Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Елена Зиновьева

Д.полит.н., профессор, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики ИМИ МГИМО МИД России

Александр Зинченко

Д.и.н., ведущий эксперт Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России, профессор

В первом комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят консенсусом российско-американский проект резолюции по проблематике международной информационной безопасности. У документа рекордное количество соавторов — 107 стран. При этом Россия и США будут продвигать документ в качестве главных соавторов. И, хотя документу еще предстоит пройти голосование на Генеральной Ассамблее ООН в декабре текущего года, можно предположить, что его результаты не будут существенно отличаться от голосования в профильном комитете.

Сам факт того, что Россия и США выступили с совместным проектом резолюции, стал существенным шагом вперед в развитии двустороннего взаимодействия в области международной информационной безопасности, особенно учитывая то, что с 2019 по 2021 год в ООН действовали две параллельные площадки по МИБ — РГОС (Рабочая группа открытого состава) и ГПЭ (Группа правительственных экспертов), созданные по инициативе России и США соответственно.

Выдвижение совместной резолюции и институционализация диалога стали результатом договоренностей, достигнутых на встрече президента России В. Путина и президента США Дж. Байдена 16 июня 2021 г. По словам посла России в Вашингтоне Анатолия Антонова, уже прошло четыре раунда экспертных консультаций под эгидой советов безопасности двух стран. Кроме того, российский посол указал на наличие результатов в сфере пресечения хакерской активности и борьбы с преступным использованием ИКТ.

Кроме того, налажено взаимодействие между центрами реагирования на компьютерные инциденты — НКЦКИ при ФСБ России и US-CERT при Министерстве внутренней безопасности США. Однако у обеих сторон пока остаются озабоченности и, таким образом, существует пространство для развития и углубления сотрудничества.

Консенсусное голосование в профильном комитете ГА ООН по совместному российско-американскому проекту резолюции стало важным шагом на пути формирования международного режима информационной безопасности, основанного на правилах ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.

В Первом комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят консенсусом российско-американский проект резолюции по проблематике международной информационной безопасности. У документа рекордное количество соавторов — 107 стран. При этом Россия и США будут продвигать документ в качестве главных соавторов. И, хотя документу еще предстоит пройти голосование на Генеральной Ассамблее ООН в декабре текущего года, можно предположить, что его результаты не будут существенно отличаться от голосования в профильном комитете.

Сам факт того, что Россия и США выступили с совместным проектом резолюции, стал существенным шагом вперед в развитии двустороннего взаимодействия в области международной информационной безопасности, особенно учитывая то, что с 2019 по 2021 год в ООН действовали две параллельные площадки по МИБ — РГОС (Рабочая группа открытого состава) и ГПЭ (Группа правительственных экспертов), созданные по инициативе России и США соответственно.

Выдвижение совместной резолюции и институционализация диалога стали результатом договоренностей, достигнутых на встрече президента России В. Путина и президента США Дж. Байдена 16 июня 2021 г. По словам посла России в Вашингтоне Анатолия Антонова, уже прошло четыре раунда экспертных консультаций под эгидой советов безопасности двух стран.

Кроме того, российский посол указал на наличие результатов в сфере пресечения хакерской активности и борьбы с преступным использованием ИКТ. Борьба с киберпреступностью является одной из главных озабоченностей США на данном направлении, особенно после заметных кибератак на объекты энергетической и пищевой промышленности в 2021 г. с использованием вирусов-вымогателей. На данном направлении в результате диалога было восстановлено взаимодействие в рамках двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 года, что позволяет обмениваться информацией о киберпрестуниках в рамках досудебного расследования, в том числе в целях сбора улик и доказательств вины. В рамках сотрудничества США передали материалы для уголовно-процессуального пресечения деятельности международных кибергруппировок Evil Corp., TrickBot и REvil. В свою очередь российская сторона проинформировала о пресечении деятельности преступной группировки, использовавшей вредоносное программное обеспечение Dyre/TrickBot, и привлечении виновных к уголовной ответственности.

Кроме того, налажено взаимодействие между центрами реагирования на компьютерные инциденты — НКЦКИ при ФСБ России и US-CERT при Министерстве внутренней безопасности США. Однако у обеих сторон пока остаются озабоченности и, таким образом, существует пространство для развития и углубления сотрудничества. Так, согласно данным НКЦКИ, в 2020 г. большинство атак на российскую инфраструктуру осуществлялось с территории США, Германии и Нидерландов. При этом в медийном пространстве зачастую звучат бездоказательные обвинения в адрес России о причастности к кибератакам, а деятельность по киберзащите стала слишком политизированной.

Вместе с тем нельзя не признать, что прикладное взаимодействие, которое дает позитивные результаты, способствует формированию атмосферы доверия между сторонами и позволяет укреплять сотрудничество, в том числе в отношении более глубоких и сложных вопросов формирования международного режима информационной безопасности на глобальном уровне. Как подчеркнул первый заместитель министра иностранных дел России С. Рябков, с российской стороны повестка дня в области двусторонних переговоров не исчерпывается вопросами борьбы с киберпреступностью, а включает в себя широкий спектр вопросов в области международной информационной безопасности, в том числе лежащих в плоскости военно-политической использования ИКТ, что является главной угрозой международной стабильности. Кроме того, российская дипломатия еще с 1998 г. выступает за международную регламентацию международного взаимодействия в области обеспечения информационной безопасности и выработку правил ответственного поведения государств в данной сфере под эгидой ООН. В результате диалога совместная работа на данном направлении нашла отражение в проекте резолюции, текст которого учитывает приоритеты российской стороны. В частности, в документе содержательно представлены важные принципы и правила ответственного поведения государств в информационном пространстве, за продвижение которых российская дипломатия выступает еще с 1998 г.: поощрение использования ИКТ в мирных целях и предотвращение конфликтов, возникающих в сфере использования ИКТ, предотвращение использования ИКТ в террористических и преступных целях. Особо отмечается важность недопущения кибератак на критические информационные инфраструктуры государств.

Кроме того, в проекте резолюции приветствуется принятый в рамках Рабочей группы открытого состава ООН по МИБ доклад от 2021 г., а также отмечается важность работы ее нового созыва в 2021–2025 гг. При этом из резолюции следует, что итогом работы РГОС может стать и принятие официального документа на уровне ООН в области МИБ, который будет носить обязательный характер для подписантов.

Как представляется, со стороны США и России прозвучал позитивный сигнал международному сообществу о признании угроз МИБ, а также о важности выработки правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такого рода правила призваны лечь в основу международного режима информационной безопасности, цель формирования которого была поставлена в Основах государственной политики в области международной информационной безопасности Российской Федерации, принятых российским президентом 12 апреля 2021 г. Документ призван укреплять мир и международную безопасность, которая сегодня во все большей степени зависит от уровня развития информационно-коммуникационных технологий. Как отметил заместитель постоянного представителя РФ при отделении ООН в Женеве А. Белоусов, «международное сообщество на практике доказало, что способно договариваться и вырабатывать взаимоприемлемые развязки, когда речь идет о решении принципиальных вопросов национальной и международной безопасности».


Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся