Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.13)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Александр Воробьев

К.и.н., научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, директор Центра общественной дипломатии и анализа мировой политики, эксперт РСМД

Отношения России и Пакистана исторически складывались весьма непросто. Однако в последние два десятилетия появились объективные предпосылки для укрепления отношений двух стран, обусловленные тем, что Исламабад начал всё больше тяготеть к евразийской политике как в сфере международной повестки, так и в торгово-инвестиционной сфере.

В отношениях Москвы и Исламабада сегодня можно выделить несколько перспективных направлений взаимодействия, ключевыми среди которых являются военно-политическое и торгово-экономическое сотрудничество, а также гуманитарное взаимодействие. Последнее пока что развивается не интенсивно, но имеет значительный потенциал для роста и в перспективе может послужить основой для укрепления «мягкой силы» России в Пакистане.

Сотрудничество двух стран в сфере противодействия угрозам безопасности является частью более широкой повестки — усилий по поддержанию региональной стабильности в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества. Что касается другого важного аспекта военного взаимодействия — экспорта российского вооружения в Пакистан, то здесь прогресс пока не столь значителен. Перспективы увеличения экспорта — под вопросом. Основной причиной, по которой Россия воздерживается от интенсификации продаж вооружений и военной техники Пакистану является то, что российская сторона по-прежнему рассчитывает на серьезные поставки собственного вооружения и военной техники в Индию.

Торгово-экономические отношения России и Пакистана, несмотря на их достаточно скромные размеры, всё же имеют положительную динамику. По заявлению главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, Москва планирует взаимодействовать с Исламабадом в сфере энергетического машиностроения, авиапрома, фармацевтики и биотехнологий, а также поставлять автомобильную железнодорожную и сельскохозяйственную технику. Кроме того, российская сторона заинтересована в реализации крупных инфраструктурных проектов на пакистанской территории — модернизация металлургического завода Pakistan Steel Mills в Карачи, а также строительство магистрального газопровода «Север — Юг».

Торгово-экономическое сотрудничество России и Пакистана обладает неплохим потенциалом. Однако для успешной реализации крупных совместных проектов требуется политическая воля Москвы и Исламабада, а также кропотливая работа над улучшением нормативно-правовой базы экономического взаимодействия.

Наконец, еще одним весьма важным и перспективным направлением двустороннего сотрудничества двух стран является развитие контактов в гуманитарной сфере и образовании, расширение количества контактов между гражданами (people-to-people). Россия и Пакистан могли бы принять дополнительные меры по повышению спроса со стороны пакистанской молодежи на качественное и относительно недорогое образование.

В долгосрочной перспективе образовательные программы могли бы стать существенным подспорьем в развитии экономических контактов между Россией и Пакистаном и поспособствовать укреплению российской «мягкой силы» в этой стране. Сегодня отношение пакистанского общества к России двоякое. С одной стороны, в Пакистане, испытавшем на себе британский колониализм, позитивно воспринимают усилия Москвы по построению более справедливого многополярного мира. С другой стороны, присутствует определенное историческое недоверие по отношению к России. Стремление российской стороны наладить конструктивные и взаимовыгодные отношения с Пакистаном порой может восприниматься (в том числе и в экспертной среде) как тактический союз и стремление создать конкуренцию Вашингтону. Планомерная работа по укреплению политических, экономических и гуманитарных связей позволит со временем преодолеть проблемы прошлых десятилетий и даст понимание того, что Россия не выстраивает тактический союз с Пакистаном для своей сиюминутной выгоды, а создает систему долгосрочных партнерских взаимоотношений, формируя в Евразии пояс из друзей и партнеров.

Отношения Москвы и Исламабада исторически складывались весьма непросто. В первые десятилетия после провозглашения независимости от Британской Индии Пакистан сделал геополитический выбор, взяв курс на тесные военно-политические и экономические связи с США. Этот фактор в значительной степени и предопределил прохладные отношения двух стран в годы холодной войны. Наиболее сложные периоды двусторонних отношений пришлись на начало 1960-х гг., когда над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик U-2, вылетевший с пакистанской территории, а также на годы присутствия советских войск в Афганистане, когда Пакистан являлся плацдармом для подготовки антисоветских сил.

Вместе с тем даже в годы холодной войны в отношениях двух стран наблюдалось конструктивное сотрудничество. Президент Пакистана Мухаммед Айюб Хан стремился наладить отношения с Москвой — в середине 1960-х гг. он дважды посетил с официальным визитом СССР, а советская сторона поставила Пакистану сотни танков Т-54/55. В 1970-е гг., когда у власти в Пакистане находился Зульфикар Али Бхутто, советские специалисты построили в пакистанском городе Карачи крупный металлургический комплекс, функционирующий по настоящее время. Торгово-экономические отношения не прекращались и в непростые 1980-е гг.

В последние два десятилетия сложились объективные предпосылки для укрепления отношений России и Пакистана, обусловленные тем, что Исламабад начал всё больше тяготеть к евразийской политике как в сфере международной повестки, так и в тогово-инвестиционной сфере. Индия же — традиционный партнер СССР и России в Южной Азии — начала всё больше дрейфовать в сторону сотрудничества с США. И причина тому не только и не столько в заинтересованности Нью-Дели в развитии отношений с Вашингтоном, но и в необходимости поддержания баланса в отношениях с Китаем. Пекин в последние годы существенно расширил свое влияние в Евразии, а отношения Индии и Китая, как известно, весьма конкурентные. В октябре текущего года США и Индия подписали соглашение BECA (Basic Exchange and Cooperation Agreement for Geo-Spatial Cooperation), которое вывело военно-политические отношения двух стран на новый уровень. По условиям соглашения, индийская сторона получила доступ к информации с военных спутников США, благодаря чему сможет следить за перемещениями китайских военных кораблей в Индийском океане и наносить более точные удары по военным целям в регионе.

Существенно изменилась и роль Пакистана. Если в годы холодной войны Исламабад воспринимался как проводник западной (американской) политики в регионе, то сегодня он является также и стратегическим партнером Пекина в Евразии. Совместной инициативой двух стран за последние годы стал масштабный инфраструктурный проект Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК) — крупнейший проект в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Вместе с тем торгово-экономические связи Пакистана с США по-прежнему очень весомы. Соединенные Штаты являются крупнейшим рынком сбыта для пакистанских товаров: в 2018 г. на США приходилось 16% всего пакистанского экспорта, в то время как доля пакистанского экспорта в Китай составила чуть более 7%.

В отношениях Москвы и Исламабада сегодня можно выделить несколько перспективных направлений взаимодействия, ключевыми среди которых являются военно-политическое и торгово-экономическое сотрудничество, а также гуманитарное взаимодействие. Последнее пока что развивается не интенсивно, но имеет значительный потенциал для роста и в перспективе может послужить основой для укрепления «мягкой силы» РФ в Пакистане.

Знаковым событием в развитии военно-политических связей Москвы и Исламабада стало подписание в 2014 г. соглашения о сотрудничестве между военными ведомствами двух государств. Заключение договоренности произошло в ходе первого за более чем сорок лет визита главы отечественного оборонного ведомства в Пакистан в сопровождении внушительной делегации. Соглашение предусматривало обмен информацией, усиление сотрудничества в сфере контртеррористической деятельности и открыло возможности для интенсификации практического военного взаимодействия по другим направлениям.

В целом военное сотрудничество двух стран в области обмена опытом в сфере борьбы с терроризмом оказалось весьма насыщенным и плодотворным. Последние по счету совместные учения российских и пакистанских силовиков «Дружба-2020», которые регулярно проводятся с 2016 г., завершились в ноябре текущего года. Успех контртеррористического направления, очевидно, связан с тем, что обе страны перманентно сталкиваются с всплесками экстремистской активности и вследствие этого хорошо понимают друг друга. Кроме того, сотрудничество России и Пакистана в сфере противодействия угрозам безопасности является частью более широкой повестки — усилий по поддержанию региональной стабильности в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества, полноправным членом которой Пакистан является с 2017 года.

Алексей Куприянов:
Деконструкция Пакистана

Что касается другого важного аспекта военного сотрудничества — экспорта российского вооружения в Пакистан, то здесь прогресс пока не столь значителен, а перспективы наращивания сотрудничества находятся под вопросом. Первые поставки российских вооружений в Пакистан осуществлялись в 1996–2004 гг.: тогда Москва отправила Исламабаду около 70 вертолетов Ми-17. Вскоре после этого продажи вооружений Пакистану приостановились, и были возобновлены в 2014 г. В 2017 г. Россия завершила поставку в Пакистан четырех ударных вертолетов Ми-35. В том же году Исламабад получил два транспортных вертолета Ми-171Е. Объективно Россия заинтересована в расширении экспорта собственных вооружений. Продажа оружия позволяет расширить возможности политического влияния на страну-покупателя и создать более благоприятные условия для продвижения собственных экономических интересов. Пакистану покупки российского вооружения выгодны в силу того, что традиционные поставщики оружия Исламабаду, такие как США, Франция и другие государства Запада проявляют подозрительность в отношении намерений Исламабада, опасаясь, что их оружие впоследствии тем или иным путем окажется в руках религиозных экстремистов в Кашмире или Афганистане.

Сворачивание поставок вооружений Исламабаду со стороны стран Запада может серьезно подорвать обороноспособность Пакистана, а также стать рычагом давления на власти этой страны, поэтому Исламабад всерьез заинтересован в диверсификации оборонных поставок. Потенциал спроса Пакистана на закупки военной техники и вооружений, произведенных в России, согласно оценке специалистов Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) составляет около 9 млрд долл. Однако платежеспособность Исламабада по-прежнему вызывает вопросы. Кроме того, Вашингтон способен оказать давление на власти Пакистана, а также задействовать режим санкционных ограничений против России, если вопрос о поставках российских вооружений в Пакистан начнет обретать видимые контуры.

Основной причиной, по которой Москва воздерживается от интенсификации продаж вооружений и военной техники Пакистану является то, что российская сторона по-прежнему рассчитывает на серьезные поставки собственного вооружения и военной техники в Индию. В Нью-Дели негативно относятся к перспективам широких поставок современного российского оружия в Пакистан. По итогам 2019 г. Индия вошла в тройку крупнейших покупателей российских вооружений. В июне текущего года Москва и Нью-Дели договорились ускорить выполнение оборонного контракта, согласно которому Россия должна поставить индийской стороне пять ЗРК С-400. Несмотря на эти позитивные моменты, российско-индийское военно-техническое сотрудничество сегодня находится в состоянии серьезной стагнации с перспективой дальнейшего упадка, и российским производителям вооружений так или иначе необходимо осваивать иные рынки, в том числе пакистанский. У России на этом поле имеются конкуренты в лице КНР и Турции. Разумеется, необходимо учитывать разумные требования Индии при поставках вооружений в Пакистан, а также заранее оговаривать с пакистанской стороной условия, при которых те или иные вооружения могут быть использованы. В перспективе, Пакистан может стать покупателем широкого перечня российских вооружений: систем ПВО, надводных кораблей, боевых танков, средних и тяжелых истребителей.

Торгово-экономические отношения России и Пакистана, несмотря на их достаточно скромные размеры, всё же имеют положительную динамику. В начале текущего года Исламабад погасил свою задолженность перед Москвой в размере 93,5 млн долл. Долг возник в 1980-е гг. в результате экспортно-импортных операций и тормозил интенсификацию торгово-экономического сотрудничества. Пакистанская сторона рассчитывает на то, что урегулирование данного вопроса поспособствует развитию экономических связей и притоку инвестиций из России.

По итогам 2019 г. российско-пакистанский товарооборот достиг свыше 500 млн долл., что составляет чуть менее одного процента от общего товарооборота России за прошлый год. При этом взаимный экспорт и импорт продукции просел по сравнению с 2018 годом почти на четверть вследствие карантинов и ограничений транспортного сообщения. Более половины российского экспорта в Пакистан по итогам 2019 года приходилось на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Также значительную роль в поставках играли химическая продукция, древесина, металлы, минеральное сырье, а также машины и оборудование. Что касается экспорта Пакистана в Россию, то его большая часть приходится на текстильную продукцию и обувь. Кроме того, идут поставки продовольствия, химической продукции, машин и оборудования.

Однако такого уровня торгово-экономических отношений явно недостаточно. По заявлению главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова на встрече с министром экономики Пакистана Мухаммадом Хаммади Азхаром в декабре прошлого года, Москва планирует взаимодействовать с Пакистаном в сфере энергетического машиностроения, авиапрома, фармацевтики и биотехнологий, а также поставлять автомобильную железнодорожную и сельскохозяйственную технику.

Российская сторона заинтересована в реализации крупных инфраструктурных проектов на пакистанской территории. Пакистан с растущим населением, численность которого превысила 233 млн человек, страдает от неразвитости энергетической и транспортной инфраструктуры. Российские специалисты имеют большой опыт реализации крупных энергетических и инфраструктурных проектов. Наибольший интерес у российской стороны сегодня вызывают два проекта. Первый связан с модернизацией металлургического завода Pakistan Steel Mills в Карачи, построенного советскими специалистами. Переговоры о его возможной модернизации ведутся уже несколько лет. Вопрос поднимался в декабре прошлого года на встрече главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова и министра экономики Пакистана Мухаммада Хаммади Азхара. Официальный представитель МИД России Мария Захарова в июне текущего года вновь озвучивала готовность Москвы принять участие в этом масштабном проекте. Второй проект — строительство магистрального газопровода «Север-Юг», который должен протянуться от СПГ-терминалов портового города Карачи в Лахор, 10-миллионный мегаполис на северо-востоке страны. Для реализации проекта при участии российской стороны был создан консорциум строительства, однако его участники столкнулись с трудностями. В конце прошлого года пакистанская сторона попросила исключить из состава участников консорциума Ростех, поскольку российская госкорпорация находилась под риском санкций. В настоящее время с российской стороны к проекту присоединилась Трубная металлургическая компания (ТМК), участие которой в консорциуме пакистанская сторона признала правомерным. Тем не менее риски реализации проекта по-прежнему сохраняются. Также не стоит сбрасывать со счетов и фактор конкуренции — за подряды активно борются китайские компании, имеющие хорошее лобби в Пакистане.

Таким образом, торгово-экономическое сотрудничество России и Пакистана обладает неплохим потенциалом. Экономическая кооперация между Москвой и Исламабадом вряд ли вызовет в Индии такое беспокойство, как поставки вооружений и военной техники в Пакистан. Однако для успешной реализации крупных совместных проектов требуется политическая воля Москвы и Исламабада, а также кропотливая работа над улучшением нормативно-правовой базы экономического взаимодействия. В противном случае всё рискует остаться на уровне переговоров и согласований. В случае успеха одного или двух крупных совместных проектов можно будет говорить о том, что экономические связи России и Пакистана действительно начали выходить на новый уровень.

Наконец, еще одним весьма важным и перспективным направлением двустороннего сотрудничества Москвы и Исламабада является развитие контактов в гуманитарной сфере и образовании, расширение количества контактов между гражданами России и Пакистана (people-to-people). Средний возраст пакистанца сегодня составляет всего лишь 22 года, 55% населения Пакистана младше 24 лет. Это говорит о том, что в стране имеется колоссальный спрос на образование, который не может быть удовлетворен внутри страны. Кроме того, большая часть населения Пакистана, мягко говоря, небогата и не может позволить себе дорого образования в США или Великобритании. Российское образование имеет хорошую репутацию в Южной Азии и на Ближнем Востоке, считаясь относительно качественным и недорогим. Количество иностранных студентов в российских вузах за последние десять лет удвоилось, увеличившись со 153 до 279 тыс. человек.

Москва и Исламабад могли бы принять дополнительные меры по повышению спроса со стороны молодежи Пакистана на качественное и недорогое образование. В качестве базового образца с некоторыми поправками, а именно — с большей ролью английского языка в учебных процессах, можно было бы взять модель образовательного сотрудничества России со странами Центральной Азии, в частности, с Узбекистаном. В рамках развития контактов в сфере образования в Ташкенте и других городах Узбекистана были открыты новые филиалы российских вузов, запущены дополнительные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В долгосрочной перспективе такой подход мог бы стать существенным подспорьем в развитии экономических контактов между Россией и Пакистаном и поспособствовать укреплению российской «мягкой силы» в этой стране. Сегодня отношение пакистанского общества к России двоякое. С одной стороны, в Пакистане, ранее испытавшем на себе британский колониализм, позитивно воспринимают усилия Москвы по построению более справедливого многополярного мира. С другой стороны, присутствует определенное историческое недоверие по отношению к России. Стремление российской стороны наладить конструктивные и взаимовыгодные отношения с Пакистаном порой может восприниматься (в том числе и в экспертной среде) как тактический союз и стремление создать конкуренцию Вашингтону. Планомерная работа по укреплению политических, экономических и гуманитарных связей позволит со временем преодолеть проблемы прошлых десятилетий и даст понимание того, что Россия не выстраивает тактический союз с Пакистаном для своей сиюминутной выгоды, а создает систему долгосрочных партнерских взаимоотношений, формируя в Евразии пояс из друзей и партнеров.


Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.13)
 (32 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся