Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Фернанду Сезар Коста Шавьер

PhD in International Relations (Университет Бразилиа), профессор Университета Рорайма

Александр Корольков

К.и.н, специалист по Латинской Америке, эксперт РСМД

Татьяна Русакова

К.полит.н., эксперт Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД

После инаугурации президента Бразилии Жаира Болсонару, который известен своими проамериканскими взглядами, и без того не слишком насыщенные отношения России и Бразилии можно сравнить с подброшенной вверх монеткой-жребием. Это очень контрастирует с высокой динамикой работы российских IT-компаний, которые пока продолжают самостоятельно и весьма успешно осваивать бразильский рынок без оглядки на политическую конъюнктуру. Российские решения в сфере информационных технологий, как и соответствующие специалисты, очень востребованы бразильским бизнесом, который несколько позже, чем в Европе и США начинает широко внедрять цифровые технологии. К тому же догоняющее развитие Южной Америки благоволит большим возможностям для инвестиций именно в тех сферах, где российские компании традиционно сильны и давно присутствуют на мировом рынке. Чтобы разобраться, как себя чувствует российский IT-бизнес в этой далекой стране, мы поговорили с его представителями и сделали небольшую подборку успешных кейсов. В центре внимания — направления, которые в ближайшие годы будут расти самыми быстрыми темпами.

После инаугурации президента Бразилии Жаира Болсонару, который известен своими проамериканскими взглядами, и без того не слишком насыщенные отношения России и Бразилии можно сравнить с подброшенной вверх монеткой-жребием. Это очень контрастирует с высокой динамикой работы российских IT-компаний, которые пока продолжают самостоятельно и весьма успешно осваивать бразильский рынок без оглядки на политическую конъюнктуру. Российские решения в сфере информационных технологий, как и соответствующие специалисты, очень востребованы бразильским бизнесом, который несколько позже, чем в Европе и США начинает широко внедрять цифровые технологии. К тому же догоняющее развитие Южной Америки благоволит большим возможностям для инвестиций именно в тех сферах, где российские компании традиционно сильны и давно присутствуют на мировом рынке. Чтобы разобраться, как себя чувствует российский IT-бизнес в этой далекой стране, мы поговорили с его представителями и сделали небольшую подборку успешных кейсов. В центре внимания — направления, которые в ближайшие годы будут расти самыми быстрыми темпами.

Почему Бразилия?

Александр Корольков, Фернанду Сезар Коста Шавьер:
Три горизонта отношений Бразилии и России?

Возможно, это прозвучит неожиданно для российского читателя, у которого Бразилия ассоциируется в основном с туризмом и футболом, но эта страна входит в десятку крупнейших рынков по инвестициям в информационные технологии. По данным американской консалтинговой компании International Data Corporation (IDC), в 2018 г. [1] страна заняла по этому показателю девятое место с общим объемом инвестиций в 46,6 млрд долл. При этом рост сферы IT в Бразилии в 2018 г. составил 9,8%, что заметно превышает среднемировой показатель в 6,7%. По Латинской Америке она занимает уверенное первое место (в занявшей второе место Мексике объем инвестиций оказался почти в два раза ниже — 21,7 млрд долл.).

Российский рынок, по данным того же исследования, до последнего времени рос существенно быстрее — до 16,5% в год. Но тут есть одно, но важное «но». По объему инвестиций в отрасль Россия существенно отстает от южноамериканского гиганта. Особенности принимаемых в нашей стране законов, низкие доходы внутреннего потребителя, выход на первое место среди заказчиков госкомпаний и госструктур с их не всегда рыночными подходами в выборе поставщиков, сложности с привлечением инвестиций и ограничение для российских IT-компаний экспортных возможностей из-за изоляции России на международной арене ― все это резко сокращает возможности для развития бизнеса внутри нашей страны. В результате, по прогнозам аналитиков IDC, в 2019 г. рост IT-индустрии в России составит всего 3,7% (при среднемировом 4,9%). Возможности для роста в нашей стране и до этого были крайне ограничены, но в нынешних условиях как минимум диверсификация рынков для компаний, предлагающих конкурентоспособный продукт, становится залогом дальнейшего развития.

Конкуренция на IT-рынке довольно высока и проще всего развиваться и запускать бизнес в странах, где эта индустрия растет быстрее всего. Бразилия как раз из их числа. В 2019 г. ожидается рост IT-индустрии на 10,5% (восьмое место в мире и второе в Латинской Америке после Аргентины). При этом по структуре инвестиций Бразилия ближе, чем Россия к развитым странам, где меньше денег инвестируют в развитие hardware и больше (в процентном соотношении) — в создание ПО и сервисов (в Китае все с точностью, до наоборот). В 2018 г. в Бразилии инвестиции распределились следующим образом: оборудование — 51% (24 млрд долл.), сервисы — 26% (12 млрд долл.), программное обеспечение — 22,5% (10,5 млрд долл.). Для российских компаний, основным конкурентным преимуществом которых являются сильные программисты, доставшиеся РФ в наследство от мощной советской математической школы, такое соотношение должно быть интересно.

По структуре инвестиций Бразилия ближе, чем Россия к развитым странам, где меньше денег инвестируют в развитие hardware и больше — в создание ПО и сервисов.

При этом Бразилия переживает острую нехватку кадров. По данным исследования американской компании Cisco, IT-рынку этой страны недостает 449 тыс. специалистов. Для выходцев из развитых стран Бразилия редко является привлекательным местом, но для специалистов из России, Китая и Индии условия в этой стране вполне конкурентные как с точки зрения зарплат, так и с точки зрения условий для жизни.

К этому стоит добавить, что в Бразилии больше всего растут именно те направления информационных технологий, в которых у российских компаний есть серьезные успехи — информационная безопасность (первое место по прогнозу темпов роста в 2019 г.) и облачные технологии (четвертое место по темпам роста в 2019 г.).

Этому есть объяснение. Бразилия, к примеру, занимает первое место в мире по фишинговым атакам. Кроме того, в этой стране совершается огромное число хакерских атак на финансовые институты, а также есть потребность в защите критической инфраструктуры. По данным исследования Reuters, бразильские компании тратят около 5% годового дохода на борьбу с финансовыми махинациями. Это заметно больше среднемировых показателей — 3,1%. И это не удивительно — в Бразилии на первое место среди всех видов финансового мошенничества вышли киберпреступления (занимают 19%).

По мнению руководителя исследований IDC Пьетро Делая, в 2019 г. в Бразилии на решение проблем в области информационной безопасности будет выделено 671 млн долл., темп роста инвестиций относительно традиционных продуктов в этой сфере увеличится в 2,5 раза. Бо́льшая часть (548 млн долл.) придется на Managed Security Services — это современный подход к обеспечению информационной безопасности, когда потребитель не покупает софт в «коробке», а приобретает услугу, которая обеспечивает безопасность его IT-инфраструктуры.

Облачные технологии будут расти прежде всего за счет публичного облака (от англ. Public cloud — инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой). Рост по оценке IDC достигнет в 2019 году 35,5%, а инвестиции составят около 2,3 млрд долл. Такие темпы роста связаны с низкой базой развития этих сервисов в Бразилии. Тут есть хорошие возможности для инвестиций и входа на рынок. По оценке Пьетро Делая, инвестиции в эти сервисы к 2022 г. достигнут 5,8 млрд долл.

Информационная безопасность

Бразильский рынок информационной безопасности самый «населенный» российскими компаниями. Тут сложились несколько факторов: быстрый рост рынка; в России много конкурентоспособных решений в данной области; в Бразилии пока нет политических ограничений на работу российских компаний.

Kaspersky Lab

Популярная в мире российская компания в области информационной безопасности Kaspersky Lab хорошо известна и в Бразилии, причем довольно давно. С 2006 г. компания начала продавать свои продукты в этой стране через дистрибьютора, а с 2012 г. открыла представительство, которое впоследствии стало отвечать за всю Латинскую Америку.

Kaspersky Lab не раскрывает данные по продажам в Бразилии, а также своих крупных клиентов. Из официальных структур крупный контракт на использование российского антивируса и сопутствующих услуг пока заключили только вооруженные силы Бразилии.

Контракт с военными стал серьезным успехом компании на рынке. О нем было объявлено в 2017 г. С тех пор продуктами Kaspersky пользуются сухопутные войска, ВВС и ВМС страны. Закупки производятся через местного дистрибьютора EsyWorld.

Специалисты Kaspersky Lab начали устанавливать свои программы на компьютеры бразильских военных в 2016 г. Всего антивирусом были оснащены порядка 120 тыс. компьютеров. Российская компания должна составлять отчеты о существующих киберугрозах, мониторить инциденты и реагировать на них.

За это компания получила из бюджета страны 8,4 млн бразильских реалов (по текущему курсу — чуть более 2 млн долл.). Контракт скоро заканчивается и в существующих политических условиях его продление находится под вопросом. Представители Kaspersky Lab не ответили на наш запрос с просьбой рассказать о состоянии и перспективах бизнеса на рынке Бразилии.

В целом 2018 год стал для Kaspersky Lab не слишком удачным в Латинской Америке. По данным отчета компании, продажи в этом регионе упали на 11%. В официальном пресс-релизе это объясняется снижением курсов национальных валют.

SearchInform

Еще одна российская компания, поставляющая решения в области информационной безопасности на бразильский рынок — SearchInform. В отличие от мирового гиганта Kaspersky Lab, который предлагает решения как в B2C, так и в B2B сегменте, SearchInform ориентирован на корпоративный рынок. Основной продукт компании — система предотвращения утечек данных DLP (Data Loss Prevention). Традиционные системы DLP работают на предотвращение утечек конфиденциальной информации за пределы корпоративной сети. SearchInform предлагает более широкую функциональность — их решение не только защищает информацию внутри компании, но и от финансовых потерь, связанных с недобросовестными или ошибочными действиями ее сотрудников.

Бразилия занимает первое место в мире по фишинговым атакам. Кроме того, в этой стране совершается огромное число хакерских атак на финансовые институты, а также есть потребность в защите критической инфраструктуры.

Продавать свои разработки в Бразилии компания начала в 2016 г. и до прошлого года работала на рынке через дистрибьюторов. В 2018 г. было открыто представительство SearchInform.

Опыт компании в Бразилии, судя по комментариям ее представителей, подтвердил высокую востребованность услуг информационной защиты. По словам директора компании в Бразилии Владимира Престеса, уже за первую неделю работы они получили более 15 заявок на демонстрацию и тестирование своих продуктов.

Так описал начало работы на бразильском рынке генеральный директор SearchInform Сергей Ожегов [2]: «За этот год сделали несколько тестовых внедрений и поняли, как работать на рынке и что нужно заказчику. Учитывая то, что средний цикл сделки по нашему продукту составляет около года, задачи получить существенный плюс в первый год работы у нас не было. Целью было создание партнёрской сети, которая уже сейчас успешно работает».

Господин Ожегов также отметил, что компания на старте своей работы планирует ориентироваться на частный бизнес, поскольку он «быстрее принимает решения». К работе с госсектором планируется перейти позднее.

Среди трудностей работы на бразильском рынке С. Ожегов отметил особенности налогового законодательства, сложности с вводом и выводом средств, а также конвертацией: «Налоговая политика в стране — одна из самых сложных, какую мы вообще встречали. Например, это две внутренние схемы налогообложения. Вывод прибыли из Бразилии — это целая эпопея: курсы, банки, конвертация… Даже просто открыть счет стоит неимоверных усилий. Если это задумано, чтобы заработанные деньги не выводились из страны, то схема работает».

Говоря об особенностях бразильского рынка, г-н Ожегов отметил сходность менталитетов бразильцев и русских, которую назвал важным преимуществом для отечественных компаний: «Решения, которые мы предлагаем, в некоторых странах воспринимаются неоднозначно. В бразильских компаниях аналогичные проблемы и схожее отношение к контролю рабочих процессов. Здесь мы видим преимущество по сравнению с Европой, где, грубо говоря, за каждый “чих” на работодателя могут подать в суд».

Необходимости в какой-то особенной поддержке со стороны властей Бразилии, Сергей Ожегов не видит, при этом он отметил необходимость диалога с правительством и законодательными органами страны о создании современной законодательной базы, регулирующей область персональных данных, случаи утечек информации и инсайд. Также компания хотела бы взаимодействовать с властями в области подготовки кадров: «…проводить обучение сотрудников госорганов, сотрудничать с университетами и специализированными кафедрами, повышать квалификацию специалистов в области информационной безопасности. В России и СНГ у нас такой опыт есть, и мы готовы применить его и в Бразилии».

Облачные технологии

Российские компании также работают и на еще одном из наиболее перспективных направлений IT-рынка Бразилии — внедрение облачных технологий и цифровой инфраструктуры для бизнеса. Тут представителей отечественного бизнеса не так много, как в сфере информационной безопасности, но, как минимум, несколько компаний уверенно закрепились на этом рынке. Приведем для примера кейсы двух успешных бизнесов, которые предлагают различные решение и, соответственно, используют совершено разную стратегию — от максимального «укоренения» на рынке, до полного отсутствия каких-либо специальных мер для адаптации под него.

Softline

Один из старейших российских игроков в этом сегменте бразильского IT-рынка — компания Softline. Она работает в стране с 2014 года. Уже тогда представители компании (у которой в России и на других рынках очень много разных решений), анонсируя начало своего бизнеса в Южной Америке, заявили, что будут делать акцент именно на развитии облачных технологий.

За последние четыре года Softline успели купить местного дистрибьютора программного обеспечения (в том числе крупного поставщика решений от Microsoft) компанию Compusoftware. После этого компания стала называться Softline Brasil.

В прошлом году новый директор Softline Brasil Эдуарду Борба заявил, что бразильское подразделение Softline одно из крупнейших за пределами России, а спрос на продукты компании создает условия для ее быстрого развития. Есть все возможности для выполнения поставленной в 2017 г. задачи вхождения в пятерку крупнейший IT-компаний региона. Бизнес в Бразилии активно развивается и является одним из драйверов роста во всем регионе. По итогам 2018 г. оборот Softline в Латинской Америке вырос на 26%.

Voximplant

Еще один поставщик цифровых решений для бизнеса из России, который смог закрепиться на бразильском рынке — компания Voximplant (разработчик облачной платформы для внедрения голосовых, текстовых и видеокоммуникаций в различные приложения и web-интерфейсы.

«Мы предоставляем сервис облачной платформы, используя который, наши клиенты создают коммуникационные решения для своего бизнеса. Платформа гибкая, и решения индивидуальны для каждого клиента. Кому-то нужен распределенный колл-центр, кому-то — звонки и видеоконференции, а кому-то — решения для подмены телефонного номера», — рассказал менеджер по развитию иностранных бизнесов Voximplant Антон Коротков [3].

По его словам, основная выручка, которую компания генерирует на рынке Бразилии — это обработка входящих и исходящих звонков и поставка решений для call-центров.

Никто не считает политические риски опасными для российского бизнеса.

У компании нет (и не планируется) офиса в Бразилии, а весь бизнес ведется от юридического лица в США. При этом Voximplant, по словам Короткова, вообще не предпринимала никаких целенаправленных действий для выхода на рынок Бразилии: «Специальной политики выхода на бразильский рынок не было. С развитием нашего сайта клиенты с бразильского рынка самостоятельно стали выходить на нас и использовать решения Voximplant», — отметил А. Коротков.

Основными клиентами российского поставщика высокотехнологичных услуг связи являются частные компании — малый и средний бизнес, компании, которые создают свои сервисы, используя платформу Voximplant.

Что касается сложностей работы на бразильском рынке, то, по словам Короткова, они носят чисто технический характер: «Есть определенные нюансы. Например, один из наших продуктов — детектор голосовой почты — нужно «обучать» для каждого нового рынка. Обучение — трудоемкий процесс, и мы его запускаем при условии, что это экономически оправдано и уже востребовано на новом рынке. Запросы на этот продукт из Бразилии к нам поступают, но пока от небольших компаний с маленькими объемами, под которые проводить обучение системы нецелесообразно».

Информационные технологии вне политики?

Опрошенные авторами статьи эксперты в России и Бразилии, а также представители российских IT-компаний, работающих на рынке страны, не видят причин для опасений в связи со сменой правительства страны, которая произошла в прошлом году. В целом они настроены весьма оптимистично. Никто не считает политические риски опасными для российского бизнеса. Кроме того, не было упоминаний недобросовестной конкуренции со стороны других внешних игроков на рынке. Российские компании в Бразилии активно сотрудничают с местными дистрибьюторами и интегрируют свои решения в программные продукты американских компаний, сотрудничают с китайскими поставщиками оборудования и софта. Все это не мешает продвижению наиболее успешных российских IT-компаний на бразильском рынке.

Ни о какой помощи со стороны официальных властей России или Бразилии речь не идет. Возможно, это связано с тем, что большинство российских игроков не работают с госструктурами и делают ставку, прежде всего, на более динамичный и склонный к внедрению инноваций частный бизнес. При этом в Бразилии значительная часть экономики находится в госсекторе и он, похоже, «созрел» для внедрения новых цифровых инструментов. Это хоть и очень сложный в бюрократическом плане кусок, но очень лакомый, за который, наверняка, попробуют побороться компании из России. И вот здесь может сказаться чисто политический аспект, связанный с публичной кампанией вокруг «русских хакеров». Особенно, если власти страны будут лоббировать интересы других поставщиков.

В связи с этим контракт Kaspersky Lab с Вооруженными силами страны (вероятно, полученный еще при правительстве Дилмы Русеф) выглядит ключевым индикатором, который в ближайшем будущем даст представление об отношении правительства Бразилии к IT-бизнесу из России.

В остальном перспективы российских IT-компаний в Бразилии пока выглядят весьма радужно. Очень хочется надеяться, что информационные технологии не только повысят более чем скромный торговый оборот наших стран (чуть более 5 млрд долл. в 2018 г. c падением относительно 2017 г. почти на 3,5%), но и внесут разнообразие в нашу торговлю, где царят очень важные, но не слишком технологичные удобрения, нефтехимия и сельхозпродукция.

1. Бо́льшая часть цифр в этой части приводятся по данным этого исследования. Цит. По: http://central.abessoftware.com.br/Content/UploadedFiles/Arquivos/Dados%202011/ABES-EstudoMercadoBrasileirodeSoftware-2019-Parcial-Ingles-Abr-2019.pdf

2. Все цитаты С. Ожегова — из его интервью авторам публикации специально для РСМД.

3. Все цитаты А. Короткова — из его интервью авторам публикации специально для РСМД.


(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся