Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Штефан Майстер

Руководитель Центра Роберта Боша при Немецком совете по международным отношениям (DGAP)

На фоне украинского кризиса недоверие и недопонимание между Россией и ЕС достигли очередного пика. Разобщенность настолько сильна, что становится все сложнее вырваться из плена взаимных подозрений и упреков. Как заявляют некоторые европейские политики, есть заинтересованность в том, чтобы вдохнуть новую жизнь в отношения между Россией и ЕС и как можно скорее отменить санкции. Но при этом никто не знает, с чего начать и как это сделать.

На фоне украинского кризиса недоверие и недопонимание между Россией и ЕС достигли очередного пика. Разобщенность настолько сильна, что становится все сложнее вырваться из плена взаимных подозрений и упреков. Как заявляют некоторые европейские политики, есть заинтересованность в том, чтобы вдохнуть новую жизнь в отношения между Россией и ЕС и как можно скорее отменить санкции. Но при этом никто не знает, с чего начать и как это сделать. Всеобщая сосредоточенность на Восточной Украине и реализация условий второго Минского соглашения не позволяют приступить к переформатированию отношений с Россией. Должны быть заново заданы и обоснованы принципы, организационная структура и формы коммуникации. Это непростая задача, поиск ее решения связан со значительными расходами и потерями, но без обоюдного признания этих основополагающих принципов о нормализации отношений не может быть и речи.

Все это во многом обусловлено тем, что обострение конфликта, связанного с Украиной, произошло не на пустом месте. Ему предшествовала длинная цепь недомолвок и шагов, приведших взаимному отчуждению. За последние 15 лет на уровне глав государств Россия и ЕС добились выдающихся дипломатических успехов, результаты которых, однако, оказались прямой противоположностью тому, что было изначально задумано: вместо укрепления доверия, гармонизации стандартов, норм и целей произошло усиление разногласий во всех сферах. Вместо растущей интеграции и укрепления взаимосвязей между Россией и ЕС на самом деле имела место имитация стратегического партнерства. Вместо доверия и надежности отношения характеризуются взаимными подозрениями и недопониманием. В ухудшении отношений всегда виноваты обе стороны, и немалая доля вины в сложившейся ситуации лежит на плечах стран — членов ЕС.

Что, собственно, нужно Евросоюзу на Востоке?

С самого начала одна из главных проблем заключалась в том, что у ЕС никогда не было единой концепции Восточной политики, не было общих интересов в Восточной Европе, в результате чего посылались совершенно различные политические сигналы Москве и другим государствам постсоветского пространства. В то время как Германия, Франция и Италия делали ставку на сотрудничество с Россией в экономике и энергетике, Польша, Швеция и страны Балтии выступали в качестве защитников интересов менее крупных государств постсоветского пространства, в первую очередь таких как Грузия, Украина и Молдова. При этом после расширения ЕС в 2004 и 2007 гг. ведущие европейские державы выстраивали политику в отношении восточных соседей таким образом, чтобы стабилизировать ситуацию на Востоке, а главное — чтобы держать бывшие страны Варшавского договора за пределами ЕС. В свою очередь, Польша и Швеция с 2008 года в рамках Восточного партнерства совершали все больше действий, направленных на усиление интеграции стран восточной Европы, в первую очередь на их объединение против России. При этом речь шла также и о выстраивании буферной зоны между восточными странами ЕС и Россией. Эта разнонаправленность интересов внутри Евросоюза до сих пор никем по-настоящему не была проанализирована, но в некоторых случаях она обостряется (как например, при согласовании проекта «Северный поток») и мешает проведению единой политики ЕС по отношению к России и к Восточной Европе.

В то же время Еврокомиссия в рамках технического процесса заключила с целым рядом стран Восточного партнерства соглашения об ассоциации и о свободной торговле, которые способствовали нагнетанию политического конфликта с Россией, достигшего апогея в 2013/2014 гг. в связи с событиями на Украине. Москва охарактеризовала политику, проводимую ЕС по отношению к восточным соседям, как противоречащую политическим интересам России, а страны ЕС, в свою очередь, не осознавая всех геополитических последствий данных процессов, не потрудились открыто обсудить с Москвой эти последствия. Неспособность ЕС и его членов четко сформулировать и обозначить интересы в Восточной Европе в значительной степени способствовала ухудшению отношений с Москвой.

Политика ЕС по отношению к восточным соседям всегда выстраивалась исходя из того, каких компромиссов можно добиться внутри ЕС, а не из того, каковы потребности и возможности стран Восточной Европы. И если по началу российское руководство относительно легко смирилось с тем, что некоторые бывшие страны Варшавского договора интегрировались в НАТО и ЕС, то с присоединением стран Балтии (в которых проживает значительное русскоговорящее меньшинство) был достигнут некий болевой порог. Тот факт, что возникшее на постсоветском пространстве «ближнее зарубежье» занимает важнейшее место в системе координат российской элиты, был Евросоюзом (осознанно или неосознанно) проигнорирован. Самоидентификация России как великой державы основывается на осознании России как регионального политического центра на постсоветском пространстве. Любые действия третьих лиц в регионе приводят к конфликтам, которые должны учитываться при планировании любых политических действий или предложений.

Границы партнерства для модернизации

Партнерство с Россией в целях модернизации, разработанное Германией в 2010 г. и поднятое на уровень ЕС, никогда не воспринималось Москвой и восточными странами ЕС так, как это было задумано в Берлине. Москва была в первую очередь заинтересована в получении европейских технологий, но российское руководство при этом никогда не стремилось к проведению политических или социальных преобразований. В том, что оживление экономических отношений неминуемо приводит к политическим и социальным последствиям, Владимир Путин смог убедиться в незадолго до своего переизбрания на пост президента России в конце 2011 г. – начале 2012 г.

Восточные страны ЕС воспринимали Партнерство для модернизации как инструмент, разработанный Германией и Россией для того, чтобы решать вопросы в обход их интересов и усилить влияние России на политику ЕС. Нежелание учитывать эти опасения (обоснованные или нет — это другой вопрос) еще более укрепило недоверие восточно-европейских стран по отношению к западным соседям. Так как у ЕС не было и нет механизмов для балансировки разнонаправленных интересов, связанных с Россией, настоящего прогресса в политике по отношению к России и к восточноевропейским странам Евросоюзу добиться так и не удалось. Прозвучавшие в конце октября 2015 г. в Москве заявления германского министра экономики и вице-канцлера Зигмара Габриэля о том, что он постарается добиться того, чтобы в отношении проекта «Северный поток — 2» действовали нормы германского права, лишь подкрепляют эти опасения. При этом на основании других высказываний министра у Москвы сложилось впечатление, что политическое руководство Германии изменило свою позицию или вовсе не имеет единого мнения, в том числе и касательно выхода из украинского конфликта.

Границы двухсторонних отношений

ЕС — тяжеловесный политический организм, который российское руководство никогда по-настоящему не понимало, но которым оно научилось манипулировать. Однако попытки лоббировать пророссийские решения через ведущие европейские державы, в первую очередь Германию, Францию и Италию, были лишь отчасти успешными. Поскольку решения в Евросоюзе принимаются на основе компромиссов и консенсуса, и малые государства — члены ЕС способны оказать значительное влияние на соответствующие процессы или вовсе блокировать их, то, во-первых, ЕС зачастую кажется внешнему наблюдателю недееспособным, и во-вторых, договоренности, достигнутые с отдельными сторонами, в порошок перемалываются созданной в Евросоюзе машиной по достижению компромиссов и в конечном счете меняются до неузнаваемости. Это специфика Евросоюза, которую российское руководство никогда до конца не понимало, то и дело подозревая ЕС в ненадежности или в чрезмерной склонности к политическим играм.

Так, например, в июне 2010 года в рамках Мезебергского меморандума Берлин и Москва заключили соглашение о том, что Россия проявит большую готовность к компромиссу в решении конфликта в Приднестровье в обмен на создание Комитета Россия—ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. Но Германия не проконсультировалась с другими членами ЕС и в итоге не смогла пролоббировать реализацию соглашения на уровне всего Евросоюза. И говоря в Москве о своих намерениях ускорить реализацию проекта «Северный поток — 2», германский министр экономики умолчал о том, что решение по проекту принимается в Брюсселе и что свое мнение по этому поводу должны высказать профильная комиссия и другие страны — члены ЕС. Такие невыполнимые обещания вызывают у российского руководства лишь недоумение и ощущение того, что его осознанно выставляют на посмешище. Конечно же, это не способствует укреплению доверия.

И хотя Москва регулярно пытается оказывать влияние на страны ЕС, лоббируя свои интересы, она редко добивается своих целей. Даже совместные заявления Владимира Путина и Виктора Орбана или греческого премьер-министра Алексиса Ципраса об углублении стратегического партнерства и расширении экономических связей нужно уметь правильно интерпретировать. В первую очередь, с помощью таких встреч и сопутствующих им заявлений политическое руководство конкретных стран Евросоюза хочет продемонстрировать, что Евросоюзу есть альтернатива. Можно, конечно, упрекать Путина в том, что он пытается обвести ЕС вокруг пальца, но то, насколько ему это удастся, в конечном счете, решают сами страны — члены ЕС.

На самом деле у России нет настоящих партнеров в ЕС. Москва может сколько угодно сталкивать между собой различные страны Евросоюза, оказывать поддержку популистам, выступающим с антиевропейской риторикой, но она не может предложить позитивную и объединяющую интересы всех участников повестку дня. При этом не стоит забывать, что поступившие от России несколько лет назад (когда Москва была еще готова к переговорам и компромиссам) предложения о создании единого экономического, энергетического пространства и о координировании усилий в области безопасности, были Европой проигнорированы. И сегодня, в условиях глубокого кризиса доверия, Москва лишь с подозрением относится к попыткам германского правительства вдохнуть новую жизнь в идею создания общего экономического пространства.

Сотрудничество как способ выхода из конфликта

Типичная модель германской политики в отношении России заключается в использовании сотрудничества в менее «болезненных» сферах для решения более острых вопросов в двусторонних отношениях. С этой точки зрения нормализации отношений с Россией в контексте украинского кризиса должен способствовать диалог между ЕС и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Если рассматривать партнерство для модернизации, то здесь углубление экономического сотрудничества должно способствовать политической и социальной трансформации России. Может быть, строительство третьей и четвертой ниток Балтийского трубопровода и поможет вернуть утраченное доверие, как считают некоторые германские политики, но без единой базы для формирования доверия и общих ценностей все усилия окажутся тщетными. Москва умеет использовать сотрудничество в той или иной сфере в качестве инструмента для достижения политических целей и распознаёт, когда это делают другие. Если ЕАЭС был сформирован Москвой как инструмент для ограничения влияния ЕС на постсоветском пространстве, то диалог в этой сфере обречен на провал. Предложения о сотрудничестве и расширении связей должны основываться не только на серьезных намерениях, но также хотя бы на минимальном консенсусе и общности интересов.

Бесценная исключительность

В ответ на сосредоточенность России на Западе вообще и на Европе в частности некоторые страны ЕС проводят политику Russia first («сначала Россия»). После окончания холодной войны все действия в отношении государств, находящихся к востоку от Евросоюза, вплоть до границы с Китаем, принимаются ими с оглядкой на Россию: «Каково мнение Москвы на данный счет?» или «А как отреагирует Москва?». Наряду с политикой в отношении ЕС и выстраиванием четырех единых пространств Россия была вынуждена вести собственную политику. Германия и Франция блокировали вступление Украины и Грузии в НАТО, чтобы не провоцировать Россию. Россия добилась встреч с высокопоставленными представителями ЕС, которые Евросоюз воспринимал лишь как технический диалог между бюрократами, а Россия, в свою очередь, долгое время принимала всерьез, исходя из высокого статуса и исключительности партнеров по диалогу. Столь значительные расхождения в понимании целей, приоритетов и, в целом, в восприятии двустороннего диалога, привели к разочарованию.

Встречи в нормандском формате для урегулирования конфликта на контролируемых сепаратистами территориях Восточной Украины, отвечают потребности России в исключительности. С одной стороны, Москва вообще не воспринимает себя как одну из сторон конфликта и не признает за собой никакой ответственности за развязанную ей войну. С другой стороны, участвующие в диалоге Германия и Франция попросту не в состоянии выступать от имени всего ЕС и заключать какие-либо соглашения с Россией. И здесь имитируется исключительность, при том, что российская сторона не готова к конструктивному поиску решения, а у ее собеседников нет мандата на заключение и реализацию каких-либо договоренностей. Москва хотела бы решить все вопросы в формате классических политических сделок между несколькими великими державами, в то время как сегодня, в эпоху многополярности и глобализации, заключение таких сделок не представляется возможным. Второй пакет Минских соглашений был согласован узким кругом стран Нормандской четверки, при том что его пункты не только в ряде случаев недостаточно четко сформулированы и просто невыполнимы в предложенной последовательности, но и вообще вряд ли реализуемы, потому что интересы одного из главных участников процесса — украинского населения — оставлены за скобками.

REUTERS/Luke MacGregor
Игорь Иванов:
Россия и Европа: к новым правилам

Диалог между представителями элиты и гражданского общества

Через встречи в верхах, партнерство для модернизации и экономические связи Евросоюз поддерживал диалог с российской элитой, при этом полностью пренебрегая российским обществом как самостоятельной единицей. Конечно, существуют отдельные проекты, вроде Гражданского форума ЕС — Россия, инвестиций в студенческий и школьный обмен и контактов между несколькими неправительственными организациями, которые, прежде всего, поддерживались на уровне отдельных стран — членов ЕС. Только по своему масштабу и объемам финансирования эти проекты не идут ни в какое сравнение с диалогом на уровне элит и экономическим сотрудничеством. Иллюзии на счет того, что тесное взаимодействие с российской элитой может привести к политической и социальной трансформации России, были развеяны как минимум после возвращения Владимира Путина на должность президента России в 2012 г. До тех пор, пока все участники процесса будут действовать по парадигме «Россия — это Путин», до тех пор, пока российскому политическому руководству будет отводиться лидирующая роль в выстраивании контактов на общественном уровне, как это до недавнего времени имело место в рамках Петербургского диалога, политика ЕС не будет пользоваться доверием у российского общества. К российскому обществу следует относиться не менее серьезно, чем к российской элите.

Диалог о сходствах и различиях [1]

Любой диалог по-настоящему работает только тогда, когда в нем заинтересованы обе стороны. Однако у российского руководства этой заинтересованности нет, оно хочет, в первую очередь, вести разговор на равных и закрепить за собой определенные сферы влияния. Но в таком случае речь идет не о диалоге, а об общности или разнонаправленности интересов и о признании разногласий. В обозримом будущем недоверие и стремление надавить на слабые места партнера по диалогу, сыграть на противоречиях, будут препятствовать любому взаимодействию между Россией и ЕС. Диалог о разногласиях не только приводит к разочарованию; ему не хватает общего основания, необходимого для формирования единой позиции по фактам, принципам, правилам и границам дозволенного. Такой диалог таит в себе опасность легитимизирования столь популярного у российского руководства дискурса об особом пути, русских ценностях, неприменимости общих лекал к происходящим в России процессам, о российской специфике. Как раз этого нужно избежать.

ЕС до недавнего времени пытался игнорировать разногласия между Европой и Россией, прикрываясь трансформационными процессами и уже почти что считая, что в России идет закономерный процесс выстраивания демократии и рыночной экономики по западному образцу. Евросоюз не понимал в полной мере реалии путинской системы и не имел представления о том, какие процессы на самом деле происходят в российском обществе и в политике. Аннексия Крыма и конфликт на Украине помогли ЕС спуститься с небес на землю. Тем не менее целый ряд стран — членов ЕС до сих пор не желает осознавать последствия такой политики и участвовать в выработке приемлемого для всех участников формата взаимоотношений. А что если российская сторона этого вообще не хочет? Это вновь нежелание признавать действительность такой, как она есть, с чем российское политическое руководство никогда не смирится и что будет лишь подпитывать взаимное недоверие. Политика компромиссов и умиротворения не работает в тандеме с авторитарными режимами, принимающими мягкость за слабость, и лишь провоцирует их на очередную агрессию, вынуждая идти на очередные уступки.

Политика не всегда подразумевает ведение диалога. Можно признавать различия, но не принимать их. Самое важное заключается в том, чтобы Евросоюз и входящие в его состав государства четко понимали свои позиции и свои интересы. Определение своих позиций и интересов имеет первоочередное значение для возобновления политического диалога с Россией. При этом Россия должна четко понимать, к каким последствиям приведет невыполнение тех или иных договоренностей. Все остальное можно назвать кризисным управлением или политикой задабривания, но не разрешением конфликта. Российское руководство безошибочно распознает политику полумер или противоречий и реагирует на нее соответствующим образом. Наверное, сегодня в этом заключается главное различие между Кремлем и политическими лидерами Запада: Путин умеет делать выводы и приспосабливаться, а наши политики, по всей видимости, нет.

1. См. речь министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера на симпозиуме Эгона Бара, 21.04.2016 г., http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2016/160421_BM_EgonBahrSymposium.html.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся