Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 5)
 (21 голос)
Поделиться статьей
Евгения Махмутова (Войко)

К.полит.н., доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт РСМД

28 марта 2019 г. начинается первый государственный визит Владимира Путина в Кыргызстан. К приезду Владимира Путина в Бишкек приурочена VIII российско-кыргызская межрегиональная конференция, в работе которой принимают участие около 500 представителей государственных органов власти и финансовых структур обеих стран.

К подписанию в рамках президентской встречи планируется около 30 документов по широкому спектру вопросов двустороннего сотрудничества в области энергетики, военно-техническое сотрудничества, сельского хозяйства, коммуникаций, транспорта, инфраструктурных проектов, миграции.

Для России Кыргызстан представляет интерес как с точки зрения сохранения своего присутствия в Центральной Азии (прежде всего, в контексте постоянно растущего инвестиционного, культурного и социального присутствия Китая, а также роста влияния радикальных исламистских настроений), так и в связи с интеграционными проектами в Евразии. Государственный статус визита В. Путина призван подчеркнуть намерение Москвы придать импульс отношениям с Кыргызстаном после избрания в республике нового президента в конце 2017 г., укрепить военное присутствие, расширить инвестиционную карту, приумножить гуманитарное сотрудничество. На фоне китайской инвестиционной доминанты и серьезного проседания в социокультурной сфере стремление российской стороны обновить текущий контекст отношений с Кыргызстаном представляется, несомненно, актуальным. Вопрос в том, в какой степени обе стороны на всех уровнях будут готовы приступить к предметной реализации достигнутых в Бишкеке договоренностей.

28 марта 2019 г. начинается первый государственный визит Владимира Путина в Кыргызстан. Последний раз российский президент был в этой центральноазиатской республике в 2017 г., когда президентом был еще Алмазбек Атамбаев. Значимость нынешнего визита подчеркивается масштабными подготовительными мероприятиями с обеих сторон, особенно с кыргызской. В начале февраля 2019 г. в Кыргызстане побывал глава МИД РФ Сергей Лавров, где в ходе встречи с президентом КР Сооронбаем Жээнбековым обсуждал детали подготовки визита российского президента. К приезду Владимира Путина в Бишкек приурочена VIII российско-кыргызская межрегиональная конференция, в работе которой принимают участие около 500 представителей государственных органов власти и финансовых структур обеих стран. 27 марта открылся первый форум ректоров России и Кыргызстана. Один из ключевых вопросов на повестке ректорского форума — русский язык и его роль в научно-образовательной интеграции двух стран. К подписанию в рамках президентской встречи планируется около 30 документов по широкому спектру вопросов двустороннего сотрудничества — энергетика, военно-техническое сотрудничество, сельское хозяйство, коммуникации, транспорт, инфраструктурные проекты, миграция. Наконец, о высокой значимости для кыргызской стороны приезда Владимира Путина говорит характер заявлений официальных лиц страны. В частности, подчеркивается, что в ходе встречи российского президента будет впервые применен новый протокол.

Алексей Хлебников:
Слабые звенья Кыргызстана

Однако с точки зрения перспектив укрепления двусторонних отношений итоги переговоров в Бишкеке будут в большей степени носить непропорциональный характер. Для России Кыргызстан представляет хоть и важное, но не определяющее значение как в вопросах торгово-экономического сотрудничества, так и военно-технических отношений. Кыргызстан входит во все интеграционные объединения с участием России, на высшем политическом уровне подчеркивается приоритетность российского трека во внешней политике республики. К слову, С. Жээнбеков свой первый визит на посту главы Кыргызстана совершил именно в Россию. Экономика Кыргызстана теснейшим образом зависит от сохранения конструктивных отношений с Россией. По данным Нацбанка КР, денежные переводы в страну из России в январе 2019 г. составили 161,7 млн долл., что является абсолютным максимумом среди всех источников притока денежных средств в страну. Россия — второй после Китая торгово-экономический партнер Кыргызстана, а вступление КР в Евразийский экономический союз способствовало предоставлению кыргызским мигрантам целого набора трудовых льгот и увеличению торгово-экономического присутствия Кыргызстана в России (прежде всего, в сельском хозяйстве).

Однако по большинству других вопросов на повестке дня Кыргызстан по-прежнему выступает в роли реципиента российских вложений. Среди проблемных сторон экономики Кыргызстана можно отметить: высокую степень деконсолидации политических элит; слабый экономический и кадровый потенциал для развития промышленности; сложные природно-географические условия, препятствующие расширению транспортных магистралей и облегчению доступа к морским портам; высокую зависимость от реэкспорта китайской продукции.

С точки зрения перспектив укрепления двусторонних отношений итоги переговоров в Бишкеке будут в большей степени носить непропорциональный характер.

О том, что российские деньги Бишкеку нужны, говорит, например, актуализация вопроса о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС. В 2016 г. Кыргызстан в одностороннем порядке расторг соглашение с «Русгидро», и с тех пор проект заморожен. Однако в условиях необходимости реализовать свой фактически неиспользуемый гидроэнергетический потенциал Бишкек пытается решить задачу с привлечением уже знакомого инвестора, а также одновременно закрыть вопрос с долгом в 37 млн долл., который с большой степенью вероятности ляжет на плечи кыргызского руководства в случае судебных разбирательств с российской компанией.

Бишкек заинтересован в более тесном сотрудничестве с Россией на треке безопасности. Близость к перманентно воюющему Афганистану и возрастающее влияние международных террористических сил в Центральной Азии побуждают кыргызское руководство поднимать вопрос о расширении российского военного присутствия в стране. Несмотря на то, что нынешний вклад России в обеспечение обороноспособности Кыргызстана и без того довольно масштабный, Бишкек продвигает вопрос о возможном открытии второй российской военной базы в стране. Пока данный сюжет носит скорее полуофициальный характер (интерес Бишкека к открытию второй базы озвучил посол КР в России Аликбек Джекшенкулов в интервью российской прессе), хотя и довольно широко обсуждался накануне визита как в российских, так и кыргызских СМИ. Однако сегодня в интересах Москвы — укрепление и развитие уже действующей военной базы в Канте как важного элемента тыловой поддержки в контексте афганской проблематики, а усилия по укреплению передовой Москва, судя по всему, планирует перенаправить на сопредельные с Афганистаном Узбекистан и Таджикистан.

Для России Кыргызстан представляет интерес как с точки зрения сохранения своего присутствия в Центральной Азии (прежде всего, в контексте постоянно растущего инвестиционного, культурного и социального присутствия Китая, а также роста влияния радикальных исламистских настроений), так и в связи с интеграционными проектами в Евразии. Государственный статус визита В. Путина призван подчеркнуть намерение Москвы придать импульс отношениям с Кыргызстаном после избрания там нового президента в конце 2017 г., укрепить военное присутствие в этой стране, расширить инвестиционную карту, приумножить гуманитарное сотрудничество. В начале 2019 г. Россия сменила своего посла в КР — им стал кадровый дипломат Николай Удовиченко. На фоне китайской инвестиционной доминанты и серьезного проседания в социо-культурной сфере стремление российской стороны обновить текущий контекст отношений с Кыргызстаном представляется, несомненно, актуальным. Вопрос в том, в какой степени обе стороны на всех уровнях будут готовы приступить к предметной реализации достигнутых в Бишкеке договоренностей.

Оценить статью
(Голосов: 21, Рейтинг: 5)
 (21 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся