Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.25)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Чжао Хуашэн

Профессор Фуданьского университета, старший научный сотрудник Пекинского клуба международного диалога

Россия и Китай — традиционные партнеры на Евразийском континенте. Оба государства, гранича друг с другом, занимают огромные территории Евразийской плиты и их общие интересы в основном здесь и сосредоточены. Именно поэтому международное и региональное стратегическое сотрудничество двух стран начинается на Евразийском континенте и на нем и базируется. Основные проекты двустороннего сотрудничества — ШОС, сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской Инициативы пояса и пути, «Большая Евразия» — объединяют континент.

Хотя Россию и Китай традиционно относили к континентальным державам, обе страны омываются океанами, имеют протяженную береговую линию, считают себя морскими государствами и стремятся стать великими морскими державами. Начиная с 1990-х гг. китайское правительство выпустило серию программных документов по развитию мореплавания, в том числе «Океаническую политику Китая в XXI веке» (China’s Oceans in the 21st Century). Превращение КНР в морскую державу — стратегическая цель. На международном уровне в 2013 г. Пекин выдвинул инициативу строительства «Морского Шелкового пути», а в 2019 г. выступил с предложением о создании Морского сообщества единой судьбы. В России же еще в 2001 г. была утверждена «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», которая включала освоение ресурсов Мирового океана, защиту морских интересов России и укрепление ее позиций среди крупнейших морских держав мира.

В рамках стратегического партнерства России и Китаю следует разработать концепцию морского стратегического партнерства, которая необходима как для практического сотрудничества, так и для долгосрочного развития двусторонних отношений. Морское стратегическое партнерство и морское стратегическое сотрудничество — не одно и то же. Стратегическое сотрудничество подразумевает конкретные совместные действия, в то время как стратегическое партнерство указывает на статус признания друг друга стратегическими партнерами.

Концепция морского стратегического партнерства могла бы объединить кооперацию на суше и на море и открыть больше возможностей для стратегического сотрудничества между двумя странами. Отсутствие подобной концепции не помешало в прошлом развитию российско-китайского сотрудничества, однако для дальнейшего укрепления отношений двух стран на современном этапе и в будущем такой пробел, вероятно, может послужить тормозом.

В теории стратегическое партнерство между Россией и Китаем может охватывать все области; на практике, однако, это не означает, что сотрудничество между двумя странами достигло пределов по всем возможным направлениям. Вот почему выдвижение концепции морского стратегического партнерства сохраняет столь существенное значение для дальнейшего развития российско-китайских отношений.

Россия и Китай — традиционные партнеры на Евразийском континенте. Оба государства, гранича друг с другом, занимают огромные территории Евразийской плиты и их общие интересы в основном здесь и сосредоточены. Именно поэтому международное и региональное стратегическое сотрудничество двух стран начинается на Евразийском континенте и на нем и базируется. Основные проекты двустороннего сотрудничества — ШОС, сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской Инициативы пояса и пути, «Большая Евразия» — объединяют континент.

Хотя Россию и Китай традиционно относили к континентальным державам, обе страны омываются океанами, имеют протяженную береговую линию, считают себя морскими государствами и стремятся стать великими морскими державами. Начиная с 1990-х гг. китайское правительство выпустило серию программных документов по развитию мореплавания, в том числе «Океаническую политику Китая в XXI веке» (China’s Oceans in the 21st Century). Превращение КНР в морскую державу — стратегическая цель. На международном уровне в 2013 г. Пекин выдвинул инициативу строительства «Морского Шелкового пути», а в 2019 г. выступил с предложением о создании Морского сообщества единой судьбы. В России же еще в 2001 г. была утверждена «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», которая включала освоение ресурсов Мирового океана, защиту морских интересов России и укрепление ее позиций среди крупнейших морских держав мира.

Россия и Китай давно сотрудничают в Мировом океане, включая такие направления, как Арктика, реализация проекта «Морской Шелковый путь», проведение совместных военных учений в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, а также в Средиземном море, совместное авиационное патрулирование в Японском море и ряд других видов деятельности. При этом в академических кругах все чаще отмечается необходимость развития стратегического морского сотрудничества между Россией и Китаем. Однако концепция такого партнерства до сих пор не выработана.

Концепция морского стратегического партнерства необходима как для практического сотрудничества, так и для долгосрочного развития двусторонних отношений. Морское стратегическое партнерство и морское стратегическое сотрудничество — не одно и то же. Стратегическое сотрудничество подразумевает конкретные совместные действия, в то время как стратегическое партнерство указывает на статус признания друг друга стратегическими партнерами. Концепция морского стратегического партнерства сформирует общие рамки сотрудничества, объединяя воедино сотрудничество на суше и на море и открывая больше возможностей для стратегического сотрудничества между двумя странами.

Для формирования российско-китайского стратегического морского партнерства имеются и условия, и возможности. Интересы обоих государств в морских акваториях совпадают, отсутствуют серьезные противоречия, хотя по отдельным вопросам возможны разногласия.

Оба государства поддерживают отношения на высоком уровне, что служит необходимой политической основой. И Россия, и Китай считают освоение Мирового океана важным стратегическим направлением. Географически Китай омывается морями Тихого океана, а также он имеет выход к Индийскому океану. Границы России в основном простираются вдоль Северного Ледовитого океана и находятся в непосредственной близости от Атлантического океана. Береговые линии России и Китая практически сливаются, образуя своего рода океанский континуум.

Морское сотрудничество является естественным продолжением континентального сотрудничества Москвы и Пекина. Обе страны имеют взаимодополняющую структуру во многих аспектах морских перевозок. Они могут использовать возможности друг друга для расширения своего потенциала развития мореплавания и получения большей выгоды. Не вызывает сомнения, что в сфере морских перевозок у обеих стран будет все больше точек соприкосновения и, соответственно, областей для сотрудничества. Это создаст потенциал для устойчивого развития морского стратегического партнерства.

XXI век — это век Океана. Мировой океан становится ведущим фактором в политике, экономике и обеспечении безопасности. В Индо-Тихоокеанском регионе расположены четыре из шести крупнейших экономик мира, а именно: США, Китай, Япония и Индия. Арктический регион становится новой горячей точкой в международной политике, сфере безопасности и освоении энергетических ресурсов. В будущем соотношение сил на международной арене в значительной степени будет определяться фактором морской силы. Существенную роль в морских делах будут играть Россия и Китай. Обе страны могут укрепить свои позиции и усилить влияние, действуя в кооперации, что позволит им более эффективно отстаивать национальные интересы.

Основной смысл концепции российско-китайского стратегического морского партнерства заключается в том, что обе страны выступают в качестве стратегических партнеров для осуществления всеобъемлющего и долгосрочного сотрудничества в освоении Мирового океана. Основными регионами сотрудничества являются Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны, но оно также может охватить и Атлантику, и Средиземное море. Являясь частью стратегического партнерства между Россией и Китаем, морское стратегическое партнерство полностью отвечает его характеру. Оно не является конфронтационным и не направлено против третьих стран. Его главная цель — способствовать развитию двух стран.

Морское стратегическое партнерство России и Китая призвано расширить диапазон и возможности двух стран для освоения Мирового океана, укрепить международный статус и влияние в мире, а также обеспечить защищенность своих интересов и безопасность на море. Кроме того, морское стратегическое партнерство позволит повысить эффективность совместных усилий в деле поддержания безопасности и стабильности Мирового океана и при решении международных морских проблем. Оно также создаст прочную основу для укрепления морских связей между государствами и проявления уважения к морским интересам и безопасности друг друга путем предоставления обеим странам конструктивного механизма разрешения возможных проблем и противоречий в морских делах.

Содержание морского стратегического партнерства включает освоение ресурсов, защиту окружающей среды, проведение совместных исследований, внедрение научно-технических инноваций, сотрудничество в области энергетики, строительство объектов инфраструктуры и новых каналов, борьбу с пиратством и терроризмом, обеспечение безопасности международного морского судоходства, военно-стратегическое сотрудничество в области безопасности на море, поддержание международного морского режима, отвечающего требованиям справедливого международного порядка и т.д. Вместе с тем, по мере развития двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем спектр их взаимодействия в рамках морского стратегического партнерства будет расширяться. В целях продвижения морского стратегического партнерства Россия и Китай могли бы разработать особую программу действий и соответствующие механизмы.

В настоящее время основными направлениями взаимодействия России и Китая как морских стратегических партнеров являются Арктика и реализация проекта «Ледовый Шелковый путь», поддержание международного морского режима, обеспечение морской стратегической безопасности, военное сотрудничество, а также развитие сотрудничества в регионе Индийского океана.

Наиболее интенсивно морское экономическое сотрудничество между Россией и Китаем развивается в Арктике, которая обладает наибольшим потенциалом и возможностями для экономического взаимодействия обеих стран. В этом регионе Россия и Китай осуществляют совместное строительство портов «Ледового Шелкового пути». Текущее морское экономическое сотрудничество между Россией и Китаем охватывает широкий спектр вопросов, в том числе смягчение последствий изменения климата, развитие энергетики и защита окружающей среды, внедрение научно-технических инноваций и направлений инвестиций в инфраструктуру и строительство и т.д. Глобальное потепление приводит к увеличению сезона навигации и росту судоходства в Арктике, что придаст импульс российско-китайскому сотрудничеству в использовании Северного морского пути в коммерческих целях. Это может даже изменить сложившуюся структуру международных морских путей, от чего, как ожидается, выиграют и Россия, и Китай.

Россия является арктической страной, а Китай позиционирует себя как «околоарктическое государство». У Москвы имеются определенные опасения, связанные с активностью Пекина в Арктике. Однако Китай не представляет угрозы интересам России, в том числе в сфере военной безопасности и территориальных споров. Вот почему усиление активности Китая в Арктике на самом деле не вступает в противоречие с основополагающими интересами России.

Морской правовой режим — важная составная часть мирового порядка, и его значение постоянно возрастает. Хаотичность, характеризующая современные международные отношения, отличает и нынешний международный морской режим. Его установление и поддержание необходимо для создания миропорядка в будущем. В этом отношении Россия и Китай имеют схожие позиции, обусловленные их последовательным политическим видением построения нового международного порядка. Важно отметить, что обе страны уважают принципы государственного суверенитета и территориальной целостности, а также разрешают морские споры мирными средствами на основе Устава ООН и международного права.

Стратегическая безопасность и военное сотрудничество занимают особо важное место в морском стратегическом партнерстве России и Китая, о чем наглядно свидетельствует сотрудничество в военной сфере между двумя странами. И Россия, и Китай сталкиваются с серьезными угрозами безопасности с моря, некоторые из которых исходят от одного и того же источника. Судя по нынешней тенденции, эти угрозы будут носить долгосрочный характер и постоянно нарастать. Военно-морское сотрудничество между Россией и Китаем может укрепить их обороноспособность и более эффективно обеспечить безопасность. Стратегическое морское партнерство между Россией и Китаем не означает, что в случае военного конфликта эти страны станут «товарищами по оружию», однако оно поможет двум странам по крайней мере «остаться друзьями» и обеспечит политическое взаимопонимание и, возможно, поддержку.

Регион Индийского океана — важное направление морского стратегического партнерства России и Китая не только в силу важности самого региона, но и из-за ситуации, сложившейся после реализации Соединенными Штатами концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР). Архитектура Индо-Тихоокеанской стратегии включает наряду с Соединенными Штатами еще три государства, играющие важную роль в Тихом и Индийском океанах, а именно: Японию, Индию и Австралию. Опираясь на механизм Quad, эти четыре страны пытаются построить всеобъемлющую структуру сотрудничества в двух океанах, которое включает политику, безопасность, экономику, науку и технологии, окружающую среду, общественное здравоохранение, строительство инфраструктуры, связь и т.д. Появление такой структуры может иметь разрушительное воздействие на существующие многосторонние механизмы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, Соединенные Штаты, Япония, Индия и Австралия получают доминирующий механизм в регионах Тихого и Индийского океанов.

Нет сомнений в том, что основной целью Индо-Тихоокеанской стратегии США является ослабление Китая, и американцы этого не скрывают. Географически Индо-Тихоокеанская стратегия заключает Китай в окружение на просторах Тихого и Индийского океанов. В таких условиях возникает важный вопрос, смогут ли Россия и Китай осуществлять сотрудничество и исправить ситуацию совместными усилиями. Учитывая закрытый характер Индо-Тихоокеанской стратегии, и Россия, и Китай официально выступают против нее. Вместе с тем, поскольку Индо-Тихоокеанская стратегия направлена в первую очередь против Китая, то российское отношение к ней может отличаться от китайского.

Россия инстинктивно относится к Индо-Тихоокеанской стратегии с подозрением и выступает против нее. Это связано с осознанием Москвой того факта, что Индо-Тихоокеанская стратегия представляет собой стратегический вызов и для нее самой, поскольку подрывает ее стратегическое влияние в Тихом и Индийском океанах и Евразии, а также может отодвинуть страну в этих регионах на периферию.

Вместе с тем Индо-Тихоокеанская стратегия не вызвала особого волнения в российском обществе, что неудивительно, поскольку в ее фокусе не находится Россия. Индо-Тихоокеанская стратегия — это в основном спор между Китаем и США. При этом отдельные российские ученые рассматривают Инициативу пояса и пути как аналог Индо-Тихоокеанской концепции, в то время как другие считают ее аналогом концепции Сообщества единой судьбы человечества. Объективно говоря, такая позиция российских академических кругов вполне естественна.

Однако это не мешает России и Китаю действовать сообща в отношении Индо-Тихоокеанской стратегии. Сотрудничество между Россией и Китаем в Индийском океане помогает ослабить общее стратегическое давление на Россию, что отвечает интересам ее глобальной стратегии. Более того, даже если Индо-Тихоокеанская стратегия никак не затронет Россию непосредственно, то давление на нее США не снизится, американские стратегические позиции усилятся, а российские ослабнут. Вот почему совместное решение проблемы Индо-Тихоокеанской стратегии США является разумным стратегическим выбором и для России, и для Китая.

Ответом России и Китая должно стать не прямое противодействие Индо-Тихоокеанской стратегии, а расширение сотрудничества в регионе Индийского океана. Другими словами, совместные действия России и Китая должны быть направлены не на противодействие Индо-Тихоокеанской стратегии как таковой, а на скоординированное развитие и усиление своих позиций в регионе Индийского океана. Хотя у России и Китая есть все основания для противодействия Индо-Тихоокеанской стратегии США, поскольку она исключает их участие, тем самым отправляя их по другую сторону баррикад, но России и Китаю нет необходимости выступать против концепции Индо-Тихоокеанского региона как таковой.

Следует отметить, что развитие глобализации, транспортного обеспечения и средств связи, а также расширение масштабов регионального сотрудничества в ИТР делают естественным процесс сближения в экономике, политике и сфере безопасности. Вполне вероятно, что концепция ИТР будет использоваться в будущем все чаще и чаще. России и Китаю не следует отвергать ее только потому, что ее используют США. Они не должны позволить ей стать «собственностью» США и отказаться от развития в соответствии с концепцией Индо-Тихоокеанского региона. У России и Китая может быть своя интерпретация Индо-Тихоокеанской концепции, и они могут сотрудничать и действовать сообща в рамках своего видения, тем более что географически, экономически, политически и с точки зрения обеспечения безопасности оснований для этого у них более чем достаточно.

Для сотрудничества России и Китая в регионе Индийского океана имеются все условия. И Россия, и Китай сотрудничают со всеми странами региона и реализуют свое присутствие в различных формах. Индия и Пакистан — члены Шанхайской организации сотрудничества. Россия и Китай совместно сформировали несколько механизмов трехстороннего диалога со странами региона, в частности, «Россия — Китай — Индия» и «Россия — Китай — Иран». Москва и Пекин имеют платформы сотрудничества с АСЕАН на высоком уровне, поддерживают тесные отношения с Исламабадом, реализуют проекты транспортных коридоров в Индийский океан. Хотя присутствие России в регионе Индийского океана не такое масштабное и всеобъемлющее, как Китая, Москва поддерживает тесные военные отношения с местными странами, включая Индию, Пакистан, Иран, а также некоторыми странами Юго-Восточной Азии и Африки. Следует также отметить, что Россия и Китай располагают важнейшими механизмами связи с регионом Индийского океана, а именно: Инициативой пояса и пути и Большим Евразийским партнерством. Используя эти форматы, Россия и Китай могут наращивать широкое сотрудничество в регионе Индийского океана и укреплять тесные связи с его странами, что явится наилучшим совместным ответом обеих стран на Индо-Тихоокеанскую стратегию.

(Голосов: 12, Рейтинг: 4.25)
 (12 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся