежде всего Южной Кореи и Сингапура, Россия практически не представлена. Это связано с традиционной политической ориентацией этих стран на Соединенные Штаты. Вместе с тем, очевидно, что с постепенным сокращением поставок в Китай России придется искать новые рынки сбыта. Возможность поставок готовых систем в такие страны, как Корея и Сингапур, маловероятна, и наиболее перспективным вариантом военно-технического сотрудничества для России может стать совместная разработка систем вооружений.

Что касается взаимоотношений с нынешними основными покупателями вооружений среди стран АТР, то очень многое будет зависеть от развития российских программ боевой авиации, в первую очередь, программы строительства истребителя Су-35 (и от хода российско-китайских переговоров по этой теме) и в более отдаленной перспективе – истребителя пятого поколения. Если Россия первой выйдет на рынок военной авиации стран региона с таким истребителем, то в сохранении позиций российских экспортеров можно не сомневаться. Однако возможности для существенного наращивания российского экспорта вооружений в страны АТР по большей части исчерпаны. Задача скорее заключается в поддержании нынешних объемов поставок. Изменить ситуацию может лишь эскалация одного из существующих в регионе конфликтов, что приведет к скачкообразному росту закупок вооружений.

Основные источники напряженности в АТР известны: корейская и китайско-тайваньская проблемы, территориальные претензии, этнические и религиозные конфликты в Юго-Восточной Азии, пограничный конфликт Перу и Эквадора. Эскалация любого из этих конфликтов в ближайшем будущем и соответствующий рост поставок вооружений возможны, но пока рост объема импорта вооружений странами АТР (см. рис. 2) происходит в целом пропорционально их экономическому развитию, увеличению расходных статей бюджета и военных расходов в том числе (см. рис. 3).

Рис. 2. Суммарный импорт вооружений странами АТР (млрд долл. в постоянных ценах 2011 г.)

Источник: SIPRI Arms Transfers Database.

 

Рис. 3. Суммарные военные расходы стран АТР (млрд долл. в постоянных ценах 2010 г.)

Источник: SIPRI Military Expenditure Database.

Это позволяет надеяться, что рост объемов импорта оружия странами АТР является лишь еще одним отражением растущей роли региона в мировой политике и экономике, а не подготовкой к масштабному военному конфликту.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся