Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Сударев

Д.полит.н., проф. каф. истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Российско-мексиканские связи имеют более чем вековую историю и отличаются рядом уникальных черт. Еще в советский период ни с одним государством Латинской Америки, за исключением Кубы, у нашей страны не складывался столь интенсивный политический диалог при всех различиях политических и экономических систем.

Российско-мексиканские связи имеют более чем вековую историю и отличаются рядом уникальных черт. Еще в советский период ни с одним государством Латинской Америки, за исключением Кубы, у нашей страны не складывался столь интенсивный политический диалог при всех различиях политических и экономических систем.

С конца ХХ века в истории российско-мексиканских отношений начался новый этап. Почти одновременное вступление обоих государств в процесс политической модернизации, освоения новой модели экономического и социального развития, а также существенные изменения мирового порядка обусловили необходимость взаимного поиска новых форм взаимодействия.

Сходные позиции

Распад биполярной системы и обозначившиеся контуры однополюсного мира заметно активизировали усилия Мексики по продвижению в международных отношениях принципов многосторонности, уважения суверенитета, недопустимости практики «силовой» демократизации, укрепления мира и безопасности при центральной роли ООН.

Фото: www.pandia.ru
Винсенте Фокс Кесада –
Президент Мексики, 2000 – 2006

Мексика выступала против односторонних, не санкционированных ООН вооруженных интервенций, под какими бы предлогами они ни проводились. Так, в 2003 г. страна заняла резко негативную позицию в отношении интервенции в Ираке, несмотря на сильнейшее давление США (Дж. Буш почти час уговаривал мексиканского президента В. Фокса поддержать американо-британскую резолюцию, санкционировавшую эту интервенцию). Представитель Мексики (на тот момент непостоянного члена СБ ООН) вместе с представителем Чили посредством искусной закулисной дипломатии добились того, чтобы эта резолюция вообще не выносилась на рассмотрение Совета Безопасности [1].

В то время некоторые отечественные политологи рекомендовали России, руководствуясь не принципами, а чисто прагматическими целями, «встроиться в кильватер» политики Соединенных Штатов, чтобы окончательно не утратить экономические позиции в Ираке. А уж зависимой от США Мексике однозначно предсказывалась чуть ли не автоматическая поддержка позиции Вашингтона. Однако Мексика наглядно показала, что в современной мировой политике еще осталось место приверженности принципам.

Представляется, что именно этот эпизод заставил российское руководство, которое также выступало против войны в Ираке, по-новому взглянуть на эту латиноамериканскую страну и пойти на заметное сближение позиций и по другим вопросам глобальной политики. Так, и Мексика, и Россия резко осудили события 11 сентября 2001 г. и решительно выступили за борьбу с международным терроризмом и преступностью. Но при этом обе страны акцентировали внимание на необходимости не масштабных карательных акций, а нейтрализации причин этих явлений, уходящих корнями в нищету, бедность, социально-экономическую отсталость некоторых регионов мира.

Мексика выступала против односторонних, не санкционированных ООН вооруженных интервенций, под какими бы предлогами они ни проводились. Так, в 2003 г. страна заняла резко негативную позицию в отношении интервенции в Ираке, несмотря на сильнейшее давление США.


Фото: acdis.illinois.edu
Договор Тлателолько, подписанный 1967 году,
запрещает ядерное оружие в Латинской
Америке и Карибском бассейне

Существует целый ряд актуальных вопросов глобальной политики, по которым позиции России и Мексики совпадают. Прежде всего, это вопрос о приведении международного права в соответствие с новыми мировыми реалиями, а главное – его неукоснительное соблюдение даже в форс-мажорных обстоятельствах, будь то события «арабской весны», кризис в Сирии, торгово-экономическое эмбарго США в отношении Кубы и др. Расширению диалога в немалой степени способствовала постоянно действующая двусторонняя российско-мексиканская комиссия, которая была создана по итогам визита в Мексику Е. Примакова в 1996 г. Среди главных тем, рассматриваемых комиссией, – разоружение и нераспространение ядерного оружия.

Напомним, что именно по инициативе Мексики еще в 1967 г. в Латинской Америке была создана первая в мире безъядерная зона. В марте 2013 г. Мексика приняла активное участие в состоявшейся в Осло международной конференции по гуманитарным аспектам воздействия ядерного оружия (Conference on the Humanitarian Impact of Nuclear Weapons). Следующую конференцию предполагается провести в самой Мексике (точная дата еще не определена). Российско-мексиканское взаимодействие будет иметь большое значение и в ходе подготовки международной конференции 2015 г., целью которой является укрепление Договора о нераспространении ядерного оружия.

Мексика традиционно выступает за укрепление режима международной безопасности и его адаптацию к современным условиям. Подтверждением этому может служить тот факт, что Мексика, единственная из стран Западного полушария, в сентябре 2002 г. денонсировала Межамериканский договор о взаимной помощи от 1947 г. на основании того, что он морально устарел и не соответствует новым реалиям. Немалое внимание в ходе двусторонних консультаций стороны уделяли вопросам совершенствования механизмов защиты прав человека на глобальном уровне, в частности, в рамках участия России и Мексики в работе Совета по правам человека ООН.

Новая роль Мексики

В последние годы резко возросла активность Мексики в рамках международных многосторонних форумов. Она нацелена на укрепление механизмов принятия коллективных решений, координацию действий мирового сообщества по осуществлению стратегии «устойчивого развития». Это наиболее отчетливо проявилось в участии Мексики в деятельности «Группы двадцати», в которой она председательствовала в 2012 г.

Кроме того, Мексика стала второй (после Чили) латиноамериканской страной – членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время ОЭСР возглавляет представитель Мексики А. Гурриа. Учитывая предстоящее вступление России в эту организацию, представляется целесообразным включить вопрос о процедуре нашего присоединения к ОЭСР в повестку дня российско-мексиканского диалога, тем более что А. Гуррия неоднократно приезжал в Москву для обсуждения именно этого вопроса.

В июне 2012 г. в мексиканском городе Лос-Кабос состоялся седьмой саммит «двадцатки». Повестка дня саммита, предложенная мексиканской стороной, включала пять актуальных тем, которые напрямую отвечали интересам России: экономическая стабилизация и структурные реформы для обеспечения роста и занятости; укрепление финансовых систем для стимулирования экономического роста; совершенствование мировой финансовой архитектуры в условиях глобализации мировой экономики; обеспечение продовольственной безопасности и меры по стабилизации цен на сырьевые товары; совместные усилия по продвижению модели устойчивого развития, «зеленой революции» и расширение финансирования в целях преодоления неблагоприятных последствий изменения климата. 28 ноября 2012 г. Мексика торжественно передала России председательство в «двадцатке» на 2013 г.

Кроме того, Мексика стала второй (после Чили) латиноамериканской страной – членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время ОЭСР возглавляет представитель Мексики А. Гурриа. Учитывая предстоящее вступление России в эту организацию, представляется целесообразным включить вопрос о процедуре нашего присоединения к ОЭСР в повестку дня российско-мексиканского диалога, тем более что А. Гуррия неоднократно приезжал в Москву для обсуждения именно этого вопроса.

Фото: РИА Новости
Лидеры стран на саммите G20 в Мексике

В рамках ООН Мексика активно участвует в переговорном процессе по проблематике изменения климата. Она входит в Группу по обеспечению целостности окружающей среды (Environmental Integrity Group), цель которой – достижение «глобальной экологической целостности», т.е. устойчивости экологической системы, ее способности к саморегуляции и самовосстановлению после негативных внешних воздействий. Кроме того, Мексика поддерживает процесс реформирования ООН, включая Совет Безопасности, где ее позиция отличается от позиций других латиноамериканских государств тем, что она выступает против права вето в СБ.

В последнее время отмечается рост авторитета Мексики на международной арене. Страна превращается в заметного участника процесса выработки новых механизмов глобального регулирования и все чаще дистанцируется от позиции ведущих держав Запада во главе с США. Напомним, что из латиноамериканских стран в «двадцатку» вошли только Мексика, Аргентина и Бразилия. Актуален и вопрос о присоединении Мексики к БРИКС.

Новые геополитические сценарии

В последние годы Мексика не без успеха позиционирует себя как связующее звено между Севером и Югом Западного полушария. Это нашло выражение в выдвинутых ею интеграционных инициативах и, в частности, в образовании в 2012 г. Тихоокеанского альянса в составе четырех самых крупных государств региона, выходящих к Тихому океану (Мексика, Колумбия, Перу, Чили).

Повышенное внимание к Мексике обусловливается и новой геополитической ситуацией. Эта страна находится в своеобразном эпицентре фундаментальных, в известном смысле тектонических сдвигов в мировой экономике. Речь идет о масштабных проектах формирования, с одной стороны, Транстихоокеанского партнерства, нацеленного на интенсификацию связей между Североамериканской зоной свободной торговли (НАФТА) во главе с США и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а с другой – зоны свободной торговли между НАФТА и Европейским союзом.

Обе инициативы принадлежат Вашингтону, который стремится в первом случае подменить АТЭС и сдержать экспансию Китая, а во втором – выстроить прочный «трансатлантический мост» и, воспользовавшись слабостью завязшей в финансово-экономическом кризисе Западной Европы, усилить свое влияние в Старом свете. В случае реализации обоих проектов роль Мексики в мировой политике может заметно возрасти. России уже сейчас необходимо учитывать эту возможную новую архитектуру глобальной политики, чтобы избежать рисков маргинализации в мировом пространстве.

Возможность, которую следует использовать

Фото: mail.ru
Фелипе Кальдерон открывает саммит
Тихоокеанского альянса

В последние годы Мексика не без успеха позиционирует себя как связующее звено между Севером и Югом Западного полушария. Это нашло выражение в выдвинутых ею интеграционных инициативах и, в частности, в образовании в 2012 г. Тихоокеанского альянса в составе четырех самых крупных государств региона, выходящих к Тихому океану (Мексика, Колумбия, Перу, Чили) [2].

Целый ряд государств, в первую очередь Япония, уже присоединились к Тихоокеанскому альянсу в качестве наблюдателей. О своем намерении сделать это заявила даже Испания, которая, казалось бы, не имеет прямого отношения к АТР.

Отметим, что Россия неоднократно заявляла о заинтересованности в налаживании устойчивых связей с ведущими интеграционными группировками Латинской Америки, однако видимые успехи на этом направлении отсутствуют. Хотя в последние годы наша страна предпринимает усилия по расширению своего присутствия в АТР, не ограничиваясь членством в АТЭС, ресурсов для решения поставленных задач пока практически нет. Долгосрочная программа развития районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, реализацию которой во многом стимулировал проведенный в 2012 г. на острове Русский саммит АТЭС, не позволяет в полной мере восполнить дефицит необходимых ресурсов.

Ни с Мексикой, наиболее близко расположенной к России по ту сторону Тихого океана латиноамериканской страной, ни с другими 11 государствами этого региона, имеющими тихоокеанское побережье, связей через океан практически нет. И это при том, что еще в первые годы после окончания Второй мировой войны руководством России рассматривался вопрос создания постоянных судоходных линий, которые связывали бы Дальний Восток с тихоокеанскими портами ряда государств Латинской Америки. О целесообразности строительства «тихоокеанского моста» между районами Восточной Сибири, Дальнего Востока и странами латиноамериканского региона специалисты говорят уже в течение нескольких десятилетий [3]. Очевидно, что это не только даст импульс развитию этих районов, но и позволит диверсифицировать наши торгово-экономические связи, подключиться к интенсивно развивающимся интеграционным процессам в АТР. В этом плане присоединение (в той или иной форме) к Тихоокеанскому альянсу, в котором роль лидера играет именно Мексика, способно принести России вполне конкретные дивиденды.

* * *

Фото: expert.ru
Инфографика. Мексика стала крупнейшим
в мире логистическим узлом наркобизнесаe

Участие России и Мексики в глобальной политике имеет немало точек соприкосновения. Потенциал взаимодействия двух стран по ряду позиций реализуется, но пока еще явно не в полной мере. Представляется, что в будущем многое будет зависеть от способности российской стороны окончательно отказаться от достаточно устойчивых стереотипов восприятия Латинской Америки как «заднего двора» Соединенных Штатов, где нашей стране «нечего искать». Что касается Мексики, то это уже не просто латиноамериканская страна, а достаточно влиятельный актор мировой политики, с которым Россию связывает не только прошлое, но, хочется надеяться, и будущее.

Перспективным представляется объединение усилий двух стран по адаптации современного международного права к новым глобальным вызовам. Напомним, что Мексика дала миру целую плеяду блестящих международных юристов, которые разработали положение о статусе безъядерной зоны, Хартию экономических прав и обязанностей государств, реформу морского права и т.д. Дальнейшее укрепление режима нераспространения, новые разоруженческие инициативы, обновление положений Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), касающихся превратившегося в глобальную угрозу морского пиратства, – вот те области, где российско-мексиканское взаимодействие может оказаться весьма результативным.

Расширить диапазон взаимных консультаций и обмена опытом можно за счет проблем наркотрафика и организованной преступности. Мексика уже накопила богатый (правда, далеко не всегда успешный) опыт решения этих проблем, резко обострившихся с середины прошлого десятилетия. Для России эти проблемы также приобретают все большую актуальность.

Одним из объектов приложения совместных усилий могут стать международно-правовые проблемы миграции, направленные, в частности, на более четкое определение статуса мигранта, его прав и обязанностей. Эта проблема достаточно остро стоит как для Мексики, через которую идут мощные миграционные потоки с Юга Западного полушария в США и в саму Мексику, так и для России, столкнувшейся в последнее десятилетие с неконтролируемой волной миграции из бывших союзных республик.

Расширить диапазон взаимных консультаций и обмена опытом можно за счет проблем наркотрафика и организованной преступности. Мексика уже накопила богатый (правда, далеко не всегда успешный) опыт решения этих проблем, резко обострившихся с середины прошлого десятилетия. Для России эти проблемы также приобретают все большую актуальность.

Целесообразно расширить взаимодействие двух государств в процессе подготовки и проведения многосторонних форумов, таких, например, как саммиты «двадцатки». Рассмотрение на этих саммитах вопросов разработки новых подходов к проблемам глобального регулирования, особенно в финансово-экономической и политической областях, отвечает интересам как России, так и Мексики.

Что касается экономической «привязки» Мексики к Соединенным Штатам, то речь здесь идет скорее о взаимозависимости, хотя она носит достаточно асимметричный характер. Институционно-революционная партия, вернувшаяся к власти после пребывания в оппозиции в 2000–2012 гг., традиционно стремилась компенсировать экономическую зависимость страны от США активным внешнеполитическим курсом. Она дистанцировалась, а в ряде случаев и открыто оппонировала Вашингтону по некоторым острым международным проблемам. Учитывая устойчивость этой традиции, можно утверждать, что «фактор США» в весьма незначительной степени будет влиять на дальнейшее развитие российско-мексиканских отношений.

1. Сударев В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М.: Наука, 2004. C. 98.

2. El Nuevo Herald (Miami), 06.10.2012.

3. Латинская Америка. 2013. № 6. C. 68.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся